Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какие же ценности и ориентиры утверждало молодогвардейское направление. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Главную задачу, стоящую перед страной и народом, они видели в духовном возрождении России, в возрождении русского национального самосознания и русской национальной культуры. Для решения этой задачи необходимо было определить духовные ориентиры в прошлом, определить в этом прошлом те «корни» и «истоки», которые следует возродить и развивать. ИТАК, от какого наследства следует отказаться? Какое принимать? И здесь все шло вразрез с марксизмом, с ленинскими приоритетами, согласно которым нужно ориентироваться лишь на революционно-демократическую традицию в культуре. В статьях публицистов и критиков «молодогвардейского» направления тут и там мелькают весьма резкие оценки Ø декабристов, Ø революционеров-демократов, особенно Чернышевского с его «алюминиевыми дворцами» из четвертого сна Веры Павловны, Ø Горького (а по сути Ленина) за его негативное отношение к культуре «серебряного века», Ø социально-ориентированной живописи «передвижников». Короче говоря, всего того, что в течение десятилетий составляло основу официальной культурной доктрины. Разумеется, в статьях публицистов «Молодой гвардии» не было прямой критики официальных идеологических постулатов. Кстати, это надо понимать и учитывать. Полемика тут была в подтексте, скрытая, а иногда и прикрытая дежурным повторением ритуальных пропагандистских клише. Так что «молодогвардейскую» публицистику и литературу надо уметь читать; разбираться в ее «подтекстах» не менее важно (а для современного, отдаленного от всего этого читателя это и достаточно трудно), чем в «эзоповом языке» «новомировской» критики, публицистики и литературы. Но еще важнее этой "Эзоповой" критики было другое. В статьях "Молодой гвардии" (это было неслыханно!) в позитивном плане говорилось о том, что при Советской власти всегда отрицалось, третировалось, «разоблачалось» как «реакционное». Замелькали – в положительном контексте – названия и имена, которые за годы советской власти даже произносить без негативных оценок было невозможно. Что же утверждалось? В ИСТОРИИ. Кто воплотил в себе главное духовное и историческое содержание российской истории? Духовные ориентиры "почвенников" из "Молодой гвардии" – это прежде всего религиозные авторитеты, деятели раскола и церкви, патриархи и пустынножители:
q Сергий Радонежский, вдохновивший Дмитрия Донского на решительный бой; q Патриарх Гермоген, в Смутное время рассылавший в разные концы русской земли письма-мольбы о единстве; q и бунтарь протопоп Аввакум, и его враг Никон, и боярыня Морозова; q и Серафим Саровский, и Иоанн Кронштадтский, и даже чуть ли не патриарх Тихон, в свое время предавший анафеме Советскую власть. Это было непривычно, неслыханно: реабилитация религии, православных святынь, беспощадно уничтожавшихся Советской властью в 20-30-е годы, а еще более ретиво – в хрущевские времена. На страницах «Молодой гвардии» были опубликованы «Черные доски» и «Письма о Русском музее» Владимира Солоухина – самый настоящий гимн русской иконе; в «Северном дневнике» Юрия Казакова читатель обнаруживал рассуждения о непреходящих культурных ценностях старообрядчества. В книге Л.Леонова «Раздумья у старого камня» (1968) было твердо сказано о приоритете национальных духовных традиций, о необходимости уважения к старине и даже об этической ценности идеи Бога. Какие еще ориентиры в прошлом видели "молодогвардейцы"? q Они писали, что для истории России огромное дело сделали ее деловые люди, воплотившие в себе духовную силу нации – Ерофей Хабаров и Семен Дежнев, купцы Демидовы, купцы и промышленники Третьяков и Морозов. q И русский национальный характер в творчестве Горького, например, воплотился, по их мнению, ярче всего в характерах его купцов, представших у него как личности исключительно сильные и оригинальные, как «глыбы человеческих страстей»: «Горьковские Егор Булычов, Васса Железнова, Артамонов-старший, купцы в «Самгине» предстали как воплощение силы, мужества, совестливости, не «уложившейся» в безнравственные рамки мелкого стяжания», – писал в статье "Великие искания", посвященной отмечавшемуся тогда столетию со дня рождения Горького, В.Чалмаев [3]. q И еще ориентир – подвиги великих русских полководцев: Невского и Донского, Суворова и Кутузова, Нахимова и Ушакова…
И в культуре они тоже "меняли вехи". ОРИЕНТИРЫ В КУЛЬТУРЕ q Забытая и заклейменная как «реакционная» (после поражения декабристов) эпоха 30-х годов Х1Х века в статьях В.Кожинова, В.Чалмаева предстала как эпоха, в которую были созданы великие ценности – философские и поэтические. q В "Молодой гвардии" сочувственно цитируется, реабилитируется такой «проклятый реакционер», чье имя без ругательств никогда не упоминалось при Советской власти, как Константин Леонтьев. В статьях журнала он назван «другом Толстого» и даже «замечательным мыслителем, Чаадаевым 60-80-х годов». q В «Молодой гвардии» решительно реабилитируется «серебряный век» русской культуры, заклейменный Лениным, а потом отчасти Горьким как «эпоха реакции», как время «столыпинских галстуков». Живопись Врубеля, Нестерова, Кустодиева, Петрова-Водкина, Кончаловского, Корина противопоставляется публицистами журнала как подлинно духовная чересчур приземленной, "социально озабоченной" живописи передвижников. Поэзия Серебряного века поднимается на щит с этих же позиций. q Так обстояло дело с ориентирами в прошлом. А в СОВРЕМЕННОСТИ идеологи «Молодой гвардии» возлагали надежду на крестьянство, на деревню, в которой, по их мнению, еще не до конца вытравлено и уничтожено то, что составляет основу национальной русской духовности. И в современной культуре, с их точки зрения, самое ценное и сильное – «деревенская проза». Это проза Ф.Абрамова и В.Белова, Е.Носова и В.Солоухина, В.Астафьева и В.Шукшина, Ю.Казакова и В.Распутина, поэзия Н.Рубцова, А.Передреева, В.Соколова, Ю.Кузнецова, Н.Тряпкина, А.Прасолова, это драматургия А. Вампилова.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.014 с.) |