Тема 6. Принятие управленческих кадровых решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Принятие управленческих кадровых решений



В теории и практике управления разработано больщ0е количество методов принятия управленческих решений, cpeaj,! которых метод "мозгового штурма", метод эвристических вопросов, метод свободных ассоциаций, метод эмпатии, ме-1 тод организованных стратегий и другие.

Одним из наиболее используемых на практике является метод "многомерных матриц". Этот метод среди исследова-' телей также известен как метод "морфологического анали-1 за". Метод многомерных матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые про-1 являются в процессе матричного анализа исследуемой проблемы.

Достоинством метода многомерных матриц является то,| что он позволяет решить сложные задачи и найти много новых, неожиданных идей. Недостатками и ограничениями метода многомерных матриц может быть то, что даже при решении задач средней трудности в матрице могут оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального оказывается затруднительным. Данный метод не гарантирует, что будут учтены все параметры исследуемой системы.

Метод многомерных матриц в его начальном варианте может представлять собой двухмерную матрицу, например, 7x7 элементов:
-семь приемов решения задачи;
-семь характеристик показателей объекта, которые необходимо улучшить.

В результате проведения экспертной оценки степени воздействия на каждую исследуемую характеристику рассматриваемых приемов решения задачи может быть определена наиболее оптимальная из всех предложенных альтернатив.

ГитУация 6. Процесс принятия управленческих кацр&вых решений в турфирме "Отдых"
(метод многомерных матриц)
-турфирма "Отдых" работает на рынке туруслуг России с 9П00 г как туроператор, разрабатывая и реализуя через агентскую сеть свой собственный турпродукт регулярные груп-е и индивидуальные туры по России, а также организует прямые продажи туруслуг потребителям в офисах компании.

Персонал турфирмы "Отдых" составляет 20 человек. Большая часть из них работники в возрасте от 23 до 35 лет (что соответствует кадровой политике, ориентированной на подбор молодых работников), имеющие опыт работы в сфере туризма 3~6 лет, со стажем работы в компании 1-2 года, имеющие среднее, неполное высшее (большая часть менеджеров по продаже туруслуг) и высшее (администраторы) образование. Коллектив преимущественно женский (в том числе руководители высшего звена).

Руководство компании отметило (основываясь на информации, предоставленной линейными менеджерами) недостаточное обеспечение турфирмы работниками, имеющими образование по специальности, а также квалифицированными менеджерами. В периоды "высоких" сезонов также была отмечена острая нехватка курьеров и менеджеров по продаже туруслуг, в связи с чем качество предоставляемых услуг в этот период снижалось.

Таким образом, была выявлена необходимость дополнительного набора новых работников, а также поиска квалифицированных управленцев с опытом работы в сфере туризма.

Стоящая перед менеджерами по управлению персоналом цель выбор наиболее эффективных в данной ситуации
методов набора определяется решением следующих задач:
1. Набор работников в течение сравнительно короткого риода времени, что обусловлено необходимостью быстро-5 °°еспечения предприятия рабочей силой. -Повышение качества персонала.

3. Поддержание оптимального уровня затрат.

Кадровая стратегия турфирмы "Отдых" направлена на улучшение качества и определяет приоритеты обозначенных выше задач (большое значение приобретает качество работников, набираемых с помощью какого-либо метода).

Задание
1. Опишите, какая информация о внешней и внутренней среде турфирмы необходима для принятия решения о:
а) выборе определенного метода и источника набора персонала;
б) использовании определенных технологий обучения.

2. Выберите наиболее оптимальный метод набора работников для турфирмы "Отдых" и заполните табл. 1.19:
а) определите возможные альтернативы решения проблемы (ст. 1, табл. 1.19);
б) Произведите оценку по 10- или 5-балльной шкале предложенных альтернатив по каждому критерию (ст. 26,
табл. 1.19);
в) выберите оптимальное на ваш взгляд решение об использовании источников набора персонала (с учетом степени приоритетности каждого критерия);
3. охарактеризуйте этапы принятия решения о выборе источников набора персонала турфирмы "Отдых".

Вопросы для обсуждения:
1. Понятие управленческого кадрового решения.
2. Основные этапы разработки управленческих кадровых решений.
3. Анализ ситуации. (Получение информации о ситуации. Разработка оценочных критериев.)
4. Генерирование альтернативных вариантов решений (методы).
5. Отбор основных вариантов управленческих кадровых воздействий. (Экспертная оценка основных вариантов управленческих решений. Коллективная экспертная оценка.)

Тема 7. Набор персонала. Технологии подбора
Реинжиниринг должностных инструкций
В традиционном подходе к описанию организации через существующие должностные инструкции предпринимается попытка выявления функций "целого" через функции "частей". Поэтому созданные таким образом документы всегда во многом расходятся с действительностью и реальные требования руководителей к деятельности своих сотрудников остаются не формализованными.

Новый подход определяет в качестве первого шага построение "организационно-функциональной модели" компании в Целом. При моделировании сначала описываются стратегии, Цели и функции компании, а затем они распределяются по исполнительным звеньям вплоть до конкретных сотрудников. Этот первый этап в постановке современного управления персоналом получил название "организационное программирование". Главная цель организационного программирования довести функции, поддерживаемые в компании, до конкретного человека. Наличие точных и реальных регламентов деятельности решает актуальную задачу созданные регламенты позволяют достаточно просто подключать к деятельности компании новых специалистов.

Рис. 1.5. Типовая структура должностной инструкции
Отдельные разделы типовой структуры должностной инструкции показаны на рис. 1.5. При выборе включаемых в
должностную инструкцию разделов ее следует рассматривать в контексте всех организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность персонала компании. Например, в рассматриваемом примере формы должностной инструкции в нее не включены взаимоотношения и связи по должности и сопровождающий эти связи документооборот. Такие сведения могут быть приведены в описании бизнес-процессов. Наличие Положений о подразделениях делает ненужными указания в инструкции сотрудников подчиненных по должности, достаточно узнать только непосредственного начальника.

Часто в инструкцию помещают требования к персоналу. Такие сведения, особенно личностные требования, по сложившимся стандартам управления включаются в специальные внутренние документы типа "Описание должности" (или "Описание рабочего места"), которые не показываются сотрудникам и служат руководством для кадровых служб при поиске и отборе персонала на вакантные должности. В то же время в должностные инструкции могут быть включены критерии оценки деятельности сотрудника, занимающего данную должность.

Канонической формы должностной инструкции нет, однако в ее составе можно выделить два основных блока Положение о функциональных обязанностях и описание баланса обязанностей, прав и ответственности.

Для решения задачи создания Положения о функциональных обязанностях используются специальные программные продукты класса orgware. Эти продукты поддерживают новые информационные технологии. Для выявления сравнительной ценности отдельных функций сотрудника для реализг Ции целей компании и их взаимосвязи можно использовать три способа:
1. Дедуктивный (сверху вниз).
2. Индуктивный (снизу вверх).
3. "От процессов".

В первом случае руководителям компании предлагается взглянуть на нее свежим взглядом представить ее в виде "черного ящика", структура которого неизвестна, и описать существующее состояние: что компания предлагает миру, какие бизнес-функции помогают этому, какие подсистемы (функции) менеджмента регулируют деятельность компании. Функции могут формироваться не только "из головы" методом "мозгового штурма", но и из типового классификатора или из референтных моделей аналогичных предприятий.

Далее структура "черного ящика" раскрывается и описываются существующие организационные звенья (за основу берется, например, штатное расписание). Функции последовательно детализируются. Этот вариант может быть применен на сравнительно небольших предприятиях, когда требуется перестройка структуры функций.

Второй (индуктивный) способ применяется на достаточно успешных предприятиях, когда требуется систематизировать бизнес-процессы, сохраняя положительные качества их структуры. После проведения этой работы такой бизнес-процесс становится воспроизводимым, например, в филиале или на региональном дочернем предприятии.

При использовании второго способа собираются любые сведения о компании, группируются функции по подразделениям, заносятся в orgware ("структуризатор") в качестве первичных таблиц "классификаторов". Если документы отсутствуют или ясно, что они недостоверны, следует начать с анкетирования персонала компании. Опрос проводится на двух уровнях: топ-менеджеров, отвечающих за функциональные направления (какие функции, по их мнению, выполняют подразделения), а также сотрудников этих подразделений (какие функции они выполняют). Таким образом, получатся три первичные модели компании: "по документам", "взгляд сверху" и "взгляд снизу".

Следующий этап классификация функций по компонентам менеджмента и основным бизнес-процессам. Функции в первичных классификаторах размечаются по типам, а затем сводятся в базовые классификаторы "функции менеджмента" и "бизнес-функции". Положения о функциональных обязанностях сотрудников непосредственно вытекают из необходимых предприятию функций.

Третий путь это метод создания должностных инструкций, идущий от описания бизнес-процессов. Он наиболее точно позволяет выявить все бизнес-операции, реализуемые сотрудниками, связав их при этом с существующим документооборотом. На этапе моделирования бизнес-процессов требуется определить взаимодействие между элементами ранее описанной организационно-функциональной структуры. Здесь существуют программные продукты, осуществляющие технологическую поддержку, а некоторые поддерживают оба метода описания: и функциональное, и процессное.

Ситуация 7. Составление должностных инструкций работников ресторана "Амурский
Пассаж"
В ресторане "Амурский Пассаж" в целях совершенствования работы с персоналом, в штатное расписание вводится должность старшего официанта.

Задание
1. Составить должностную инструкцию официанта и стар
шего официанта (используя характеристику деятельности ре-
сторана "Амурский Пассаж", приведенную в ситуации 4.) (для
выполнения задания следует рассмотреть прил. 1 (выдержка
ЕТКС), прил. 2 (пример штатного расписания ресторана).

2. Составить рекламное объявление вакансии (любой долж
ности предприятия отрасли гостеприимства), используя при
выполнении задания представленный в прилож. 3 план-струк-
ТУРУ такого объявления.

Вопросы для обсуждения:
1. Факторы, влияющие на процесс набора персонала.
2. Основные этапы набора персонала.
3. Основные источники набора персонала (преимущества, недостатки).
4. Понятие и виды рынка труда.
5. Анализ ситуации на профессиональном рынке труда предприятий туризма.
6. Современные технологии подбора персонала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.012 с.)