Постмодернистские и пост-постмодернистские социальные теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постмодернистские и пост-постмодернистские социальные теории



Можно с уверенностью предположить, что постмодернистские социальные тео­рии не потеряют своей важности в социологии и многих других областях знаний. Фактически, социологи медленно подобралась к постмодернистской теории, но в социологии по отношению к этой теории продолжает сохраняться значительная враждебность. Однако постмодернистская теория слишком мощна и слишком хорошо укоренилась во многих других областях знаний, чтобы ее игнорировали. Таким образом, в будущем постмодернистская социальная теория привлечет в социологию больше приверженцев (и клеветников).

В то же время главным образом во Франции (центре теоретических движений, •подобных постмодернизму) уже существует хорошо упрочившееся направление, о котором наилучшим образом следует размышлять как о пост-постмодерниз-

ме. Например, постмодернистская социальная теория связана с критикой либе­ральной, гуманистической перспективы и уходом от интереса к человеческому субъекту. Однако Ферри и Рено (Ferry and Renout, 1985/1990) пытаются спасти гуманизм и субъективность, а Лилла (Lilla, 1994, р. 20) предлагает защиту прав че­ловека. Манэн (Manent, 1994/1998) сознательно анализирует современность и че­ловеческий субъект. Липовецки (Lipovetsky, 1987/1994) нападает на тенденцию социальных теоретиков постмодерна излишне критиковать современный мир, за­щищая важность моды. Он доказывает, например, что мода, наоборот, придает боль­ше индивидуальности, а не умаляет ее. Так, вероятно, в будущем будет процветать как постмодернистская социальная теория, так и теории, которые образуют реак­цию против нее и более соответствуют современным интересам. Постмодернистская социальная теория важна не только сама по себе, но и постольку, поскольку она сти­мулирует реакцию против себя же. Социология и социологическая теория, в част­ности, возможно, получат вторую жизнь благодаря постмодернистской социальной теории и сложным задачам, которые она ставит (Owen, 1997).

Теории потребления

Достигшая пика своего развития во время промышленного переворота и вооду­шевляемая своими проблемами и перспективами, социологическая теория долгое время имела «уклон в производство». Это значит, что в теориях прослеживалась тенденция сосредоточивать внимание на промышленности, промышленных орга­низациях, работе и трудящихся. Наиболее очевидно данное явление в марксист­ской и неомарксистской теории, но оно встречается и во многих других теориях, таких как концепция Дюркгейма о разделении труда, работа Вебера, посвященная расцвету капитализма на Западе и неудаче его развития в других частях света, анализ Зиммеля трагедии культуры, обусловленной быстрым увеличением про­дуктов деятельности человека, интерес Чикагской школы к труду, обеспокоен­ность в рамках теории конфликта отношениями между работодателями и служа­щими, руководителями и подчиненными и т. д. Намного меньше внимания было уделено потреблению и потребителю. Есть исключения, такие как знаменитая работа Торстейна Веблена (Veblen, 1899/1994) по «демонстративному потребле­нию» и концепция Зиммеля о деньгах и моде, но о потреблении социальными тео­ретиками сказано гораздо меньше, чем о производстве.

Постмодернистская социальная теория имела склонность определять обще­ство постмодерна как потребительское, в результате чего потребление в этой тео­рии играет главную роль. Самым выдающимся является произведение Жана Бодрий-ара (Baudrillard, 1970/1994) «Общество потребления». Пост-постмодернистский труд Липовецки о моде отражает возрастающий интерес как в рамках постмо-Дернисткой социальной теории, так и вне ее пределов, к теории потребления. С тех пор, вероятно, важность потребления будет возрастать, особенно на Западе, а производство пойдет на спад; с уверенностью можно предположить, что мы уви­дим резкое увеличение числа теоретических (и эмпирических) работ по потреб­лению (обзор существующих теорий потребления см. у Slater, 1997). Так уже сей­час появилось огромное количество теоретически обоснованных произведений по

правилам, регулирующим потребление, как, например, «Места потребления» (Urry, 1995), «Очаровывая разочарованный мир: революция средств потребле­ния» (Ritzer, 1999), и «Жизнь прилавков: супермаркеты и изменение культуры потребления» (Humphery, 1998). Мы, вероятно, увидим намного больше работ, посвященных этим ограничениям, так же как и потребителям, потребительским товарам и процессу потребления.

Прочие теории

Вне предыдущих обобщений сложно предвидеть будущее социологической тео­рии. С одной стороны, возможно, возникнут новые теории и у них будут свои при­верженцы. Также возможно, что те теории, которые сейчас воспринимаются не­значительными, в дальнейшем займут видное место в социологии. Некоторые из наиболее важных теорий настоящего времени могут стать менее привлекательны­ми. И все же с уверенностью можно утверждать, что если не все, то большинство теорий, выбранных для обсуждения в данной книге, не потеряют своей важности. Вероятно, некоторые (феминистская, поликультурная, теория рационального вы­бора) станут более значимыми, в то время как другие (неофункционализм) при­дут в упадок. В одном я уверен: в общей картине социальной теории, вероятно, по­явятся новые теории, ни одна из которых, возможно, не приобретет гегемонии в данной области знаний. Постмодернисты критиковали идею «тотализации» или слияния теоретических построений. Кажется невероятным, что социальная тео­рия придет к тому состоянию, когда в ней все будет сведено воедино. Скорее со­циология будет представлять собой область знаний с увеличивающимся числом направлений, имеющих своих приверженцев и помогающих понять роль социаль­ного мира. Социологическая теория будет не просто миром, который следует по­нимать и использовать, но волнующим миром, который предлагает множество старых и новых идей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.006 с.)