Маркетинг туризма - это теория и практика разработки и реализации на рынке туристского продукта посредством обмена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маркетинг туризма - это теория и практика разработки и реализации на рынке туристского продукта посредством обмена.



Как известно, сущность рыночной экономики составляет обмен товарами посредством денег. Обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Обмен представляет собой акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Сложностью и отличительной особенностью обменных операций в туризме является то, что акт обмена растянут на большое время. Так, покупая товары в магазине, мы сразу же получает искомый товар, отдавая за него деньги. В туристском обмене услуга еще не оказана, а мы платим деньги предоплатой.

И другая сложность обмена в туризме состоит в проблеме рыночной оценки стоимости предоставляемых услуг. Сколько денег платить за транспортировку туриста в пространстве? Сколько и за какое - питание, проживание, безопасность, экскурсионное обслуживание, лечение, анимацию, наслаждение природой и т.п.?

Термин «маркетинг» начал употребляться в США в 50-е годы прошлого века. Туризм тоже стал активно развиваться с этого же времени.

В 50-е годы в условиях, когда производитель господствовал на рынке и диктовал свои условия в ценообразовании, основное внимание турбизнеса было сосредоточено на совершенствовании внутренней среды фирмы, особенно на технологической разработке турпродукта. Иначе говоря, существовала монополия рыночного предложения.

Дальнейший период развития турбизнеса (как составной части экономики в целом) в 60-70-е годы прошел под знаком поиска демократических равновесных вариантов взамодействия спроса и предложения. Послевоенное восстановление и развитие экономик различных государств способствовало росту покупательского платежеспособного спроса на туристские услуги, что в свою очередь подталкивало предпринимателей заниматься этим выгодным бизнесом. Развивалась конкуренция, совершенствовалось качество услуг, росло их количество и разнообразие.

С конца 70-х годов (по настоящее время) мировая экономика вступила в период такого состояния рынка туристских услуг, когда роль спроса стала главенствовать. У населения (особенно в так называемых цивилизованных странах) появились свободные время и средства для путешествий (на отдых, лечение, к родственникам и друзьям и т.д.). Образование единого мирового экономического пространства, создание тысяч ТНК, развитие финансово-кредитной системы, демократизация политических и культурных отношений вызвали расширение делового туризма.

Появившиеся новые потребительские запросы объективно заставили турфирмы перенести акцент в своей работе с элементов внутренней среды на внешние переменные. В таких условиях активно заработала концепция маркетинга.

Первоначально маркетингом были увлечены и имели возможность активно его применять на практике крупные производители товаров. Туристские услуги стали массово продвигаться по рынку с помощью маркетинга несколько позже, так как в то время ими занимались в основном мелкие и средние фирмы. Считается, что первую попытку системного изложения теории маркетинга туризма предпринял в 1971 году Криппендорф.

Специфика турбизнеса заключается именно в производстве и реализации информации. Люди согласны покупать туристскую информацию довольно активно, так как информация является самым дорогим экономическим продуктом, который позволяет восстановить рабочую силу, способность к трудовой активности и зарабатыванию средств для удовлетворения способностей и повышения качества и уровня жизни.

Рыночная деятельность туристского предприятия, даже больше, чем другого, обусловлена его внешней и внутренней средой.

Таким образом, МАРКЕТИНГ - это методология рыночной деятельности предприятия, ориентированной на удовлетворение потребностей и получение на этой основе прибыли в условиях конкуренции. Любая методология подразумевает определение системы принципов, функций, средств, методов.

Принципы маркетинга - это исходные положения рыночной деятельности, предусматривающие знания рынка, приспособление к рынку, активное воздействие на рынок. Принципы маркетинга, хотя и кажутся на первый взгляд простыми, требуют огромных усилий для своей реализации.

При рассмотрении вопросов общего менеджмента выделялись три группы принципов общие, частные и организационно технические. Поскольку, менеджмент и маркетинг туризма относятся к специальным концепциям общего менеджмента, то естественно в данной теме должны интересовать только частные принципы, присущие только данным направлениям рыночной теории и практики.

Частные принципы маркетинга туризма: Постоянный мониторинг (отслеживание ситуации) рынка, Эластичность предложения товаров, Стимулирование сбыта в целях расширения спроса на турпродукты.

Функции маркетинга - совокупность видов деятельности, направленных на изучение рынка, развитие ассортимента, формирование каналов товародвижения на рынок, проведение рекламы и стимулирование продаж. Каждая из этих функций представляет интерес и имеет большое практическое значение. Однако только в тесной взаимосвязи они позволяют успешно реализовать принципы маркетинга. В конечном счете функции маркетинга направлены на обеспечение эффективной разработки, производства и продажи турпродукта.

Функции маркетинга:

1. Комплексное исследование рынка (анализ и прогноз в производственной, торговой, потребительской, товарной, сбытовой, рекламной, ценовой и других внешних переменных; изучение деятельности конкурентов).

2. Разработка, планирование и производство туристского ассортимента товаров и услуг (определение и разработка ассортиментной структуры производства в соответствии с требованиями рынка; оценка конкурентоспособности турпродукта; установление взаимосвязи технических и потребительских параметров; политика нововведений; ценовая политика; товарный знак).

3. Сбыт и распределение (выбор каналов сбыта и товародвижения, определение способов продажи).

4. Реклама и стимулирование сбыта (развитие коммуникативности; реклама с использованием всех средств массовой информации; поощрение покупателей; стимулирование продавцов и посредников; формирование имиджа).

В маркетинговой деятельности используются средства работы на рынке:

Продукт (товар).

Менеджер турфирмы должен знать и четко представлять себе, какой продукт необходим потребителю, каковы требования к продукту со стороны потенциальных потребителей. Для получения такой информации необходимо реализовать первую функцию маркетинга - провести комплексное исследование состояния рынка туристских услуг.

Продажная цена.

Менеджмент турпредприятия должен определить такую цену продажи, которая будет покрывать все расходы и приносить прибыль. При определении цены немаловажное значение приобретает соотношение между спросом и предложением конкретного товара.

3. Позиция (место и условия продажи товаров).

Чтобы турпродукт стал полезным для потребителя, он должен оказаться в том месте и именно тогда, где и когда он необходим потребителю. Используются различные каналы доставки потребителя на рынок, привлекаются посредники, создаются благоприятные условия для быстрой встречи турпродукта с покупателем.

Туристская фирма (туроператор, турагент) выступает в роли посредника между туристом и производителями турпродукта. Турист - туристская фирма - производители турпродукта (транспорт, объекты размещения и питания, экскурсионное и организационное обслуживание и т.п.) такова системная цепочка логики организации турбизнеса.

Продвижение.

Продвижение представляет собой средство связи производителя и потребителя. Одна из задач продвижения - поддержание постоянного и растущего спроса. В туризме предоставление услуг проходит в постоянном контакте (сопровождении) потребителя продавцами. В процессе продвижения (содействия продажам) активно используется реклама, личные контакты, стимулирование, формирование положительного имиджа и другие методы.

С помощью перечисленных средств формируется стратегия маркетинга, которая определяет основные цели деятельности и пути их достижения.

Тактика маркетинга предполагает набор конкретных действий, направленных на разработку комплекса мероприятий для последовательного достижения стратегических целей маркетинга, например, в области контактов с потребителями, производства, сбыта и продвижения, рекламы, сервиса и т.п.

Задача заключается в выборе совокупности, последовательности и интенсивности применения конкретных действий с учетом ситуации на рынке.

Осуществление эффективной тактики связано с разработкой товарной, ценовой, сбытовой и стимулирующей политики.

Так, товарная политика предполагает выработку решений в области свойств продукта или изделия, его упаковки, товарной марки, послепродажного обслуживания и др.

Ценовая политика связана с определением места цен в получении прибыли (“снятие сливок”, “проникновение на рынок” и др.); выбором ориентации в формировании цены (на затраты, на спрос, на конкурентов); установлением способов реализации выбранной стратегии (дифференцированное, ассортиментное и т.п. ценообразование).

Политика сбыта и распределения предполагает оценку потребности в товарах и объема продаж (экстраполяция, моделирование, экспертиза и др.); выбор наиболее эффективных каналов товародвижения (прямые, косвенные) для скорейшего доведения продукта до потребителя; стимулирование посредников; создания максимума удобств и условий для быстрой “встречи” товара с конечным потребителем.

Политика продвижения предусматривает доведение на целевой рынок информации о преимуществах товара (реклама, персональные продажи и т.п.).

Программа маркетинга представляет собой инструмент реализации стратегии и тактики, способ организации маркетинговой деятельности предприятия, с помощью которого обеспечивается непрерывный процесс анализа, планирования и контроля, направленный на приведение к более полному соответствию потенциала предприятия и требований рынка. Программа предполагает анализ возможностей предприятия, стратегическое и тактическое планирование его рыночной деятельности, контроль за прибыльностью.

Стратегический контроль - это периодическая, всесторонняя и объективная проверка маркетинговой деятельности предприятия с целью выявления соответствия выбранной стратегии реальным процессам, протекающим на рынке. Ежегодный плановый контроль представляет собой текущий контроль достижения намеченных целей (объемы продаж, доля занимаемого рынка, отношение потребителей к товарам и др.). Контроль прибыльности проводится на основе баланса прибыли и убытков, соотношения затрат и полученных результатов.

Система маркетинга предприятия включает три основных элемента: организационно-управленческий, исследовательский и программно-контрольный.

Организационно-управленческий элемент системы - это служба по организации маркетинга на предприятии. Ее основная задача - обеспечить подразделения необходимой рыночной информацией и координировать их работу с ориентацией на требования рынка. Исследовательский элемент - это методические и информационные приемы и процедуры исследования маркетинга предприятия, включая его рыночную, ассортиментную, ценовую, рекламную и другие сферы деятельности. Программно-контрольный элемент - это целевые программы и контроль маркетинга на предприятии, преследующие цель формирования стратегии, тактики и оперативной рыночной деятельности на различные периоды времени с ориентацией на реальные ситуации и потенциальные возможности предприятия.

Экономический продукт (товары и услуги) в системе маркетинга представляет собой материальный и духовный объект, созданный для продажи, с которым товаропроизводитель выходит на рынок. Маркетинговая деятельность рассматривает турпродукт и его свойства прежде всего с точки зрения удовлетворения потребностей покупателя, а производственные возможности предприятия находятся в подчиненном положении.

Целевая направленность в работе с продуктом - это достижение наибольшего соответствия его качественных и количественных характеристик потребительским параметрам, тем требованиям, которые предъявляет потребитель. В этой связи объектом исследования продукта являются его потребительские свойства, а также место, которое он занимает на рынке - среди аналогов. Особое значение приобретает оценка конкурентоспособности турпродукта, исследование его “жизненного цикла” (период от создания продукта до его снятия с рынка), инновационная работа на рынке.

Под конкурентоспобностью понимается преимущество продукта на рынке, способствующее успешному сбыту в условиях конкуренции.

Анализ экономических показателей позволяет выявить конкурентные преимущества и слабые стороны в деятельности турфирмы, сделать объективные выводы и принять обоснованные эффективные управленческие решения.

Характер управленческих решений в первую очередь зависит от этапа жизненого цикла фирмы в целом и ее конкретного продукта в частности. Жизненный цикл - это процесс создания, продвижения по рынку и ликвидации экономического продукта. Соответственно жизненный цикл туристского продукта представляет собой систему последовательно сменяющих друг друга стадий вхождения и выхода туртоваров и услуг с рынка.

Первая стадия - этапы разработки продукта и выведения на рынок - период появления на рынке.

Вторая стадия - этап развития и роста - период признания и распространения на рынке.

Третья стадия - этап зрелости - период наибольшей стабильности реализации и насыщения рынка.

Четвертая стадия - этап упадка - период морального и физического старения и снижения продаж.

В зависимости от различных стадий жизненного цикла товара (ЖЦТ), в которых по-разному протекает реализация и получение прибыли, предприятие также по-разному строит свою рыночную деятельность в расчете на возможно более полное использование особенностей и конкурентных преимуществ той или иной стадии.

Жизненный цикл характерен в полной мере для туристского экономического продукта. Туризм как специфическое направление специального менеджмента имеет свою систему основных категорий.

В марте 1993 года специализированная комиссия Организации Объединенных Наций определила туризм как «деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями».

В России в соответствии с вышеупомянутым федеральным законом приняты следующие определения основных туристских понятий[1].

Туризмвременные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Туристская индустриясовокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Тур – комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Туристический продуктправо на тур, предназначенное для реализации туристу.

Рынок туристских услугэто возможности предложения и спроса на туристские услуги. В понятие «предложения на рынке туристских услуг» входят как материальная база туризма, так и туристские услуги, товары, качественное и полное предоставление которых возможно только при достаточном развитии инфраструктуры отдыха.

Туристский рынок – экономическая система взаимодействия четырех основных элементов:

1) туристского спроса;

2) предложения туристского продукта;

3) цены;

4) конкуренции.

Туристский центр – место отдыха туриста, включающее все его рекреационные возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные.

Транспорт – средство передвижения, с помощью которого можно добраться до туристского центра.

Услуги размещения – это конкретный отель, который предлагается туристу в туристском центре на время путешествия.

Трансфер – доставка туриста от места прибытия, расположенного в стране пребывания, к месту размещения и обратно.

Обобщенно, применительно к трансферам относят любую перевозку туристов в границах туристского центра. Например, поездки из места размещения в театр и обратно, в музей и т.п. Такие трансферы обычно не включаются в туристский пакет обязательных туруслуг.

Турпакет, как правило, состоит из четырех обязательных базовых элементов, которые в совокупности представляют собой серийный турпродукт туристской организации. Туроператор может расширить его за счет включения других услуг, превращая тур в эксклюзив.

Шенгенская конвенция (1995 г.) утвердила унифицированные требования к туристскому продукту, которые помогают урегулировать взаимодействие между всеми участниками туристской деятельности. В разработке, реализации и потреблении турпродукта участвует большое количество юридических и физических лиц, согласование интересов которых в целях обеспечения надлежащего качества предоставляемых услуг является важнейшей задачей менеджмента туризма.

В соответствии с Международной конвенцией по туристским контрактам (Брюссель, 1970 г.) такое согласование осуществляется на контрактной основе в форме ваучера, который подписывают все участники соглашения: туроператор, турагент и турист. В специальной директиве Европейского союза (ЕС) по пэкидж-турам от 15 июня 1990 г. приводятся обязательные требования к содержанию ваучера, который должен иметь полную информацию о туре:

· страна, город (туристский центр), куда направляется турист;

· средства транспорта, используемые для перевозки туриста;

· условия размещения туристов, включая расположение гостиницы, ее категорию, уровень комфорта, перечень обязательных услуг, включенных в стоимость тура;

· условия питания;

· даты начала и завершения тура;

· программа пребывания с разбивкой по дням с указанием включенных экскурсий и социокультурных мероприятий;

· паспортно-визовые формальности;

· медицинская страховка;

· минимально допустимое число участников тура;

· предельно возможные сроки аннуляции тура (в ЕС – не позднее 20 дней до его начала);

· комплексная цена тура;

· компенсация за несоблюдение сроков, программы и условий пребывания туриста;

· название и реквизиты туроператора и туристского агента.

По контракту туроператор несет ответственность: за соблюдение программы пребывания; соответствие рекламы и предоставляемой туристу информации фактическому комплексу услуг; произвольное изменение цены тура; достоверность информации о туристском продукте.

В случае нарушения одного из этих пунктов туроператор обязан компенсировать туристу не только материальный, но и моральный ущерб.

Туристский продукт – совокупность вещественных (предметы потребления), невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия.

Туристский продукт состоит из трех элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары.

Таким образом, туристский пакет – это обязательная часть туристского продукта.

Туристский продукт оценивается как суммарный объем товаров и услуг, производимых в сфере туризма. Он может быть оценен двумя способами:

а) как сумма всех произведенных затрат;

б) как сумма всех расходов туристов (туристских расходов), т.е. доход от туризма.

В том и в другом случае измеряется в стоимостном выражении валовой туристский продукт – суммарный объем товаров и услуг, производимых (потребляемых) в сфере туризма.

Валовой туристский продукт как доход включает:

1) всю зарплату, которая является частью выручки от производства туристских товаров и услуг. Сюда включается также предоставление займа (кредита);

2) выручку от сдачи в аренду комнат, апартаментов и т.п.;

3) проценты, которые получают предприниматели, работающие в туристской экономике, за то, что предоставляют заем денег. Например, проценты за хранение денег в банке на депозитном счете;

4) прибыль – это то, что остается после того как были сделаны затраты на производство туристского продукта и услуг. Затраты вычитаются из выручки от реализации туристских товаров и услуг. Это означает, что результат может быть и отрицательным, т.е. в этом случае получаем убытки. Часть доходов может не вернуться к собственнику, но может остаться в туристском бизнесе для дальнейшего использования. Именно эта часть и рассматривается как доход.

Валовой туристский продукт как затраты включает:

1) затраты на туристское потребление (все туристские затраты на покупку товаров и услуг);

2) частные туристские инвестиции, включающие общее количество затрат, которые сделаны при осуществлении новых капиталовложений, и затраты частного сектора для улучшения структуры туризма. Сюда включены изменения в потоке продуктов, которые производит турбизнес;

3) государственные туристские затраты, которые сделаны государством для приобретения туристских товаров и услуг;

4) туристский экспорт минус импорт. В этой категории общий объем затрат на экспорт туризма из страны должен быть добавлен к валовому туристскому продукту. И наоборот общий объем импорта турпродукта должен вычитаться из валового туристского продукта.

При создании туристского продукта необходимо учитывать издержки инфраструктурного обеспечения. Данные инвестиции не приносят прямого дохода.

В заключении отметим, что доходы от туризма способны поднять экономику региона, в котором он развивается. Значение туризма для экономики региона многообразно и очень весомо:

1. Создание туристских фирм и развитие их бизнеса приносит большую выгоду: клиентам – продукцию, услуги; работающему персоналу – зарплату; бизнесменам – прибыль; региону – деньги за счет налогов и сборов.

2. С экономической точки зрения большое значение имеет эффект туризма в виде дополнительного спроса на товары и услуги. Особенность туризма состоит в том, что он вызывает к жизни новую форму потребительского спроса – спрос приезжающих туристов – на разнообразные товары и услуги, производимые экономикой региона.

3. Закон рынка диктует, что любое предприятие богато потому, что у него есть рынки, а не потому, что у него есть заводы. Увеличение продажи продукции местной промышленности естественным образом увеличивает доходы региона, в котором она находится.

4. Спрос на комплекс товаров и услуг, сформированный туристским движением, требует их производства. Поэтому туризм оказывает определенное влияние на развитие региональных отраслей, выпускающих предметы потребления. Благодаря этому производство потребительских товаров интенсивно развивается, принося пользу своему региону и повышая уровень жизни населения.

5. Туризм изменяет удельный вес расходов на общественный транспорт региона.

6. Увеличиваются доходы региональных средств связи, так как почтовое, телеграфное и телефонное обслуживание позволяет туристу поддерживать контакт с местом постоянного проживания.

7. По мере развития мобильного, нестационарного туризма увеличиваются расходы туристов на туристское снаряжение, которое, как правило, не может быть использовано в «оседлой» жизни. Это также приносит достаточно хорошие доходы.

8. При увеличении туристских потоков значительно повышается спрос на сувенирную продукцию, изделия местного кустарного промысла. Кроме дохода продажа таких изделий может служить рекламой туристского центра.

9. Развитие туристского бизнеса увеличивает спрос на продукцию сельского хозяйства региона. Сооружение средств туристского размещения положительно сказывается на состоянии конъюнктуры в строительстве. Расширяется и модернизируется региональная инфраструктура.

10. Развитие туризма благотворно сказывается на возрождении народных промыслов, традиций и фольклора.

11. Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты. Развитая туристская отрасль обеспечивает стабилизацию и увеличение поступлений валюты в страну и регионы. Причем поступление иностранной валюты происходит не только в виде платы за туристское обслуживание, но и как обмен валюты на повседневные нужды туристов.

12. Общегосударственное и региональное значение туризма состоит в способности приносить большие поступления доходов в госбюджет и региональный бюджет через налоги. И чем больше доходы туристских организаций и предприятий, тем больше поступлений в эти бюджеты.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

БЛОК 1

Наука. Кибернетика. Управление. Логика. Научная функция. Предмет теории (науки). Объект теории (науки). Субъект и объект управления. Принцип управления. Цикл. Цикл управления. Система. Системный подход. Общество. Кибернетика. Синергетика. Прогноз. Прогнозирование. Стратегия. Стратегическое управление. Экономика. Политика. Ресурсы. Средства производства. Предметы потребления. Потребности. Информация. Капитал. Труд. Экономический продукт. Товар. Услуга. Работа.

БЛОК 2

Менеджмент. Спрос. Предложение. Цена. Конкуренция. Организация. Индустрия туризма. Цели. Задачи. Кадры. Технология. Структура. Внутренние переменные. Внешние переменные. система. Путешествия. Ресурсы. Экономический продукт. Среда прямого воздействия. Среда косвенного воздействия. НТП. Конкуренты. Потребители. Поставщики. Государство. Законодательство. Политика. Культура. Традиции. Мораль. Коммуникации. Коммуникационный процесс. Шум. Обратная связь. НИОКР. Модель. Моделирование. Функции правления. План. Планирование. Организационная функция. Мотивация. Контроль. Стратегия. Тактика. Бизнес-план.

БЛОК 3

 

Специальный менеджмент. Стратегический менеджмент. Финансовый менеджмент. Производственный менеджмент. Инновационный менеджмент. Управление персоналом. Маркетинг. Менеджмент туризма. Обмен. Средства менеджмента туризма. Стратегия менеджмента туризма. Тактика менеджмента туризма. Жизненный цикл туристского продукта. Конкуренция. Конкурентоспособность. Позиционирование туристского продукта. Участники рынка. Субъект туррынка. Объект рынка. Торговые посредники. Продвижение турпродукта. Сегментация рынка. Реклама. Рекламирование. Персональные продажи. Деловые ереговоры. Стимулирование сбыта. Связи с общественностью (PR). Право. Лицензирование. Стандартизация. Сертификация. Тур. Туризм. Турпродукт. Туриндустрия. Туристский территориальный комплекс. Туристский спрос. Предложение турпродукта. Цена турпродукта. Конкуренция в туризме. Потребительская стоимость турпродукта. Турпакет. Турцентр. Транспорт. Объект питания. Услуги размещения. Трансфер. Турваучер. Валовой турпродукт.

 

ФОРМЫ ОТЧЕТНОГО КОНТРОЛЯ

 

Контрольная работа для студентов-заочников:

Анализ элементов внутренней и внешней сред организации (на примере конкретной организации, где работает студент).

 

Вопросы к компьютерному тестированию-зачету:

1. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА?

2. ВЫБЕРИТЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ.

3. ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ?

4. НА ЧТО НАПРАВЛЕНО УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ?

5. ВЫБЕРИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ.

6. ВЫБЕРИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

7. УКАЖИТЕ АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

Внутренний контроль.

9. ЧЕМ ЯВЛЯЮТСЯ КОММУНИКАЦИЯ И РЕШЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ?

10. ПРОНУМЕРУЙТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КОММУНИКАЦИИ.

11. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВЫ?

12. ПОДБЕРИТЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ГРАФИКУ СВОЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА ПО ВЫГОДАМ ОТ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

13. УКАЖИТЕ ТИПЫ МОДЕЛЕЙ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ.

14. УКАЖИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА (ФУНКЦИЙ) УПРАВЛЕНИЯ.

15. ЧТО ТАКОЕ ДЕТАЛЬНЫЙ ПЛАН, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ПЛАНОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ДОСТИЖЕНИЯ ЕЕ ЦЕЛЕЙ?

16. КАКИЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРЕСТАВЛЕНЫ МЕСТАМИ?

17. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРОЦЕСС ПОБУЖДЕНИЯ СЕБЯ И ДРУГИХ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ?

18. ЧТО ВЫЗЫВАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ?

19. КАКИЕ ФОРМЫ ВЛАСТИ МЕНЕДЖЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ВХОДЯТ В ИЗВЕСТНУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ?

20. ВЫБЕРИТЕ ИЗВЕСТНЫЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ СТИЛИ РУКОВОДСТВА.

21. УКАЖИТЕ НАУЧНООБОСНОВАННЫЕ ТИПЫ КОНФЛИКТОВ.

22. УКАЖИТЕ ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ, ПЕРЕСТАВЛЕНЫЕ МЕСТАМИ.

23. РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЗАПАСАМИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЛИЯЮТ НА ЧЕТЫРЕ ВИДА ИЗДЕРЖЕК. КАКИХ?

24. КАК НАЗЫВАЕТСЯ СПЕЦИАЛИСТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ БИЗНЕСОМ?

25. КАК БУДЕТ ИЗМЕНЯТЬСЯ РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ?

 

Направления курсовых и дипломных работ:

1. Основные черты и особенности менеджмента.

2. Формирование объектов управления в условиях рыночной экономики.

3. Взаимодействие социально-экономических и организационно-технических факторов управления.

4. Субъект управления: принципы формирования и особенности функционирования.

5. Научность, опыт, искусство управления: характер взаимодействия и сочетания.

6. Основные характеристики внутренней среды организации.

7. Влияние внешней среды на функционирование организации.

8. Методика и практика реструктуризации фирмы.

9. Специфика управления персоналом в менеджменте и на госслужбе.

10. Выработка стратегии развития организации.

11. Повышение эффективности менеджмента организации.

12. Модель менеджмента в бизнесе.

13. Основные направления управленческой деятельности менеджмента.

14. Экономический анализ коммерческой деятельности предприятия.

15. Стратегия и тактика менеджмента: социальное, экономическое и организационное развитие.

16. Информационные технологии менеджмента.

17. Рыночные возможности бизнеса: региональный и национальный уровни.

18. Маркетинговое исследование рынка.

19. Бизнес-планирование деятельности организации.

20. Оптимизация функциональных обязанностей кадров организации.

21. Повышение эффективности технологии менеджмента в организации.

22. Взаимодействие внутренних и внешних коммуникаций в организации.

23. Повышение эффективности управленческих решений в организации.

24. Качество управленческих решений.

25. Формальное и неформальное управление: взаимодействие, сочетание и развитие.

26. Стратегические вариации поведения предприятия в условиях конкурентной среды.

27. Исследование конкурентных преимуществ организации.

28. Маркетинговые мероприятия по расширению сегмента рынка.

29. Технология организации рекламной компании.

30. Комплексное вхождение на рынок.

31. Организация личного труда менеджера организации.

32. Взаимодействие государственного управления и менеджмента.

33. Государственная и муниципальная поддержка предпринимательской деятельности.

34. Формирование имиджа организации.

35. Стратегия ценообразования организации в рыночных условиях.

36. Фирменный стиль в менеджменте организации.

37. Функции менеджера.

38. Повышение эффективности мотивации персонала организации.

39. Система сбора и анализа информации на рынке.

40. Методология и организация инноваций в менеджменте.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К КОМПЛЕКСНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ:

1. Основы общей теории управления.

2. Управление: понятие, основные характеристики, специфика социального управления.

3. Современный менеджмент: предмет и метод.

4. Место и роль менеджмента в системе предпринимательства.

5. Сущность управленческой деятельности.

6. Сущность, причины возникновения и основные характеристики организаций.

7. Управление социально-экономическими системами (организациями).

8. Менеджмент: понятие, сущность и основные направления.

9. Стратегическое планирование. Этапы разработки и реализации стратегии.

10. Управление персоналом: сущность и основные этапы.

11. Стили руководства. Формальное и неформальное лидерство.

12. Руководство в организации. Влияние и власть в управлении.

13. Эволюция управленческой мысли.

14. История менеджмента и современные школы управления.

15. Делегирование, ответственность, полномочия в организации.

16. Управление маркетинговой деятельностью.

17. Теория и практика принятия управленческого решения. Единоначалие и коллегиальность в принятии управленческих решений.

18. Коммуникации в организациях: сущность и основные этапы.

19. Конфликты в организациях: сущность, причины и методы разрешения.

20. Информационные системы в управлении.

21. Структуры организаций. Линейные и штабные полномочия. Централизация и децентрализация.

22. Государственное регулирование социально-экономического развития туристского рынка.

23. Контроль в организации.

24. Внешняя среда организации.

25. Внутренняя среда организации.

26. Мотивация личности и мотивация коллектива.

27. Понятие мотивации и карьеры.

28. Управление проектами. Государственное социально-экономическое программирование.

29. Стратегия развития организации и ее конкурентоспособность.

30. Планирование как важнейшая функция в управлении.

31. Общая характеристика функций управления.

32. Модели и методы принятия решений. Дерево решений.

33. Управление инновациями.

34. Системный и ситуационный подход в управлении.

35. Управленческие технологии: особенности управления в коммерческой организации.

36. Оценка деловых и личных качеств работников управления. Личная тектология. Профессиограмма менеджера.

37. Государственное регулирование бизнеса в России.

38. Оперативное управление производственно-коммерческой деятельностью.

39. Основные механизмы государственной поддержки предпринимательства в туризме.

40. Бюрократические и менеджерские организационные структуры.

41. Управленческие роли и уровни. Предприниматель и менеджер.

42. Этапы и подходы к принятию решений.

43. Принципы и методы управления.

44. Цели, задачи, основные направления деятельности организации. Понятие успеха.

45. Бизнес-планирование и инвестиционное проектирование.

46. Взаимодействие рыночных и государственных механизмов регулирования экономики туризма.

47. Менеджер как лидер организации. Стили лидерства. Современный лидер.

48. Основные направления специального менеджмента.

49. Международный менеджмент и маркетинг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.253 с.)