Раздел 1. Культурология как наука О культуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Культурология как наука О культуре.



КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Б1. В.1

Учебно-методический комплекс

(программа и методические указания по изучению курса)

для студентов бакалавриата направления 38.03.01.01 Экономика

профиля «Экономика предприятий и предпринимательская деятельность»

 

Чита

Издательство ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ»


УДК 71

ББК 87.7

А 35

 

Печатается по решению УМК Читинского института (филиала) ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»

(протокол № ____ от _____________ 2015 г.)

 

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономической теории, истории и философии (протокол № 1 от сентября 2014 г.)

 

Составитель к.ф.н., доцент С.Г. Азовцева

Рецензент к.ф.н., доцент С.Е. Аршинская

 

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой «Коммерция и предпринимательство» к.э.н., доцент С.Н. Родионова

____ ____________ 2015 г.

 

Декан экономического факультета к.э.н., доцент Л.Ю. Саркисян

____ ____________ 2015 г.

 

Начальник УМО О.А. Захарова

___ ____________ 2015 г.

 

Зам. директора по учебной работе Л.А. Болтовская

___ ____________ 2015 г.

 

А 35 Культурология: учебно-методический комплекс (программа и методические указания по изучению курса) для студентов бакалавриата направления 38.03.01.01 Экономика профиля «Экономика предприятий и предпринимательская деятельность» / сост. С.Г. Азовцева – Чита: Изд-во ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ», 2015. – 25 с.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления бакалавриата 38.03.01.01 Экономика, утвержденного 21 декабря 2009 г. Содержит программу и методические указания по изучению курса.

Предназначен для студентов очной и заочной форм обучения.

 

ББК 87.7

© Издательство ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ», 2015


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.. 4

1.1. Цели освоения дисциплины.. 4

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. 4

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.. 4

2. Структура дисциплины... 7

2.1. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура. 7

2.2. Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения 7

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 9

3.1. Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению.. 9

Раздел 3. Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов 16

3.2. Список рекомендуемой литературы.. 21

3.2.1. Основная литература. 22

3.2.1. Дополнительная литература. 22

4. Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 23

4.1. Организация текущего контроля. 23

4.2. Форма и правила проведения промежуточной аттестации (зачета) 23


1. Пояснительная записка

УМК составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 38.03.01.01 Экономика и в соответствии с учебным планом профиля «Экономика предприятий и предпринимательская деятельность», утвержденного на заседании кафедры истории и политологии.

1.1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Культурология» является построение «генетики» культуры, которая объясняет историко-культурный процесс, а также позволяет воспроизводить модель различного типа культур и проводить их сравнительный анализ

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Культурология» относится к базовой (обязательной) части «Гуманитарного, социального и экономического циклов» (Б1.)

Данная дисциплина является важнейшей составляющей системы современного образования. Культурология как область знания призвана готовить молодое поколение к осмыслению мира как совокупности культурных достижений человечества, а также способствовать взаимопониманию и общению представителей разных культур. Дисциплина «Культурология» имеет важное значение в изучении цикла дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла образовательного стандарта подготовки бакалавров наряду с курсами «История», «Философия», «Политология». В комплексном взаимодействии друг с другом они подготавливают студентов к усвоению специальных и правовых дисциплин.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Компетентностная карта дисциплины

Код компетенции Компетенция
ОК-1 Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
ОК-2 Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.
ОК-4 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем.
ОК-6 Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины, являются ОК-4; ОК-2.

Уровневое описание признаков компетенции ОК-4:

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем

Уровень освоения Признаки проявления
Продвинутый (91 – 100 баллов) Способен, ориентируясь на основные направления современного обучения и используя обширные предметные знания, понимать основные теоретические положения, лежащие в основе современных культурологических концепций. Готов использовать культурологические знания в профессиональной деятельности. Способен оценивать и сравнивать различные модели современных культур, понимать разнообразные культурные ориентации.
Базовый (71 – 90 баллов) Имеет хорошие предметные знания, владеет культурологической терминологией. Понимает основные проблемы культурологии, разбирается в различных типах религиозной и светской культуры, а также хорошо представляет существенные различия между Западной, Восточной и Русской (славянской) цивилизациями.
Минимальный (41 – 70 баллов) Имеет представление о культурологии как науке; знает базовые культурологические термины, основные культурологические концепции (О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, К.Ясперс). Понимает значение культурологии и её место в системе гуманитарного знания.

Уровневое описание признаков компетенции ОК-2:

Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

Уровень освоения Признаки проявления
Продвинутый (91 – 100 баллов) Способен, опираясь на современные знания, полученные в процессе обучения, понимать социально-значимые философские проблемы, в которых отражены процессы развития общества, культуры, а также цивилизационные процессы. Готов использовать знания и представления о проблемах современной культуры в научной и практической деятельности и дальнейшем непрерывном образовании. Способен оценивать различные типы цивилизаций и ориентироваться в современных цивилизационных процессах (информационных, техногенных), а также хорошо понимать особенности современного социокультурного мира.
Базовый (71 – 90 баллов) Имеет хорошие предметные знания о наиболее общих законах развития культуры, цивилизации, общества. Умеет использовать знания социальной философии и культурологии для анализа событий, происходящих в современной России и в мире в целом, а также владеет культурологическими методами, с помощью которых можно анализировать сферы материальной и духовной культуры.
Минимальный (41 – 70 баллов) Имеет представление об основных проблемах культурологии, хорошо понимает связь культурологии с, философии, а также место культурологии в системе гуманитарного знания. Знает и понимает основные аспекты культуры как сложного и противоречивого социального феномена, а также имеет представление об особенностях материальной и духовной культуры, отличии массовой культуры от элитарной.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- актуальные проблемы культурологии в рамках учебной информации, базовые термины культурологии, основные концепции о сущности культуры, перспективах её развития, месте человека в системе культуры.

Уметь:

- репродуцировать информацию, полученную на лекциях и семинарах по культурологии;

- иллюстрировать закономерности развития культуры, иллюстрировать закономерности развития культуры на примерах знаний, полученных по своей специальности;

- самостоятельно получать культурологические знания, пользуясь различными источниками;

- использовать базовые положения культурологии при решении профессиональных задач.

Владеть:

- навыками аргументации в процессе дискуссий, обсуждения профессиональных и других актуальных проблем;

- грамотной литературной письменной и устной речью с богатым словарным запасом;

- различными методами организации самостоятельной работы;

- навыками работы в Интернете для получения необходимой информации.


2. Структура дисциплины

2.1. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа

 

  Очное обучение Заочное обучение  
 
Курс      
Семестр 1.1 1.1  
Лекции      
Практические (сем., лаб.) занятия   -  
Самостоятельная работа      
Всего часов      
Курсовая работа - -  
Зачет (семестр)   1.1 (4ч.)  
Экзамен (семестр) - -  

2.2. Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения

Форма обучения очная

№ п/п Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Лекции Семинар Лаборат. Практич. Самост. раб.
  Культура как наука о культуре.        
1.1 Тема 1. Цель, предмет и основные задачи культурологии как науки.        
1.2 Тема 2. Структура культуры.        
  Субъект и внутреннее содержание культуры.        
2.1 Тема 3. Сущность феномена культуры и ее происхождение.        
2.2 Тема 4. Специфика культурологического знания?        
  Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов.        
3.1 Тема 5. Типология культуры как научный метод.        
3.2 Тема 6. Концепция единой мировой истории и концепции локальных культур.        
3.3 Тема 7. Цивилизационный подход к анализу общественной жизни.        
  ИТОГО        

 

Форма обучения заочная

№ п/п Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Лекции Семинар Лаборат. Практич. Самост. раб.
  Культура как наука о культуре.     -  
1.1 Тема 1. Цель, предмет и основные задачи культурологии как науки.     -  
1.2 Тема 2. Структура культуры.   - -  
  Субъект и внутреннее содержание культуры.     -  
2.1 Тема 3. Сущность феномена культуры и ее происхождение.     -  
2.2 Тема 4. Специфика культурологического знания.   - -  
  Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов.     -  
3.1 Тема 5. Типология культуры как научный метод.     -  
3.2 Тема 6. Концепция единой мировой истории и концепции локальных культур.   - -  
3.3 Тема 7. Цивилизационный подход к анализу общественной жизни.   - -  
  ИТОГО     -  

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению

Содержание лекционных занятий по теме

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 1. Цель, предмет и основные задачи культурологии как науки. Культурология как система знаний и ее связь с философскими традициями. Культурология как самостоятельная дисциплина. Основные задачи культурологии как науки. Специфика социальной и гуманитарной культурологии. Культурология и профессионализм. Основные направления и школы в культурологии.
Лекция 2. Развитие представлений о культуре. Этапы становления понятия «культура». Культура и природа. Культура как природный и внеприродный феномен. Человек, природа, культура. Особенности перехода от природного к надприродному.
Лекция 3. Структура культуры. Социокультурная деятельность человека и ее основные виды. Материальная и духовная культура. Культура как система ценностей. Культурные ориентации. Социальные институты как способ организации культуры Иерархия ценностей культуры. Основные функции культуры.

 

 

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 1. Цель, предмет и основные задачи культурологии.   Проводится в форме семинара – защиты реферата по одному из указанных вопросов. Культурология как система знаний о культуре. Связь культурологии с философией, историей, археологией, социологией и другими гуманитарными науками. Понятие культуры и этапы становления представлений о культуре.
Занятие 2. Структура культуры. Проводится в форме диктанта для закрепления наиболее важных, опорных понятий темы. Социокультурная деятельность человека и ее основные виды. Материальная и духовная культура. Техника как социокультурная деятельность. Духовная культура и духовное производство. Структура духовной культуры. Основные функции культуры.

 

Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы

Содержание лекционных занятий по теме

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 4. Сущность феномена культуры и ее происхождение. Теории происхождения культуры: психологическая, антропологическая, социокультурная. Генезис культуры. Магия и символы как пролог культуры. Традиции и новаторство как устойчивость и изменчивость в культуре.
Лекция 5. Специфика культурологического знания. Культура и социальный идеал. Смена социальных идеалов как смена культур. Понятие субкультуры. Молодежные субкультуры. массовая и элитарная культура.

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 3. Сущность феномена культуры и ее происхождение. Проводится в форме семинара по технологии «Дебаты» Теории происхождения культуры. Генезис культуры. Магия и символы как пролог культуры. Традиции и новаторство как устойчивость и изменчивость в культуре.
Занятие 4. Специфика культурологического знания. Проводится в форме написания эссе по молодежным субкультурам и их обсуждение. Культура как социальный идеал. Понятие субкультуры. Молодежные субкультуры. Массовая и элитарная культура. Понятие контркультуры.

Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы

Содержание лекционных занятий по теме

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 6. Типология культуры как научный метод. Особенности типологии культуры как особого культурологического метода познания социокультурных систем и объектов. Единство и многообразие культур. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация», их сходство и различие
Лекция 7. Концепция единой мировой истории и концепция локальных культур. Типология локальных культур О. Шпенглера. Концепция обособленных локальных культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Концепция «единой истории» К. Ясперса и его классификация периодов развития мировой истории. Западная и восточная цивилизации.
Лекция 8. Место России в диалоге культур. Специфика российской цивилизации. Западники и славянофилы. Евразийское представление о российской культуре. Россия как особая промежуточная цивилизация, сочетающая элементы Запада и Востока.

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 5. Типология культуры как научный метод исследования социокультурных систем и объектов. Проводится в форме фронтального опроса с кратким изложением материала темы. Особенности типологии культуры как научного метода исследования социокультурных систем и объектов. Концепция обособленных, локальных «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского. Типология локальных культур О. Шпенглера. Концепция «единой истории» К. Ясперса.
Занятие 6. Особенности развития западной и восточной цивилизаций. Проводится в форме письменных докладов и их обсуждения на занятии. «Запад» и «восток» как особые геосоциокультурные понятия. Техногенный характер западной цивилизации. Восточная цивилизация как особое «традиционное общество». Особенности социокультурной динамики запада и востока.  
Занятие 7. Место России в диалоге культур. Проводится в форме семинара пресс-конференции. Специфика российской цивилизации. Западники и славянофилы. Самобытность российской культуры и истории. Евразийское представление о российской культуре. Россия как особая промежуточная цивилизация, сочетающая элементы Запада и Востока.

Методические указания по изучению темы и организация самостоятельной работы

 

Список рекомендуемой литературы

3.2.1. Основная литература

1. Викторов, В.В. Культурология: Учеб. – М. Вузовский учеб., 2010. Рек. УМО

2. Костина, А.В. Культурология: учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2010. Рек. МО

3. Культурология: Учеб./Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Каган. – М.: Юрайт, 2010, рек. УМО

4. Никитич, Л.А. Культурология: учеб. пособие.- М.: Альфа-М. 2008. РМО

5. Культурология: учеб. пособие./Под ред. Г.В. Драч – М.: Альфа-М, 2008. РМО

3.2.1. Дополнительная литература

1. Введение в культурологию. – М., 2008.

2. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2009.

3. Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону, 20

4. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – М., 200

5. Левяш И.Я. Культурология. – М., 2009

6. Морозов А.В. Основы культурологии. – М., 2009.

7. Полищук В.И. Культурология. – М., 2009.

8. Пигалев А.И. Культурология. – Волгоград, 2009.

9. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX в. – М., 2007.

10. Драч Г.В. Культурология в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 20

11. История культуры России. - М., 2007.

12. Культурология: история мировой культуры. – М., 2008.

13. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой культуры. – М., 2008.

 

Справочные издания

  1. Антология культурологической мысли. – М., 2005.
  2. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: словарь-справочник. – М., 2007.
  3. Культура XX века. Словарь. – М., 2007.
  4. Лики культуры. Альманах. – М., 2005.
  5. Хоруженко Л.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону. – 2007.

 

4. Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Перечень вопросов к зачету

1. Культурология как система знаний и её связь с другими науками.

2. Человек, природа, культура.

3. Социокультурная деятельность человека и её основные виды.

4. Материальная и духовная культура.

5. Традиция как важнейшее понятие культурологии.

6. Основные функции культуры.

7. Понятие субкультуры. Молодежная субкультура.

8. Культура и религия.

9. Культура и наука.

10. Культура и искусство.

11. Техника как социокультурное явление.

12. Типология культуры.

13. Концепции локальных культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер).

14. Концепции единой мировой истории.

15. Культура и цивилизация.

16. Особенности развития Западной цивилизации.

17. Особенности развития Восточной цивилизации.

18. Особенности развития российской цивилизации.

19. Культурная статика и динамика.

20. Массовая и элитарная культура.


Учебное издание

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Б1. В.1

Учебно-методический комплекс

(программа и методические указания по изучению курса)

для студентов бакалавриата направления 38.03.01.01 Экономика

профиля «Экономика предприятий и предпринимательская деятельность»

 

 

Составитель Азовцева Светлана Георгиевна

 

Издается в авторской редакции

 

 

ИД № 06318 от 26.11.01.

Подписано в печать_. _.13. Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ.

 

Издательство Читинского института (филиала) ФГБОУ ВО «БГУ».

672000, г. Чита, ул. Анохина, 56.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Б1. В.1

Учебно-методический комплекс

(программа и методические указания по изучению курса)

для студентов бакалавриата направления 38.03.01.01 Экономика

профиля «Экономика предприятий и предпринимательская деятельность»

 

Чита

Издательство ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ»


УДК 71

ББК 87.7

А 35

 

Печатается по решению УМК Читинского института (филиала) ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»

(протокол № ____ от _____________ 2015 г.)

 

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономической теории, истории и философии (протокол № 1 от сентября 2014 г.)

 

Составитель к.ф.н., доцент С.Г. Азовцева

Рецензент к.ф.н., доцент С.Е. Аршинская

 

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой «Коммерция и предпринимательство» к.э.н., доцент С.Н. Родионова

____ ____________ 2015 г.

 

Декан экономического факультета к.э.н., доцент Л.Ю. Саркисян

____ ____________ 2015 г.

 

Начальник УМО О.А. Захарова

___ ____________ 2015 г.

 

Зам. директора по учебной работе Л.А. Болтовская

___ ____________ 2015 г.

 

А 35 Культурология: учебно-методический комплекс (программа и методические указания по изучению курса) для студентов бакалавриата направления 38.03.01.01 Экономика профиля «Экономика предприятий и предпринимательская деятельность» / сост. С.Г. Азовцева – Чита: Изд-во ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ», 2015. – 25 с.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления бакалавриата 38.03.01.01 Экономика, утвержденного 21 декабря 2009 г. Содержит программу и методические указания по изучению курса.

Предназначен для студентов очной и заочной форм обучения.

 

ББК 87.7

© Издательство ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ», 2015


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.. 4

1.1. Цели освоения дисциплины.. 4

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. 4

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.. 4

2. Структура дисциплины... 7

2.1. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура. 7

2.2. Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения 7

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 9

3.1. Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению.. 9

Раздел 3. Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов 16

3.2. Список рекомендуемой литературы.. 21

3.2.1. Основная литература. 22

3.2.1. Дополнительная литература. 22

4. Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 23

4.1. Организация текущего контроля. 23

4.2. Форма и правила проведения промежуточной аттестации (зачета) 23


1. Пояснительная записка

УМК составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 38.03.01.01 Экономика и в соответствии с учебным планом профиля «Экономика предприятий и предпринимательская деятельность», утвержденного на заседании кафедры истории и политологии.

1.1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Культурология» является построение «генетики» культуры, которая объясняет историко-культурный процесс, а также позволяет воспроизводить модель различного типа культур и проводить их сравнительный анализ

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Культурология» относится к базовой (обязательной) части «Гуманитарного, социального и экономического циклов» (Б1.)

Данная дисциплина является важнейшей составляющей системы современного образования. Культурология как область знания призвана готовить молодое поколение к осмыслению мира как совокупности культурных достижений человечества, а также способствовать взаимопониманию и общению представителей разных культур. Дисциплина «Культурология» имеет важное значение в изучении цикла дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла образовательного стандарта подготовки бакалавров наряду с курсами «История», «Философия», «Политология». В комплексном взаимодействии друг с другом они подготавливают студентов к усвоению специальных и правовых дисциплин.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Компетентностная карта дисциплины

Код компетенции Компетенция
ОК-1 Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
ОК-2 Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.
ОК-4 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем.
ОК-6 Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины, являются ОК-4; ОК-2.

Уровневое описание признаков компетенции ОК-4:

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем

Уровень освоения Признаки проявления
Продвинутый (91 – 100 баллов) Способен, ориентируясь на основные направления современного обучения и используя обширные предметные знания, понимать основные теоретические положения, лежащие в основе современных культурологических концепций. Готов использовать культурологические знания в профессиональной деятельности. Способен оценивать и сравнивать различные модели современных культур, понимать разнообразные культурные ориентации.
Базовый (71 – 90 баллов) Имеет хорошие предметные знания, владеет культурологической терминологией. Понимает основные проблемы культурологии, разбирается в различных типах религиозной и светской культуры, а также хорошо представляет существенные различия между Западной, Восточной и Русской (славянской) цивилизациями.
Минимальный (41 – 70 баллов) Имеет представление о культурологии как науке; знает базовые культурологические термины, основные культурологические концепции (О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, К.Ясперс). Понимает значение культурологии и её место в системе гуманитарного знания.

Уровневое описание признаков компетенции ОК-2:

Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

Уровень освоения Признаки проявления
Продвинутый (91 – 100 баллов) Способен, опираясь на современные знания, полученные в процессе обучения, понимать социально-значимые философские проблемы, в которых отражены процессы развития общества, культуры, а также цивилизационные процессы. Готов использовать знания и представления о проблемах современной культуры в научной и практической деятельности и дальнейшем непрерывном образовании. Способен оценивать различные типы цивилизаций и ориентироваться в современных цивилизационных процессах (информационных, техногенных), а также хорошо понимать особенности современного социокультурного мира.
Базовый (71 – 90 баллов) Имеет хорошие предметные знания о наиболее общих законах развития культуры, цивилизации, общества. Умеет использовать знания социальной философии и культурологии для анализа событий, происходящих в современной России и в мире в целом, а также владеет культурологическими методами, с помощью которых можно анализировать сферы материальной и духовной культуры.
Минимальный (41 – 70 баллов) Имеет представление об основных проблемах культурологии, хорошо понимает связь культурологии с, философии, а также место культурологии в системе гуманитарного знания. Знает и понимает основные аспекты культуры как сложного и противоречивого социального феномена, а также имеет представление об особенностях материальной и духовной культуры, отличии массовой культуры от элитарной.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- актуальные проблемы культурологии в рамках учебной информации, базовые термины культурологии, основные концепции о сущности культуры, перспективах её развития, месте человека в системе культуры.

Уметь:

- репродуцировать информацию, полученную на лекциях и семинарах по культурологии;

- иллюстрировать закономерности развития культуры, иллюстрировать закономерности развития культуры на примерах знаний, полученных по своей специальности;

- самостоятельно получать культурологические знания, пользуясь различными источниками;

- использовать базовые положения культурологии при решении профессиональных задач.

Владеть:

- навыками аргументации в процессе дискуссий, обсуждения профессиональных и других актуальных проблем;

- грамотной литературной письменной и устной речью с богатым словарным запасом;

- различными методами организации самостоятельной работы;

- навыками работы в Интернете для получения необходимой информации.


2. Структура дисциплины

2.1. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа

 

  Очное обучение Заочное обучение  
 
Курс      
Семестр 1.1 1.1  
Лекции      
Практические (сем., лаб.) занятия   -  
Самостоятельная работа      
Всего часов      
Курсовая работа - -  
Зачет (семестр)   1.1 (4ч.)  
Экзамен (семестр) - -  

2.2. Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения

Форма обучения очная

№ п/п Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Лекции Семинар Лаборат. Практич. Самост. раб.
  Культура как наука о культуре.        
1.1 Тема 1. Цель, предмет и основные задачи культурологии как науки.        
1.2 Тема 2. Структура культуры.        
  Субъект и внутреннее содержание культуры.        
2.1 Тема 3. Сущность феномена культуры и ее происхождение.        
2.2 Тема 4. Специфика культурологического знания?        
  Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов.        
3.1 Тема 5. Типология культуры как научный метод.        
3.2 Тема 6. Концепция единой мировой истории и концепции локальных культур.        
3.3 Тема 7. Цивилизационный подход к анализу общественной жизни.        
  ИТОГО        

 

Форма обучения заочная



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.165 с.)