Тема 10. Поиск актуальной информации на базе глобальных, национальных, региональных и корпоративных информационных ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Поиск актуальной информации на базе глобальных, национальных, региональных и корпоративных информационных ресурсов



Список литературы по теме:

1. Острейковский В.А. Информатика: учебник для вузов.М.: Высш. шк., 2009.- 511 с.

2. Косарев В. П., Мамонтова Е. А. Информатика: практикум для экономистов. М.: Финансы и статистика, 2009.-544 с.: ил., табл. - ISBN 978-5-279-03360-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=68947

3. Поляков В.П. Информатика для экономистов. Практикум: учебное пособие для бакалавров. М.: Юрайт, 2014.-343 с.

4. Шапорев С.Д. Информатика. Теоретический курс и практические занятия. СПБ.: БХВ -Петербург, 2008.- 480 с.

Кудинов Ю.И. Основы современной информатики: учебное пособие. СПб.: Лань, 2011.-256 с.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Получение информации с использованием поисковых систем Интернет.

2. Сервисы Интернет.

3. Обеспечение доступа к различным ресурсам (Госуслуги, Налоговой службы и т.д.)).

4. Корпоративная система АТИСО.

 

Тема 11. Решение экономических задач компьютерными средствами

Список литературы по теме:

1. Макарова Н.В., Волков В.Б. Информатика: учебник для вузов. (УМО) СПб.: Питер, 2012.-576 с.

2. Косарев В. П., Мамонтова Е. А. Информатика: практикум для экономистов. М.: Финансы и статистика, 2009.-544 с.: ил., табл. - ISBN 978-5-279-03360-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=68947

3. Поляков В.П. Информатика для экономистов. Практикум: учебное пособие для бакалавров. М.: Юрайт, 2014.-343 с.

4. Шапорев С.Д. Информатика. Теоретический курс и практические занятия. СПБ.: БХВ -Петербург, 2008.- 480 с.

Кудинов Ю.И. Основы современной информатики: учебное пособие. СПб.: Лань, 2011.-256 с.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Роль компьютерного моделирования в исследовании экономических процессов.

2. Инструментальные средства моделирования.

3. Технологии решения систем уравнений: методы обратной матрицы и наименьших квадратов.

4. Моделирование и исследование функций: способы задания функций, построение графической модели функции, вычисление корней функции одной переменной, решение уравнений.

 

Тема 12. Основы защиты информации и информационной безопасности компьютерных систем

Список литературы по теме:

1. Поляков В.П. Информатика для экономистов. Практикум: учебное пособие для бакалавров. М.: Юрайт, 2014.-343 с.

2. Шапорев С.Д. Информатика. Теоретический курс и практические занятия. СПБ.: БХВ -Петербург, 2008.- 480 с.

Кудинов Ю.И. Основы современной информатики: учебное пособие. СПб.: Лань, 2011.-256 с.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Понятие безопасности информации. Факторы и потенциальные угрозы безопасности информации.

2. Конфиденциальная информация. Коммерческая тайна. Государственная тайна. Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную (коммерческую) тайну.

3. Методы защиты информации. Физические и технологические средства защиты информации.

4. Компьютерные вирусы как фактор угрозы безопасности информации, их классификация, особенности и пути распространения.

5. Безопасность информации при работе на ПК в автономном режиме. Защита информации при работе в компьютерных сетях. Обеспечение защиты информации при работе в Интернете.

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Приложение №1 к рабочей программе дисциплины

 


7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

 

  Авторы, составители Наименование, наличие грифа Издательство, год Кол-во экз. в библиотеке АИТиП, ЭБС
  1. Основная литература
Л 1.1 Колокольникова А. И., Прокопенко Е. В., Таганов Л. С. Информатика: учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2013.-115 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4458-2864-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210626 Университетская библиотека «Онлайн»
Л 1.2 Симонович С.В.   Информатика. Базовый курс: учебник для вузов. (Минобр) СПб.: Питер, 2012.-640 с.  
2. Дополнительная литература
Л 2.1 Острейковский В.А. Информатика: учебник для вузов. М.: Высш. шк., 2009.- 511 с.  
Л 2.2 Макарова Н.В., Волков В.Б. Информатика: учебник для вузов. (УМО) СПб.: Питер, 2012.-576 с.  
Л 2.3 Косарев В. П., Мамонтова Е. А. Информатика: практикум для экономистов. М.: Финансы и статистика, 2009.-544 с.:ил., табл. - ISBN 978-5-279-03360-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=68947 (УМО) Университетская библиотека «Онлайн»
Л 2.4 Поляков В.П. Информатика для экономистов. Практикум: учебное пособие для бакалавров. М.: Юрайт, 2014.-343 с.  
Л 2.5 Шапорев С.Д. Информатика. Теоретический курс и практические занятия. СПБ.: БХВ -Петербург, 2008.- 480 с.  
Л 2.6 Кудинов Ю.И. Основы современной информатики: учебное пособие. СПб.: Лань, 2011.-256 с.  
Л 2.7 Симонович С.В. Информатика для юристов и экономистов. СПб.: Питер, 2007, 2008.-688 с  

 

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

http://www.ai08.org/

http://www.nvtc.ee/e-oppe/Erstling/word/index.html

http://vtit.kuzstu.ru/books/shelf/193/doc/chapter1.html

http://pi.sfedu.ru/rspu/structure/university_departments/math_faculty/site/stud_materials/

http://www.kolomna-school7-ict.narod.ru/st40301.htm

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по информатике. К его услугам лекционный курс и слайдовые материалы, ориентированные на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины, специальные компьютерные тренажеры. Используя лекционный материал, учебники или учебное пособие, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний. Ряд тем учебного курса полностью переносится на самостоятельную работу.

Студент должен прийти в ВУЗ с полным пониманием того, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые условия.

Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования» по направлению «Экономика». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы программы учебного курса и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены.

Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:

- изучение понятийного аппарата дисциплины «Информатика»;

- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;

- работу над основной и дополнительной литературой;

- изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки);

- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;

- самостоятельная работа студента при подготовке к зачету и экзамену;

- самостоятельная работа студента в библиотеке;

- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;

- выполнение расчетных заданий по моделированию практической ситуации с использованием информационных технологий;

- консультация преподавателя дисциплины.

Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности.

Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ курса, раскрытия сущности основных категорий, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.

Требуется творческое отношение и к самой программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера. Все эти вопросы не составляют сути, понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.

Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя не является озвученным учебником, а представляет плод его индивидуального творчества. Он читает свой авторский курс со своей логикой со своими теоретическими и методическими подходами. Это делает лекционный курс преподавателя интересным индивидуально-личностным событием, которым вряд ли студенту стоит пренебрегать. Кроме того, в своих лекциях преподаватель стремится преодолеть многие недостатки, присущие опубликованным учебникам, учебным пособиям, лекционным курсам. В лекциях находят освещение сложные вопросы Федерального государственного образовательного стандарта, которые вызывают затруднения у студентов.

Сетка часов, отведенная для лекционного курса, не позволяет реализовать в лекциях всей учебной программы. Исходя из этого, каждый лектор создает свою тематику лекций, которую в устной или письменной форме представляет студентам при первой встрече. В создании своего авторского лекционного курса преподаватель руководствуется двумя документами - Федеральным государственным образовательным стандартом и учебной программой.

Совершенно недостаточно только слушать лекции. Важно студенту понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, конечно, лучше в письменной форме, чтобы не мешать ему, не нарушать его логики. Квалифицированный преподаватель в ходе лекции глазами читает полученный письменный вопрос и находит форму реагирования на него. Вопросы можно задать и во время перерыва (письменно или устно), а также после лекции или перед началом очередной, конечно, до звонка, во время перерыва - начало очередной лекции нельзя прерывать вопросами. Лектор найдет формы и способы реагирования на вопросы студентов.

Особое место в самостоятельной работе студента является работа по выполнению контрольной работы.

Цель выполнения контрольной работы – закрепление полученных студентами теоретических знаний и практических навыков по предложенной тематике (раздел «Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине») по дисциплине «Информатика».

Контрольная работа должна содержать описание результатов выполнения заданий по разделам информатики, проведенного студентом по выбранной теме.

Контрольная работа должна быть определенным образом оформлена. Она должна содержать титульный лист, план работы (содержание), основную часть и список использованной литературы.

Обратите внимание на правильное библиографическое описание используемых источников. Список литературы начинается с перечисления законодательных и нормативных документов, далее идет список монографий, учебников, статей в алфавитном порядке по авторам или названиям работ (если работа написана авторским коллективом).

Страницы работы должны быть обязательно пронумерованы.

Контрольная работа обязательно должна иметь ссылки на литературные, статистические и электронные источники. Ссылками сопровождаются не только дословные цитаты и цифровые данные, но и материал, изложенный своими словами на основании тех или иных источников.

Ссылки делаются по тексту в скобках: порядковый номер источника в списке использованной литературы и номер (номера) страницы (страниц). Например, [6, С.58].

Работа выполняется на компьютере. Набор текста осуществляется шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14 через 1,5 интервала.

Объем контрольный работы составляет занимать 8–10 страниц (не более 15 стр.).

Оформленная работа представляется в распечатанном виде на стандартных листах А4 в сброшюрованном виде.

 

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)

- технические средства: компьютерная техника и средства связи (проектор, экран, видеокамера);

- методы обучения с использованием информационных технологий (компьютерное тестирование, демонстрация мультимедийных материалов);

– интернет-сервисы и электронные ресурсы (поисковые системы «Консультант плюс», электронная почта, электронные учебные и учебно-методические материалы);

– программное обеспечение (системы тестирования, компьютерные тренажеры)

– информационные справочные системы (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн, «Консультант плюс»).

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

Для проведения лекционных и практических занятий требуется аудитория, оборудованная мультимедийной техникой, компьютерный класс с выходом в Интернет (ауд. 04 и 05), оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для практических занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 38.03.01 Экономика.

12. Образовательные технологии

В рамках изучения дисциплины «Информатика» предусмотрены следующие виды учебной работы: лекции, практические занятия и др. Занятия лекционного типа в соответствии с ФГОС ВО данного направления подготовки составляют 30 % аудиторных занятий.

Тематическим планом курса «Информатика» предусмотрены практические занятия, задачами которых являются закрепление знаний и приобретение навыков эффективного использования технических средств применительно к цели ситуации. Изучение дисциплины ориентировано как на индивидуальную, так и на групповую работу студентов. Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. 30% аудиторных занятий проводится в интерактивной форме.

Аудиторное изучение данной программы сочетается с самостоятельной работой студентов (проработка лекционного материала, самостоятельное изучение отдельных аспектов тем, подготовка к практическим занятиям, выполнением домашних заданий).

Активное участие студента во всех формах учебного процесса, а также самостоятельная работа позволят ему овладеть необходимым объемом теоретических знаний и сформировать навыки обработки массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов для принятия управленческих решений.

Частичное формирование компетенций, реализуется с использованием комплекса образовательных технологий (список приведен ниже), направленных на активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся и являющихся характерными практически для всех дисциплин профессионального цикла по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.

Образовательные технологии:

1. Проблемное обучение;

2. Разноуровневое обучение;

3. Проектные методы обучения;

4. Исследовательские методы в обучении;

5. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

6. Информационно-коммуникационные образовательные технологии.

Суть использования технологий в учебном процессе изложена в таблице ниже:

 

Педагогические технологии   Достигаемые результаты   Интерактивный метод  
     
1. Разноуровневое обучение Ориентация на различный уровень обучающихся позволяет динамично корректировать процесс обучения, результаты корректировки напрямую влияют на уровень освоения компетенций   · творческие задания; · мозговой штурм; · дискуссия; · деловая игра; · разбор конкретных ситуаций; · эвристическая беседа.
2. Исследовательские образовательные технологии Дает возможность студентам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно для определения индивидуальной траектории развития компетентности каждого студента · творческие задания; · метод проектов; · мозговой штурм; · дискуссия; · деловая игра; · эвристическая беседа.
3. Технология обучения в сотрудничестве Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности студентов · работа в малых группах; · метод проектов; · мозговой штурм; · дискуссия; · деловая игра; · эвристическая беседа.

 

Интерактивным формам обучения отводится не менее 20 процентов от общего объема аудиторных занятий по дисциплине.

Краткое описание сути интерактивных методов обучения, используемых в рамках образовательных технологий (составлено на основе материалов Учебно-методического управления АлтГТУ им. И.И. Ползунова).

Дискуссия как метод интерактивного обучения успешно применяется в системе учебных заведений на Западе, в последние годы стала применяться и в нашей системе образования. Метод дискуссии (учебной дискуссии) представляет собой «вышедшую из берегов» эвристическую беседу. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других.

Обычно предполагается, что из мышления рождается ответ на высказывание оппонента в дискуссии, поэтому разномыслие и рождает дискуссию. Однако дело обстоит как раз наоборот: спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки.

Метод дискуссии используется в групповых формах занятий: на семинарах-дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться. На лекции дискуссия в полном смысле развернуться не может, но дискуссионный вопрос, вызвавший сразу несколько разных ответов из аудитории, не приведя к выбору окончательного, наиболее правильного из них, создает атмосферу коллективного размышления и готовности слушать преподавателя, отвечающего на этот дискуссионный вопрос.

Дискуссия на семинарском (практическом) занятии требует продуманности и основательной предварительной подготовки обучаемых. Нужны не только хорошие знания (без них дискуссия беспредметна), но также наличие у студентов умения выражать свои мысли, четко формулировать вопросы, приводить аргументы и т. д. Учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Эвристическая беседа. Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» (гр.– нахожу, отыскиваю, открываю). Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждал учеников прийти к самостоятельному правильному ответу. По своей психологической природе эвристическая беседа, в современном понимании– это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В педагогике этот метод принято считать методом проблемного обучения (проблемно-поисковая беседа). Объясним, почему эвристическую беседу мы рассматриваем не в ряду методов проблемного обучения, хотя она построена на мыслительном поиске решения учебной проблемы. Дело в том, что в беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, когда учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга.

Следует иметь в виду, что этот метод предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, представлений, понятий. При подготовке к беседе преподаватель должен: а) четко определить цель; б) составить план-конспект; в) подобрать наглядные средства; г) сформулировать основные и вспомогательные вопросы. Важно правильно формулировать и задавать вопросы:

–они должны быть логически связаны;

–они должны соответствовать уровню развития учащихся;

–они не должны подсказывать ответ.

Помните: вопрос задается всей группе. После небольшой паузы для обдумывания вызывается учащийся. Необходимо привлекать других учащихся исправлять, уточнять, дополнять ответ. Беседа – сложный метод, так как требует определенного напряжения сил, соответствующих условий, мастерства преподавателя, который внимательно слушает ответы, правильные одобряет, ошибочные комментирует, уточняет и вовлекает в процесс работы всю группу.

Разбор конкретных ситуаций - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат).

Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи- решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода разработки конкретных ситуаций состоит в предоставлении обучающимися возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Если говорить о методе разработки конкретных ситуаций как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках данного метода отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

В основе данного метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

Метод разработки конкретных ситуаций всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.

Метод разработки конкретных ситуаций всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты данного метода должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе разработки конкретных ситуаций как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.


Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.042 с.)