Кризис культуры в 14 веке. Поздняя готика и гуманизм и их отражение в литературе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис культуры в 14 веке. Поздняя готика и гуманизм и их отражение в литературе.



1) Историческая ситуация. В 14 веке Европа оказывается в глубоком экономическом и социальном кризисе, который останавливает развитие городской цивилизации и порождает новые формы организации общественной жизни, новые концепции реальности и культуры. В начале столетия демографическое развитие коммунальной структуры достигает своей наивысшей точки. В это же время останавливается развитие сельского хозяйства, и для имеющегося населения становится все более сложным найти себе продукты питания в достаточном количестве. На сельскохозяйственный цикл производства большое влияние оказывают многочисленные стихийные бедствия, общее недоедание облегчает распространение различных болезней и эпидемий. Самой тяжелой и непреодолимой из них становится бубонная чума, пришедшая с Востока и в 1348-1351 гг. охватившая Италию и всю Европу, быстро распространяясь в городах и на треть снижая число населения (она нашла отражение в “Канцоньере” Петрарки и в “Декамероне” Боккаччо). С середины столетия во всей Европе начинается экономический спад, который усиливается новым эпидемиями чумы. Многие обрабатываемые поля приходят в запустение, сельскохозяйственное производство еще больше снижается. Существенным нестабильности являются и войны - в первую очередь Столетняя война между Францией и Англией, 1337-1453. Экономический спад приходит в Италию именно в тот момент, когда коммунальная цивилизация достигает своей высшей точки развития, а купцы крупнейших городов полуострова завоевывают контроль над самыми значительными рынками мира. Однако кризис не привел к экономическому краху купечества. В целом столетие характеризуется высокой степенью конфликтности, продиктованной борьбой за выживание и за сферы влияния. Те принципы, которыми руководствовалась общественная жизнь в предыдущем столетии, потеряли свое влияние. Идеалы как таковые остаются достоянием только людей культуры - либо, низших слоев общества, где еще находит поддержку проповедь бедности и мира, когда-то столь широко распространявшаяся монахами-францисканцами. В результате локальных войн создается иная система государств: это региональные государства, существование которых будет достаточно стабильно вплоть до конца 18 века. Наряду с этим происходит постепенный распад коммунальной системы в центральной и северной части Италии, вместо коммун появляются Синьории, - процесс этот, начавшись еще в предыдущем столетии, сейчас находит свое завершение. Символической датой, ознаменовавшей окончание этого периода, можно считать 1378 г., когда в основном экономический кризис казался преодоленным, в Рим вернулся папа после Авиньонского противостояния, произошел Великий раскол церкви.

2) Кризис культуры. К этому времени широкий читательский интерес вызывает литература на volgare. Во флорентийской культуре возникают предпосылки распространения volgare как языка для всего полуострова, уменьшается количество литературно-лингвистических экспериментов и использование других романских языков (за исключением Венето, где в широкой степени еще сохраняется лит. творчество на французском). Изменяется место литературы в общественной жизни: самый важный момент заключается в том, что от активного участия в коммунальной жизни (как было в 13 веке) литература становится прежде всего формой потребления и использует в большинстве случаев те формы и материалы, которые были “наработаны” в последние десятилетия предыдущего столетия. Таким образом, превалирует литература, основной функцией которой является развлекательность (intrattenimento).

3) Центры культуры. Самым крупным и значительным центром остается Флоренция, которая в это время еще более упрочивает свою роль и значение, - в то время как резко уменьшается значимость иных центров Тосканы (за исключением Сиены). Многие из флорентийских писателей (в их числе Данте, Петрарка, Боккаччо) по тем или иным причинам переезжают из одного города в другой, способствуя таким образом распространению флорентийских моделей литературы по всему полуострову. Во Флоренции существует уже целое производство по выпуску рукописных книг (в первую очередь “Комедии” Данте). Однако в определенном смысле литература Флоренции остается закрытой, она питается моделями либо авторов 13 века, либо заложенными в творчестве Данте, развивает некоторые народные жанры. Здесь проявляется значительный интерес к повествовательной прозе, - и крупнейшим образцом такой литературы (связанным, впрочем, со всем литературным горизонтом Италии) станет “Декамерон”.

Неаполь, центр королевства Роберта Анжуйского, несет на себе отпечаток французского и флорентийского влияния. Французская культура и литература имела хождение ввиду того, что королевством правила французская династия, - а давние связи черных гвельфов Флоренции с неаполитанским двором способствовали распространению и флорентийской культуры. В этом климате в 20-30-е гг. происходит формирование литературных вкусов Боккаччо, тесные связи были с неаполитанским двором и у Петрарки (не случайно, что именно Роберт Анжуйский должен был “проэкзаменовать” поэта перед тем, как увенчать его лавровым венцом короля поэтов). После смерти Роберта и вследствие борьбы за трон традиция развития культуры в Неаполе значительно ослабевает, хотя и остается устойчивый интерес к изучению античности, которому впоследствии суждено стать одним из основных элементов гуманизма.

Определенной динамичностью и живостью - тоже почерпнутыми из флорентийской культуры - сохраняли Венеция и дворы венецианской области. Устойчивой традицией остается изучение античного наследия в Вероне и Падуе, - этому во многом поспособствовало длительное пребывание в Падуе Петрарки. Однако произошедшее вскоре падение синьорий делла Скала и Каррара значительно уменьшили впоследствии культурное значение этих городов.

Очень крупным центром культуры, притягивавшим многих итальянских писателей и интеллектуалов, на протяжении многих десятилетий оставался Авиньон, остававшийся на протяжении более чем восьмидесяти лет местонахождением папы. Именно здесь культивируется интерес к античности, здесь рождается новый взгляд на использование в литературе латыни. Крупнейшим именем, связанным с этим международным центром литературы и философии, было без сомнения имя Петрарки.

Поздняя готика и гуманизм.

Художественное и литературное творчество в 14 веке отмечено двумя противоположными тенденциями, которые могут быть определены как поздняя готика и Гуманизм.

Поздняя готика представляет собой использование схем народной (volgare) культуры предыдущего столетия, т.е. всякое использование форм куртуазной и коммунальной культуры, а в более общем плане - как всякое воспроизведение схем, отработанных и ином контексте, основанных на моделях изысканного, благородного характера, обращение к которым сейчас происходит с целью любования и определенного ностальгического сожаления. Такое отношение к ним связано с ощущением конца определенной модели мира и цивилизации (не случайно поэтому так широко была распространена тема смерти и, следовательно, преходящести любых человеческих ценностей). К этой концепции хорошо подходит определение “осень Средневековья”, данная этому периоду голландским историком Йоханом Хёйзинга в его одноименной книге.

Концепция Гуманизма соотносится с культурой, более тесно связанной с рассмотрением человека как индивидуальности и конкретности. В ее развитии основополагающую роль играет внимательное изучение античности мира, который противопоставляется посредственному, ничем не примечательному миру современности. Ностальгическим тонам поздней готики гуманизм противопоставляет понятие положительности и равновесия. Античность рассматривается в не в том уменьшенном и адаптированном виде, как это было выгодно Средневековью - и даже во времена Данте, - она становится основой для renovatio (обновления), к возврату к идеалам достоинства, справедливости, человечности.

Первым главой гуманистической школы может по праву считаться Петрарка, именно он станет своего рода эталоном для гуманистов 15 века. Предгуманистами считаются ученые и интеллектуалы рубежа 13 и 14 веков, много усилий потратившие на распространение знаний об античности, которые в то время еще были мало известны. Первым крупным центром, объединившим тех, кого глубоко интересовало античное наследие, была Падуя, в которой изучение античности было непосредственно связано с юридическим ремеслом и с их прямым участием в жизни города, еще до появления синьорий. Выдающимся писателем здесь был нотариус Альбертино Муссато (Albertino Mussato,1262-1329), автор трагедии “Acerinis”,- написанная на латыни, она, тем не менее, может считаться первой трагедией в итальянской литературе.

6) Поэзия на “volgare”. Для поэзии на volgare в 14 веке в большей степени применима концепция поздней готики. Она адаптирует поэтические схемы второй половины 13 века, описывает идеалы куртуазного мира, распространяются описательные, идиллические формы. Большую роль играет наследие “сладостного нового стиля”. Среди авторов следует упомянуть ЧиноРинуччи (Cino Rinucci, ок.1350 - ок.1417), Антонио Беккари (Antonio Beccari, 1315 - ок.1374), Франческо ди Ванноццо (Francesco di Vannozzo, ок.1340 - после 1389).

7) Развитие прозы. В прозе происходит переложение латинских авторов, подражание античным моделям, которое приводит к постепенному улучшению произведений на volgare, к совершенствованию их формы, - моделью такой прозы станет позднее “Декамерон”. Проза на volgare получает распространение прежде всего в Тоскане, в то время как в других областях развивается преимущественно исторический жанр и хронистика. Эти же жанры активно развиваются и в самой Флоренции, в основном теми авторами, которые сами участвуют в политической жизни коммуны. Из произведений вырисовывается живой образ социальных конфликтов, происходивших в городе вплоть до установления синьории.

Самой известной хроникой является “Cronica delle cose occorrenti ne' tempi suoi” Дино Компаньи (Dino Compagni, ок.1255 - 1324). Три книги этой хроники рассказывают о событиях в Флоренции с 1280 по 1312 гг., в том числе и о тех, в которых участвовал Данте, - она направлена против продажности политической жизни.

Совсем иного плана “Cronica” Джованни Виллани (Giovanni Villani, ок.1280 - 1348), флорентийского купца, повествование которого начинается от строительства Вавилонской башни и доходит до года смерти самого автора. Автором книг морального содержания, путевых заметок, технических текстов был Паоло ди Чертальдо (Paolo di Certaldo), крупнейшим произведением которого считается “Libro di buoni costumi”.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.009 с.)