Аттенюаторная (затухающая) модель внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аттенюаторная (затухающая) модель внимания



Одно из объяснений феномена восприятия информацпи, кото-рой не уделяется никакого видимого внимания. Согласно теории. выдвинутой Анной Тришман, косвенные стнмулы обрабатывают-ся болсс тщательно, чем ранее предполагалось. На псрвом этапе выбора стимулов для дальнейшей обработки отвергнутые сообще-ния нс пропадают, а «затухают». Они подвергаются опрсделенной обработкс. но не достигают сознания. Значимая информация (на-прпмер, ваше имя) имеет низкий порог восприятия; если вы его слышите, оно «включает» процесс подсознательной обработки информации. В силу того, что этот вид селективной обработки наблюдался на светских приемах и званых всчсрах. он был извес-тен как «эффект дружеской вечериикы».

 

Аттракция

 

См. Межличностішя аттракция.

 

Аутизм

Детское психическое расстройство, которое классифицируется по И8М-ІѴ как стойкая задержка развития. Дети. страдающие аутиз-мом, плохо реагируют на окружающее, имеют слабые навыки обще-ния и могут вести себя непредсказуемым образом. Аутизмом в основ-ном страдают дети мужского пола; две трети больных остаются пси-хически ущербными и в зрелом возрасте. Возможно, эта цифра не отражает истинного положения вещей, так как исследования ограни-чены теми пациентами, которые не принимали участия в программах усиленной терапии. Главными характеристиками аутизма являются:

• Неотзывчивость. Дети, страдающие аутизмом, проявляют равнодушие к окружающей обстановке и отсутствие интере-са к другим людям. Повседневная деятельность, в которой они участвуют, носит поверхностный и пассивный характер.

• Языковые проблемы и дефицит общения. Многие дети, стра-дающие аутизмом, вообще не могут говорить, а остальные имеют серьезные изъяны речи (см. Эхожиия).

• Ограниченные творческие способности н анормальные реак-ции на окружающее. Дети, страдающис аутизмом, играют и взаимодействуют с окружающей средоіі необычными спосо-бами. Для них характерна чрезмерно острая реакция даже на незначительные изменения в привычных занятиях.

 

Существует несколько объяснений причин аутизма. Перечис-лим некоторые из них:

• Перцептуально-когнитивные: аутизм происходит от неспо-собности интерпретировать звуки или от чрезмерной изби-рательности в восприятии внешних стимулов. Ребенок стра-дает перцептуальными или когнитивными расстройствами, которые делают обычное общение или взаимоотношения практически невозможными.

• Биологические: исследователи называют несколько возмож-ных причин, включая генетические факторы, осложнения при родах и неврологическую дисфункцию.

• Воздействие семьи и окружающей среды. Согласно этому мнению, которое ныне считается устаревшим, аутизм может быть вызван (по крайней мере, косвенно) личными качества-ми родителей или анормальными схемами взаимодействия между родителями и детьми.

• Более современным объяснением аутизма является задержка в развитии по теории разума: ребенок не может развить тео-рию о том, что люди, включая и его самого, обладают разу-мом. Таким образом, он не может представить мысли или предвидеть поведение других людей.

В лечении детей, страдающих аутизмом, существуют опреде-ленные проблемы, так как они плохо приспосабливаются к пере-менам в привычной деятельности, а их непредсказуемое поведение может помешать действенному лечению. При бихевиористском подходе особенно трудно найти эффективный полоэісителъный стимул для работы с такими детьми. Не существует чудесных средств, которые могли бы полностью излечить ребенка от аутиз-ма, хотя следующие методики помогают пациенту более эффек-тивно общаться с окружающим миром:

• Коррекция поведения. Стимулирует желательное поведение, избирательно подкрепляя адекватные поступки и время от времени наказывая за неадекватные поступки.

• Лекарственные препараты. Хотя психотропные средства сами по себе приносят мало пользы, их применение в сочета-нии с другими методиками может дать положительный эф-фект.

• Выработка навыков общения. Использование невербальных способов общения, таких как язык жестов и табличек с сим-волами, помогает детям общаться с терапевтом.

Аутистическая враждебность

 

Термин использовался для описания склонности некоторых лю-дей формировать свои предрассудки в отсутствие какого-либо фак-тического взаимодействия с объектами предрассудков. Не обладая достоверной информацией, они считают объект предрассудков сво-ей полной противоположностью. Кажущееся различие оправдывает их враждебность, и предрассудки укореняются еще глубже.

Аутокинетический эффект

 

Разновидность перцептуального искажения, когда человеку ка-жется, что маленькая неподвижная точка света движется в темной комнате. Движение является иллюзорным, а не реальным, и вызва-но движениями глаз наблюдателя.

 

Аутосомы

 

Хромосомы, не связанные с половыми признаками. В клетке человеческого тела существует 46 хромосом, упорядоченных в 23 пары. Из них 22 являются аутосомами, а оставшаяся пара — XX или ХУ — хромосомами, определяющими пол человека.

Афагия

 

Состояние, которое считается вызванным повреждением лате-рального гипоталамуса, вынуждающее организм отказываться от приема пищи.

Афазия

 

Частичная или полная потеря речи в результате травмы голов-ного мозга. Существует несколько различных видов афазии.

 

Афазия Брока

 

Нарушение речи, вызванное повреждением области Брока. Проблемы возникают в основном с произношением, а понимание языка страдает в гораздо меньшей степени. Некоторые аспекты этого вида афазии (например, аграмматизм) затрудняют понима-ние речи больного для окружающих. Афазия Брока приводит к трем основным дефектам речи:

 

Аграмматизм: больному трудно пользоваться различными грамматически значимыми предлогами и артиклями, он путается во временах и падежах.

Аномия: больному трудно искать нужные слова, что приводит к косноязычию и общему замедлению речи. Затрудненная артикуляция: неправильное произношение слов, когда звуки часто бывают расположены в неверном порядке.

 

Афазия Вернике

Синоним — сенсорная афазия. Повреждение области Вернике в головном мозге приводит к проблемам в обработке и понимании речевых стимулов, хотя воспроизведение речи остается относительно нормальным (см. также Афазия Брака).

 

Афония

 

Частичная или полная потеря речи. Термин используется в тех случаях, когда причина расстройства не связана с повреждением головного мозга и может быть (хотя бы частично) обусловлена психологической травмой.

 

Аффект

 

Общий термин, описывающий человеческие эмоции или настроение. Синоним — эмоциональная реакция.

 

Аффективная психопатия

 

Клиническое состояние, описанное Джоном Боулби, при кото-ром человек не испытывает ни чувства вины за свои преступления, ни жалости к своим жертвам. В знаменитой работс Боулби «44 юных вора» говорится о том. что большинство детей было разлуче-но со своей матерыо на срок более полугода, еще не достигнув пяти-летнего возраста. Из этого числа у 14 подростков развилась аффек-тивная психопатия; по предположению Боулби. это явилось резуль-татом невнимания со стороны родителей в раннем возрасте.

 

Афферентные нейроны

 

Эти нейроны передают информацию от органов чувств (напри-мер, глаз или ушей) в цеитральную нервную систему для обработки.

 

Аффилиация

Чувство принадлежности, естественная склонность людей ис-кать общества себе подобных. Аффилиация также рассматривает-ся в качестве мотивационной переменной, в том смысле, что люди различаются по причинам своей потребности в человеческом об-ществе. Эта потребность может возникать по нескольким возмож-ным причинам:

• Для того чтобы избежать одиночества, которое возникает при отсутствии социальных связей с друзьями и родственни-ками.

• Чтобы найти круг общения для уменьшения тревоги и бес-покойства или для эмоциональной поддержки со стороны других людей.

• Для привлечения внимания, когда человек ищет общества других людей, чтобы находиться в центре внимания.

 

Ацетилхолин

 

Нейротрансмиттер, обнаруженный в человеческом мозге. Аце-тилхолин связан с болезнью Альцгеймера в том смысле, что вы-рождение ацетилхолиновых иейронов характерно для этого заболе-вания.

Б

Базисная линия

 

Точка отсчста, сравнение с которой позволяет оценить эффек-тивность той или иной методики. К примеру, эффективность ле-карственного препарата можно определить, сравнив поведение па-циента до и после приема. В эксперимеитах использование копт-ролъиой группы часто является базисной линией, по которой оцени-вается эффективность иезависшюй перемеиной.

 

Безусловная реакция

 

Широко используемый термин; синоним того, что Павлов на-зывал «условным рефлексом». Обозначает любую реакцию, после-довательно проявляемую организмом в присутствии безусловиого стимула. В теории Павлова подчеркивалась важная роль безус-ловных оефлексов, но впоследствии бихевиористы расширили этот термин, включив в него целый спектр разновидностей вроэіс-деииого поведения, а также реакции, усвоенные через иаучеиие и ставшие составной частыо «репертуара поведения» того или иного организма.

Безусловное принятие

Термин гумаиистической психологии, означающий полное при-нятие личности пациента, независимо от того, что он говорит или делает. Безусловное принятие является ключевым элементом пси-хотерапии, центрироваииой иа пациеите.

 

Безусловный стимул

 

Любой стимул, последовательно вызывающий безусловиую ре-акцию организма. В экспериментальных исследованиях Павлова (см. Классическое формирование условных рефлексов) безусловным стимулом было присутствие пищи во рту, а безусловной реакци-ей — выделение слюны. Реакция слюноотделения происходила также в предвкушении пищи.

 

«Бей или беги»

Реакция, с помощью которой животное готовится к опасной си-туации. Последовательность действий готовит организм к воз-можной обороне или нападению (бей), либо к бегству в безопасное место (беги). При повышении уровня активности происходят соот-ветствующие изменения в нервной системе и выделение гормопов, необходимых для того, чтобы поддерживать состояние активации.

 

Белое вещество

 

Нервная ткань в виде плотно упакованных пучков нервных во-локон, покрытых миелиновым покровом, содержащаяся в головном и спинном мозге. В головном мозге белое вещество находится внутри, а серое вещество (тела нервных клеток) снаружи; в спин-ном мозге картина меняется на противоположную.

 

Бессознательное

Понятие обозначает совокупность психических процессов и меха-низмов, в функционировании и влиянии которых человек не отдает себе отчета. Разработка представлений о бессознательном была на-чата 3. Фрейдом, который первым обратил внимание на то, что мно-гие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайны-ми, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновиде-ниях, невротических симптомах, продуктах творчества и т. п.

Принято считать, что аспекты эмоционального опыта, вызыва-ющие слишком сильную тревогу, непереносимую для сознательно-го разума, вытесняются в бессознательное, но продолжают оказы-вать неосознанное влияние на поведение и чувства человека.

 

Бессознательный мотив

 

Термин использовался Фрейдом, наряду с другими исследовате-лями, для описания идеи о том, что не вся мотивация является осознанной и рациональной. Согласно Фрейду, значительная часть нашего поведения определяется факторами, действующими за пределами осознанного восприятия. Они могут проявляться как защитиые мехтшзмы или иным образом.

 

Бета-предпочтение

 

Термин, используемый для классификации любой теории, игно-рирующей или минимизирующей различия между мужчинами и

 

женщинами. Теория бета-предпочтения может либо игнорировать особенности женской жизни, либо выдвигать тезис, что результаты исследований для мужчин в равной степени приложимы и к женщинам.

Бета-ритм

Состояние активности головного мозга, когда организм бодрствует и вовлечен в процесс активного мышления, либо принимает участие в происходящих событиях. При измерении на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) бета-ритм характеризуется неровными, низкоамплитудными волнами.

 

Билатеральная ЭШТ

См: Электрошоковая терапия.

 

Бимодальная дистрибуция

Разновидность эмпирической плотности распределения частоты, где присутствуют две моды, т. е. две высшие точки на графике. К примеру, если мы соединим две группы французских студентов, одну французскую и одну английскую и дадим им тест по истории Франции, график результатов может выглядеть следующим образом:

 

Бимодальное распределение

Биологическая готовность

См. Готовность.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.036 с.)