Экономическая теория часть I 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая теория часть I



Экономическая теория часть I

Микроэкономика

 

Методические указания к семинарским занятиям

 

для студентов, обучающихся по направлению

080300 62 – Коммерция

Томск 2012

Методические указания к семинарским занятиям по экономической теории(частьI Микроэкономика)

 

Рассмотрены и одобрены на заседании обеспечивающей кафедры экономики

«____»___________200_ протокол №

 

Составитель

Ст. преподаватель кафедры экономики_______________ Н.В. Потехина

 

 

Зав.обеспечивающей кафедрой

Д.э.н., профессор кафедры экономики_______________Т.Л. Ищук

 

Одобрено методической комиссией ТЭЮИ

«_____»___________201__г.

 

 

Председатель метод.комиссии

_________________________/______________________

 

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель изучения дисциплины - формирование теоретических знаний о явлениях и процессах экономической жизни общества на микроэкономическом уровне, о методах и инструментах изучения этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.

По окончании изучения курса студенты должны знать:

- предмет, задачи, методы, функции экономической теории;

- объективные условия и противоречия экономического развития;

- сущность, функции рынка;

- рыночный спрос и рыночное предложение, факторы на них влияющие;

- основы теории потребительского поведения;

- содержание всех видов издержек,

- закон убывающей отдачи и отдачу от масштаба производства;

- поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде;

-различные рыночные структуры;

- общую характеристику и особенности рынков ресурсов;

- провалы рынка и роль государства в рыночной экономике;

 

Изучение микроэкономики способствует более эффективному усвоению дисциплин «Макроэкономика», «Организация и экономика предприятия», «Организация предпринимательства», «Теория коммерции» и др.

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

План занятия

1.Развитие представлений о предмете экономической теории:

а) экономика и хрематистика;

б) классическая политическая экономия;

в) неоклассическая школа;

в) кейнсианство;

г) монетаризм;

д) институционализм.

2. Позитивная и нормативная экономическая теория

3. Метод экономической теории:

а) формальная логика;

б) диалектика;

в) экономические модели и методы.

 

Тема доклада

1. Модель «экономического человека»

 

Термины и понятия

Экономика. Хрематистика. Классическая политическая экономия. Марксистская политическая экономия. Маржинализм. Неоклассическая школа. Кейнсианство. Монетаризм. Институционализм. Теория общественного выбора. Позитивная и нормативная экономическая теория. Микроэкономика и макроэкономика. Метод. Анализ. Синтез. Дедукция. Индукция. Гипотеза. Понятие. Суждение. Умозаключение. Модель. Экономический эксперимент. «Экономический человек». Рациональность:полная, ограниченная. Институт.

 

Дополнительные вопросы и задания:

1. Расположите в правильной последовательности их возникновения следующие экономические школы:

Кейнсианство, физиократы, классическая школа, неоклассическое направление, меркантилизм, неоинституционализм.

2. Каковы цели микроэкономического анализа и может ли он рассматриваться в качестве универсального средства экономической жизни?

3. Является ли рациональным поведение:

а) призера олимпиады по шахматам, отдавшего на благотворительные цели половину полученного им приза в 50 тыс.долл.

б) человека, предпочитающего занятию спортом выкуривание по пачке сигарет ежедневно;

в) талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и ушедшей в монастырь.

4.Термин «экономикс» получил всеобщее признание после того как был употреблен в заглавии труда:

а) Ж.Сэя

б) Дж. Ст. Милля

в) А. Маршалла

г) Дж.М. Кейнса

5. Макроэкономика – область экономической теории, изучающая:

а) роль государства в экономике

б) глобальные тенденции экономического развития человечества

в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом

г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном понимании этого термина.

6. Что из приведенного списка не является моделью:

а) торговля на Нью-Йоркской фоновой бирже

б) иерархия потребностей

в) концепция экономического человека

г) валовый внутренний продукт

7. Термин «политическая экономия» появился в:

а) 1615 г.

б) 1776 г.

в) 1867 г.

г) 1890 г.

8. Перед вами стихотворение Э.Асадова:

У соседа – борца, чемпиона мира,

Была восьмикомнатная квартира,

Будь у меня такая квартира,

Я бы тоже стал чемпионом мира!

Какой прием научного исследования здесь нарушен?

9. Верно ли утверждение:

1) Экономист Д.Рикардо был одним из богатейших людей своего времени. Экономист Дж. Кейнс еще в молодые год составил капитал, играя на бирже, и в зрелые годы продолжал успешно заниматься бизнесом. Следовательно, все великие экономисты могут рассчитывать на успех в бизнесе.

2) Основоположником классической политической экономии в Англии был Адам Смит.

3) Статистика – единственный источник фактов для экономистов.

4) Если одно событие предшествует другому, это означает, что первое является причиной второго.

5.) Дж. Кейнс был выдающимся представителем неоклассического направления в экономической теории.

 

Литература

1. Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - М.: Наука.,1985.

2. Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию//Вопросы экономики.-2001.-№2.

3. Курс экономической теории/под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н.Киров: «АСА»,2010.-Гл.1.-С.15-25, Гл.2.-С.26-49.

4. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.5-71.

5. Нуреев Р.М.Курс микроэкономики.М.:Норма-М,2000.-Гл.1.

6. Тарануха.Микроэкономика.-2009.-Гл.1.-С.7-19.

7. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.1.-С.16-26,Гл.2.-С.27-41.

 

 

Литература

1.Курс экономической теории/Под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н.Киров: «АСА»,2010.-Гл.3.-С.50-67.-Гл.4.-С.68-74.

2. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-Гл.2.С.-26-46.

3.Нуреев Р.М.Курс микроэкономики.М.:Норма-М,2000.-Гл.2.

4.Тарануха.Микроэкономика.-2009.-Гл.1.-С.7-19.

5.Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.- Гл.2.-С.41-47.

 

Литература

1.Курс экономической теории/Под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н.Киров: «АСА»,2010..-Гл.4.-С.74-80.-Гл.5.-С.82-99,124-126.

2. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-Гл.2.-С.72-85.

3.Нуреев Р.М.Курс микроэкономики.М.:Норма-М,2000.-Гл.1..-Гл.13.1.-С.420-422.

4. Тарануха.Микроэкономика.-2009.-Гл.1.-С.19-30.

5.Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.- -Гл.4.-С.62-79.Гл.5.-С.80-96.,Гл.6.-С.96-114.

 

Термины и понятия

Спрос. Цена. Совершенная конкуренция. Закон спроса. Закон предложения. Взаимозаменяемость. Взаимодополняемость. Товары-субституты. Товары-комплементы. Нормальные товары. Эластичность спроса по цене, по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Торговая выручка. Коэффициент эластичности. Избыток. Дефицит. Товары высшей категории. Товары низшей категории. Равновесный объем производства (потребления) Равновесная цена. Излишек потребителя. Излишек производителя. Эффект сноба. Эффект Веблена. Эффект присоединения к большинству. Парадокс Гиффена. Верхний предел цены. Нижний предел цены. Налоги. Субсидии.

 

Дополнительные вопросы и задания

1. Объясните, почему кривая спроса имеет отрицательный наклон. Может ли она иметь положительный наклон?

2.Чем отличается движение вдоль кривой спроса от смещения кривой спроса?

3. В результате роста дохода потребителей (при прочих равных условиях)

а) величина спроса возросла;

б) спрос уменьшился;

в) величина спроса уменьшилась;

г) спрос увеличился.

4. Как измениться спрос на товар, если измениться цена на товар-субститут:

-спрос на уголь (при росте цен на нефть);

-спрос на чай (при падении цен на кофе);

В каком направлении сдвинется кривая спроса на уголь и чай?

5. Как измениться спрос на товар, если измениться цена на товар-комплимент:

- спрос на ягоды (при росте цен на сахар);

- спрос на энергоемкие марки автомобилей (при росте цен на бензин).

6.Смещение кривой предложения вправо может произойти в результате:

а) повышения цен на ресурсы, используемые для производства данного товара;

б) внедрения новых технологий, повышающих производительность труда;

в) инфляционных ожиданий.

7. В таблице приведены данные об объемах индивидуального спроса на мороженое. Построить графики индивидуального и рыночного спроса на данный товар.

Цена Р р/шт Спрос Ани Спрос Ивана Спроса Лены
       
       
       
       
       

 

 

8.Функция спроса на яблоки имеет вид

Qd=30- P,где Qd – величина спроса на яблоки в день,Р – цена в рублях за 1 кг.
Функция предложения описывается следующим уравнением: Qs=15+2Р, где Qs – величина предложения яблок в день.

Найдите равновесный объем и равновесную цену. Покажите это графически.

Какая ситуация сложится на рынке яблок, если цена упадет до 3 руб.?

9. Для стимулирования сбыта своей продукции фирма- производитель молочной продукции объявила о снижении цен на одну из разновидностей йогурта с 24 до 18 р. за упаковку. В результате за две недели компания увеличила объем продаж с 10 тыс. до 18 тыс. ед. продукции. Чему равен коэффициент эластичности спроса по цене?

10. Пусть функция спроса на картофель имеет вид Qd=4000-25P. Оцените эластичность спроса по цене на данный продукт, если на рынке сложилась цена Р=10 р./кг. В чем заключается экономический смысл полученного коэффициента?

11. Нарисуйте графики эластичного, неэластичного и единичной эластичности спроса по цене. Как будет изменяться торговая выручка в каждых трех случаях?

12. Какова, на Ваш взгляд, эластичность спроса по цене у следующих товаров: а) соль, б) хлеб, в) мыло, г) бриллианты, цветы в день 8 Марта, д) сигареты, е) автомобиль

13. Часто экономисты чертят кривые спроса в виде прямых линий, в основном из-за их простоты. Можно ли сказать, что наклон таких линий и эластичность- это одно и тоже?

14. Эластичным ли является спрос на бананы, если при повышении цены на 20% семья уменьшила их покупку с 15 до 10 кг. в месяц? 21. Цена на чай возросла с 10 до 20 р.\кг. Спрос на сахар упал с 2 до 1 кг. Спрос на кофе возрос с 0,5 до 1,5 кг. Спрос на спички не изменился. Определите перекрестную эластичность спроса и тип товаров по цене чая.

15. Дана функция спроса товара А: Qd=-24PA+7PB+30, PA=2, PB=3. Определите коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар А, если цена на товар В возросла в 2 раза. К каким типам товаров относятся А и В?

16.Цена товара возросла на 10 %, а объем производства – на 5%.Это означает, что предложение:

а) неэластично; б) с единичной эластичностью

в) с бесконечной эластичностью; г) эластично.

17. Покажите графически различия в эластичности предложения картофеля в краткосрочном и долгосрочном периодах. Объясните, с чем связаны эти различия?

18. Фирма производила за месяц 100 изделий, которые продавались по цене 200 ден. ед. за одно изделие. Руководители фирмы приняли решение увеличить количество производимой продукции на 30%. Рассчитайте объем выручки в изменившихся условиях, если коэффициент ценовой эластичности равен 1,5.

19. Как влияют налоги на процессы в экономике и на положение субъектов рынка в разных ситуациях?

Пометьте словами «выше» или «ниже» в приводимой ниже таблице те клетки, в которых проявления перечисленных последствий введения налогов окажутся более или менее выраженными:

ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГОВ: ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
  ВЫСОКАЯ НИЗКАЯ
Рост цен ниже Выше
Падение объема продаж    
Величина налоговых поступлений в казну    
Потери производителя    
Потери потребителя    
  ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  ВЫСОКАЯ НИЗКАЯ
Рост цен    
Падение объема продаж    
Величина налоговых поступлений в казну    
Потери производителя    
Потери потребителя    

 

20.Кривая спроса имеет вид Qd=70-2Р, а функция предложения товара А имеет вид Qs=10+Р. Государство ввело налог на потребителя в размере 9 флоринов на единицу. Определите:

1) как изменились равновесные цены и объем

2) доход государства от введения налога

3) как пострадают продавцы и потребители

21. Линия спроса имеет вид Qd=200-0,5Р, Qs=2Р-50. Государство ввело субсидию на производство единицы товара в размере 10 лари на штуку. Определите:

1) первоначальное равновесие

2) равновесие после введения субсидии

3) выигрыш производителя и потребителя после введения субсидии

 

Литература

1.Курс экономической теории/под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н.Киров: «АСА»,2010.-Гл.5.-С.100-114.

2. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.47-69,428-447.

3.Нуреев Р.М.Курс микроэкономики.М.:Норма-М,2000.-Гл.3.

4. Тарануха.Микроэкономика.-2009.-Гл.2.-С.72-89.

5.Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.7.-С.117-121.

.

 

Тема 5. Теория потребительского поведения

План занятия

1.Потребительский выбор и его особенности

2.Концепция полезности (кардинализм):

а) полезность и удовлетворенность;

б) предельная и общая полезность;

в) закон убывающей предельной полезности;

г) равновесие потребителя.

3. Потребительские предпочтения и потребительский выбор (ординалистский подход):

а) кривые безразличия и их свойства;

б) бюджетное ограничение;

в) оптимум потребителя.

Термины и понятия:

Полезность. Предельная полезность. Законы Госсена. Равновесие потребителя. Эффект замещения. Эффект дохода. Товар Гиффена. Кривая безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетное ограничение. Эффект сноба. Эффект присоединения к большинству. Эффект Веблена. Оптимум потребителя. Излишек потребителя.

 

Дополнительные вопросы и задания

1.Согласны ли вы с утверждением: «Как можно говорить о полезности всех экономических благ?! Ведь наркотики, алкоголь, порнография вредны как для телесного, так и для духовного здоровья человека» Что подразумевается под полезностью в экономической теории.

2. Может ли предельная полезность принимать отрицательное значение?

3. В экономической теории известен так называемый парадокс Смита. Его суть: вода гораздо полезнее для человека, чем алмазы. Почему же алмазы стоят так дорого, а вода имеет ничтожно малую стоимость? Как бы вы ответили на вопрос Смита?

4.Студент Бямба составил для себя следующую таблицу полезности мяса, молока и чая:

Порция (кг или литр) Мясо(ютиль) Молоко(ютиль) Чай (ютиль)
       
       
       
       
       

Имея 25,2 тугриков, Бямба купил 3 кг мяса по цене 2 тугрика за 1 кг, 4 литра молока по цене 2,8 тугрика за литр и 2 кг чая по цене 4 тугрика за 1кг.

1) Покажите, что Бямба не достиг максимума полезности при имеющемся бюджете

2) Какой набор продуктов для студента Бямбы является оптимальным

4.Каков экономический смыл кривой безразличия? Что означает ее отрицательный наклон и выпуклость к началу координат? Что показывает карта кривых безразличия? Могут ли пересекаться кривые безразличия на один и тот же набор товаров?

5.Каков экономический смысл бюджетного ограничения? Чем определяется ее наклон?

6. Если предельная норма замещения товара у товаром х есть величина постоянная при любых комбинациях этих товаров и при сохранении общей полезности, то, как при таких условиях будет выглядеть кривая безразличия?

7. В Вашем ежедневном рационе питания всегда присутствует кофе и отсутствует чай. Чему в данном случае будет равна предельная норма замещения кофе чаем и как будет выглядеть кривая безразличия?

8.Определите верны ли следующие утверждения:

а) максимум удовлетворения потребности достигается, когда предельная полезность минимальна

б) при росте потребительского бюджета зависимость «доход-потребление» для некачественного товара имеет вид линии с отрицательным наклоном

в) смысл первого закона Госсена состоит в том, что в процессе потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает

9.Денежный доход некоторого потребителя равен 100; цены товара х и у равны соответственно Рх=2 и Ру=5. Кривые безразличия представляют собой параллельные отрезки с наклоном равным -2. Определите равновесие потребителя.

Литература

1.Курс экономической теории/под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н.Киров: «АСА»,2010.-Гл.5.-С.114-123.

2. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.448-471.

3.Нуреев Р.М.Курс микроэкономики.М.:Норма-М,2000.-Гл.4.

4. Тарануха.Микроэкономика.-2009.-Гл.3.-С.103-160.

 

Тема 6. Фирма как основной субъект микроэкономики

План занятия

1. Предпринимательство в рыночной экономике.

2. Фирма в рыночной экономике

а) цели фирмы;

б) внешняя и внутренняя среда фирмы;

в) классическая теория фирмы;

г) институциональная теория фирмы.

3.Основные организационно-правовые формы фирм

4.Малый, средний и крупный бизнес.

 

Тема доклада

1. Малый бизнес в российской экономике.

2. Роль крупного бизнеса в российской экономике.

Термины и понятия

Предпринимательство. Юридическое лицо. Ограниченная ответственность. Полная ответственность. Субсидиарная ответственность. Общие ресурсы. Специфические ресурсы. Интерспецифические ресурсы. Основные типы контрактов. Акции. Облигации. Номинальная цена акций. Акционерное общество. Полное товарищество. Товарищество на вере. Положительный и отрицательный эффект от масштаба. Проблема принципала и агента.

 

Дополнительные вопросы и задания

1. В чем Вы видите привлекательность предпринимательской деятельности? Или, напротив, непривлекательные для Вас особенности?

2. Как соотносятся между собой понятия «фирма» и «рынок»?

3. Объясните, почему фирма стала господствующей формой организации производства в рыночной экономике.

4. Почему в экономике существуют разные типы фирм? Назовите основные организационно-правовые формы предприятий в российской экономике. Какие из них кажутся вам наиболее важными для нашей страны?

5. Покажите, какая организационно-правовая форма, по Вашему мнению, больше подходит для фирм, занимающихся: пассажирскими авиаперевозками, строительством автомобильных дорог, ремонтом часов, медицинским обслуживанием.

6. Почему крупный бизнес чаще всего имеет форму акционерного общества? Как управляется АО? Какие особенности имеют АО в России?

7. Чем определяются оптимальные размеры фирмы? Где проходит граница ее эффективности?

8.В чем различие между собственником, предпринимателем и менеджером?

9.Что такое контрольный пакет акций? Чем определяется его размер?

10. Уставный капитал компании - 250 млн. руб. Ожидаемая прибыль, подлежащая распределению между акционерами, составляет 37,5 млн. руб. Выпущено 4 млн. акций. Сложившаяся ставка банковского процента - 12%. Какова номинальная стоимость акций? Какую долю акционерного капитала представляет одна акция? Каков ожидаемый размер дивиденда? Каков примерный курс акций? Какова величина учредительской прибыли при продаже 85% акций?

11.Иванов, Бадмаев, Степанов были совладельцами фирмы. По условиям их партнерского соглашения, Иванов и Бадмаев каждый имели право на 40% всего дохода, оставшиеся 20% имел Степанов. В прошлом месяце фирма разорилась. После распродажи имущества компания осталась должна кредиторам 10 млн. руб. Так как Иванов и Бадмаев не имели личного имущества, кредиторы представили всю сумму к оплате с персонального банковского счета Степанова. О какой форме предпринимательства говорится в данном примере?

12. Вы и двое Ваших друзей решили заняться поставками овощей в овощные магазины города. Вы выбрали для своего предприятия организационно-правовую форму товарищества с ограниченной ответственностью. Ваши друзья вложили в дело по 500 тыс. руб. каждый, а Вы передали предприятию право пользования Вашим личным автомобилем в течение одного года. Автомобиль стоит 10 млн. руб., свой вклад в виде права пользования по согласованию с другими участниками Вы оценили в 500 тыс. руб. Плохое знание финансовой системы, налоговой политики и условий сельскохозяйственных закупок привели Вас к разорению. Ваши долги перед различными кредиторами составили 2000 тыс. руб. На какую сумму Вы обязаны покрыть свои долговые обязательства?

 

Литература

1.Гражданский кодекс РФ.-М.:Риор.-2006.

2.Курс экономической теории/под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н.Киров: «АСА»,2010.-Гл.9.-С.216-232.

3.Нуреев Р.М.Курс микроэкономики.М.:Норма-М,2000.-Гл.6.1-6.2..

4. Сидорчук Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса//ЭКО.-2009.-№1.-С.174-187.

5.Тарануха.Микроэкономика.-2009.-Гл.6.-С.235-245.

6.Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.359-61.,Гл.9.-С.146-163.

 

Литература

1.Курс экономической теории/под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н.Киров: «АСА»,2005.-Гл.10.-С.234-243.

2..Нуреев Р.М.Курс микроэкономики.М.:Норма-М,2000.-Гл.5.

3. Тарануха.Микроэкономика.-2009.-Гл.4.-С.161-196.

4.Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.3.-С.47-59.

 

Термины и понятия

Издержки фирмы. Экономические и бухгалтерские издержки. Внешние и внутренние издержки. Явные и неявные издержки. Нормальная прибыль. Общие, средние и предельные издержки. Постоянные и переменные издержки. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Краткосрочный и долгосрочный периоды.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Поясните сущность понятий бухгалтерских и альтернативных издержек. Какую роль каждое из них играет в деятельности российских предприятий?

2. Какие из нижеперечисленных затрат могут быть отнесены к постоянным, а какие к переменным?

Амортизация зданий и сооружений. Заработная плата рабочих. Служебный оклад директора. Налог на недвижимость. Расходы на электроэнергию и воду. Обязательные страховые платежи. Расходы на покупку сырья. Расходы на покупку вспомогательных материалов и инструментов. Упущенный процент на вложенные собственные денежные средства.

3. Если фирма имеет нулевой объем производства, то будет ли она иметь расходы, связанные с издержками производства?

4. Какие из нижеперечисленных факторов оказывают непосредственное воздействие на величину предельных издержек:

а) общие издержки б) переменные издержки

в) средние постоянные издержки г) постоянные издержки.

5. Восстановите недостающие данные.

Q ТС ТFC TVC AFC AVC ATC MC
               
               
               
               
               

6. Средние переменные издержки фирмы - 1,5 руб., валовые издержки - 2000 руб., постоянные издержки - 500 руб. Определите количество выпускаемой продукции.

7. Изобразите графически кривые средних общих, средних переменных и предельных издержек. В каких точках они пересекаются? Объясните, почему?

8.Что можно сказать об эффекте масштаба, если кривые средних долгосрочных издержек направлены вверх?

9. В случае возрастающего эффекта масштаба производства при прочих равных условиях, как будут вести себя долгосрочные средние издержки:

а) останутся постоянными б) уменьшаться в) возрастут.

10 Производственная функция фирмы Q=300L-L2. При этом функция спроса на продукт фирмы задана как Qd=1200-100р. Какое количество работников следует нанять фирме, если цена единицы труда составляет 2400 р., а фирма намеревается осуществлять выпуск продукции в объеме 4000 ед. продукции?

11. Оцените экономическую ситуацию. Предприниматель владеет небольшой фирмой по выращиванию цветов. Он нанимает трех помощников за 10 тыс.р. в год с оплатой каждого в конце года, платит 5 тыс. у.е. годовой арендной платы за землю и покупает саженцы, семена и удобрения за 35 тыс.р. с оплатой в начале года. Для этого предприниматель использует собственные средства.

Для закупки оборудования стоимостью 30 тыс.р. он берет кредит в банке на несколько лет под 10 % годовых. Срок службы оборудования -5 л, ликвидационная стоимость равна нулю. Процент по депозитам в банке на 3 % ниже процента по кредитам.

Конкурирующая фирма предлагает ему рабочее место управляющего с оплатой 35 тыс.р. в год. Суммарный годовой доход от продажи цветов составляет 150 тыс.р. в год.

Найти: а) экономические и бухгалтерские издержки;

б) экономическую и бухгалтерскую прибыль;

в) какое решение можно порекомендовать руководителю предприятия?

12.В официальных публикациях нередко можно встретить данные, что у крупнейших корпораций в мире(например «Дженерал Моторос») прибыль за какой-то период равна нулю. Означает ли это, что фирма находиться на грани краха.

 

Литература

1.Курс экономической теории/под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н.Киров: «АСА»,2010.-Гл.6.-С.131-135.

2. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.472-497.

3.Нуреев Р.М.Курс микроэкономики.М.:Норма-М,2000.-Гл.6.3.

4. Тарануха.Микроэкономика.-2009.-Гл.5.-С.197-234.

5.Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.11.-С.178-187.

 

Термины и понятия

Абсолютно эластичный спрос. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы. Краткосрочное равновесие фирмы. Долгосрочное равновесие фирмы. Долгосрочное равновесие отрасли. Рыночное (отраслевое предложение). Точка безубыточности. Точка закрытия. Эффективность конкурентных рынков.

 

Дополнительные вопросы и задания:

1. Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли, на ваш взгляд, роль этого типа рынка в экономике нашей страны?

2.Кривой предложения конкурентной фирмы в долгосрочном периоде является:

а) кривая предельных издержек;

б) линия цены товара;

в) возрастающая часть кривой средних издержек;

г) часть кривой предельных издержек выше кривой средних переменных издержек.

3. Кривая спроса в условиях совершенной конкуренции совпадает с:

а)кривая общей выручки;

б) кривыми предельной и средней выручки;

в) кривой предельных издержек.

4. Линия спроса на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции:

а) имеет отрицательный наклон;

б) имеет положительный наклон;

в) абсолютно эластична;

г) абсолютно неэластична.

5. Если нововведения затронули большинство фирм совершенно конкурентной отрасли, будут ли они снижать цены на продукцию?

6. Какие признаки свидетельствуют о достижении долгосрочного отраслевого равновесия?

7. Найдите, в какой точке достигается оптимум фирмы. По какому правилу его можно определить?

Покажите размер прибыли (убытка) предприятия в точке оптимума. Останется ли предприниматель в отрасли?

Может ли это равновесие сохраниться в долгосрочном периоде?

 
 

 

 

 


8. Функция совокупных издержек типичной конкурентной фирмы имеет вид TC=550+20Q+Q2. Оцените прибыль, получаемую фирмой в условиях краткосрочного равновесия, если на рынке установилась цена P=60 р./ед. Можно ли ожидать притока инвестиций в отрасль при сохранении существующих тенденций?

9. По какой цене сможет продать свою продукцию конкурентная фирма, если функция совокупных издержек имеет вид ТС=20Q+Q2+190, а оптимальный объем выпуска продукции составляет 45 ед. продукции в день.

10. Проведите экономический анализ (прибыльности, целесообразности закрытия и т.д.) каждой из четырех конкурентных фирм:

фирма А: P=4, TR=8000,FC=500,VC=7800.

фирма В: Q=1000, TR=3000,FC=500,ATC=4.

фирма С: P=60, FC=2100, VC=2900, ATC=50.

фирма D: TR=6000, FC=1000, ATC=35, AVC=30.

11. На рынке совершенной конкуренции спрос задается функцией Qd=2000-40P, а отраслевое предложение Qs=200+20Р. При этом действующие на отраслевом рынке фирмы имеют одинаковые общие издержки, функция которых ТС=3q2+6q+8. Определите количество фирм, действующих на отраслевом рынке в краткосрочном периоде и величину прибыли, получаемую каждой фирмой.

 

Литература

1.Курс экономической теории/под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н.Киров: «АСА»,2010.-Гл.6.-С.135-143.

2. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.499-529.

3.Нуреев Р.М.Курс микроэкономики.М.:Норма-М,2000.-Гл.6.4,7.1.

4.Тарануха.Микроэкономика.-2009.-Гл.7.-С.277-307.

5.Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.7.-С.115-117.

 

Тема 10. Анализ монополии

План семинара

1. Несовершенная конкуренция и ее виды.

б) показатели монопольной власти.

2. Характерные черты и виды монополии.

3. Показатели монопольной власти.

4. Определение цены и объема производства чистого монополиста.

5. Ценовая дискриминация.

6. Общественные издержки монополии.

7. Антимонопольная политика и государственное регулирование.

 

Термины и понятия

Несовершенная конкуренция. Чистая монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Монопольная власть. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Индекс Лернера. Рыночная структура. Открытая и закрытая монополия. Естественная монополия. Условие равновесия монополии. Ценовая дискриминация. Избыточные мощности. Общественно оптимальная цена. Х-неэффективность. Потери «мертвого груза».

 

Дополнительные вопросы и задания

1. К какому виду несовершенной конкуренции относятся: автомобилестроение, производство сигарет, алюминиевая промышленность, торговля женским платьем, розничная торговля продуктами, парикмахерское дело, предоставление услуг сотовой связи.

2. Какие характеристики определяют рыночную структуру? Как рыночная структура, соответствующая чистой монополии, отличается от рыночной структуры, присущей совершенной конкуренции?

3. Верны ли следующие утверждения?

а) рыночная власть зависит от степени эластичности спроса

б) индекс Херфиндаля-Хиршмана характеризует монопольную власть отдельной фирмы.

4. Предположим, на двух отраслевых рынках, А и В, действуют по шесть фирм. На одном из них три фирмы осуществляют выпуск в объеме 120 ед., две – 100 ед., одна -140 ед. Для другого рынка распределение выпуска следующее: две фирмы по 50 ед, две – 150 ед., одна – 120 ед., и одна – 180 ед. В какой отрасли степень концентрации выше?

5. Поразмышляйте над предполагаемыми утверждениями и постарайтесь ответить на вопрос: К какому виду монополий относится каждое из предложенных утверждений: открытому, закрытому или естественному? Приведите примеры монополий в странах СНГ:

а) Компания впервые вышла на рынок, с новой продукцией не позаботившись о специальных мерах защиты от конкуренции

б) автор научного открытия, зарегистрировав его, позаботился о своем творческом приоритете, прибегнув к институту авторских прав.

в) фирма функционирует, а отрасли, где максимальная эффективность достигается путем выпуска объема продукции, удовлетворяющего целиком рыночный спрос.

6.Чистый монополист может повышать цену на свой товар безгранично: ведь он – один единственный производитель в отрасли. И кривая спроса на его товар – абсолютно неэластична. Вы согласны с этим утверждением?

7. Почему в условиях «чистой» монополии линия спроса и линия предельного дохода не совпадают, как в условиях совершенной конкуренции?

8. Обозначьте кривые и поясните свое решение. Почему данные кривые имеют такой вид? О каком виде рыночной структуры идет речь?

Изобразите прибыль (убыток) предприятия. Является ли данная ситуация равновесной в долгосрочном плане? Почему?

 
 

 

 


9. Функция спроса на продукцию монополиста QР=150-2Q, функция общих издержек ТС=1000+2Q. Определите равновесную цену и объем производства, а также прибыль, получаемую монополией. Что произойдет, если постоянные издержки возрастут на 500 ед.

11. Производство пластиковых стульев в городе монополизировано одной фирмой. Какую цену назначит фирма, если ее общие издержки по производству стульев ТС=10Q, Q – объем выпуска продукции, а эластичность спроса по цене на стулья равна 5?

12. Какова величина социального выигрыша при движении от монополистического равновесия к конкурентному равновесию? В каком смысле это выигрыш и для кого?

13. Всегда ли монополия приводит к Х-неэффективности? В каких случаях монополия приводит к техническому прогрессу?

14.Можно ли осуществить ценовую дискриминацию на рынке совершенной конкуренции?

15.Надежно ли разделен рынок, когда:

а) врачи назначают разные цену за свои услуги богатым и бедным пациентам?

б) разная цена билета в музей для детей и взрослых

в) разный уровень гонорара за свои услуги для богатых и бедных, который устанавливает консультант по составлению налоговых деклараций?

г) отпуск электроэнергии по разным тарифам населению и промышленным предприятиям?

16. Монополист применяет совершенную ценовую дискриминацию, в этом случае параметры общественного благосостояния таковы:

а) и выигрыш потребителя и потери общества по сравнению с рынком совершенной конкуренции равны 0.

б) выигрыш потребителей равен выигрышу потребителей при совершенной конкуренции, потери общества по сравнению с рынком совершенной конкуренции равны 0.

в) прибыль фирмы равна 0, общественное благосостояние равно 0

г) прибыль фирмы равна 0, потери общества от монополии равны 0

17.Что означает ценовая дискриминация третьей степени?

а) ценовая политика, позволяющая монополисту присваивать себе всю ренту покупателя

б) продажа продукции партиями по разным ценам

в) установление особой цены на каждую единицу продукции

г) сегментация рынка покупателя в соответствии с эластичностью спроса.

18. Фирма имеет функцию предельной выручки MR=60-2q. При этом зависимость общих издержек от объема выпуска описывается функцией ТС=10q- q2 Какой степенью рыночной власти обладает фирма, и какова при этом эластичность спроса на ее продукт?

19. Правильно ли поступает правительство, ограничивая уровень прибыльности естественного монополиста? Каковы возможные альтернативы регулирования?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.231 с.)