Самореализации творческого потенциала педагога и ее результат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самореализации творческого потенциала педагога и ее результат



 

Самореализация творческого потенциала человека происходит в различных сферах деятельности и на разных этапах жизненного пути. Для педагога таковой является образовательная система, которая сначала выступает как ведущий фактор профессионального становления и развития творческого потенциала, а затем как объективный фактор профессиональной самореализации творческого потенциала.

Достижение определенного уровня профессионализма позволяет педагогу разрабатывать собственные интегративные схемы, системы, модели различных типов, которые являются средствами реализации его творческого потенциала. Варианты авторских интегративных схем: схема синтеза знаний, полученных из различных источников; схема отобранных и систематизированных знаний с целью применения их для решения конкретных задач; схема согласования предполагаемой модели знаний обучаемых с реально полученной моделью в процессе обучения (для осуществления обратной связи) и т.д. Творчество может иметь широкий диапазон – от субъективных схем для повседневного использования до интегративных систем в форме технологий обучения. Проявление творческого стиля деятельности, уровня индивидуального развития находит отражение в педагогическом опыте – одной из основ достижения вершин самореализации творческого потенциала педагога. В связи с этим важен осознанный подход к формированию этого опыта, который затем становится опорой в творческой деятельности педагога.

4.1. Педагогический опыт в структуре содержания педагогического образования

В содержании педагогического образования можно выделить то, что относится непосредственно к педагогическому опыту. Согласно одному из концептуальных подходов, в содержании образования выделяют четыре блока.

1.Знания о мире и способах деятельности.

2. Опыт осуществления способов деятельности (то, что накоплено человечеством).

3. Опыт творческой деятельности (то, что накоплено человечеством, но у каждого человека, осуществляющего созидательную деятельность, может дополняться индивидуальным опытом).

4. Опыт эмоционально-волевого отношения к миру.

Каждый блок содержания профессионального образования содержит как общие элементы, которыми может овладеть каждый, так и специфические, т. е. относящиеся к определенному виду профессиональной деятельности.

Для педагога специфическими элементами первого блока являются профессионально-педагогические знания. Уровни и способы овладения этими знаниями, а также их проявления могут быть такими:

а) восприятие, осмысление, запоминание;

б) применение знаний в знакомой ситуации;

в) применение знаний в новой ситуации.

Специфический элемент второго блока – это опыт осуществления профессионально-педагогической деятельности. Уровни и способы овладения этим опытом, а также его проявления могут быть такими:

а) эмпирическое осуществление профессионально-педагогической деятельности;

б) осуществление профессионально-педагогической деятельности по образцу;

в) применение способов профессионально-педагогической деятельности в новой ситуации.

Специфический элемент третьего блока – это опыт творческой педагогической деятельности. Уровни и способы овладения этим опытом, а также его проявления могут быть такими:

а) формирование умения выявлять и формулировать проблемы образовательной системы;

б) частично-поисковая педагогическая деятельность;

в) исследовательская деятельность в области социализации подрастающего поколения.

Специфические элементы четвертого блока – опыт проявления личности педагога в процессе педагогических взаимодействий и ее профессионально-педагогическая направленность.

Таким образом, содержание педагогического образования должно включать следующие компоненты:

1) систему профессионально-педагогических знаний;

2) систему профессионально-педагогических навыков и умений;

3) опыт творческой педагогической деятельности;

4) сформированные личностные и профессионально значимые качества педагога.

Это общий подход, который можно использовать на этапе под­готовки будущих педагогов, пока они еще не выполняют педагогические функции самостоятельно.

Овладение всеми этими компонентами в достаточной степени в процессе обучения в вузе не представляется возможным, поэтому оно продолжается и в период самостоятельной педагогической деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.004 с.)