Принципы государственного регулирования ВЭД. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы государственного регулирования ВЭД.



Основные принципы государственного регулирования ВЭД закреплены в ст. 4 ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Принципы представляют собой исходные начала в механизме государственного регулирования. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и торговой политики. Особую роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Они также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д.

1. Принцип защиты государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.

Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности. Это является одной из целей Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Закон предусматривает возможность применения различных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Так, например, если иностранное государство предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы российских лиц, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц, Правительство РФ может вводить ответные меры - меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Наряду с защитой участников внешнеторговой деятельности государственное регулирование внешнеторговой деятельности нацелено также на защиту прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг. Для этого в арсенале инструментов торговой политики содержатся, например, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры, которые могут вводиться при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров (Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»). На защиту прав и законных интересов российских потребителей товаров и услуг нацелены многие меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и услугами и вводимые исходя из национальных интересов (ст. ст. 32 и 35 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

2. Принцип равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Данный принцип тесно связан с конституционным принципом юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ), признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).

Следует заметить, что конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц. В данном случае налицо сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий отдельных категорий лиц. Важно, чтобы соответствующие льготы были законодательно оформлены (см., например, раздел VI Закона РФ «О таможенном тарифе» (ст. ст. 34 - 37), посвященный тарифным льготам).

Одновременно с закреплением принципа равенства участников внешнеторговой деятельности законодатель устанавливает запрет их дискриминации. Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, чем те, которые были предоставлены другим субъектам. Так, ст. 22 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» посвящена недискриминационному применению количественных ограничений; в ст. 23 предусматривается, что распределение квот основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке; ст. 26 предписывает организациям, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершать сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

Запрет дискриминации не является абсолютным: в случаях, предусмотренных федеральным законом, использование дискриминационных мер может быть признано правомерным (например, в качестве ответных мер и т.д.).

3. Принцип единства таможенной территории Российской Федерации.

Понятием «таможенная территория» обозначают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны.

В соответствии со статьей 5 Закона РФ «О таможенном тарифе» таможенная территория Российской Федерации - территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Таможенный кодекс РФ 2003 г. (ст. 2) определяет таможенную территорию Российской Федерации следующим образом:

- территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации (п. 1);

- таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2);

- на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации (п. 3).

Для определения пространственных пределов таможенной территории используют понятие «таможенная граница». Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: «Таможенная граница - граница таможенной территории Российской Федерации» (п. 2 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета государства.

Принцип единства таможенной территории нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ.

Принцип единства таможенной территории производен от правовых норм, содержащихся в статьях 8 и 74 Конституции РФ, где закрепляется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности; содержится запрет на установление внутренних таможенных границ, а также в статье 71 (п. «ж»), в которой установление правовых основ единого рынка и таможенное регулирование отнесены к ведению Российской Федерации.

Принципу единства таможенной территории не противоречат нормы таможенного законодательства, допускающие исключение отдельных территорий из состава таможенной территории Российской Федерации: «На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу» (ч. 3 ст. 3 Таможенного кодекса РФ 1993 г.). Не противоречит этому принципу и создание на отдельных территориях Российской Федерации так называемых особых экономических зон с установлением для этих территорий особых моделей таможенного регулирования (ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»).

4. Принцип взаимности в отношении другого государства (группы государств).

Взаимность - общепризнанный принцип межгосударственных отношений, в соответствии с которым государства должны строить отношения друг с другом, в том числе в торговой сфере, на взаимовыгодной, равноправной основе, с учетом законных интересов другой стороны.

В комментируемом Законе под взаимностью понимается предоставление одним государством другому государству определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством первому государству такого же режима (ст. 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Тот или иной режим международной торговли (например, режим наибольшего благоприятствования) может быть представлен как отдельному государству, так и группе государств (например, Европейскому Союзу).

5. Принцип обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществления возникающих из этих договоров прав Российской Федерации.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности должно быть нацелено на обеспечение принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Данный принцип международного права представляет собой основополагающую норму, юридически обязывающую субъектов добросовестно осуществлять свои права и обязанности, вытекающие из принципов и норм международного права.

Принцип добросовестного выполнения обязательств - один из старейших принципов международного права (он восходит к древнеримской максиме: Pacta sunt servanda! - Договоры должны исполняться!). Он необходим для существования международного права в любую эпоху, поскольку отказ от него означал бы лишение международного права его юридически обязательной силы.

Этот принцип нашел свое закрепление во многих важнейших международно-правовых актах. Так, например, в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. он был сформулирован следующим образом: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться» (ст. 26).

Международное право при характеристике данного принципа исходит из того, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства должны обеспечить, чтобы их законы, административные правила, практика и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву.

В комментируемом Законе законодатель неоднократно упоминает о необходимости выполнения Российской Федерацией международных обязательств в связи с применением того или иного инструмента государственного регулирования внешнеторговой деятельности: например, в ст. 24 предусматривается установление лицензирования для выполнения Российской Федерацией международных обязательств, в ст. ст. 32, 35 и 36 в этих целях допускается введение мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

6. Принцип выбора мер государственного регулирования ВЭД, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Предполагается, что при выборе конкретного инструмента воздействия на внешнеторговую деятельность государство будет отдавать предпочтение инструменту, который, с одной стороны, обеспечит эффективность торговой политики и государственного регулирования в этой сфере, а с другой стороны, не будет излишне обременителен для участников внешнеторговой деятельности. Данный принцип самым тесным образом связан с другими принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности, закрепленными в комментируемой статье: принципом обоснованного и объективного применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также исключения неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности. Ограничение предпринимательской свободы участника внешнеторговой деятельности с использованием методов тарифного и нетарифного регулирования возможно настолько, насколько оно служит достижению основной цели - обеспечения благоприятных условий для ВЭД, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

7. Принцип гласности в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования ВЭД.

Гласность означает обязательную открытость (прозрачность) для общества и средств массовой информации процедур разработки, принятия и применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, обязательное опубликование в открытой печати принятых по данному вопросу решений государственных органов. Принцип гласности позволяет обеспечить реализацию других принципов государственного регулирования ВЭД - равенства и недискриминации участников, обеспечения права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности, и др.

Принцип гласности неоднократно упоминается в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: так, например, ст. 15 посвящена вопросам гласности в разработке мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; в ст. 28 предусматривается, что предотгрузочная инспекция должна проводиться при соблюдении принципа гласности и открытости.

Гласность не должна нарушать установленного в отдельных случаях режима конфиденциальности информации. Органы государственной власти Российской Федерации и должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с государственным регулированием ВЭД, должны обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использовать ее только в целях, для которых такая информация предоставлена (ст. 17).

8. Принцип обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования ВЭД.

Меры государственного регулирования ВЭД должны приниматься на основе тщательного научного анализа всех обстоятельств и факторов, позволяющих точно и объективно оценить необходимость принятия соответствующих мер, просчитать их эффективность, возможные экономические, социальные и политические последствия их принятия. Реализации этого принципа на практике содействует деятельность различных научно-исследовательских институтов, экспертных советов, групп консультантов, участвующих в разработке мер государственного регулирования ВЭД.

9. Принцип исключения неоправданного вмешательства государства или его органов в ВЭД и нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации.

Конституция РФ (ст. 34) закрепила: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Применительно к ВЭД этот принцип означает, что в рамках правил, установленных законами и подзаконными актами Российской Федерации, ее участники пользуются полной свободой деятельности.

Для регулирования отношений, возникающих во внешнеторговой сфере, в полной мере применяются принципы, закрепленные в статье 1 Гражданского кодекса РФ: равенство сторон гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.

Очевидно, что указанным принципом не исключается возможность государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность как таковая. В Законе речь идет об исключении случаев неоправданного вмешательства. В определенных же ситуациях государство не только может, но и обязано вмешаться во внешнеторговую деятельность, осуществляя тем самым защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

10. Принцип обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Государственное регулирование ВЭД должно быть нацелено на обеспечение:

- обороны, под которой понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне»);

- безопасности, которая определяется законодателем как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 года N 2446-1 «О безопасности»).

С принципом обеспечения обороны и безопасности непосредственно связаны, например, такие институты внешнеторгового законодательства, как военно-техническое сотрудничество, экспортный контроль. В этих целях могут устанавливаться специальные меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ст. ст. 32, 35 и 36 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

11. Принцип обеспечения права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника ВЭД.

Данный принцип обеспечивает защиту прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности от посягательств и злоупотреблений со стороны государственных органов и их должностных лиц, участвующих в регулировании внешнеторговой деятельности.

Участник внешнеторговой деятельности вправе обжаловать решение, действие (бездействие) государственного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению участника внешнеторговой деятельности, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность (ст. 18 комментируемого Закона).

Решение, действие (бездействие) государственного органа или его должностного лица может быть обжаловано в суд, арбитражный суд и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в вышестоящий государственный орган.

Участники внешнеторговой деятельности наделяются также правом на оспаривание нормативных правовых актов, ущемляющих их право на осуществление внешнеторговой деятельности.

12. Принцип единства системы государственного регулирования ВЭД.

Такое единство обусловлено рядом факторов, среди которых прежде всего следует упомянуть:

- единство цели государственного регулирования ВЭД: обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, защита экономических и политических интересов Российской Федерации;

- единство торговой политики Российской Федерации;

- отнесение к ведению Российской Федерации следующих сфер деятельности: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, и т.д. (ст. 71 Конституции РФ);

- единство таможенной территории Российской Федерации.

Данный принцип предполагает установление единой системы контроля за механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

13. Принцип единства применения методов государственного регулирования ВЭД на всей территории Российской Федерации.

Данный принцип тесно связан с предыдущим принципом - единства самой системы государственного регулирования ВЭД.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством следующих методов:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

При этом законодатель запрещает применение иных, не предусмотренных в ст. 12 методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности обеспечивается единством соответствующей нормативно-правовой базы: применение упомянутых методов осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, составляющими нормативную основу государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Принцип единства применения методов означает также, что эти методы применяются единообразно на всей территории Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.044 с.)