Обоснование стратегии социально-экономического развития предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование стратегии социально-экономического развития предприятий



3.2. Внутрифирменное планирование: принципы, методы, классификация

3.3. Содержание бизнес-планов

3.4. Роль экономического анализа в обосновании прогнозов и планов

Обоснование стратегии социально-экономического развития предприятий

Ограниченное вмешательство государства в экономику предприятий означает возрастание их экономической независимости, самостоятельности и ответственности за принятие решений.

Рыночная экономика коренным образом изменяет экономическую структуру предприятий. Речь идет о создании новой экономической инфраструктуры, представленной системой товарных и фондовых бирж, коммерческих банков, рынков факторов производства, кредитных и трудовых ресурсов, которые обеспечивают условия для деятельности предприятий при жестко регламентированных отношениях с поставщиками, подрядчиками, банками.

В этих условиях каждое предприятие должно определить стратегию своей хозяйственной деятельности как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу, реализация которой обеспечивает ему выживаемость и конкурентоспособность.

Стратегия – это выбор основных долгосрочных целей предприятия, утверждение курса действий и определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. При формировании стратегии предприятиям нужно ответить на три основных вопроса:

- какие направления хозяйственной деятельности надо развивать;

- каковы потребности в капитале и ресурсах;

- какова возможность отдачи по выбранным направлениям.

Жесткое планирование ситуации при этом не оправдывает себя. Требуется долгосрочная программа «быстрого реагирования», связанная с конъюнктурой рынка и конкуренцией.

Стратегия касается лишь процесса формирования общей цели будущего. Предприятие может поставить перед собой не одну, а несколько стратегических целей, не полностью связанных с его текущей деятельностью:

- освоить производство принципиально новой, не имеющей прямых аналогов продукции;

- установить на определенных рынках монополию на продажу выпускаемой им продукции;

- диверсифицировать деятельность предприятия, чтобы ему не угрожал кризис сбыта.

В любом случае для достижения этих целей не обязательно задействовать все структуры и звенья предприятия, расходовать все имеющиеся ресурсы. Объем ресурсов по мере изменения ситуации может постоянно меняться. Конечная цель, подвергаясь модернизации, остается в принципе неизменной.

Изложенный метод стратегического регулирования называют стратегическим управлением. Главным ориентиром для всех компонентов стратегического управления является соотношение «предприятие – среда - ситуация», которое определяется самой сущностью стратегии как метода сохранения равновесия предприятия в его взаимодействии с окружающей средой, в непрерывно меняющейся ситуации.

Стратегическое управление включает в себя два взаимно дополняющих друг друга процесса:

- формулирование стратегии;

- реализация стратегии.

 

Формулирование стратегии – это собственно процесс стратегического регулирования, включающий в себя:

- оценку потенциальных шансов достижения цели;

- возможные альтернативы целей;

- оценку действия внутренних и внешних факторов, связанных с достижением цели;

- выбор и окончательную формулировку цели, т.е. принятие стратегии.

Реализация стратегии в отличие от ее формулирования включает организационно-административные, координирующие и контрольные действия, в результате которых фирма постепенно модернизирует свою структуру, ресурсы и конечную цель, ориентируясь на образцы будущего поведения, намеченные стратегией.

Независимо от области функционирования предприятия – внешние связи или внутренняя структура – в любом случае нужно учитывать согласно основным положениям стратегического управления тройную обусловленность:

. технико-экономическую;

. психолого-социологическую;

. политическую.

Преобладает мнение, что роль внутренних и внешних социологических факторов непрерывно возрастает и в настоящее время ни одна фирма не может позволить себе сосредоточить внимание исключительно на решении технико-экономических проблем. Нормальным явлением становится факт, что руководители предприятий должны считаться с интересами рабочего коллектива, а также уметь действовать совместно с его представителями. Все чаще наблюдаются случаи отрицательного отношения общественности и местных властей к предприятиям, деятельность которых приносит явный вред естественной среде и экономике.

Главным результатом любого стратегического направления деятельности предприятия является масса получаемой прибыли, определяющая размер и уровень других показателей деятельности, объем необходимых ресурсов и, в конечном счете, – величину объемного показателя деятельности предприятия. Именно этот показатель, определяемый путем соизмерения результатов с затратами, отражает эффективность выбранной стратегии предприятий, определяет экономический интерес собственника предприятия и его хозяйствующего субъекта (предпринимателя).

Из данных теоретических предпосылок вытекают методические подходы, которые обеспечивают сочетание различных вариантов стратегического планирования. Они состоят в том, что на стадии разработки проектов (вариантов) плана развития предприятия должны осуществляться два параллельно проводимых и согласованных расчета объема его хозяйственно-финансовой деятельности.

В основе первого расчета должна лежать целевая установка достижения товарооборота, соответствующего величине покупательных фондов населения и объему спроса на реализуемые товары. При этом, исходя из проектируемого объема товарооборота, по традиционной методике рассчитывается величина других показателей деятельности предприятия.

Второй подход к расчету показателей плана ориентирован на получение объема прибыли, достаточной для решения задач производственного и социального развития, стоящих перед предприятием в условиях рынка, и удовлетворения экономических интересов работников предприятия и собственников используемых средств производства. Исходя из объема этой прибыли рассматривается объем товарооборота предприятия, обеспечивающий ее получение, а также другие показатели, определяющие величину необходимых ресурсов и затрат. Таким образом, предлагаемая технология стратегического планирования вытекает из существующих взаимоотношений между различными уровнями целей деятельности предприятия и факторами, обеспечивающими их реализации

3.2. Внутрифирменное планирование: принципы, методы, классификация

Актуальность планирования работы предприятия имеет непреходящее значение. Это наилучший способ оценить шансы на успех, уберечься от коммерческой деятельности, обреченной на провал, взглянуть на свое предприятие со стороны, выявить слабые стороны. Планирование является средством формирования целей фирмы и способов их достижения.

Непременное условие эффективного планирования – знание экономических законов. Например, закон стоимости требует, чтобы цена товара устанавливалась исходя из общественно необходимых затрат на производство и реализацию продукции. Закон накопления проявляется в необходимости использования части прибыли для расширенного воспроизводства капитала. Без инвестиций в активы не стоит рассчитывать на победу в конкурентной борьбе. Закон повышающейся производительности труда ориентирует на снижение трудовых и материальных затрат при использовании инвестиций.

Таким образом, в планировании следует учитывать определенные принципы. В рыночных условиях сохраняют жизнеспособность следующие основные принципы:

принцип научной обоснованности планов. Он предполагает, что планы базируются на познании и учете в хозяйственной практике объективных экономических законов. Особое значение имеет социально-экономическое прогнозирование развития потребностей и спроса населения. Это обязательная стадия разработки планов как на отраслевом и региональном уровне, так и на уровне предприятия.

Цели планы должны быть реальными, т.е. вытекать из объективных тенденций и материально-технических возможностей общества, базироваться на учете всех основных резервов расширения объемов и улучшения качества торговой деятельности. При планировании необходима балансовая увязка отраслевых показателей с другими плановыми экономическими показателями, как обеспечивающими развитие предприятия, так и зависящими от него – это производство торгового оборудования, строительство сети, денежное обращение и т.д.;

комплексность – проявляется в региональном, межотраслевом, внутриотраслевом аспектах. В этом выражается направленность планов на обеспечение народнохозяйственной эффективности, направленность планов на конечный результат, каковым является удовлетворение потребностей при возможно меньших материальных, финансовых издержках. При этом нужно учитывать, что деятельность любого предприятия находится под непосредственным влиянием производственных, транспортных, финансовых, социальных и других факторов, формирующих рынок товаров. Поэтому при планировании деятельности предприятий на всех уровнях необходимо учитывать комплексные связи и зависимости на рынке в формировании спроса и предложения.

Для того, чтобы плановое руководство было последовательным и текущая хозяйственная деятельность была ориентирована на долговременные цели и интересы отрасли, должен соблюдаться принцип непрерывности планирования. Он предполагает ведущую роль перспективных планов, определяющих параметры текущих планов и правильное их сочетание.

Непрерывность не означает неизменности перспективных планов. Наоборот, этапы осуществления перспективных планов могут уточняться при появлении существенно новых объективных обстоятельств. Именно текущие планы выполняют функции таких коррективов.

 

Рассмотренными принципами в значительной мере определяются методы построения как отдельных плановых расчетов, так и сводных планов предприятий, хозяйственных объединений и отрасли в целом.

Основным методом планирования является балансовый метод. Сущность этого метода заключается в том, что он позволяет путем построения соответствующих балансов взаимно увязать имеющиеся в наличии ресурсы и фактические потребности в них. Балансовый метод дает возможность осуществлять координацию и взаимно увязать плановые показатели во всех звеньях предприятий и объединений.

Применение балансового метода при планировании деятельности предприятий позволяет непосредственно увязывать выпуск продукции и объем деятельности с ресурсами, потребностью в рабочей силе, финансами и другими показателями.

 

В практике планирования широко применяется нормативный метод. Сущность этого метода состоит в том, что при планировании того или иного показателя плана используются различные технико-экономические нормативы, которые позволяют обосновывать их величину. Балансовые расчеты осуществляются через систему нормативов, которые регламентируют использование основных производственных фондов, трудозатраты, расход сырья, материалов, топлива, энергии, а также предусматривают определенные показатели качества продукции, нормы запасов и резервов и др. Это, можно сказать, тот фундамент, на котором строится любой план. Но, прежде чем стать основой плана, система нормативов тщательно подготавливается, с тем чтобы максимально отразить возможности научно-технического прогресса и повышения эффективности производства.

По мере изменения условий, которые явились основанием для определения уровня технико-экономических нормативов, последние должны пересматриваться, так как только при этом условии они будут способствовать инновационной деятельности, росту производительности труда, улучшению качества продукции, повышению эффективности и увеличению объема производства.

Нормативный метод применяется при планировании издержек, оборотных средств, рентабельности, производительности труда и т.п.

 

Сущность расчетно-аналитического метода состоит в том, что расчеты плановых показателей производятся на основе анализа достигнутого уровня, принимаемого за базу и индексов его изменения в планируемом периоде. Этот метод находит применение в планировании показателей хозяйственной деятельности в тех случаях, когда нет возможности использовать научно-обоснованные нормативы.

 

При разработке планов применяются метод итерации или вариантных приближений. Сущность этого метода заключается в том, что при составлении плана делается несколько вариантов расчета отдельных показателей. В результате этого получают вариант плана, наиболее соответствующий принципу достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

Безусловным при этом является синтез перечисленных методов планирования в формате использования прогрессивных компьютерных технологий.

 

При планировании используется следующая система показателей:

-количественные и качественные. Количественные характеризует меру явления, например число мест, объем товарооборота. Качественные показатели характеризуют качественную сторону хозяйственной деятельности предприятий и организаций - это производительность труда, издержки, заработная плата, рентабельность;

- стоимостные и натуральные. Стоимостные показатели используются для характеристики производства и реализации продукции на предприятиях. Основной стоимостный показатель – объем деятельности, валовая прибыль, чистая прибыль и т.д. Натуральные показатели применяются для количественного измерения выпускаемой и реализуемой продукции. Стоимостные и натуральные показатели могут быть как качественными так и количественными;

-объемные и удельные показатели. К объемным относятся выпуск и реализация продукции в стоимостном или натуральном выражении, количество выпускаемой продукции, сумма издержек и т.д. Удельные характеризуют величину затрат на единицу исследуемого показателя, являются производными от соответствующих объемных показателей, например, удельный вес собственной продукции, выпуск продукции на 1м2 производственной площади, товарные запасы в днях оборота, издержки обращения на гривну оборота.

Планирование деятельности предприятия – явление многогранное и может быть систематизировано в теории и на практике в зависимости от ряда факторов.

Классификация планирования:

по видам – стратегическое и тактическое;

по времени – долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное;

по объему планирования – план предприятия, план цеха, бригады, рабочего места;

по видам документов – планы, программа, проект, прогноз, задание, заказ-наряд;

по предмету планирования – объем продаж в натуральном и стоимостном выражении, численность работающих и оплата труда, основной капитал и амортизация, оборотный капитал, доходы, расходы и прибыль, финансирование инвестиций, кредитование.

Перечисленные показатели являются содержанием краткосрочного внутрифирменного планирования (схема 3.1).

Организация работ по внутреннему планированию зависит от величины предприятия. На очень малых предприятиях питания не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению планов должна производиться централизованно. Именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые были бы целесообразны предприятию в будущем.

Различают две схемы организации работ по составлению планов: по методу “сверху вниз” и “снизу вверх”.

По методу “сверху вниз” руководство определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной (по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия) форме включаются в план подразделений.

По методу “снизу вверх” поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации продукции начинают со структурных подразделений, а уже потом на уровне предприятия эти показатели сводятся в единый план.

 

 

Другие издержки
План по рекламе
Амортизация недвижимости
План по труду
Производственная программа
План объема продаж

               
   
 
   
 
 
   

 

 


Схема 3.1.Содержание краткосрочного внутрифирменного планирования

 

 

3.3. Содержание бизнес-планов

Важнейшим направлением планирования является разработка бизнес-плана.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом руководители собираются достичь своей цели и задачи, в первую очередь, повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых видов продукции и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план является постоянным документом. Он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и изменения на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом.

Бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющие целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта и услуг) на определенном рынке.

 

Основными задачами бизнес-плана являются:

- обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы (стратегии, концепции, проектов);

- расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

- определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;

- подбор работников, которые способны решать данный план.

Основная цель бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план – важное средство для увеличения капитала компании. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом предприятия, но и может быть использован для привлечения инвесторов и кредиторов.

Перед тем, как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности.

Бизнес-план может быть подготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм, консалтинговой организацией.

Если у менеджера возникла идея освоить приготовление нового блюда, оказать новую услугу или просто новый метод организации и управления производством (любая инновация), он предлагает свою идею для бизнес-плана. Если он собирается реализовать свою концепцию самостоятельно, он создает собственный бизнес-план.

Для разработки стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план.

Фирмы, работающие в стабильной ситуации и производящие продукт для достаточно устойчивого рынка при росте объемов производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек.

Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при создании товариществ. Именно при помощи бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая распределяется в форме дивидендов между акционерами.

Наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов, новых акционеров, кредиторов, спонсорских вложений и т.п.

 

 

Структура бизнес-плана может быть следующей:

1. Сведения о фирме.

2. Определение целей фирмы в бизнес-плане.

3. Отрасль, фирма и ее продукты.

4. Рыночные исследования и анализ сбыта.

5. План маркетинга.

6. Намерения и планы развития.

7. Производственный и оперативный планы.

8. Команда управления.

9. Календарный план (деловое расписание).

10. Точки критического риска и проблемы.

11. Финансовый план.

12. Предложения, выдвигаемые фирмой.

Обоснованность и достоверность планов обеспечиваются проведением глубокого экономического анализа торгово-производственной деятельности предприятия.

 

3.4. Роль экономического анализа в обосновании прогнозов и планов

Экономический анализ – это система приемов и методов изучения торгово-производственной и коммерческой деятельности предприятий.

Цель экономического анализа:

- определение положения предприятия на рынке;

- выявление факторов, снизивших экономический потенциал предприятия;

- определение перспектив предприятия на ближайшее будущее.

Цель экономического анализа тесно взаимосвязана с характером информации, которую требуется от него получить. Это:

- величина капитала и имущества;

- структура капитала и имущества;

- собственный капитал (чистые собственные средства);

- изменение собственного капитала в течение одного периода.

Указанная информация необходима руководству предприятия, собственникам, государству (финансовым органам), кредиторам (банкам). Она необходима как самому предприятию, так и деловым партнерам для корректировки стратегии.

Основной источник информации о предприятиях – их собственные годовые отчеты, которые выступают в виде его баланса. Типичный годовой отчет, к примеру, в американских компаниях, включает три раздела.

Первый – отчет руководства, где кратко дается общая картина финансово-экономического состояния фирмы в истекшем году.

Второй – обзор деловых операций.

Третий – финансовый отчет, представляющий собой наиболее важный с точки зрения получения конкретных данных по рыночному положению фирмы раздел отчета, где представлен цифровой материал.

На базе анализа можно рассчитать огромное количество показателей, характеризующих экономическое состояние фирмы и ее устойчивость на рынке. Важно определить те показатели, которые позволяют понять, способна ли фирма погасить долги по мере наступления сроков платежей; насколько способны превращаться в деньги (ликвиды) задолженность других форм и материальные запасы; достаточен ли объем продаж по отношению к оборотному и основному капиталу (фондам) фирмы; устойчиво ли финансовое положение фирмы.

 

Все показатели, исходя из требований рынка, можно разделить на:

- оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровни развития или результаты той или иной деятельности;

- затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности.

Наиболее важными оценочными показателями, которые получили широкое применение, являются:

1. Общий объем продаж

2. Валовая прибыль

3. Условно-чистая продукция

4. Чистая прибыль

5. Ликвидность

6. Производительность системы.

В своей практической деятельности предприятия, прежде всего, ориентируются на объем продаж и получение прибыли. Общий объем продаж – это стоимость товаров и услуг, реализованных потребителю, и определяется как:

Q = PЧN

Q – объем продаж в денежном измерителе;

P – цена;

N – количество продукции.

 

Проблема измерения показателя продукции состоит в том, что он подвержен сильному влиянию инфляционных процессов. Поэтому очень важным является выбор периода. Как правило, его рассматривают в неизменных ценах, а для нужд бухгалтерского учета и текущего планирования – в текущих ценах.

Валовая прибыль – вся сумма дохода в виде различных наценок.

Условно-чистая продукция - чистая прибыль и расходы на заработную плату.

Чистая прибыль - прибыль после уплаты налогов, остающаяся в распоряжении предприятия.

Ликвидность – возможность быстро рассчитаться по своим обязательствам.

Производительность системы – это ее рентабельность.

Анализ хозяйственных процессов производится от общего к частному, т.е. сначала производится общий анализ работы предприятий, после этого изучаются отдельные показатели хозяйственной деятельности и делаются соответствующие выводы. Такой подход означает реализацию основного методологического принципа анализа – единство анализа и синтеза. Следующим принципом является необходимость изучения экономических явлений в их взаимосвязи. Производственно-торговый процесс складывается из отдельных экономических явлений, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Экономические явления изучаются в динамике. Сами по себе показатели хозяйственной деятельности не дают полного представления об эффективности работы предприятия. Более правильная оценка получается в процессе сопоставления показателей. Важнейшим методологическим принципом экономического анализа является необходимость изучения противоречий хозяйственного процесса и способов их устранения.

 

При проведении анализа хозяйственной деятельности используют несколько основных приемов и методов: сравнение, группировку, корреляционный метод.

Основным методом анализа является сравнение. Этот метод используется при сопоставлении определенных данных анализируемого периода с аналогичными показателями за прошлый период, или за ряд лет.

С помощью группировки можно проследить взаимосвязь и взаимозависимость между явлениями, определить факторы положительно и отрицательно повлиявшие на показатели, выявить закономерности происходящих процессов. Важно при этом верно выбрать группировочный признак: тип предприятия, размер товарооборота.

Корреляция означает соотношение, взаимозависимость явлений, понятий. Использование корреляционного анализа позволяет установить степень зависимости между объемом товарооборота предприятия и товарными запасами, между уровнем издержек и уровнем товарооборота.

 

К экономическому анализу предъявляется ряд требований. Он должен быть:

- оперативным;

- конкретным;

- систематическим;

- объективным.

Оперативность анализа выражается в своевременном использовании его результатов для улучшения хозяйственной деятельности.

Конкретность состоит в глубоком, всестороннем изучении данных о работе предприятия, сопоставлении их с плановыми данными и показателями предыдущего года.

Системность анализа означает его непрерывность, систематичность.

Объективность требует проведения его с позиций общегосударственных, а не узковедомственных интересов.

Существуют следующие виды анализа:

- предварительный анализ – чаще всего используемый при составлении прогнозов;

- последующий анализ – глубокое и всестороннее изучение экономики предприятия, оценка результатов деятельности;

- оперативный по фактическим данным используется в форме ежедневного контроля;

- периодический анализ проводится за отчетный год (месяц, квартал, полугодие, год).

 

В процессе анализа используется ряд приемов и показателей:

- относительные величины показывают отношение одного показателя к другому. Рассчитываются в форме процентов, удельных весов, коэффициентов, индексов.

. средние величины позволяют обобщить экономические показатели. Применяются:

 

простая среднеарифметическая Х=S Х /n
взвешенная среднеарифметическая Х=S ХЧf / Sf
средняя хронологическая У=(1/2ЧУ12+………1/2ЧУn) /(n-1)

- динамические ряды характеризуют изменения экономических явлений во времени.

Для характеристики ряда используют:

- темпы роста показывают во сколько раз сравниваемый уровень больше базисного

ТР = Уn / У1;

- средний темп роста

= ;

-темп прироста – разница между темпом роста и 100 %.

ТЕСТЫ

1. Система показателей планирования деятельности частного предприятия ресторанного хозяйства включает:

а) натуральные и стоимостные;

б) директивные и расчетные;

в) объемные и удельные;

г) количественные и качественные.

 

2. Принятие широкомасштабных, долгосрочных решений или генерация общего подхода в сфере экономического управления - это:

а) бюджетирование;

б) разработка экономической стратегии предприятия;

в)совершенствование организационной структуры экономической службы;

г) обеспечение оптимальности планирования.

 

Под планированием деятельности предприятия понимают:

а) сравнение основных показателей его развития в отчетном и базовом периодах;

б) расчет будущей величины прибыли;

в) процесс определения целей предприятия, а также средств и путей их достижения;

г) анализ перспектив развития предприятия в сравнении с другими предприятиями той же области.

 

Стратегия предприятия - это:

а) видение будущего состояния предприятия;

б) генеральная комплексная программа действий, которая определяет для предприятия его главные цели, приоритетные проблемы и распределение ресурсов для их достижения и решения,

в) планы предприятия относительно охвата определенной части рынка;

г) сравнение объемов выпуска продукции предприятия по годам.

 

 

Бизнес - план разрабатывается на

а) 10-15 лет,

б) 1-3 года,

в) сроки четко не выражены,

г) 3-5 лет.

 

Система приемов и методов изучения торгово-производственной и коммерческой деятельности предприятия –это:

а) экономический анализ;

б) планирование;

в) прогнозирование;

г) налогообложение.

 

Темп роста товарооборота предприятия рассчитывается по формуле:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

 

К наиболее важным оценочным показателям деятельности предприятия не относится:

а) общий объем продаж;

б) график работы предприятия;

в) валовая прибыль;

г) чистая прибыль.

 

В информационную базу для экономического анализа не входит:

а) размер капитала;

б) структура капитала;

в) изменение структуры и размера капитала предприятия;

г) организационная структура предприятия.

Метод экономического анализа, при котором сопоставляются показатели анализируемого периода с аналогичными показателями прошлого периода - это:

а) корреляция;

б) сравнение;

в) группировка;

г) метод средних.

 

К видам экономического анализа не относится:

а) предварительный анализ;

б) периодический анализ;

в) оперативный анализ;

г) математический анализ.

 

Своевременность использования результатов экономического анализа для оптимизации хозяйственной деятельности предприятия означает:

а) конкретность;

б) оперативность;

в) системность;

г) объективность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.162 с.)