Функции теории коммуникации: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции теории коммуникации:



Теория коммуникаций

Лекции 1-3 (кратко)

Коммуникация:

· Универсальная (способ связи любых объектов материального и духовного мира)

· Техническая (путь сообщения, связь одного места с другим, средство передачи информации и других материальных и идеальных объектов)

· Биологическая (сигнальные способы связи у животных)

· Социальная (многообразные связи и отношения в человеческом обществе)

Законы коммуникации:

Характеристика законов:

· Все законы носят объективный характер

· Выражают всеобщие характеристики информационного объекта

· Существуют законы динамические и статистические

· Действуют в совокупности с социальными и природными законами

Законы:

· Существует не менее двух сторон коммуникации

· Коммуникация основана на принципе обратной связи

· Коммуникация имеет знаковый характер, не существует коммуникации без определенных систем знаков

· Закон минимального основания: наличие хотя бы одного общего у источника и реципиента, в виде системы знаков или правил приема и передачи

· Закон гетерогенности систем: коммуникация возможно только при несовпадении коммуникационных потенциалов действующих систем, полное совпадение обесценивает коммуникационный обмен

 

Категориальный аппарат:

Коммуникация

· Леонтьев, Выготский, Парсонс: коммуникация = общение

· Кагон: коммуникация – чисто информационный, однонаправленный процесс, субъективно-объективная связь

· Андреева: общение – категория более широкая, чем коммуникация. Общение – три взаимодействующих стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная

· Соколов: Общение – одна из форм коммуникативной деятельности. Субъектно-субъектная связь – это и есть общение. Субъектно-объектная и объектно-субъектная – реципиент выбирает субъекта как образец для подражания

2. Информация – сведения, данные, сигнала

3. Коммуникативное пространство –система многообразных коммуникативных связей, возникающая между различными объектами коммуникации.

4. Коммуникативное время – длительность и последовательность самих коммуникативных актов

Лекция 4

Спор можно классифицировать по:

- числу участников

- числу слушателей

- целям

- форме проведения

- подготовленности/ степени организованности

2 способа подтверждения своей правоты:

- убеждения

- доказательство (базируется на логике) тезис-аргумент-демонстрация

3 правила доказательства:

1. Гомера

Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные - средние - один самый сильный.

Следствия: а) избегайте слабых аргументов; б) не начинайте с просьбы, начинайте с аргументов.

2. Сократа

Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких вопроса, на которые собеседник ответит вам "да".

3. Паскаля

Не загоняйте собеседника в угол, дайте ему возможность «сохранить свое лицо».

Среди прочих, Паскалю приписывают такие слова: ”Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции”.

Лекция 5

Лекция 6

Все процессы коммуникации происходят в каком-то контексте, который формируется из определенных переменных: времени, места, содержания слов и др.

 

Майкл Аргайл называл контекст коммуникации "социальной ситуацией" и классифицировал переменные:

✔Цели;

✔Правило, общепринятое мнение;

✔Роли принятые в данной культуре и присущие в данной модели взаимодействия;

✔Набор элементарных действий, простейшие вербальные и невербальные формы;

✔Концепты знаний т. е. наличие определенных категорий которые обеспечивают понимание ситуации;

✔Физическая среда;

✔Язык и речь;

✔Трудности и навыки их преодоления;

✔Последовательность поведенческих актов, принятый порядок смены ролей говорящего и слушающего;

Важнейшими характеристиками ситуации которые воздействуют на поведение людей является знакомость/не знакомость обстановки, формальность/неформальность обстановки, ориентированность коммуникаторов на дело или на общение.

Лекция 7

Массовая коммуникация - процесс распространения информации, духовных ценностей, моральных и правовых норм с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории.

Средства массовой коммуникации (СМК) - это специальные каналы, передатчики, с помощью которых и происходит распространение сообщений на большие территории.

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется существованием технических средств, обеспечивающих регулярную передачу сообщений, регулирующих тираж. Еще одна характеристика - социальная значимость информации. Третья характерная черта МК - массовость аудитории.

Массовая аудитория рассредоточена в пространстве и анонимна. Четвертая характеристика массовой коммуникации - многоканальность.

 

Массовая коммуникация:

✔Опосредованная коммуникация (технические средства)

✔Общение больших социальных групп

✔Замедленная обратная связь

✔Организованна

✔Высокие требования к соблюдению норм

✔Фиксированные роли

✔Информация социально ориентирована

✔Реципиент - стихийная, разрозненная аудитория

 

Межличностная коммуникация:

✔Непосредственный контакт

✔Общение индивидов

✔Непосредственная обратная связь

✔Может быть организованной, но и может носить спонтанный характер

✔Факультативность соблюдения норм

✔Смена ролей

✔Информация индивидуально личностная

✔Реципиент - конкретный человек

 

МК выполняет роль регулятора происходящих в обществе процессов. Коммуникативный процесс в средствах МК связан со следующими свойствами:

1. диахронность - коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;

2. диатопность - коммуникативное свойство, благодаря которому информация преодолевает пространство;

3. мультиплицирование - такое коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;

4. симультанность - свойство коммуникативного процесса, позволяющее представлять сообщение множеству людей практически одновременно

5. репликация - свойство, которое реализует регулятивное воздействие массовой коммуникации;

 

Начало исследования МК связывают с именем немецкого социолога М. Вебера. В 1910 году он обосновал необходимость изучать прессу в социологическом аспекте. Он показал ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и как пресса влияет на формирование человека как члена социума. Большое значение для изучения массовой коммуникации имела работа Липпмана "Общественное мнение" (1922 г.). Согласно Липпману, мышление человека сводится к реакциям в ответ на внешние стимулы, и сумма этих реакций, которые складываются в некий опыт, формируют некоторые стереотипы, заменяющие реальность. Он считал, что в современном ему мире именно СМК и создают большинство стереотипов в сознании людей, таким образом формируя псевдо окружающую среду. Начиная с первой трети ХХ в. изучение МК проводилось в трех аспектах:

1. теоретический

2. прагматический

3. экспериментально-прикладной

Большинство теорий массовой коммуникации построены главным образом на функциональном подходе к пониманию сущности МК. Их различия заключаются в том, какая функция является доминирующей. Несмотря на множество интерпретаций теории МК их все можно объединить в группы в соответствии с доминирующей функцией.

 

ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА

Исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате которого СМК оказываются интегрированными в эти институты и поддерживают политико-экономический курс этих структур. Данная теория подчеркивает роль СМК в формировании общественного мнения.

 

КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Представляет собой неомарксисткий подход к изучению социальных процессов в обществе. Разрабатывалась Франкфуртской школой. Свое критическое отношение к идеям Маркса о возможностях рабочего класса представители данной школы обосновали на примере СМИ, которые сыграли большую роль в идеологизации экономического базиса в интересах господствующего класса.

 

2. теории, где доминирующим является идеологический аспект

 

Теория коммуникаций

Лекции 1-3 (кратко)

Коммуникация:

· Универсальная (способ связи любых объектов материального и духовного мира)

· Техническая (путь сообщения, связь одного места с другим, средство передачи информации и других материальных и идеальных объектов)

· Биологическая (сигнальные способы связи у животных)

· Социальная (многообразные связи и отношения в человеческом обществе)

Законы коммуникации:

Характеристика законов:

· Все законы носят объективный характер

· Выражают всеобщие характеристики информационного объекта

· Существуют законы динамические и статистические

· Действуют в совокупности с социальными и природными законами

Законы:

· Существует не менее двух сторон коммуникации

· Коммуникация основана на принципе обратной связи

· Коммуникация имеет знаковый характер, не существует коммуникации без определенных систем знаков

· Закон минимального основания: наличие хотя бы одного общего у источника и реципиента, в виде системы знаков или правил приема и передачи

· Закон гетерогенности систем: коммуникация возможно только при несовпадении коммуникационных потенциалов действующих систем, полное совпадение обесценивает коммуникационный обмен

 

Категориальный аппарат:

Коммуникация

· Леонтьев, Выготский, Парсонс: коммуникация = общение

· Кагон: коммуникация – чисто информационный, однонаправленный процесс, субъективно-объективная связь

· Андреева: общение – категория более широкая, чем коммуникация. Общение – три взаимодействующих стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная

· Соколов: Общение – одна из форм коммуникативной деятельности. Субъектно-субъектная связь – это и есть общение. Субъектно-объектная и объектно-субъектная – реципиент выбирает субъекта как образец для подражания

2. Информация – сведения, данные, сигнала

3. Коммуникативное пространство –система многообразных коммуникативных связей, возникающая между различными объектами коммуникации.

4. Коммуникативное время – длительность и последовательность самих коммуникативных актов

Функции теории коммуникации:

· Познавательная (описание, изучение объекта или явления, накопление информации, систематизация, разработка парадигм)

· Методологическая (разработка эффективных способов научного познания, разработка принципов познания для всего комплекса коммуникативных исследований)

· Практическая (оптимизация процесса коммуникации)

· Прогностическая (определение перспектив развития социальной коммуникации, проведение научных экспертиз, моделирование коммуникационных процессов)

Модели коммуникации:

· Модель Аристотеля

Речь состоит из трех элементов: оратора, предмета, о котором он говорит и слушателя

· Модель Лассуэла (1948)

Отвечает на вопросы: Кто?, Что?, По какому канала?, Кому?, С каким эффектом?

· Модель Лассуэла (1968)

Отвечает на вопросы: Кто?, С какими намерениями?, В какой ситуации?, Используя какую стратегию?, С какими ресурсами?, Оказывая влияние на какую аудиторию?, С каким результатом?

· Модель Шеннона – Уивера

 

Ø Источник

Ø Передатчик

Ø Канал передачи

Ø Приемник

Ø Получатель

Расположены в линейной последовательности.

Абстрагируется от содержания и сосредотачивается на количестве.

Плюс:

Возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации

Минусы:

Механична, абстрагируется от содержания, коммуникативный процесс представляется как линейный, без обратной связи

· Модель Мельвина де Флера

(Значение 1) Источник – передатчик – (шумы) – приемник – получатель (Значение 2)

Чтобы проверить, совпадают ли Значение 1 и Значение 2, необходимо отправить сообщение обратно:

(Значение 2) Источник – передатчик – (шумы) – приемник – получатель (Значение 1)

· Циркулярная Модель Шрамма и Осгуда

Коммуникация – не линейный, а циклический бесконечный процесс

К(а) – код – сообщение – декод – К(б) – код – сообщение – декод (все это закольцовано)

 

· Модель ИСКП

Источник сообщения, канал и получатель – главные части коммуникации, в первую очередь мы должны изучать их

 

· Семиотика:

Семиотика – наука, которая исследует свойства знаковых систем и знаков, естественных и научных языков.

Семиотика может служить инструментом для всех наук.

Получает информацию из всех сфер, обрабатывает и передает наукам.

Объект изучения семиотики – знаковая система.

Основные принципы были сформулированы в 1860 – х годах Чарльзом Пирсом, сам термин принадлежит ему.

По объектам изучения делится на:

Ø Семиотика языка и литературы

Объект: проявления языка, речи или текста

Ø Знаковые явления другого рода:

Объект: живопись, музыка, архитектура, кино, обряды, ритуалы и др.

Ø Системы коммуникации животных и системы биологической связи в организме человека

Общая семиотика разделена на ряд наук: биосемиотика, лингвосемиотика и др.

Выделяют три основных аспекта семиотики:

· Синтактика (знак – знак, грамматика)

Описывает правильно построенные тексты для различных знаковых систем

· Семантика (знак – предмет, логика)

Изучает понятия, значения.

Знаком может являться не только слово, но и предложение.

У предложения бывает два предмета: истина и ложь.

В сложных предложениях придаточная часть не рассматривается.

Безличное предложение нельзя оценить на истину и ложь.

В семантическом треугольнике, помимо отсутствия предмета, возможно неоднозначное соответствие знака, понятия, предмета.

Выражается в омонимии, полисемии и синонимии.

· Прагматика: (знак – человек, риторика)

Изучает отношения интерпретера – пользователя какой-либо знаковой системы к самой знаковой системе.

Изучение прагматических отношений и свойств, помимо чисто лингвистических и логических методов, требует привлечения понятийного и методологического аппарата таких наук, как психология, социальная психология, этология.

Лекция 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.053 с.)