Часть 1. Нормы русского литературного языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1. Нормы русского литературного языка.



Русский язык

 

ТЕМАТИЧЕСКАЯ

РАБОЧАЯ

ТЕТРАДЬ

 

·Комментарии к каждой теме

·Тематические тестовые задания

·Многоаспектный анализ текста

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. Нормы русского литературного языка.

1. Орфоэпические нормы………………………………………………4

2. Лексические нормы …………………………………………………6

3. Морфологические нормы………………………………………….. 7

Синтаксические нормы

4.1. Построение предложения с деепричастием ……………………… 9

4.2. Управление и согласование слов в предложении ……………………10

Работа с микротекстом: речь и грамматика

5.1. Структурно-смысловой анализ микротекста ………………………. 11

5.2.Синтаксический анализ простого и сложного предложения ………. 13

5.3. Морфологический анализ слова …………………………………… 14

5.4. Лексический анализ слова в контексте …………………………….. 15

Орфография

6.1. Правописание Н и НН в словах разных частей речи………………16

6.2. Правописание корня слова ………………………………………… 18

6.3. Правописание приставок ……………………………………………19 6.4. Правописание безударных окончаний глаголов

и суффиксов причастий …………………………………………………21

6.5. Правописание суффиксов разных частей речи…………………… 23

6.6.Правописание НЕ – НИ, слитное и раздельное написание

НЕ с разными частями речи ……………………………………………24

6.7. Слитно – дефисно – раздельное написание наречий,

предлогов, союзов и др……………………………………………………26

ПУНКТУАЦИЯ

7.1. Знаки препинания в сложно-сочиненном предложении………….29

7.2. Знаки препинания в предложениях

с обособленными определениями…………………………………….30

 

7.3. Знаки препинания в предложениях

с вводными конструкциями …………………………………………31

7.4. Знаки препинания в предложениях

с однородными членами предложения………………………………32

7.5. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях….. 33

7.6. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении ……. 35

7.7. Знаки препинания в предложениях

с разными видами связи ……………………………………………37

СИНТАКСИС

8.1. Грамматические синонимы……………………………………. 38

Часть 2. Текст

Информационно-смысловая переработка текста

9.1. Выделение основной и дополнительной

информации в тексте………………………………………………….39

10. Многоаспектный анализ текста ………………………………..39

10.1. Типологический анализ текста ………………………………41

10.2. Языковой анализ текста………………………………………..42

10.2.1.Определение способа словообразования……………….. …..42

10.2.2. Морфологическая характеристика слова……………………43

10.2.3.Определение типа связи слов в словосочетании………..44

10.2.4. Определение типа односоставных предложений………45

10.2.5. Синтаксический анализ обособленных

членов предложения……………………………………………….46

10.2.6. Синтаксический анализ сложного предложения­……………46

10.2.7. Средства связи предложений в тексте………………………48

ЧАСТЬ 1

НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Орфоэпические нормы

Комментарий по теме 1

Словесное ударение – выделение одного из слогов двусложного или многосложного слова теми или другими фонетическими средствами.

В русском языке ударение разноместное, подвижное и является важным средством в различении слов. (зАмок – замОк; Атлас - атлАс). Нормы произношения и ударения даны в «Орфоэпическом словаре русского языка».

Орфоэпический минимум поможет вам подготовиться к выполнению этого задания. В Ж.р. глаголы прошедшего времени, краткие прилагательные и краткие причастия имеют всегда ударное окончание –а', например, была', приведена', но посла'ла

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Твёрдо: Индексация Интеграция Тезис Тенденция Коттедж Детектив Фонетика Компьютер Модель Шедевр Кодекс Теннис Тест Протекция Депо Кафе Штемпель Мягко: Академия Агрессия Музей Текст Кофе Термин Вексель Декан Декада Демагог Декларация Интеллект Эффект Кредит Пресса Тенор Сессия Прессинг Протест Фанера А агЕнт АпострОф, алфавИт аэропОрты, им.п. мн.ч. Августовский афЕра агронОмия астронОмия аристокрАтия Б балОванный, прич. баловАть балУясь бАнты, им.п.мн.ч бАрмен бензопровОд берЁста бередИть рану блокИровать бОроду, вин.п.ед.ч. бралА бралАсь бронирОванные машины бронИрованные билеты бронИруют билеты бронирУют машины бухгАлтеров, В валовОй, вЕнтиль вЕрба вернА вероисповЕдание взялА взялАсь вихОр включЁн включЁнный включИм включИт включИшь влилАсь визИровать вОвремя ворвалАсь ворожеЯ воспринялА воссоздалА вОткнутый вручИт вскОрмленный   Г гастронОмия гЕнезис, гЕрбовый гналА гналАсь гофрирОванный гравирОванный граждАнство Д давнИшний дефИс деньгАм о деньгАх диспансЕр добелА добралА добралАсь добралИсь довезЁнный дОверху договорЁнность договОры дождалАсь дозвонИтся дозвонЯтся дозИровать докраснА докумЕнт донЕльзя дОнизу досУг дОсуха доцЕнт дремОта духовнИк Е еретИк Ж жалюзИ, ср.р.и мн.ч. ждалА жилОсь жЁлчный З завИдно зАгнутый зАгодя загрЫзенный заИндеветь заИндевелый закУпорив закУпорить зАнял занялА зАняло занятА зАнятый заселЁн запертА заплЕсневелый зАтемно заусЕница звалА звонИм звонИт звонИшь знАчимость знАчимый зимОвщик зАсветло зубчАтый И избалОванный Иксы Иконопись импЕрский индустрИя инженЕрия инстИнкт исключИт Исстари исчЕрпать К каталОг каучУк, кАшлянуть квартАл кедрОвый киломЕтр клАла клЕить кОнусы кОнусов кормЯщий корЫсть крАлась крАны красИвее красИвейший кремЕнь кренИтся кровоточАщий кровоточИть кУхонный   Л лгалА лЕкторы, лЕкторов род.п. мн.ч. лилА лилАсь ловкА ломОть лыжнЯ М мАркетинг мЕстностей род.п. мн.ч мЕльком мизЕрный мозаИчный молЯщий мусоропровОд     копИровать делегИровать маркировАть премировАть гофрировАть пломбировАть бомбардировАть
Н навЕрх навралА наделИт надОлго надорвалАсь нажИвший нажитА нажИлся-убрать назвалАсь накренИт налилА налИвший налитА намЕрение нанЯвшийся нарвалА нарОст насторожЁнный нАчал началА нАчали начАв начАвший начАвшись нАчатый начАть нАчатые-убрать нЕдруг недУг некролОг нЕнависть ненадОлго низведЁн нОвости,новостЕй нОгтя, род.п ед.ч.   О обеспЕчение обзвонИт облегчИт облегчИть облилАсь обнялАсь обогналА ободралА ободрИть ободрЁнный ободрЁн ободренА ободрИшься обострЁнный обострИть овсЯный одолжИт озлОбить оклЕить окружИт опломбировАть опОшлят определЁн оптОвый освЕдомиться, освЕдомишься отбылА отдалА отдАв отключЁнный откУпорил отозвалА отозвалАсь Отрочество Отраслей,   П партЕр пАмятуя, пАхота перезвонИт перелилА пЕрчить перехОдный пЕтля пИхта плодоносИть пломбирОванный повторЁнный поделЁнный подрОстковый поднЯв позвалА позвонИт, позвонИшь полилА положИл положИть помИнки понЯв понЯвший пОнял, понялА портфЕль пОручни по средАм послАла поскользнуться пОхороны с похорОн прАвый правА прАвы   предвосхИть, премировАь, премирОванный прибЫв прИбыл прибылА прибЫвший прИбыло придАное призЫв прИнял прИняли принУдить прИнятый приручЁнный прожИвший прозорлИва процЕнт пулОвер Р рвалА ржАвея заржАвленный заржАветь   С свЁкла сверлИт сверлИшь сирОты склАдчина слИвовый снялА снятА сОгнутый сОздал сОздан создалА созданА сорИт он сОлит сосредотОчение срЕдства, им.п.мн.ч. срЕдствами стАтуя столЯр созЫв Т танцОвщик тамОжня тОрты тОртов тОтчас   У убралА убыстрИть углубИть украИнский укрепИт умЕрший упорЯдочение уполномОчивать упрОчение устАвный Ф факсИмиле феЕрия фенОмен фОрзац Х характЕрный харАктерный хвОя хлЕбец ходАтайство христианИн, хОленый Ц цемЕнт цЕнтнер цепОчка Ч чЕрпать чЕрпая   Ш шАрфы шофЁр Щ щавЕль щемИт щЁлкать Э экспЕрт экслИбрис

 

Задания

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая удар­ный

Гласный звук?

1) сОрит 2) занЯла 3) опредЕлен 4)знАчимость

 

2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая удар­ный

Гласный звук?

1)квАртал 2) прОстыня 3) местностЕй 4) оцененА

 

Лексические нормы

Комментарий по теме 2

Задание проверяет умение правильно употреблять паронимы, то есть

однокоренные слова, обладающие разным морфемным строением и

лексическим значением. Эти вопросы на примере конкретных слов подробно

рассматриваются в словарях паронимов. Можно также воспользоваться толковыми

словарями.

 

Задания

Употребить ЕДИНИЧНЫЙ?

1)Большинство отрицательных героев Н. Гоголя можно со­брать в ЕДИНЫЙ образ пошлости.

2)Вокруг голубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складоч­ки — ни бугров, ни впадин.

3)М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её.

4)Просветители XVIII века считали, что права и обязаннос­ти гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.

 

2. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно упот­ребить

ЗЛОСТНЫЙ?

1)Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по прихоти ЗЛОЙ феи.

2)Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.

3)Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются уголов­ными преступникам и будут непременно наказаны.

4)Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.

 

Морфологические нормы

Комментарий по теме 3

Задание проверяет умение правильно образовывать словоформы изменяемых

частей речи. Проверить себя, узнать как правильно, можно, например, изучения

«краткий словарь трудностей русского языка: грамматические формы, ударение»,

справочник «грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь

вариантов».

В содержание заданий, нацеленных на усвоение морфологических норм

русского литературного языка, включены различные грамматические ошибки,

состоящие в неправильном образовании и использовании различных грамматических

форм слов.

 

Существительное *Ип.мн.ч -ы -и -а –я Рп мн.ч -ов –ей - *сущ на –мя – ен *Рп.ед. ч. м.р. у ю 1. часть целого чашка чаю 2. с уменьш-ласкат суфф-ом сырку 3. у собират сущ много народу 4. у отвлеч сущ умереть с голоду 5. фраз-мы ни слуху ни духу   Склонение собст-ых сущ-х скл-ся не скл Фамилии *Мр *Жр на на согл согл Юре Григу Ане Григ *безуд *уд -а/я -а/я Щербе Вернигора * - *-аго/яго -ово -ых/их -ко/енко Иваненко В сочетании м+м ж+ж ж+м -ом -ым -насел рус фам-и пункт -иностр фам-и глагол *Чередование: хотят, ляг, течёт, поезжай, движет,каплет,сыплет *Глагол, прич, дееприч в предлож д.б. одного вида и времени. *Не д.б. в предлож инф + инф *Нет 1 лица- победить, убедить, чудить, дудеть, пылесосить, ерундить- буду побеждать *выпадение -ну- мокнуть-мок
прилагательные Сравнительная: простая составная -ее- -е- более менее -ше- + полн прил Превосходная: простая составная -ейш- самый -айш- наиболее + полн прил союз *но = однакоили/или *не только.., но и лишь тогда…, когда как.., так и не так…, как… не то что…, а … местоимения *нельзя дублировать сущ (или/или) местоимении (личн 3 л) *их *её неё его него
наречие Сравнительная: простая составная -ее- -(ей)-е- более менее -ше- + наречие Превосходная: простая составная - лучше всех числительные *нельзясобир+ ж.р три подруги можно: собир + м.р, общ род, только мн.ч., дет-ши животных трое волчат *назв месяца в Рп *2 и более + сущ *28,6 +сущ *колич скл-ся обе части пятьюдесятью *порядков склон-ся последняя часть двадцать первого *Оба+м.р. оба мира Обе +ж.р обе стороны      

 

И.п Р.п.
Директора Доктора Профессора Сторожа Катера Обшлага Тополя Округа Ордера Острова Отпуска Паспорта Адреса Сорта Шелка Якоря мастера Агитаторы Бухгалтеры Выговоры Выборы Договоры Инженеры Призы Конструкторы Выводы Торты Тренеры Фронты Месяцы Шофёры Почерки Редакторы Маляры Корректоры Столяры Лекторы Госпитали Ораторы Очереди Офицеры Плоскости Гербы Подписи Контейнеры Возрасты Апельсинов Помидоров Граммов Килограммов Носков Гольфов Метров Гектаров Томатов Огурцов Мандаринов Инженеров Офицеров Тренеров Шофёров Тефтелей Киргизов Казахов Облаков Бананов Шприцев Комментариев Критериев Туфель Чулок Ботинок Валенок Башкир Осетин Цыган Оладий Судей Противней Блюдец Яблок Груш Дынь Колец Ружей Полотенец Запястий Мест Доньев Дел Двоен Стёкол Ущелий Макарон Армян Грузин Турок Молдаван Болгар Татар Копён Солдат Партизан
       

Задания

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)с пятидесятью рублями 3) высохла

2)оденьтесь теплее 4) спелых абрикосов

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)вкусные торта 3) моложе брата

2)в аэропорту 4) в трёхстах метрах

 

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


1) молодые бухгалтеры

2) ихней работой

3) в течение тридцати пяти минут

4) дамских туфель


4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


1) пять апельсинов

2) наиболее решительнее

3) в двухстах метрах

4) на их территории


5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


1)в две тысячи двадцать втором году

2) старые пропуска

3) совсем озяб

4) несколько огурец


________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Синтаксические нормы

Комментарий по теме 4.1.

Задание проверяет умение правильно строить предложения с обособленным

обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, находящимся в начале

предложения. Действие, обозначаемое оборотом, относится, как правило,

к подлежащему в предложении. В таком случае синтаксической ошибки не будет.

Если же производитель действия, обозначенного деепричастием, не совпадают,

возникает грубая ошибка. В задании предлагаются три ошибочных и

один верный вариант продолжения предложения с одним и тем же деепричастным

оборотом

 

Деепричастный оборот

осн + добав. действ.

Д.О. +

1.Лицо И.п.кто?что?

2.Повел.наклон.гл

3. Можно

Нужно + н.ф.г.

Задания

1. Выберите грамматически правильное продолжение пред­ложения.

Путешествуя на автомобиле,

1. не забудьте изучить план местности.

2. у неё было хорошее настроение.

3. сначала определяется маршрут.

4. вам должно быть комфортно

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

4.2. Управление и согласование слов в предложении.

 

Комментарий по теме 4.2.

Задание проверяет умение находить недочёты в строении словосочетания,

простого и сложного предложения, употребление некоторых производных

предлогов, то есть в управлении и т.п.

В задании 3 предложения определены без ошибок. Только одно предложение

требует корректировки. Модель задания включает четыре примера с наиболее

частотными в речевой практике случаями управления и согласования, в одном

из которых пропущена ошибка.

 

Согласование мн.ч. активность действий ____,(),===== Большинство О,О и Омн.ч. Управление благодаря согласн+ Дп(чему?) вопреки по+Пп.(чем?) +Дп. Однородные чл. пр. - не соединять неоднородные - гл. и гл(задайвопрос)   ? =? Причастный оборот х,(), () х одним из сущ,(), ,(…х…), Х, () и (который….)  
Ед.ч. пассивность действия предметы животные кол-во ед.ч (собир. сущ) народ ед.ч много мало ед.ч. лишь тогда ед.ч. кто ед.ч. большинство ед.ч один+сущ ед.ч. тысячаед.ч. миллионед.ч. рядед.ч. частьед.ч. Θ и Θ ==мн.ч. ==ед.ч Θ и Θ Θ или Θ ==ед.ч. От глагола задай вопрос   желать+сущ в Р.п (счастье) ждать+сущ. в Р.п. (писем) Приложение (сущ. какой?) -----прилож==== не изменяется   Деепричастный оборот осн + добав. действ. Д.О. + 1.ЛицоИ.п.кто?что? 2.Повел.наклон.гл 3. Можно Нужно + н.ф.г.   Перечень Лексич. несоответ Тавталогия Повтор слов Д.об. Пр.об. Одн.чл.пр. Предлоги Союзы Прилож.-не измен Предложение со сказ. Порядок слов в предл Штамп От глаг. задать вопрос

 

Задания

 

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на­рушением

Синтаксической нормы).

1) Лексические повторы — средство выразительности в сти­хотворении Лермонтова «Бородино».

2) Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.

3) Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие пра­ва, имел общественное звучание.

4) Интернет сохраняет огромные базы данных по разным вопросам науки и позволяет ими пользоваться.

Синтаксической нормы).

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.

3) М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нем.

4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

 

4.. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на­рушением

Синтаксической нормы).

1) Циолковский писал, что основная цель его жизни-продвинуть человечество хоть немного вперед.

2) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, которой поручено координировать работу всех строительных фирм.

3) По окончанию производственной практики каждый студент должен написать отчет о проведенной работе.

4)Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся в юности.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

 

Текст 1

1…(2)Самое раннее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется рубежом 5-го и 4-го тысячелетий до н. э. (З)Примерно на восемь веков моложе сход­ные по тематике рисунки, сохранившиеся на стенах гробниц древнегреческого города Фивы. (4)В V веке до н. э. афиняне ис­пользовали водолазов при осаде Сиракуз. (5)Спустя несколько десятилетий великий Аристотель сконструировал водолазное снаряжение в виде колокола, с помощью которого его не менее великий воспитанник Александр Македонский погружался в сре­диземноморские воды: таким путём он лично знакомился с под­водными заграждениями финикийского города Тира, готовясь на­пасть на него с моря. (6)... после успешной подводной разведки город был захвачен войсками молодого царя-полководца.

Текст 2

1…(2)Металлы, керамика, строительный камень состоят из кристаллических зёрен, сцепленных между собой. (3)И от того, насколько велика сила сцепления, зависит прочность ма­териала. (4)Очень важную роль здесь играют размеры зёрен: крупнозернистый материал непрочен, легко разрушается по границам кристаллов; мелкозернистая структура прочнее — мелкие кристаллы плотнее прилегают друг к другу и сцепляют­ся с большей силой. (5)0дними из первых много веков назад это поняли кузнецы. (6)... тогда они ничего не знали о струк­туре металла, но заметили, что изделие становится более проч­ным, если его обработать молотом.

 

Комментарий по теме 5.1.

Из четырёх вариантов ответа только один правильный. Чтобы не ошибиться,

следует прочитать микротекст целиком, затем читать, подставляя поочередно

предложенные в задании варианты начала текста. Вдумайтесь в содержание второго и

последующих предложений, найдите в них соответствующие слова-связки: повороты слов,

лексику,этой же темы, однокоренные слова, синонимы. После подстановки текст должен

соответствовать основным своим признаком — смысловой цельности, информативности.

Задания

 

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым

В первом тексте?

1) Нередко моря и океаны служили и ареной жестоких сраже­ний, в которых решались судьбы целых государств.

2)Попытки проникнуть в морские глубины предпринима­лись людьми ещё в древности.

3) Как полагают историки, только за последние пять столе­тий океан поглотил восьмую часть всей мировой добычи золота и серебра.

4) Океанское дно за тысячелетия превратилось в богатейший музей мира, в беспредельных залах которого словно за­стыла сама История.

 

2. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым

Во втором тексте?

1)Обычный металл состоит из кристаллов размером от деся­ти до ста миллионных долей метра.

2)Нанокристаллические композиты позволяют получать ма­териалы с заданными физическими свойствами.

3)Первобытный человек мастерил орудия труда и охоты, строил жилища, шил одежду из материалов, уже создан­ных природой.

4)Подавляющее большинство материалов, с которыми еже­дневно приходится сталкиваться, имеют кристаллическое строение.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

 

Комментарий по теме 5.1.

Что бы выбрать правильный вариант ответа в предложении с пропуском первого

слова или сочетания слов, необходимо ещё раз прочитать текст целиком, затем

проанализировать содержание предложения с пропуском слова и предыдущих

предложений. Пропущенное слово должно не нарушить основных признаков текста,

подчёркивать смысловые отношения между предложениями: выражать значение

противопоставления, следствия, дополнительного замечания, последовательность

выражения мыслей и т. д. Ответом будет сцепляющее слово или сочетание слов.

Задания

 

1. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов дол­жно

быть на месте пропуска в шестом предложении текста № 1?

1) Потому что 3) Несмотря на это,

2)Однако 4) Вскоре

 

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) дол­жно

быть на месте пропуска в шестом предложении текста № 2?

1)К тому же 3) И

2)Конечно, 4) Поэтому

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Комментарий по теме 5.2.

Из четырёх вариантов ответа только один правильный. При выполнении задания следует

разобрать простое предложение по членам, обращая особое внимание на форму выражения

главных членов. Вспомните, что сказуемое может быть простым глагольным, составным

именным, составным глагольным. Если анализируется одна часть сложного предложение,

то важно не входить за её рамки при определении грамматической основы.

 

Сложные предложения

ССП

[ ], и (а, но, да…) / /.

[ ]; [ ]. -осложнено но Вв.с., [ ] и [ ].

чем- либо (Когда …), [ ] и [ ].

общий втор. член, [ ] и [ ]. и т. д.

не путать: [ ], и [ ] [ односост. пр.] и [ односост. пр.]

О и О [ ] и [ ]. (2 пр. вопрос. воскл. побудит.)

Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли домой.

Постояли, потолковали и пошли домой.

Я спешу туда же – а там уже весь город.

СПП

1. определительные КАКИЕ? [ сущ. ], (который...).

местоименно-определительные КТО ИМЕННО? КАКОЙ? [ …тот ], (кто).

 

2. изъяснительные ЧТО? ЧЕГО? [ глагол ], (чтобы).

 

3. обстоятельственные ГДЕ? КУДА? и т.д. [ ], ( где)

образа и степени действия, места, времени, причины, цели, условия, уступки и т.д.

 

Задания

1. Какое слово или сочетание слов является грамматиче­ской

Предложения текста №1?

1)моложе рисунки (предложение 3)

2)использовали (предложение 4)

3)Александр Македонский знакомился (предложение 5)

4)город был (предложение 6)

2. Какое слово или сочетание слов не является грамматиче­ской основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста № 2?

1)велика сила (предложение 3)

2)размеры играют (предложение 4)

3)изделие становится более прочным (предложение 6)

4)обработать (предложение 6)

3. Укажите верную характеристику второго (2) предложе­ния текста №1.

1)сложное бессоюзное 3) простое, осложнённое

2) сложносочинённое 4) сложноподчинённое

 

4. Укажите верную характеристику третьего (3) предложе­ния текста №2.


1)сложное бессоюзное

2)сложноподчинённое

3)простое осложнённое

4)сложносочинённое


______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Комментарий по теме 5.3

Значение поверяет умение опознавать слова как части речи в контексте, особенно

местоимения, наречия, причастия, частицы.

 

 

глагол причастие дееприч наречие
Возврат (ся)/ Невозврат Соверш – что сделать/ Несоверш-что делать Переход –гл+сущ в В.п без предлога Непереход –нет сущ в В.п Наклонение: Изъявит (на самом деле происходит происходило или будет происходить) Повелит (просьба приказ совет) Сослагат + бы (условное) Действит (сам делает) н/вр-ущ/ющ ащ/ящ пр/вр-вш/ш   Страдат(испытывает действие другого) н/вр-ом/ем/им пр/вр-нн/енн/т   Краткие-у страд –каков? Сов/вид-что сделав? Несов/вид – что делая? Переход- + В.п без предлога Непереход Н.образа действия Н.времени Н.места Н.причины Н.цели Н.меры/степени   Вопросит (как где куда) Отрицат+не/ни Неопредел+кое /то/либо/нибудь Указат.(туда там тут оттуда тогда)

 

предлог союз частица
Непроизводные- с, в, на, производные-(из других частей речи) - напротив дома благодаря другу согласно приказу вследствие дождей ввиду перемен СочинитО и О [ ], и [ ] соединит-и/да/не только..но и/как так и противит –а/но/да разделит- или/либо Подчинит[ ], () Причинные- потому что Целевые- чтобы Временные- когда Условные- если Сравнительные- как будто Изъяснительные- что Уступительные- хотя Формообразующие Бы/ да/давайте/пусть Отрицательные Не/ни Модальные Вопрос -ли/разве/неужели Указание- вот/вон Уточнение- именно/как раз Выделение- только/лишь/почти/ исключительно Восклицание- что за/как Сомнение- вряд ли/едва ли Усиление – даже/ведь/уж/всё-таки/же Смягчение- /-ка
 
Сущ-ое Прилаг Числит Местоим
1.Собств Нарицат 2.одуш Неодуш 3.м.р Ж.р Ср.р 4.1,2,3скл Разноскл Нескл 5.ед.ч Мн.ч 6.И.п.кто?что Рп.кого чего? Дп.кому чему? Вп. Кого что? Т.п кем чем? Пп.о ком? о чём?   Качеств (можно сравнить) Относит (нельзя сравнить) Притяж (принадл)   Степени сравнения: Сравнит: Красивее Более красивый Превосход-я: Красивейший Самый красивый Род число падеж Колич(дроб-2/3, целое, собир-ой-ер) Порядк Прост-сост Склоняются по падежам числам родам:колич-все части; порядков-последнее сл личн(я, ты,он,его/её/их) возврат-(себя) притяжат(чей?) (мой,его/её/их) Указат-(тот) Определ(весь, всякий,сам, каждый,иной, любой, другой Вопросит –кто что какой Относит(СПП) Отрицат+не Неопред+то/либо /нибудь Склоняются по числам родам падежам

Задания

1. В каком варианте ответа правильно указаны все предло­жения текста №1, в которых есть страдательное причастие?

1) 3, 5 2) 2, 4 3) 3, 5, 6 4) 2, 6

Комментарий по теме

Задание предполагает выяснение лексического значения слова в контексте.

Вам необходимо выбрать один из предложенных вариантов. Умение пользоваться

«Толковым словарём».

 

Задания

ОРФОГРАФИЯ

Задания

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Если рядом с полюсом Луны будут обнаруже(1)ы водя(2)ые запасы на дне вечно затенё(3)ого кратера, то решится проблема доставки на спутник Земли важнейших ресурсов для его освое­ния: кислорода, водорода и воды.

2) 2 3) 1,2 4) 1,3

 

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3 ) ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

1) 1, 3 2) 2,3 3) 1,2,3 4) 3,4

 

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Хрупкий точё(1)ый силуэт изображё(2)ой на картине девушки особе(3)о выделяется на фоне белё(4)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.

1) 1,3 2) 2,3,4 3) 1,4 4) 1,3,4

 

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгорячё(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец.

1) 1 2) 1,2 3) 3 4) 1,3

 

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

 

Правописание корня слова

Комментарий по теме

В заданиях проверяется умение правильно употреблять орфографические правила.

 

Провер-ые Непров-ые Чередующиеся
Смотри в корень
  Подбери Провер-ое слово А-О Е - И Нельзя проверять при помощи глаголов Несов. Вида аа –ывать -ивать например, втоптать (т о пчет) вт а птывать подбирая провер-ое слово,,убедись, что оно родственно проверяемому Не проверять гласные после шипящих Проверь по словарю ищи па ру  
  согласных - лаг-лож- -раст- -рос- -ращ- -скак- -скоч- искл. Полог Ростов Отрасль Росток Ростислав Ростовщик Скачок Скачу скачи   Зависит суфф. А   -жег--жига- -бер--бира- -чен--чина- -пер--пира- -тер--тира- -мер--мира- -стел--стила- -дер--дира- -блест- -блиста- -им- -а-я- -ин- -а-я- Зан има ть -зан я ть -кос--каса- -чет-чита искл. Сочетание от ударения   -клан- -клон- -клон- -твар- -твор- -твор- -гар-гор- -зар-зор- искл. Пригарь Выгарки Изгарь Зоревать Зорянка Утварь     значения   -мак погружение -мок- (пропускать жидкость) -равн- одинаковый равный) -ровн- (гладкий ровный) Искл. Равнина Равняться поравняться -плав- (всегда пиши) искл: -плов- (только 2сл. Пловец Пловчиха -плыв- (плывун заплыв)

 

Жи-ши Ча-ща Чу-щу У сущ-ых, прил-ых, наречий на -о У прич отглаг сущ глаголов После Ц
  В суффиксе окончании   В корне В суффиксе окончании В корне На -ция В суффиксе окончании
Искл: брощюра жюри паращют О'- Е     Искл: ещё Ё - О (подбери проверочное слово) Жёлтый – желтеть   Искл: Шов шорох капюшон крыжовник боржоми трущоба изжога чащоба мажор джоуль обжора прожорливый корнишон крюшон трещотка пижон чокнутый чокаться чопорный Печора шоры чохом     Ожог(что? сущ) руки Ё - Е -ёвыва- -ёвк- -ёр- -ёнк- -ённ- -ён-     -ёт Выкорчёвывать корчёвка тушёнка ретушёр стажёр дирижёр ожёг (что сделал? глагол) руку И Цирк лекция     Искл: цыган цыпочки цыц цыплёнок цыкнуть Ы Молодц ы Синицын Сестрицын

Задания

Правописание приставок

Комментарий по теме 6.3.

В задании требуется найти ряд, состоящий из трёх слов, где одна и та же

орфограмма-буква пропущена либо в приставке, либо на стыке приставки и корня.

В заданиях проверяется умение правильно употреблять орфографические правила.

Неизмен-ые На –з, -с Гласные и-ы после прист на согл Пре- при-
  Всегда пиши одинаково   Над- на- надо- О- об- обо- По- под- подо- До- наи- Пере- пред- В- вы- За- со- от- Пра- (прадед) Про-   Сделать Сбор Сблизить Сдоба несдобровать С- Не- отбрось       …з+звонк. с. …с+глух. с.   Зв-глух Б - п В - ф Г - к Д - т З - с звонкие-рлмн глухие-хчщц но; дисбаланс рассчитать- глагол расчёт- сущ. Расчётливый- прил. Без- бес- Вз- вс- Рас- раз- Рос- роз- Из- ис- Низ- нис- Воз- вос- Чрез- чрес- Через- черес-   Сверх- Меж- Дез- Контр- И Пост- Суб- Супер- Транс- Пан- И в корне: Фин- Мед- Спорт-   После русских ы приставок пред- из- вз-и т.д.   Предыюльский Предыдущий Искл. Взимать Но: Сверхизысканный межинститутский     При- -приближение -присоединение -неполнота действия -близость -доведение действия до конца (привокзальный придумать приоткрыть пришить)   пре- =очень(весьма) =пере(через по-иному)  

Запомни.

Комментарий по теме 6.4.

В задании проверяется умение осознано выбирать е или и в безударных окончаниях глаголов и суффиксах причастий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.202 с.)