Лекция 1: Вводная лекция. Место ТГП в системе юридических наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1: Вводная лекция. Место ТГП в системе юридических наук



Лекция 1: Вводная лекция. Место ТГП в системе юридических наук

Журнал «Государство и право», «Российское права», «Муниципальное право», «Полис», «ОНС»

1920-е впервые возник термин «теория государства и права»

Энциклопедия(как сборник) права потом начала называться философия(как развитие представления, мысли, вопросы этики и судебного усмотрения) права. Потом закрепилось название теория права (как разработка категориального аппарата)

Предмет- основные государственно-правовые закономерности:

a) Возникновения государства и права и их трансформация в последующие периоды

b) Эволюция исторических типов государств (средиземноморская полисная цивилизация –восточная цивилизация\рабовладельческая-феодальное-буржуазное и так далее)

c) Эволюция функций государства и права. К примеру, раньше была защитная и аннексирующая функция. Сейчас часто преобладает социальная функция государства (защита граждан и поданных)

d) Смена в пределах регулирующего воздействие государства и права на общественные отношения(лакмус-права и свободы человека) 17,18 век в России-эпоха революций с лозунгами с признанием личных прав и свобод человека (право на личную неприкосновенность –гарантии от несанкционированного ареста, свобода совести(убеждения и религии)). 19 век в России-партийные законы (количественный состав –не менее 10 000 членов, которые меняются на 50 000, в 2011-45 000, 2012- 500 членов)

e) Развитие правосознание и правовой культуры. Свобода судейского усмотрения, изменение функции суда.

f) Соблюдение исполнения, применения норм права (Вопрос - Достаточно ли иметь отличное законодательство?)

g) Эволюция самого права в рамках государства

 

Методы

a) Всеобщие

-диалектические

-метафизические(представление о том, что данное явление статично, неизменно)

b) Общенаучные

-системный анализ (система-как совокупность взаимодействующих элементов)

-функциональный подход (выясняются функции одних явлений по отношению к другим)

c) Частнонаучные

-социологический метод (важен при анализе живого анализа(который постоянно существует)видоизменяется. К ним относятся количественные и качественные исследования (фокус, интервью, наблюдение).

- статистический метод (подсчет данных, изменений)

-формально-юридический метод (система обработки и анализа действующих норм права и норм практики)

-сравнительно-правовой подход-сопоставление различный политико-правовых явлений с целью выяснения общих и особенных свойств.

 

Историко-правовые науки   Отраслевые юридические науки  
-ИГП -ИППУ(история политической и правовой мысли об обществе, государстве, институте государства)     -административное -конституционное -гражданской -уголовной -финансовой -налоговое -семейное   Классификация по публичности и частности: Публичное право: -те отрасли права, которые связаны с государственно-правовой тематикой ü Конституционное право ü Административное право ü Налоговое право ü Уголовное право Императивный метод правового регулирование -волевой характер урегулирования (со стороны государства или частного лица) («Субъект обязан…») Частное право: ü Гражданское ü семейное ü Трудовое ü Предпринимательское   Диспозитивные методы правого регулирования –свобода усмотрения сторон (главный принцип в договорных отношениях). Стороны могут выбирать модель своего поведения. («Субъект вправе…»)  

ТГП изучает наиболее общие закономерности, эволюции в государственно-правовых явлениях и институтах.

ТГП связана с политической наукой, поскольку большая часть посвящена государственным институтам (которые являются частью политической системы)

Теологическая концепция

Аврелий Августин, Фома Аквинский.

1. В основе этой концепции лежит идея богоустановленности светской власти. Государство получается вечным, незыблемым институтом. Оно выражает волю бога, и поданные государства покоряются этому государству, воспринимая его как данность, дарованную свыше+ полное подчинение государственной власти.

2. Монарх –посланник. Власть папы римского производна от власти бога. Власть монарх получает от папы римского.

3. Разновидностью телеологической концепции является христианская демократическая концепция. Подчеркивается уникальность личности и от государства требуется оказание социальной помощи тем слоям, которые не могут сами себя обеспечить.

Патриархальная концепция

Аристотель, Конфуций

1. Так как люди стремятся к общению с друг другом, то человек существо социальное, что ведет к созданию семьи и образованию государства. Государство – является продуктом развития семьи. Государственная власть проистекает из власти семейной. Соответственно, статус правителя проистекает из власти отца в семье.(Арситотель)

2. Власть в семье является источником власти в государстве. Власть императора уподобляется власти отца в семье, а отношение подданных и императора уподобляются отношениям детей и родителей. Младшие зависят от старших, должны быть почтительны и покорны по отношению к своим родителям. Родители обязаны заботиться о своих детях.(Конфуций)

3. Власть правителя и отца семьи неограничены.

Договорная концепция

Джон Локк («Два трактата о правлении»),Жан Жак Руссо, Томас Гоббс, Шарль Луи Монтескье

Идейная основа буржуазных революций

1. Права человека:

– Права на свободу и личную неприкосновенность

– Свобода собственности

– Свобода мысли и убеждений (свобода слова –производное)

2. В основе государства лежит общественный договор. Изначально люди находились в догосударственном состоянии (=естественном состоянии)..Томас Гоббс догосударственное состояние-война всех против всех. Ж.Ж. Руссо догосударственное состояние-золотой век. Мыслители наделяли человека особыми естественными правами (принадлежащие от рождения) в догосударственном периоде.

Для того чтобы совместить свой индивидуальный интерес с индивидуальными интересами других людей, чтобы неорганизованное общество не уничтожило самого себя, люди заключают общественный договор, согласно которому они отказываются от части своих прав в целях своего выживания. Результат этого общественного договора – государство, которому вменяется обязанность защищать интересы, права, свободы тех людей, которые заключили этот общественный договор. Важнейшим достоинством КОД является формулирование взаимных обязанностей граждан и государства.

Психологическая концепция происхождения государства. права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.

Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д.

Достоинства:

– обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида;

– акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

Недостатки:

– представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

– в связи с тем, что "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Концепция инцеста. Запрет на кровосмешение внутри рода. От эндогамного к экзогамному роду, качественный скачок в развитие человеческого сообщества. Социолога, антрополога Клода Леви-Стросса. Исследователь систем родства в первобытном обществе, основатель антропологии. Главной причиной возникновения государства стало возникновение экзогамных отношений, то есть запрет на инцест, кровосмешение внутри рода. Любой запрет находит не полную поддержку. Группа, которая не поддерживает запрет, необходима институция, которая бы принуждала несогласных с важнейшими нормами социального общежития. Запрет на инцест сыграл решающую роль на выделение человека из животного мира. Благодаря введению экзогамии, стал формироваться род, он требовал взаимодействие с другими родами. Во взаимодействие между родами Леви-Стросс видит главную причину возникновения государства. «Элементарный материал» для возниконовения государства. Самой существенно чертой родства требуется соотношение между элементарными семьями. Позволяет создавать элемент родства между семьями. Этнографическая, антропологическая. Начало положил Морган, развитие в трудах Тейлора, Золотерева.

Спортивная концепция. Концепция Хосе Артего-и-Гасет. Восстание масс. Процесс, причин возникновения государства. Значимость спорта для человеческого общества. Развитие общества и расширение набора трудовых навыков, необходимых для выживания, вели к постепенному усложнению воспитания молодежи.Обряд инициации - переход молодого человека в полноправного члена общины.

Насильственная концепция- Теория насилия логическое завершение получила в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского). С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

Марксистская концепция К представителям данной теории происхождения государства обычно относят Маркса, Энгельс а, Ленина. Они объясняли возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда (от земледелия отделились скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счёте и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего служит как инструмент проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

В данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Президентская

Президент сам формирует свою администрацию. Члены администрации несут ответственность только перед президентом. Президент не может распустить парламент. Сам парламент может сместить выбранного президента только в порядке импичмента, процедура привлечения к ответственности главы государства. Если президент совершил преступление и нарушил конституцию, его вправе отстранить от должности президента. В конституции США Президент объявляется главой государства и главой исполнительной власти. Исполнительная власть отвествена перед президентом. Принципы, характерные для президентской республики:

– Принцип разделения властей, и все эти ветви власти автономны.

– Принцип сдержек и противовесов -- разделение компетенции ми между органами государственной власти, которое позволяет им взаимно контролировать друг друга. В конституционную практику система сдержек и противовесов вошла с Конституцией США, где получила отчетливое выражение как по горизонтали (отношения между федеральными органами государственной власти), так и по вертикали (отношения между федерацией и штатами). Законодательная, исполнительная и судебная власти в США разделены организационно, независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из них не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает устойчивость конституционной системы США.

Законодательная ветвь власти(идеальная в США)

-Конгресс – нижняя палата. Орган законодательной представительной власти. В США выборы проходятся каждые 2 года. Депутаты нижней палаты избираются прямым голосованием по избирательным округам. 435 депутата в Конгрессе в США, избираемых на основе мажоритарной системы. Ценз для депутата США –нахождение в США 7 лет, от 25 лет возраст, кандидат должен проживать в том штате, который его избрал. Нижнюю палату возглавляет спикер, который выбирается палатой.

Функции: принятие законов, исключительное право объявлять войну, учреждение федеральных судов, регулирование порядка приобретения гражданства,

-Сенат— верхняя палата. Кабинет состоит из глав департаментов
(министры). Сенат – верхняя палата парламента. Такая функция Сената не носит политического характера, проверяется лишь компетентность и моральный облик кандидата на главу департамента.

У К и С одинаковые требования к голосованием. Проект принят, если за него проголосовали обе палаты.

Конституция предусматривает отдельный коллегиальный орган в исполнительной власти –правительство.

Избирательные цензы –требования к кандидату на должность президента.

– Возрастной. В большинстве стран президентом может стать человек, которому от 35 лет до 65 лет (65 – потолок возраста не зафиксирован ни в одной конституции, но здесь полагаются на здравый смысл)

– Ценз оседлости – срок проживания кандидата на должность должен составлять в России 10 лет, а в США 14 лет. В США президент и вице-президент, которые избираются одновременно, не могут быть представителями одного и того же штата (12 поправка к конституции)

– Ценз языка – В некоторых республиках в составе РФ от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка

– Ценз национальности

– Религиозный ценз -- президент должен быть определенного вероисповедания, однако в конституции этого не прописано. В США неписанные требования для президента: белый, протестант, желательно ведущий свой род от первых поселенцем.

Парламентская

Президент является исключительно главой государства, но не является главой исполнительной власти. Президент выполняет представительские функции. Исполнительная власть в руках премьер-министра или председателя правительства.

Контрасигнатура — порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы.

Парламент формирует ответственное перед ним правительство. Главой правительства назначается лидер партии парламентского большинства. Парламент имеет право отправить правительство в отставку путем выражения вотум недоверия к правительству. К примеру, когда коалиционное правительство (то есть нет 50+1 голос) создают союзы для принятия проекта. Если выражается вотум недоверия к правительству, президент как глава государства имеет право распустить парламент и объявить досрочные выборы.

Смешанная

Черты:

Президент также как и парламент избирается путем всеобщих прямых выборов. Отличительный признак заключается в двойственной ответственности правительства и перед парламентом, и перед президентом. Президент наделяется самыми широкими полномочиями по управлению государства: являясь главой государства, он назначает правительство (в конституции оговаривается, что только с согласия парламента). Законодательная деятельность парламента по ряду вопросов ограничена. В конституции закрепляется принцип ответственности правительство перед парламентом. Президент председательствует на заседаниях правительства, однако в Конституции предусматривают институт главы правительства. Глава правительства может назначаться парламентом, но по представлению президента. Это республика сильного президента, наделение его юридическими и фактическими полномочиями.

Государственное устройство

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства.

1. Унитарное государство

2. Федеративное государство

3. Конфедеративное государство (в качестве союза)

Национально –государственное устройство –термин для государства, где полиэтничный состав. Государственное устройство,когда мало народностей.

 

Унитарное государство

-- когда оно целостное и представляет единую территорию, части которого являются административно-территориальными единицами. В составе унитарного государства нет государственных образований, обладающих признаками суверенитета. Территория может включать отдельные, автономные, национально-государственные образования. Такие образования могут иметь определенные атрибуты государственности. Например, у Крыма есть свои акты, не противоречившие конституции Украины. В Испании есть финансово и политически самостоятельные регионы, в Каталонии каталонский язык приравнивается к испанскому.

Признаки:

1. Единство территории

2. Единое гражданство

3. Единая система органов государственной власти

4. Единая судебная и правовая система

Местные и региональные органы власти подчинены центральным институтам государственной власти. Выделяют следующие виды унитарного государства:

· Децентрализованные – государства, в которых региональный орган формируется независимо от центральных органов, поэтому отношения между этими уровнями власти строятся на принципах децентрализации.(Новая Зеландия, Япония, Великобритания, относительно децентрализованные государства –Португалия и Италия)

· Централизованные – государства, где жесткое подчинение местной власти центральной. И даже есть местное самоуправление. Страны -- Казахстан, Узбекистан, Дания, Норвегия,

Федерация -- сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности.

Могут быть федерации и с монархом (Бельгия, Малайзия).

Два уровня власти:

1)Государственная власть – федеральная, уровень субъектов власти. Только они могут вводить законы.

2)Местная власть –МСУ. Они водят акты, постановления, но не законы.

Признаки федерации:

Основные:

– Единство территории из государственных образований

– Разграничение компетенции между центральными, федеральными органами власти.(Статьи 71,72,73)

– Наличие двух уровненного законодательства. На уровне субъектов федерации действуют самостоятельные, законодательные, представительные органы власти. Субъекты имеют самостоятельную законодательную и исполнительную власть.

– Наличие единого гражданства

Факультативные (необязательны):

– Возможность установления гражданства субъектов федерации

– Возможность установления своего языка

– Наличие собственной конституции у субъектов федерации

– Ассиметричный статус субъектов федерации.

– Наличие судебной системы на уровне субъектов федерации. В США есть федеральный суд и суд штатов. В России существует только уставной суд(для слежения, чтобы законы соответствовали Конституции), вся остальная система (окружной, районный???)

Институт федеральной интервенции -- в федеративном государстве основанное на законе вмешательство федерального правительства в дела субъекта федерации в случае нарушения властями последнего федерального законодательства, неподчинения законным требованиям федерального правительства, нарушения прав человека, беспорядков, возникновения угрозы целостности федеративного государства, задержки налоговых и др. платежей. Ф.и. есть вмешательство, принудительное вторжение федеральной власти во внутренние дела субъекта федерации для восстановления, наведения порядка.

Виды федерации:

· Асимметричная(разные статусы)

· Симметричная (одинаковый статус)

 

 

ü Конституционный тип – в основе федерации лежит конституция, учреждающая федеративную форму государства.

ü Договорный тип – организации власти снизу, то есть штаты сами между собой договариваются (Швейцария – Конфедерация кантонов). Швейцария в 1871 приняла Конституцию, но характер был кантонов. По принятии новой Конституции Швейцария, сохранив название, создало федеративное государство, в основе которого был договор. ОАЭ – союз дружественных организаций. Они были объединены не верховной властью, а по договору.

Россия(договорной или конституционный?):

Выросла из состава РСФСР

В РСФСР были разностатусные территориальные образования.

В 1992 был принят федеративный договор с субъектами насчет суверенитета (поэтому можем сказать, что договорной тип)

В 1993 была учреждена Конституция (конституционный тип), установившая новые отношения между субъектами, но при этом федеративный договор оставался действующим.

В 1999 -2000 бурный рост отношений между субъектом и федерацией. Подчеркивается самостоятельность субъектов федерации.

2002-03 эти договоры утрачивают силу. Теперь можем сказать, что между федеральным центром и субъектами конституционный тип отношений.

 

Только республики имеют право устанавливать свой язык наряду с русским.

Конфедерация – это такая форма государства, при которой входящие в состав такого союза государства сохраняют свой суверенитет практически в неизменном виде. Например, Европейский союз. Однако экономически они зависимы друг от друга.

Автономия – тип территориального управления, когда исторически и территориально оправдывается самостоятельность. Форма самоуправления части территории государства, обладающей правом самостоятельного решения внутренних вопросов.

Виды:

1.Территориальная

Общий признак – внутреннее самоуправление

Факторы:

– Этнический

– Религиозный

– Культурный

– Исторический

 

2.Национально – культурная. Важнейшим фактором становится этнико-лингвистический и культурный. При национально –культурной автономии в законодательстве предусматривается за определёнными национальными меньшинствами, проживающими на всей территории государства специальные права в ряде случаев привилегии. Цель нк автономии -- это сохранении малочисленных этносов, их языка и культурной самобытности. Конвенция по сохранению языков распространяются на все государства, входящие в состав ЕС. Эти государства обязаны сохранять региональные языки (язык преобладающего этноса компактно на данной территории)

 

Политическая система органов власти в РФ.

-- это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Виды:

1)государство

2)партии

 

Битцефальная власть -- это когда исполнительная власть представлена двумя сильными институтами – глава государства и правительство.

Конституция устанавливает принцип разделения властей как основополагающий принцип государственной власти.

Федеральной собрание (ГОСДУМА, СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ) – законодательная

Правительство – исполнительная власть.

Президент в РФ – глава государства, избирающийся на 6 лет.

Важный аспект статуса президента – процедура отрешения от должности (импичмент) только при согласии федерального собрания. Выдвигает обвинение ГОСДУМА (нижняя палата). Верховный суд РФ должен дать подтверждение факт наличия преступления. Конституционный суд должен подтвердить, что во время процесса обвинения не нарушены принципы конституции.

Президент РФ обладает представительские функции (внутри и за страной, в МО, конференциях, подписание договоров, аккредитация послов)

Президент назначает правительство с согласия ГОСДУМЫ.

 

Президент предлагает кандидатуры судей, генерального прокурора Сенату.

Президент назначает выборы в ГОСДУМУ.

Задание на семинар по ТГП

1)читать Конституцию(1,3,4,5,6,7,8)

2)читать федеральный конституционный закон по правительству

3) читать федеральный конституционный закон по судебной системе

 

Статус главы РФ и другого президента

Форма правления в РФ со странами СНГ

 

Лекция 1: Вводная лекция. Место ТГП в системе юридических наук

Журнал «Государство и право», «Российское права», «Муниципальное право», «Полис», «ОНС»

1920-е впервые возник термин «теория государства и права»

Энциклопедия(как сборник) права потом начала называться философия(как развитие представления, мысли, вопросы этики и судебного усмотрения) права. Потом закрепилось название теория права (как разработка категориального аппарата)

Предмет- основные государственно-правовые закономерности:

a) Возникновения государства и права и их трансформация в последующие периоды

b) Эволюция исторических типов государств (средиземноморская полисная цивилизация –восточная цивилизация\рабовладельческая-феодальное-буржуазное и так далее)

c) Эволюция функций государства и права. К примеру, раньше была защитная и аннексирующая функция. Сейчас часто преобладает социальная функция государства (защита граждан и поданных)

d) Смена в пределах регулирующего воздействие государства и права на общественные отношения(лакмус-права и свободы человека) 17,18 век в России-эпоха революций с лозунгами с признанием личных прав и свобод человека (право на личную неприкосновенность –гарантии от несанкционированного ареста, свобода совести(убеждения и религии)). 19 век в России-партийные законы (количественный состав –не менее 10 000 членов, которые меняются на 50 000, в 2011-45 000, 2012- 500 членов)

e) Развитие правосознание и правовой культуры. Свобода судейского усмотрения, изменение функции суда.

f) Соблюдение исполнения, применения норм права (Вопрос - Достаточно ли иметь отличное законодательство?)

g) Эволюция самого права в рамках государства

 

Методы

a) Всеобщие

-диалектические

-метафизические(представление о том, что данное явление статично, неизменно)

b) Общенаучные

-системный анализ (система-как совокупность взаимодействующих элементов)

-функциональный подход (выясняются функции одних явлений по отношению к другим)

c) Частнонаучные

-социологический метод (важен при анализе живого анализа(который постоянно существует)видоизменяется. К ним относятся количественные и качественные исследования (фокус, интервью, наблюдение).

- статистический метод (подсчет данных, изменений)

-формально-юридический метод (система обработки и анализа действующих норм права и норм практики)

-сравнительно-правовой подход-сопоставление различный политико-правовых явлений с целью выяснения общих и особенных свойств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.117 с.)