Судьба личности в обществе и истории в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судьба личности в обществе и истории в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».



Роман «Мастер и Маргарита» вобрал в себя основные мотивы творчества Булгакова, звучавшие порознь в его разных сочинениях. В романе Булгакова на равных существуют и переплетаются между собой три пласта повествования: мир реальный, мир фантастический и мир библейской легенды. В сюжете романа нечистая сила (Воланд и его свита) помогают вскрыть сущность, высмеять и взорвать обывательский мир (но не уничтожить его). Главные герои - Мастер и Маргарита - свободно перемещаются «по ходу событий» из мира реального в мир фантастический и наоборот, в силу чего фантастическое воспринимается в тексте Булгакова как «обратная» (зеркальная) сторона действительности, а реальное - как стоящее на грани фантастики. Библейский «пласт» является связующим звеном между реальным и фантастическим миром.

Такие «переключения» повествования из одной событийно-временной сферы в другую акцентируют сходство и повторяемость в истории, в самой человеческой жизни алогичных по смыслу ситуаций и коллизий. Тем более, что в системе действующих лиц основные персонажи как бы «зеркально» повторяют себя в разных мирах (Иешуа - Мастер; Левий Матвей - Иван Бездомный); образ Москвы зеркально отражается в образе Ершалаима и т.д.

В центре романа - «вечные» общечеловеческие проблемы истины и лжи, свободы и несвободы, творчества и догматизма, любви, верности, предательства.

Особый смысл заключает в себе спор Понтия Пилата и Иешуа о власти и свободе. Свободен в своем выборе Иешуа и не свободен Пилат, выполняющий служебные обязанности. Свободен Мастер в своем творчестве и не свободен в своем педантичном догматизме литератор Берлиоз. Свободна в своей любви и поведении Маргарита и не свободны москвичи-обыватели, зависящие от условных догм и правил морали. Именно свобода, творчество и любовь соединяют Мастера и Маргариту в Вечном Доме тишины и покоя.

«Мастер, Маргарита, Бездомный,…- это все литературные герои, и живут они в литературном мире. Но если он таков, то его питает жизненная атмосфера в целом. Какова же она, если подобные Мастеру люди могут обрести душевный покой только в психиатрической клинике, а неталантливые «писатели» способны сочинять только доносы? Вот эта атмосфера:

1) это московские квартиры, из которых люди исчезают бесследно: Булгаков не мог открыто сказать об арестах (глава 7-я. «Нехорошая квартира»);

2) бюрократическая система, при которой совершенно все равно, человек ли отдает распоряжения, подписывает приказы, или костюм, из которого на время исчез его хозяин (глава 27-я. «Конец квартиры №50»). Самое поразительное – «вернувшись на свое место, в свой полосатый костюм, Прохор Петрович совершенно одобрил все резолюции, которые костюм наложил во время его краткосрочного отсутствия»;

3) это процветающее взяточничество, за которое был наказан сатаной председатель жилищного товарищества Никанор Иванович Босой (глава 9-я. «Коровьевские шутки»);

4) подлость и приспособленчество тех людей, которых принято было называть «простыми людьми». Вспомним разговор Коровьева с Маргаритой о пятом измерении, которое было рассчитано квартирным пронырой. Или это слова артиста в сне Босого относительно подброшенной валюты: «Что могут подбросить? – Ребенка, анонимное письмо, прокламацию, адскую машину… но 400 долларов никто не станет подбрасывать». Или это отношение к своему делу вора-буфетчика из театра варьете, у которого брынза зеленого цвета, а осетрина второй свежести. «Вторая свежесть – вот это вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!» Или это распутство театрального начальника Семплеярова и безделие и пьянство директора варьете Степы Лихоедова.

Вот о каких уродствах бытия идет речь. Вот почему Мастер ищет приюта в «доме скорби», а Маргарита, защищая свою любовь, будет рассчитывать на дьявола.

Иван Бездомный изображен как типичный гражданин советского общества. У него демократическая внешность и соответствующие привычки. Речь его проста и изобилует вульгаризмами. В сознании его отражены черты массового психоза тех лет. Невежество Ивана сочетается с воинствующим неверием, злобностью и агрессивностью. На вопрос Воланда о том «кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле», следует поспешный и сердитый ответ: «Сам человек и управляет». За этой фразой угадывается общеизвестный тезис «Все дозволено», с которого и начинается безнаказанность. Восприняв идеологию господствующего класса, многие Иваны тогда поверили, что весь мир дан им в безраздельное владение.

Исследуя новую категорию людей, рожденных революцией, писатель убедительно показал, что в условиях, когда была скомпрометирована древняя культура, общество обрекло личность на опустошающую душу ненависть к классовым врагам и беспощадный атеизм, предоставив право делать все, что угодно во имя неких высших целей.

М.Булгаков своим романом показал, что человеческую судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты. Их постижение невозможно без терпения, мужества, любви и духовного созидания, без движения вперед через сомнения. Отрицание закостенелого, отжившего.

Справедливо сказать, что роман Булгакова – об ответственности человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он о всепобеждающей силе любви и творчества, возносящей душу к высотам истинной человечности.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 2587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.006 с.)