Тема 1. Гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей



Дисциплинарный модуль 4. Защита прав потребителей

 

Тема 1. Гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей

План

1. Общие положения законодательства о гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей.

2. Обстоятельства, освобождающие продавца (изготовителя, исполнителя) от гражданско-правовой ответственности за причиненный вред.

3. Формы гражданско-правовой ответственности за причинение имущественного вреда.

4. Право потребителя на возмещение вреда.

5. Понятие права потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги).

 

Темы рефератов и эссе

1. Ответственность продавца (исполнителя) за вред, причиненный вследствие недостатков товаров (работ или услуг).

2. Компенсация морального вреда, причиненного потребителю.

Задачи

Задача 1

Соколов обратился в суд с иском к жилищно-эксплуатационной организации о возмещении вреда и компенсации морального вреда. В обоснование своих требований истец указал, что из-за некачественного ремонта швов стыков панелей ответчиком при дожде и снегопаде происходит затопление его квартиры. Так, в частности, 23 ноября был залит телевизор, стоящий вблизи аварийной стены, в марте того же года залиты шторы, пришедшие в полную негодность.

На этом основании, а также, учитывая, что на требования возместить причиненные убытки жилищно-эксплуатационная организация отвечает отказом, Соколов потребовал в суде возмещение стоимости ремонта квартиры, стоимости штор и расходов на приобретение нового телевизора, а также компенсации морального вреда. Рассмотрев дело, суд удовлетворил только требования истца в части возмещения стоимости ремонта квартиры, а в остальной части иска отказал. При этом суд указал, что, во-первых, истец не доказал причинную связь между аварией и выходом телевизора из строя, а во-вторых, спорные отношения, по мнению суда, регулируются нормами жилищного законодательства, а не Законом РФ «О защите прав потребителей». Соответственно, требование истца о компенсации морального вреда является необоснованным, поскольку оно не предусмотрено жилищным законодательством.

Правомерно ли решение суда?

 

Задача 2

Региональный общественный фонд защиты прав и благополучия потребителей в интересах Авдеева обратился в суд с иском к ООО «Авто-центр» о защите прав потребителя, мотивируя свои требования тем, что 18 апреля 2012 г. Авдеев заключил с ООО договор купли-продажи автомобиля марки, модели «Toyota Corolla». В процессе эксплуатации в гарантийный период в автомобиле выявлялись недостатки, которые истец относит к существенным, поскольку они выявляются неоднократно и проявляются вновь после устранения. Данный автомобиль приобретался в кредит, истец уплатил и продолжает уплачивать проценты по данному кредитному договору. В связи с приобретением автомобиля истец понес убытки, связанные со страхованием автомобиля, которое являлось необходимым условием кредитного договора. Кроме того, истец понес убытки, связанные с периодическим техническим обслуживанием автомобиля. Истец просит расторгнуть договор купли-продажи и взыскать с ООО в пользу Авдеева стоимость автомобиля, уплаченную им при заключении договора, комиссию за предоставление и обслуживание кредита, проценты по кредитному договору, неустойку, компенсацию расходов по страхованию автомобиля, компенсацию расходов по техническому обслуживанию автомобиля, расходы на услуги представителя в суде, компенсацию морального вреда.

Что из перечисленного относится к убыткам? Какое решение должен принять суд?

Задача 3

Шишкина в своих интересах и в интересах своей несовершеннолетней дочери обратилась в районный суд с иском к ПАО «Терем» о защите прав потребителей. В обоснование заявленных требований истец указала, что после употребления приобретенной в магазине ПАО колбасы вареной молочной ее дочь с признаками отравления была вынуждена обратиться за медицинской помощью, где ей был поставлен диагноз: острая кишечная инфекция.

Согласно заключению эксперта представленный на экспертизу образец колбасы не соответствует требованиям ГОСТ Р 52196-2003, ГОСТ Р 51074-2003, представляет потенциальную опасность для здоровья потребителя и нарушает его права.

В чем заключается гражданско-правовая ответственность ПАО? Какие требования могла предъявить Шишкина в исковом заявлении?

Задача 4

Мухин обратился с иском к импортеру ООО «Ферари-люкс» о возврате товара ненадлежащего качества, взыскании стоимости товара, неустойки, компенсации морального вреда.

Решением районного суда c ООО в пользу Мухина взыскана компенсация морального вреда, а также в доход бюджета муниципального образования взыскан штраф и государственная пошлина.

Удовлетворяя требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, чтоответчиком не оспаривалось наличие в товаре недостатков производственного характера, которые устранялись в рамках гарантии, а само наличие в товаре недостатков свидетельствует о нарушении прав потребителя, ответственность за которое несет, в том числе, и импортер.

Правильно ли решение суда? Какова правовая природа штрафа в данном случае? Обоснуйте ответ.

 

Задача 5

Областной общественный фонд по защите прав потребителей, действуя в интересах Хорошеева, обратился с иском в районный суд с требованием о взыскании в пользу Хорошеева с ООО «Мотор-сервис» денежных средств, уплаченных по договору купли-продажи автомобиля в размере 281000 руб., неустойки в размере 8000 руб., компенсации морального вреда в сумме 5000 руб., расходов на представителя в сумме 8000 руб.

Удовлетворяя исковые требования истца, суд также взыскал с ответчика в бюджет муниципального образования штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 25% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в размере 75500 руб., а также штраф в пользу фонда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 25% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в размере 75500 руб.

Данное решение суда было обжаловано ответчиком. Судебная коллегия не согласилась с решением суда первой инстанции в части взысканного штрафа в размере 151000 руб. с перечислением 50% от указанной суммы в бюджет муниципального образования 50% в пользу областного общественного фонда по защите прав и благополучия потребителей, то есть по 75500 руб. в пользу каждого.

Что следует учитывать при определении размера штрафа? Какое решение должна принять судебная коллегия?

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 2): принят Государственной Думой РФ 22.12.1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 5. ст. 410.

2. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7.02.1992 г.// СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

3. Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 // Российская газета. 1995. № 29.

4. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 // Российская газета. 2012. № 156.

5. Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 г. № 6 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 5.

6. О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей»: Приказ МАП РФ от 20.05.1998 г. № 160 // Российская газета. 1999. № 5-6.

7. О постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»: Письмо Роспотребнадзора от 23.07.2012 г. № 01/8179-12-32 // СПС «КонсультантПлюс».

8. Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими частично пункта 12 и пункта 139 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55: Решение Верховного Суда РФ от 23.09.2008 г. № ГКПИ08-1464 // СПС «КонсультантПлюс».

План

1. Общие положения законодательства об административной ответственности за нарушение прав потребителей.

2. Субъекты административной ответственности за нарушения прав потребителей.

3. Основания привлечения к административной ответственности за нарушение прав потребителей.

4. Порядок привлечения лиц, виновных в нарушении прав потребителей, к административной ответственности.

Рефераты и эссе

1. Характеристика отдельных составов административных правонарушений в области защиты прав потребителей (по выбору студента).

2. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан.

3. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

4. Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

5. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель.

6. Административная ответственность за правонарушения на транспорте.

7. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения.

8. Административная ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.

9. Административная ответственность за правонарушения против порядка управления.

 

Задачи

Задача 1

ООО «Ника» рекламировало на местном телевидении «уникальные самозатачивающиеся» ножи по низкой цене. Более тысячи человек приобрели такие ножи, которые ломались через несколько дней, так как были сделаны из некачественной стали и были забракованы предприятием-изготовителем. «Ника» купила их у предприятия-изготовителя как вторичное сырьё на переплавку.

Имеются ли основания для привлечения к ответственности? К какому виду ответственности можно прилечь ООО «Ника»? Обоснуйте свой ответ.

Задача 2

Кальчугин, мастер по ремонту холодильников, при замене неисправных испарителей использовал старые испарители, уже подвергавшиеся ремонту, уверя клиентов, что устанавливает новые. Клиенты оплачивали стоимость новых испарителей.

Дайте правовую оценку ситуации.

Задача 3

Компания «Сервис-трейд» закупила в Германии партию йогурта. Товар был принят на реализацию в магазины, но выставлен на продажу, когда уже истек срок годности йогурта. В результате девять детей получили пищевое отравление.

Дайте правовую оценку ситуации. Измениться ли квалификация действий виновных в реализации просроченного йогурта лиц, если в результате этого никто не пострадал?

Задача 4

Миронова, билетный кассир кинотеатра, продавала билеты по завышенной цене, а в кассу сдавала деньги согласно действительной стоимости билета.

Дайте правовую оценку действиям Мироновой. Имеются ли в них признаки правонарушения?

Задача 5

Индивидуальный предприниматель был привлечен к административной ответственности по ч. 1 и 2 ст. 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Основанием для привлечения к ответственности послужило заявление территориального управления Роспотребнадзора и протокол об административном правонарушении. Из текста протокола об административном правонарушении следовало, что при продаже пищевых продуктов индивидуальный предприниматель не обеспечила соблюдение требований санитарного законодательства. Нарушение выразились в том, что в магазине осуществляется предварительная фасовка готовой продукции при отсутствии в составе магазина фасовочных помещений; отсутствует помещение фасовки для продовольственного сырья (мясо, рыба); на момент проверки фасовка мяса осуществляется в помещении разогрева и приема пищи персонала магазина; нарушаются условия хранения колоды для разрубки мяса - колода установлена непосредственно на полу в складском помещении магазина; нарушаются условия хранения сырых и готовых пищевых продуктов - на момент проверки в торговом зале в холодильном ларе осуществлялось совместное хранение масла сливочного и мясных полуфабрикатов; нарушаются условия хранения пищевых продуктов - на момент проверки часть продукции (минеральная вода, соки) хранились без использования подтоварников, непосредственно на полу; подготовка, взвешивание и упаковка сырых (мясо, рыба, полуфабрикаты замороженные) и готовых к употреблению пищевых продуктов в магазине производится в одном отделе, на одних весах, одним продавцом; для нарезки колбасных изделий и сыра используются разделочные доски и ножи без маркировки; осуществляется реализация продукции в потребительской упаковке без наличия этикеток (или листов-вкладышей) с указанием наименования предприятия-изготовителя, даты выработки, конечного срока реализации и т.п.; допускается реализация продукции с истекшим сроком годности; в организации торговли отсутствует отдельный уборочный инвентарь для туалета, промаркированный в установленном порядке, уборка торгового зала, складских помещений и туалета осуществляется одним уборочным инвентарем; в магазине проводится совместное хранение санитарной и домашней одежды; продавцы магазина работают без полного комплекта санитарной одежды, а именно без головных уборов.

Верна ли квалификация действий индивидуального предпринимателя управлением Роспотребнадзора?

Библиографический список

1. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7.02.1992 г.// СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: принят Государственной Думой РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

3. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184 –ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 52. Ст. 5140.

4. О рекламе: ФЗ от 13.03.2006 г. // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

5. Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей: Постановление Правительства РФ от 02.05.2012 г. № 412 // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2435.

6. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 //

7. О защите прав потребителей услуг связи: Письмо Роспотребнадзора от 05.07.2010 № 01/9870-10-32 // СПС «КонсультантПлюс».

8. О направлении Справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органов Роспотребнадзора: Письмо Роспотребнадзора от 21.04.2009 г. № 01/5288-9-32 // СПС «КонсультантПлюс».

9. Судебная практика по делам об административных правонарушениях за 2012 - 2013: Письмо Роспотребнадзора от 29.04.2013 N 01/5020-13-32 // СПС «КонсультантПлюс».

 

План

1. Общие положения законодательства об уголовной ответственности за нарушение прав потребителей.

2. Субъекты уголовной ответственности за нарушения прав потребителей.

3. Основания привлечения к уголовной ответственности за нарушение прав потребителей.

4. Порядок привлечения к уголовной ответственности за преступления, затрагивающих права потребителей.

Темы рефератов и эссе

1. Характеристика отдельных составов преступлений, затрагивающих права потребителей.

Задача 1

ООО «Здоровье–2000» осуществляло рекламную кампанию по продвижению на российском рынке препарата «Шарк Картилаже». Данный препарат представлялся как единственный способ против рака, артрита, мастита, геморроя, аллергии, псориаза.

В ходе разбирательства по делу было установлено, что препарат «Шарк Картилаже» изготовлен как добавка к пище. Доказательств эффективности воздействия и избавления от болезни нет. Территориальный антимонопольный орган г. Москвы выдал предписание ООО «Здоровье –2000» о запрете дальнейшей рекламы «Шарк Картилаже» как лекарственного средства. Кроме этого имелись заявления потребителей рекламируемого продукта о том, что их здоровье ухудшилось.

Антимонопольный орган направил материалы дела в ГОВД г. Москвы для возбуждения уголовного дела.

Дайте правовую оценку ситуации. Имеются ли основания для ответственности рекламодателя и рекламораспространителя? Имеется ли состав преступления в действиях руководителя ООО «Здоровье –2000»?

 

Задача 2

Ясин, Громов и аксонов, сотрудники компании «Стиль» по продаже компьютерной техники, изготовили цветные наклейки товарного знака фирмы «IBM», которые наклеивали на компьютеры производства малоизвестных производителей. Свои действия они объяснили тем, что хотели быстрее реализовать такие ЭВМ.

Вариант: цветные наклейки содержали буквы «IBM», но в остальном не соответствовали виду товарного знака «IBM».

Квалифицируйте действия указанных лиц. Имеются ли в данных случаях признаки состава преступления?

Задача 3

Торгово-посредническая компания закупила у аналогичной посреднической организации, расположенной в Армении, 15 тыс. бутылок марочного коньяка, произведенным коньячным заводом. Граждане, купившие коньяк в первый день реализации, оравились им: 15 человек госпитализированы в тяжелом состоянии, трое скончались.В числе последних оказался и директор торгово-посреднической компании. По данным лабораторного анализа, в бутылках из-под марочного коньяка присутствовали отходы гидролизного производства.

Дайте правовую оценку ситуации. Признаки состава какого преступления имеются в данном случае?

Задача 4

Зубов работал мастером по ремонту телевизоров. Производя ремонт, он заменял новые дорогостоящие детали на старые, использованные, срок годности которых истек. Потом замененные детали продавал.

Квалифицируйте действия Зубова.

Задача 5

Озеровы приобрели в турагенстве путевку на Канарские острова. По прибытии на место выяснилось, что обслуживание и лечение им будут оказываться на два порядка ниже по качеству, чем было ими оговорено при заключении договора с агенством.

Имеются ли в данном случае признаки какого-либо состава преступления? Дайте правовую оценку ситуации.

Нормативные правовые акты

1. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7.02.1992 г.// СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

 

План

1. Понятие защиты прав неопределенного круга потребителей.

2. Понятие и содержание публичной защиты прав потребителей. Полномочия федеральных органов власти по защите прав потребителей.

3. Санкции, налагаемые государственными органами, осуществляющими защиту прав потребителей.

4. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны прав потребителей.

5. Порядок обращения граждан в государственные органы власти и органы местного самоуправления.

Самостоятельная работа магистранта

1. Подготовить презентацию на тему «Защита прав потребителей органами исполнительной власти и местного самоуправления».

2. Анализ примера судебной практики по теме практического занятия.

3. Решение задач и выполнение заданий.

Темы рефератов и эссе

1. Полномочия Роспотребнадзора (его территориальных органов) по защите прав потребителей.

2. Порядок обжалования изготовителем (исполнителем, продавцом) решений о применении санкций.

3. Координация усилий государства в области защиты прав потребителей.

4. Реализация государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

 

Задачи

Задача 1

Баранова обратилась в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы с просьбой оказать содействие в защите ее прав как потребителя. Суть обращения заключалась в том, что Баранова приобрела в магазине кофемолку и в период гарантийного срока кофемолка вышла из строя. Однако когда она обратилась в магазин с требованием расторгнуть договор и вернуть деньги, то администрация магазина ей отказала.

Правомерны ли действия администрации магазина? Каков порядок возврата денег за некачественную продукцию? Какими полномочиями обладает федеральный антимонопольный орган? Верно ли поступила Баранова, обратившись в антимонопольный орган?

Задача 2

В территориальное управление Роспотребнадзора поступили жалобы граждан Полякова, Шевелевой и Сорокиной о нарушении банком прав потребителей. Суть нарушения заключалась в том, что разработанный банком порядок предоставления кредита ставит граждан в условия, когда, не обладая сведениями об условиях страхования, гражданин подписывает кредитный договор и оплачивает страховую премию. По их мнению таким образом банком нарушаются права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемых кредитах, обеспечивающей возможность правильного выбора услуги.

Определите дальнейшие действия управления Роспотребнадзора по этой жалобе. В случае привлечения банка к ответственности управлением Роспотребнадзора куда он может обжаловать эти действия?

Задача 3

Прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Сапожникова о возложении обязанности опубликования в средствах массовой информации сведений о выявленных нарушениях и принятых мерах по их устранению, указав, что 24 января 2014 г. специалистами территориального управления Роспотребнадзора проведена проверка деятельности ИП Сапожникова, в ходе которой были выявлены массовые нарушения законодательства.

Определите последовательность принятия мер в отношении индивидуального предпринимателя. Какое место в ней занимают полномочия прокурора по защите прав потребителей? Какое решение должен принять суд?

Задача 4

Должностными лицами управления Роспотребнадзора проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «К.», оказывающего услуги общественного питания населению (кафе), в ходе которой установлены нарушения санитарных правил.

В процессе рассмотрения дела установлены нарушения ответчиком санитарных правил 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

Какие меры и в каком порядке могут приняты управлением Роспотребнадзаром в отношении Китаева?

 

Задача 5

В выставочном центре «Сходня-мебель» между Мироновой и ООО «Декада» заключен договор на разработку проекта, изготовление и монтаж межкомнатной перегородки.

Согласно условиям договора, срок изготовления изделия составляет 10 рабочих дней, однако ООО своевременно не выполнило своих обязательств. Миронова решила отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченных денег. В связи с чем написала и отправила ООО претензию, которая осталась без ответа и удовлетворения. За защитой своих прав Миронова обратилась в отдел по защите прав потребителей городской администрации.

Опишите алгоритм действий отдела по защите прав Мироновой как потребителя при обращении в суд. Что является их правовой основой? Какие требования могут быть выдвинуты городской администрацией в суде?

 

Нормативные правовые акты

1. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7.02.1992 г.// Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).

2. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: ФЗ от 02.05.2006 г. // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 06.10.2003 г. // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).

4. О прокуратуре Российской Федерации: закон Российской Федерации от 17.01.1992 г. // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).

5. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе: постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 // СЗ РФ. 2004. № 31. ст. 3259.

6. Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановление Правительства РФ № 322 от 30.06.2004 г., по состоянию на 14.12.2006 // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст.2899.

7. Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановление Правительства РФ № 154 от 06.04.2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст.1446.

8. О разъяснении отдельных положений действующего законодательства: Письмо Роспотребнадзора от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32 // СПС «КонсультантПлюс».

 

План

1. Правовой статус, виды и организационно-правовые формы общественных организаций, осуществляющих защиту прав потребителей.

2. Полномочия общественных организаций в сфере защиты прав потребителей.

3. Государственная поддержка деятельности общественных организаций по защите прав потребителей.

Темы рефератов и эссе

 

Задачи

Задача1

Общество потребителей предъявило в суд иск о защите неопределенного круга потребителей – граждан, являющихся пассажирами городского общественного транспорта. Целью иска явилось желание добиться вынесения решения, запрещающего водителям общественного транспорта выпускать пассажиров на остановках только через переднюю дверь. Суд вынес определение об отказе в приёме указанного искового заявления со следующим обоснованием. Во-первых, не определен точный круг лиц, в интересах которых подается исковое заявление. Во-вторых, у общественных объединений потребителей нет полномочий для подачи подобных исков.

Правомерно ли данное определение суда? Решите дело.

 

Задача 2

Общество потребителей предъявило в суд иск в интересах Козлова. Однако суд отказал в приёме иска, обосновав это тем, что общество вышло за пределы своих полномочий, так как Козлов не является членом общества, а в соответствии с Законом РФ «Об общественных объединениях» общественное объединение вправе предъявлять судебные иски только в интересах своих членов.

Какими основными правами обладают общественные объединения вообще и общественные объединения потребителей, в частности? Правомерно ли, с Вашей точки зрения, определение суда об отказе в приеме иска?

 

Задача 3

Обществом защиты прав потребителей «Виктория» по собственной инциативе были проведены мероприятия общественного контроля за соблюдением прав потребителей индивидуальным предпринимателем Мухамедовым при осуществлении продажи товаров, в ходе которых были выявлены многочисленные нарушения законодательства. Все нарушения были сфотографированы и описаны в протоколе. Продавец магазина отказалась подписывать протокол, заявив, что не уполномочена на то предпринимателем. Купленные обществом товары были направлены на экспертизу, перед экспертами была поставлена задача установления соответствия товаров действующему законодательству. Все эксперты указали в заключениях, что товары не соответствуют действующему законодательству и техническим регламентам.

Общество обратилось в суд с иском о защите прав неопределенного круга лиц, потребовав признать деятельность индивидуального предпринимателя противоправной, прекратить нарушения.

Будет ли удовлетворен иск общества?

Задача 4

Общество по защите прав потребителей, действуя в интересах потребителя, обратилось с иском к адвокату Волкову о возмещении убытков. Определением районного суда обществу было отказано в принятии искового заявления, как поданного с нарушением правил подсудности (заявление подано по месту жительства потребителя).

Подлежат ли защите данные требования? Верное ли решение принял суд?

 

Задача 5

Общество защиты прав потребителей, действующее в интересах Гавриловой, обратилось в суд с исковым заявлением к ООО «Аврора», в котором просит расторгнуть агентский договор на подбор и приобретение туристского продукта и выплатить потребителю денежную сумму в размере 28 900 руб., неустойку в размере 168 198 руб., взыскать в пользу потребителя компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

Обосновывая свои исковые требования, истец указывает что, между Гавриловой и ООО «Аврора» был заключен агентский договор, предметом которого являлось бронирование и приобретение путёвки в Египет на курорт Шарм аль Шейх. По договорённости с ответчиком в связи с начавшимися массовыми народными волнениями в столице Египта - до подтверждения туроператором действительности данного туристского продукта потребитель внёс договорную сумму не полностью (43 300 руб.), а в виде авансового платежа в размере 28 900 руб. Туроператор аннулировал туристский продукт в связи с непрекращающимися волнениями в Египте и изданном в связи с этим Приказом Федерального агентства по туризму.

Согласно договору в случае аннуляции и (или) не подтверждения туроператором заказанного и (или) подтверждённого тура, в случае не достижения соглашения по альтернативному туру, агент в трёхдневный срок возвращает 100% внесённых принципалом денежных средств без взаимных штрафных санкций. Однако в трёхдневный срок ответчик добровольно не выполнил свои обязательства по возврату денежных средств и вместо этого стал предлагать потребителю по телефону альтернативные туры с доплатой со стороны потребителя. Потребителя данные альтернативные туры не устроили в силу дороговизны и выхода сроков альтернативного тура за рамки его отпуска. Таким образом, прошло 194 дня, в течение которых ответчик имел возможность выплатить потребителю сумму, внесённую им по договору. Однако ответчик не сделал этого.

Определите правовую основу деятельности общества защиты прав потребителей в данном случае. Какие еще требования вправе предъявить общество защиты прав потребителей? Будет ли удовлетворен иск истца?

План

1. Гражданско-процессуальные особенности рассмотрения дел с участием потребителей.

2. Подсудность гражданских дел по защите прав потребителей.

3. Процессуальные права и обязанности потребителей.

4. Производство в суде первой инстанции.

5. Производство в суде второй инстанции.

6. Производство в суде апелляционной инстанции.

7. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений.

8. Пересмотр решения суда в порядке надзора.

9. Исполнение судебного решения.

Самостоятельная работа магистранта

1. Подготовить презентацию на тему «Судебная защита прав потребителей».

2. Анализ примера судебной практики по теме практического занятия.

3. Решение задач и выполнение заданий.

Рефераты и эссе

1. Необходимость досудебного обращения с требованиями к продавцу при продаже товаров.

2. Взыскание судом с продавца (исполнителя, изготовителя) штрафа.

Задачи

Задача 1

Во время движения поздно вечером по неосвещенной улице легковой автомобиль, за рулем которого находился Баранов, попал правым передним колесом в открытое отверстие канализационного люка.

В результате автомобилю, принадлежащему Баранову, был причинен следующий ущерб: сломана передняя ось, порвана покрышка колеса, деформирован диск колеса, пробит картер и т.д. В результате расследования обстоятельств происшествия было установлено, что водитель был трезв.

Руководствуясь Законом РФ «О защите прав потребителей», Баранов обратился в суд с иском к территориальному органу управления дорожным хозяйством о возмещении причиненных убытков и компенсации морального вреда. Суд, исследовав обстоятельства дела, посчитал, что иск предъявлен не надлежащему ответчику и на этом основании отказал в удовлетворении исковых требований.

Можно ли признать Баранова потребителем?

Правомерно ли решение суда?

Задача 2

Аврамов и ООО «Автосервис», являющийся официальным дилером ООО «Авто-таун», заключили договор купли-продажи автомобиля. Однако в процессе эксплуатации автомобиля выявились его существенные недостатки. Аврамов обратился за защитой своих прав в Саратовский областной общественный фонд защиты прав и благополучия потребителей (далее – Фонд). Фонд, действуя в интересах в Аврамова, подал иск в районный суд г. Саратова к ООО «Авто-таун», в котором просил взыскать с ответчика стоимость товара в связи с отказом от исполнения договора купли-продажи, неустойку, компенсацию морального вреда.

Ответчик исковые требования не признал, в судебном заседании заявил ходатайство о направлении дела по подсудности в г. Мытищи Московской области, поскольку по условиям заключенного договора купли-продажи автомобиля все споры подлежат рассмотрению в суде по месту нахождения ответчика.

Определением районного суда г. Саратова дело по иску Фонда в интересах Аврамова к ООО «Авто-таун» о защите прав потребителя передано для рассмотрения по существу в Мытищинский городской суд Московской области.

Суд первой инстанции указал, что в силу ст. 32 ГПК РФ стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству.

Кассационным определением Саратовского областного суда определение районного суда г. Саратова отменено, поскольку о рассмотрении споров в суде по месту нахождения ответчика договорились стороны договора купли-продажи Аврамов и ООО «Автосервис». ООО «Авто-таун», к которому был предъявлен иск, стороной указанного соглашения не являлось.

Кто является ответчиком в данной ситуации? Каким судом должен рассматриваться спор? Ущемляет ли договорная подсудность права потребителя?

Задача 3

Сандина обратилась в суд с иском к ООО «Фотошоп» о замене товара, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что 1 сентября 2013 г. она приобрела у ответчика фотоаппарат по цене 4690 руб. и дополнительные принадлежности к нему. Кроме того истец указал, что при приобретении фотоаппарата был заключен с ответчиком договор на дополнительное гарантийное обслуживание «Программа дополнительного обслуживания» на три года стоимостью 990 руб., о чем ей был выдан сертификат. При использовании фотоаппарата истцом были обнаружены недостатки товара.

Районный суд г. Курска принял к своему производству и разрешил по существу указанное гражданское дело.

Какие положения законодательства были нарушены судом при принятии и рассмотрении дела по существу?

Задача 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.132 с.)