Сущность – это истинное в человеке; личность – это нечто ложное. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность – это истинное в человеке; личность – это нечто ложное.



Сущность – это истинное в человеке; личность – это нечто ложное.

Но пропорционально росту личности сущность проявляется всё реже, всё слабее; и очень часто случается, что сущность останавливается в своём развитии в очень раннем возрасте и более не растёт.

И нередко бывает так, что сущность взрослого человека, даже весьма интеллигентного и «образованного» в обычном смысле слова, останавливается на уровне ребёнка пяти или шести лет.

Культура создаётся личностью; но в то же время личность представляет собой продукт и плод культуры.

«Мы не понимаем, что вся наша жизнь, всё то, что мы называем цивилизацией, наукой, философией, искусством и политикой, создано личностью людей, их эго, т.е. «чужим» элементом в них».

Гурджиев утверждал, что очень важный момент в работе над собой наступает лишь тогда, когда человек начинает делать подлинное различие между своей личностью и сущностью.

Подлинное «я» человека, его индивидуальность произрастает только из его сущности.

Индивидуальность человека – это его сущность, выросшая и зрелая.

Но чтобы дать сущности возможность расти, необходимо прежде всего ослабить постоянное давление, которое оказывает на неё личность, потому что сопротивляется росту сущности именно личность».

Самая характерная сторона современного человека – это отсутствие в нём единства человек не имеет постоянного и неизменного «я».

Всякая мысль, всякое желание человека появляются и живут совершенно отдельно и независимо от целого.

Человек не обладает индивидуальным «Я».

Вместо него существуют сотни и тысячи отдельных маленьких «я», нередко совершенно неизвестных друг другу, взаимоисключающих и несовместимых.

Каждую минуту, каждое мгновение человек говорит и думает: «я».

И всякий раз это «я» различно.

Только что это была мысль, сейчас это желание или ощущение, потом другая мысль – и так до бесконечности.

Смена «я», их постоянная и явная борьба за верховенство контролируется внешними влияниями.

Тепло, атмосферное давление, солнечная активность, ясная погода немедленно вызывают целую группу «я».

Холод, туман, дождь, низкое атмосферное давление, лунные приливы и отливы вызывают другую группу «я», иные ассоциации, иные чувства и действия.

В человеке нет ничего, способного контролировать эту смену «я», - главным образом потому, что человек не замечает или не осознает; - он всегда живёт в последнем «я».

Конечно, некоторые «я» бывают сильнее других.

Но это не их сознательная сила; просто такими их создала сила случайностей или предопределённости, взаимодействие механических внешних стимулов.

Воспитание, подражание, чтение, гипнотизирующее влияние средств массовой информации, религии, традиций, зомбирующее очарование господствующей в настоящий момент идеологии и масс-культуры.

Человек – это множественность.

Имя ему – легион.

«Мы не в состоянии видеть, как противоречивы и враждебны друг другу различные «я» нашей личности.

Если бы человек почувствовал все эти противоречия и осознал бы, что он такое на самом деле, он почувствовал бы, что сходит с ума.

Ему необходимо или уничтожить противоречия, или перестать видеть и чувствовать их.

Уничтожить противоречия человек не в силах».

Но если в нём созданы своеобразные «буфера», призванные нивелировать эти противоречия, то он перестаёт их чувствовать и ощущать удары от столкновений противоречивых взглядов, противоречивых эмоций, противоречивых слов и поступков.

«Буфера» создаются медленно и постепенно.

Многие буфера возникают искусственно, благодаря «воспитанию»; другие – под гипнотическим воздействием окружающей жизни.

Человек окружён людьми, которые живут, думают и чувствуют посредством «буферов».

Подражая им, их мнениям, действиям и словам, человек невольно создаёт себе сходные «буфера», которые делают его жизнь более лёгкой; без них жить было бы очень трудно.

Но «буфера» удерживают человека от возможности внутреннего развития, ибо созданы как раз для того, чтобы уменьшить толчки; но ведь именно толчки и способны вывести человека из того состояния, в котором он пребывает, пробудить его.

«Буфера» – это такие приспособления, при помощи которых человек всегда может оставаться правым.

«Буфера» помогают человеку не замечать своей совести.

Георгий Гурджиев даёт своё оригинальное определение совести.

«В обыденной жизни понятие «совесть» воспринимается слишком упрощённо; считается, что мы все обладаем совестью.

На самом деле, «совесть» в сфере эмоций равнозначна сознанию в сфере интеллекта.

И точно также, как мы лишены сознания, единого сознательного центра, - у нас нет и совести, т.е. единого эмоционального центра.

Сознание – это предельное состояние интеграции, в котором человек сразу знает всё, что он знает вообще; состояние, в котором он способен видеть, как мало он в действительности знает, как много противоречий в том, что он знает.

«Совесть» - это состояние, в котором человек сразу чувствует всё, что он обычно чувствует или может чувствовать.

И поскольку у каждого человека имеются тысячи самых противоречивых и разнообразных чувств – от глубоко скрытого понимания собственного ничтожества и всевозможных страхов до глупейших самообманов, самодовольства, самоуверенности и самовосхваления –

ощущать всё это вместе не только болезненно, и буквально невыносимо.

«Если бы человек, внутренний мир которого целиком составлен из противоречий, внезапно ощутил бы все эти противоречия одновременно, если бы он внезапно почувствовал, что любит всё, что ненавидит, и ненавидит всё, что любит; что лжёт, когда говорит правду, и говорит правду, когда лжёт; если бы он мог ощутить весь стыд и ужас своего существования, это бы и было тем состоянием, которое называют «совестью ».

Человек не может жить в этом состоянии; он вынужден или уничтожить противоречия, или разрушить совесть.

«Все люди, которых вы видите, все люди, которых вы можете узнать впоследствии, - всё это марионетки, которые работают под влияниям внешних воздействий.

Главное заблуждение человека – это его уверенность в том, что он может что-то делать.

Все люди думают, что они могут что-то делать, все люди хотят что-то делать; и первый вопрос, который задают люди, это вопрос о том, что им делать.

Но в действительности никто ничего не делает, и никто ничего не может делать. Это первое, что нужно понять.

Всё случается.

Всё, что происходит с человеком, всё, что сделано им, всё, что исходит от него, - всё это случается.

Случается точно также как выпадает дождь после изменений в верхних слоях атмосферы или в окружающих облаках, как тает снег, когда на него падают лучи солнца, как вздымается ветром пыль.

Человек - это машина.

Все его дела, поступки, слова, мысли, чувства, убеждения, мнения и привычки суть результат внешних воздействий, влияний, внешних впечатлений.

Из себя самого человек не в состоянии произвести ни одной мысли, ни одного действия.

Всё, что он говорит, делает, думает, чувствует, - всё случается.

Человек не может что-то открыть, что-то придумать.

Всё случается.

Откуда это «я» возникает?

Таков поиск Мудрости.

Вильгельм Райх

Именно благодаря пионерским разработкам Вильгельма Райха (5) удалось понять, что стремление путём интерпретаций сновидений и ассоциаций пациента восстановить драматические моменты его жизни способно лишь в лучшем случае к «психоаналитическому образованию» пациента и рациональному пониманию им причин своих проблем. Более того, готовность пациента принять интерпретации сама по себе часто свидетельствует о наличии сильного сопротивления встрече с бессознательным содержанием. Пациент может соглашаться с ними, но при этом ничего не чувствует – эмоциональная составляющая воспоминаний остаётся вытесненной, и лечебный эффект полностью отсутствует.

Райх первым описал защитный механизм отделения аффекта от его когнитивной составляющей.

Это бесполезное знание.

«Чтобы понять, чтобы вообще уяснить себе природу знания и бытия, равно как и их взаимоотношения, необходимо понять, как знание и бытиё относятся к «пониманию».

И Вильгельм Райх по мере изучения различных способов проявления сопротивления и переноса в анализе всё больше и больше убеждался, что различные защитные стереотипы не существуют изолировано и независимо друг от друга, а представляют собой единую защитную систему - «броню», «панцирь» характера, - обладающую качественно новыми системными свойствами.

В ходе постоянной выработки компромиссов между собственными импульсами и социальными требованиями может сформироваться невротическая структура характера, «одетая» в ещё более крепкую защитную оболочку - «панцирь» или «броню», которая сводит потенциальное многообразие поведения человека к относительно небольшому набору жёстких и стереотипных реакций.

Тревожность удерживается на приемлемом уровне, невротическое равновесие сохраняется, но цена этого – обеднение личности, потеря естественной эмоциональности и, в конечном счёте, невозможность получать наслаждение от жизни и от работы.

Эта «броня характера», подобно биологической гидре, имеет свойство регенерации. Ослабив какую-либо часть (определённое сопротивление), можно получить некоторое временное облегчение и инсайт (эмоциональное осознание глубинных причин своих проблем), но через некоторое время «броня» залатает брешь в своей «кольчуге».

И без осознания этих характерных свойств «брони», принципиально не сводимых к функциям отдельных защит, по Райху, очень сложно добиться действительно устойчивого изменения личности.

Придя к такому пониманию, Райх, дополнил свою теорию анализа сопротивления следующим логическим этапом – любая аналитическая работа должна начинаться с анализа сопротивлений и двигаться в направлении анализа характера.

На основании многочисленных клинических наблюдений и анализа результатов специальных экспериментов Райх делает вывод, что панцирь характера имеет не только психологическую, но и физическую составляющую.

Он полагает, что физический панцирь характера образуют хронические мышечные напряжения, которые представляют собой «соматическую сторону процесса вытеснения и основу его продолжающегося существования.

По мнению Райха, телесный и психологический панцири функционально тождественны, то есть ригидность мускулатуры и психологические защитные механизмы «имеют одни и те же функции в психическом аппарате; они способны заменять друг друга и подвержены взаимному влиянию.

И по существу они не могут быть разделены

Формирование характера является результатом блокирования биоэнергии.

Панцирь характера и мышечный панцирь функционально идентичны.

Мышечный панцирь активно противодействует превращению бессознательных процессов в сознательные и сопротивляется любому психологическому изменению.

Зажатый своим защитным панцирем, человек не способен выразить простейшие эмоции.» (6).

Задача райхианской терапии – помочь пациентам осознать характерные проявления их мышечного панциря.

Райх считал, что мышечный панцирь можно наблюдать на семи уровнях тела: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

Хронические мышечные зажимы на каждом уровне действуют как горизонтальные барьеры на пути свободного протекания энергии вверх и вниз по телу, блокируют полное переживание значимых ситуаций и порождают неоконченные эмоциональные переживания.

В связи с этим в вегетотерапии принята постепенная, последовательная телесная проработка защитного панциря сверху вниз, начиная с первого мышечного круга напряжений и заканчивая последним.

Райх настаивал на том, чтобы переход к следующему уровню осуществлялся лишь после ликвидации «брони» и эмоционального высвобождения на предыдущем уровне.

Согласно Райху, пока у человека блокировано эмоциональное самовыражение, дыхание не может быть свободным.

Сочетать напряжение дыхательных мышц (мышцы шеи и горла, диафрагмы, живота) с глубоким дыханием невозможно. Поэтому глубокое дыхание, сознательно поддерживаемое в течение продолжительного времени, сначала усиливает напряжение дыхательных мышц, а затем приводит к их расслаблению и разблокированию соответствующих эмоций.

Райх первым начал применять в психотерапевтических целях глубокое и частое дыхание и работать с пациентом, погружённым в изменённое состояние сознания, вызванное воздействием интенсивного дыхания.

Если после такой телесной проработки не последует психоаналитическая работа по анализу и интерпретации полученного вербального и невербального материала, а также сопротивлений его выражению, то достигнутое в ходе катарсического отреагирования расслабление мышечной «брони» через некоторое время сменится восстановленным хроническим напряжением.

Теоретические и практические исследования Райха в области вегетотерапии явились основой для многообразных современных видов телесно-ориентированной терапии (биоэнергетики Александра Лоуэна и Дж. Пьерракоса, первичной терапии Янова, метода Фельденкрайса, структурной интеграции, метода Александера, танцевальной терапии и др.).

Основные идеи Райха оказали сильное влияние на основателя гештальтерапии Ф. Перлза, который проходил личный психоанализ у Райха и в дальнейшем включил многие теоретические положения и практические техники вегетотерапии в гештальттерапию.

Такие экзотические методы психотерапии, как «дыхательные» (ребёфинг, вайшейшен, холотропная терапия С. Грофа и др.) во многом воспроизводят технику работы с пациентом в вегетотерапии, но упрощённо интерпретируют возникающие у него переживания с мистической точки зрения.

В 1950 году Райх начал разрабатывать специальные технические устройства, оргонные накопители, которые, как он считал, аккумулируют атмосферную оргонную энергию.

С их помощью он стал лечить различные психические и психосоматические заболевания.

Характероаналитическая вегетотерапия преобразовалась в биофизическую оргонную терапию.

В 1954 году Федеральное продовольственное и лекарственное управление США запретило Райху производство и распространение оргонных аккумуляторов.

Райх игнорировал запрет и продолжил свою деятельность.

В мае 1956 года состоялся суд, на котором он был признан виновным.

Его приговорили к двум годам тюремного заключения.

Все книги Райха, в которых развивалась оргонная теория, по постановлению суда были сожжены.

3 ноября 1957 года, в возрасте 60 лет, Вильгельм Райх умер от инфаркта в Федеральной тюрьме США.

 

Возвращаясь к учению суфийского мистика Гурджиева, который отмечал в контексте различий между «виртуальным лингвистическим» и подлинным пониманием…

что «как правило, когда люди видят, что не понимают какой-то вещи, - то тогда стремятся найти название для того, чего «не понимают».

И когда они находят для этого какое-либо название, они говорят, что «поняли».

Таким образом, человек, знающий очень много названий, т.е. очень много слов, считается обладающим большим пониманием».

Фактически же на данном уровне бытия возможно знание, ограниченное известными пределами.

 

И, оставаясь в границах данного бытия, улучшение качества знания совершенно не возможно, и происходит накопление информации одной и той же природы в пределах уже известного.

 

Изменение же самой природы знания возможно только с изменением природы бытия.

 

Поэтому традиционный психоаналитический подход, ориентированный на работу только лишь с интеллектуальным центром человека, изначально закладывал определённые ограничения в свою эффективность в работе с неврозами.

 

В рамках терминологии, предложенной Карен Хорни, можно с уверенностью утверждать, что идеальное Собственное Я находит такой выход в реальность только благодаря телу.

Именно наше смертное тело служит непосредственным ключом к физической реальности, оно всецело принадлежит этой реальности, являясь её прямым продолжением.

Образно говоря, человеческое тело – это мост перекинутый между реальностью и воображением.

Воображение не имело бы ни какой силы над реальностью если бы не находило своего отражения прежде всего в физическом теле человека.

 

Потребовалась гениальная прозорливость Вильгельма Райха, чтобы осознать, что виртуальная лингвистическая структура идеального Собственного Я находит своё воплощение и фиксацию в реальности посредством структуры хронических мышечных зажимов.

По существу, речь идёт о функциональном единстве психического и соматического функционирования.

Психосоматические структуры являются результатом столкновения социальных и биологических функций.

«Меня неизменно поражает, как расслабление мышечного спазма не только высвобождает вегетативную энергию, что гораздо важнее, воспроизводит в памяти ту ситуацию из детства, в которой произошло подавление инстинкта.

Вильгельм Райх

 

Биоэнергетика, как психотерапевтический метод, призвана помочь человеку вернуться в своё тело и в самой полной степени насладиться жизнью тела.

Особое значение для тела имеет сексуальность, которая является одной из важнейших функций.

Оргастически неудовлетворённому человеку знакомо лишь ощущение щекотки, а не сексуального удовольствия, и у него, как правило, развивается и искусственный характер и страх пред своими собственными вегетативными ощущениями, когда не нашедшие выхода генитальные энергии становятся разрушительными; однако после генитального удовлетворения наступает мышечное расслабление и эта деструктивность исчезает.

«По этой причине счастливая сексуальная жизнь я вляется лучшим залогом продуктивной и успешной деятельности» (6)

Поскольку почти вся энергия поглощается и связывается «панцирем характера», человек неспособен адекватно воспринимать окружающий мир.

Необходимый контакт блокируется, а то, что всё же проникает в виде энергии сквозь «панцирь», является видоизменённой агрессией.

Человек сопротивляется освобождению от защиты своей виртуальной личности из страха осознать свой собственный неконтролируемый гнев и собственную деструктивность, поскольку при уничтожении каждого слоя защиты ненависть и фруструация высвобождаются в чистом виде.

Александр Лоуэн (7)

Таким образом, вся биоэнергетическая работа базируется на функциональном единстве психического и телесного.

Вы – это ваше тело. Ваше тело отражает ваш способ находиться в мире. Биоэнергетические процессы в теле определяют то, что происходит в психике и наоборот.

Реакцией на каждое событие, которое мы не полностью пережили, является закрепощение, блокировка в естественном протекании энергии внутри тела.

Форма нашего тела указывает на то, как мы воспринимаем опыт, каким поведенческим установкам мы следуем и даже то, как мы себя воспринимаем и какую картину мира мы видим перед собой.

Отсутствие чувства тела лежит в основе как депрессии, так и шизоидного состояния.

«Объективно ментальное здоровье выражается в живости тела, которую можно заметить по блеску глаз, цвету и теплоте кожи, спонтанности выражения, лёгкости тела и грациозности движений.

…Если человек изолирован, отделён и не связан с тем, что его окружает, он утрачивает душевность, которая, мне кажется, присутствует в людях, которые ощущают себя частью чего-то большего, чем они сами» (8).

 

Осознание и выражение подавленных напряжений может стать исходной предпосылкой к тому, чтобы тело вновь смогло в полной мере расслабиться.

Лучший способ восстановить внутренний баланс – начать с размягчения и расслабления тканей тела.

Человеческое реагирует на прикосновение очень чутко и при его расслаблении начинает высвобождаться заблокированная энергия.

Мы оказываемся ближе к собственной сущности, к своему реальному я, что позволяет нам принимать спонтанные, а значит, более естественные и верные решения.

Главный метод биоэнергетической работы – полное любви, чуткое прикосновение.

Работа с телом – одно из прекраснейших искусств.

И тут дело не столько в методике, сколько в выражении любви, которое несёт наше осознанное прикосновение.

Таким образом, осознанная работа с телом может стать началом далеко идущего процесса трансформации, направленного к внутренней реальности так, что мы всё реже отождествляемся с внешними процессами.

В то же время речь идёт не о своеобразном «бегстве в себя», а о более глубокой укоренённости в нашей собственной реальности, собственной мудрости, сознательный выход за пределы широко скоординированной сферы зависимости и манипуляции нашим сознанием и чувствами.

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. П. Успенский. «В поисках чудесного», Петербург, Издательство Чернышёва, 1994 г.

2. Дж. Кришнамурти. «За пределами известного», Москва, KMK Scientific Press Ltd, 1996 г.

3. Рамана Махарши, «Будь тем, кто ты есть», Петербург, 1994 г.

Пападжи, «Проснись и рычи», Москва, 1997.

Пападжи, «Истина есть», Москва, Издательство Кравчука, 2002 г.

Рамеш Балсекар, «Сознание говорит», Либрис, Москва, 1997 г.

Рамеш Балсекар, «Опыт учения», Москва, 2003 г.

Рамеш Балсекар, «Знаки на пути от Нисаргадатты Махараджа», Либрис, Москва, 1997 г.

4. Карен Хорни. «Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию», СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2000 г.

6. Вильгельм Райх. «Характероанализ», Москва, Издательство «Республика», 1999 г.

7. А.Лоуэн, «Любовь и оргазм», Москва, 1999 г.

А. Лоуэн, «Секс, любовь и сердце», Институт общегуманитарных исследований», Москва, 2000 г.

А. Лоуэн, «Радость», Минск, 1999 г.

А.Лоуэн, «Терапия, которая работает с телом. Биоэнергетика», Санкт-Петербург, «Речь», 2000 г.

Балтийская Педагогическая Академия

 

Спецфакультет

Отделение духовного развития и трансперсональных практик

Специальность: психология

 

Специализация: практический психолог – специалист психотелесной коррекции .

 

 

Сизоненко Геннадий Иванович

 

Реферат

«Сравнительный анализ содержания понятия свободы воли в учении Гурджиева и Кришнамурти, а также в свете современных представлений гуманистической психологии Карен Хорни и биоэнергетической практики Вильгельма Райха и Александра Лоуэна».

 

Санкт-Петербург

 

Сущность – это истинное в человеке; личность – это нечто ложное.

Но пропорционально росту личности сущность проявляется всё реже, всё слабее; и очень часто случается, что сущность останавливается в своём развитии в очень раннем возрасте и более не растёт.

И нередко бывает так, что сущность взрослого человека, даже весьма интеллигентного и «образованного» в обычном смысле слова, останавливается на уровне ребёнка пяти или шести лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.089 с.)