Понятие грэ. Необходимость и задачи грэ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие грэ. Необходимость и задачи грэ.



 

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — действия уполномоченных гос органов законодательного, исполнительного и контролирующего характера в целях реагирования на изменение текущей социально-экономической ситуации на уровне макроэкономики и оптимизации всех социально-экономических процессов в стране и регионе.

 

Государство вынуждено вмешиваться в деятельность, в течение экономических процессов, поскольку рынок сам по себе не способен решать ряд задач социально-экономического характера.

Необходимость государственного вмешательства в функциони­рование рыночной экономики обусловлена следующими моментами:

а) наличие сбоев в механизме функционирования рыночного хо­зяйства;

б) необходимость поиска более эффективных вариантов (поми­мо рыночных) удовлетворения потребностей в общественных благах;

в) необходимость выравнивания внешних эффектов, связанная с неспособностью рыночного хозяйства в определенных ситуациях ре­шать задачи развития экономики и ее составляющих.

Существует сфера деятельности, где вмешательство государства не только целесообразно, но и необходимо. Например, конкурентная рыночная среда, экономические циклы, кризисы на всех уровнях экономики и регулирование уровня жизни социально незащищенных групп населения.

В сфере экономики государство решает следующие задачи:

· экономический рост и развитие экономики в стране

· достижение полной и эффективной занятости

· стабильный уровень цен

· экономическая свобода

· справедливое распределение доходов

· сбалансированность внешнеторговых операций страны.

 

Рыночная экономика - это сложный и динамичный механизм, пред­ставляющий живую саморазвивающуюся систему. Рыночные механизмы играют основную роль в достижении роста экономики и установлению в ней естественного равновесия. Но они не могут сами по себе обеспечить оптимальное и устойчивое, в долгосрочной перспективе, развитие соци­ально-экономической системы, включая все аспекты - экономический, со­циальный, экологический. Из курса экономической теорем известно, что механизмы рынка решают многие, но далеко не все задачи и проблемы в данном направлении.

Несовершенство рынка подтверждается тем, что он имеет ряд слабых мест, так называемых "провалов рынка", которые дестабилизируют про­цесс социально-экономического развития, приводят к нарушению макро­экономического равновесия. К наиболее существенным "провалам" можно отнести:

=> возникновение внешних (побочных) экономических эффектов;

=> незаинтересованность рынка в производстве общественных благ;

=> высокая дифференциация в распределении доходов и богатства;

=> стремление компаний-лидеров на рынке к его монополизации;

=> усиление спекулятивной составляющей в коммерческой деятель­ности.

Очевидно, что вмешательство государства в функционирование сво­бодного рынка целесообразно, более того, необходимо. Сложность вопроса заключается в том, каким образом это делать. Ведь от характера и степени такого вмешательства зависит и получаемый эффект, который может быть не только положительным, но и отрицательным. Уже сотни лет умы луч­ших экономистов мира, в частности, заняты проблемой - что и как должно делать государство, чтобы экономика работала и развивалась в интересах всего общества.

В социально-ориентированной рыночной экономике государство должно не подменять "невидимую руку" рынка, а участвовать в решении тех задач, которые субъектам рынка не под силу.

 

Очень важна роль государства в обеспечении экономического роста. Макроэкономическое регулирование экономического роста выступает следствием неспособности одного лишь капитала поддерживать стабиль­ные темпы и качество роста.

Государство должно обеспечивать основу для интенсификации произ­водства на всех стадиях воспроизводственного процесса. Это достигается посредством: организации, финансирования и контроля за развитием НТП при помощи определения приоритетных направлений фундаментальных научных исследований, формирования перспективных отраслевых научно-технических программ, развития ресурсосберегающих технологий; осуще­ствления программ подготовки, переподготовки и качественного воспро­изводства рабочей силы. Кроме того, государство должно проводить прак­тику дифференцированного субсидирования, предоставления налоговых, кредитно-финансовых, амортизационных льгот, создавая условия для на­коплении частного капитала, регионального развития, структурных сдви­гов в экономике и т.п.

Механизм экономического роста не может возникнуть стихийно - для его формирования необходимы социальные, экономические и организаци­онные предпосылки. Как считает А. Белоусов, в России на начало 2001 г. таких предпосылок не было, поэтому реального роста экономики в на­стоящее время также нет.

Для достижения экономического роста со стороны государства требу­ется обеспечение следующих условий:

1. Особой социально-культурной среды, "атмосферы обновления и подъема", характеризующейся консенсусом элит, ведущих социальных групп и широких масс по поводу целей развития и способов их достиже­ния. Только в такой среде могут сформироваться конструктивные меха­низмы мотиваций, трудовой и предпринимательской активности.

2. Наличия субъекта экономического роста. Должна возникнуть наце­ленность институтов и структур экономики, населения на расширенное воспроизводство и качественное обновление.

3. Конкретных и достаточно мощных движущих сил экономического подъема. Переход в новое экономическое качество невозможен без форми­рования особого производственно-хозяйственного уклада.

4. Гармоничного сочетания между целостностью национального хо­зяйства и его включением в общемировой процесс глобализации! Во мно­гих случаях интеграция национальной экономику в мировую ведет не к ускорению роста, а наоборот, к его замедлению и качественному ухудшению.

5. Качества самой модели экономического роста, которая должна быть инновационной и нацеленной на повышение эффективности производства и потребления. Динамичное развитие экономики не вписывается в ком­плекс существующих ограничений со стороны как конечного спроса, так и имеющихся ресурсов - их нужно расширять.

6. Механизма согласования и балансирования интересов различных участников социальных и экономических процессов. Экономический рост никогда не бывает равномерным – он всегда сопровождается структурной ломкой, нарастанием дифференциации и напряженности между отдельны­ми сегментами хозяйства, перераспределением ресурсов из отстающих секторов экономики, социальных групп, территорий в интенсивно разви­вающийся уклад.

Роль государства в рыночной экономике проявляется и реализуется через его функции. К наиболее важным экономическим функциям государ­ства относят:

1. Формирование и развитие законодательно-нормативной базы функ­ционирования экономики, включая:

а) разработку правовых норм, законов, различных актов, которые предоставляются всем экономическим субъектам только госу­дарством и никем иным;

b) разработку системы норм регулирования экономических отно­шений между правительством, бизнесом, работниками, потре­бителями;

с) определение прав собственности.

2. Защиту и стимулирование конкуренции посредством:

а) создания условий, при которых конкуренция будет рассматри­ваться как основной фактор развития экономики, а интересы потребителей будут приоритетными по сравнению с интереса­ми производителей;

b) ограничения монополии, как фактора наносящего ущерб ос­новным участникам рынка в результате нерационального рас­пределения и использования ограниченных ресурсов.

3. Стимулирование структурного обновления экономики. Эта функция осуществляется такими мероприятиями как:

а) создание особого налогового режима для компаний, ведущих активную инновационную деятельность;

b) принятие законов, стимулирующих высокотехнологичный и наукоемкий бизнес, а также наиболее перспективные его виды;

с) финансовая, социальная и инфраструктурная поддержка науч­но-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.п.

4. Создание системы встроенных регуляторов экономики для сглажи­вания ее циклических колебаний. Это должно делаться в целях обес­печения условий для поддержания равновесного кругооборота дохо­дов и расходов.

5. Разумное перераспределение дохода и богатства. Данная функция проистекает из того факта, что широко распространены случаи рез­кого нарушения функционирования рынка, связанные с внешними эффектами. Внешние (экстернальные) эффекты - это выгоды и из­держки участников рынка, обусловленные независящими от них пе­реливами рациональных и нерациональных факторов и результатов хозяйственной деятельности в целом. Внешние эффекты подразде­ляются на побочные эффекты и эффекты общественных благ.

Побочные эффекты, или издержки перелива, связаны с тем, что ры­ночная экономика создает блага не только с положительной полезностью, но и с отрицательной, в первую очередь, - загрязнение окружающей при­родной среды и нарушение нормального воспроизводства экосистем. В та­кой ситуации кто-то из экономических субъектов выигрывает, но кто-то и несет неоправданный экономический ущерб.

Эффекты общественных благ связаны с тем, что существуют такие блага, производство которых не в состоянии осуществить рынок сам по себе. Но обеспечение таких благ, как услуги государственной инфраструк­туры, обороны, правопорядка, здравоохранения, образования и т.п., рацио­нально для всех. Поэтому их создание берет на себя правительство.

Издержки перелива государство трансформирует во внутрифирмен­ные издержки с помощью законодательной системы и налогообложения. Трансформация выгод перелива достигается посредством увеличения спроса, предложения, производством товаров и услуг государственными предприятиями.

 

2. Методологические основы государственного регулиро­вания экономики

 

Современная национальная экономика выступает как агрегированный объект государственного регулирования. Можно выделить три блока объектов:

1. Макроэкономические объекты:

а) экономический рост национального хозяйства;

b) структура национального хозяйства;

с) региональная политика;

d) инвестиционный климат;

е) цены и ценообразование;

f) антиинфляционная политика;

g) научно-техническая и инновационная политика;

h) государственный сектор;

i) предпринимательство;

j) антимонопольная политика;

к) теневая экономика.

2. Денежно-финансовые объекты:

a) денежно-финансовое обращение;

b) условия хранения и накопления капитала;

c) налоги и налогообложение;

d) государственный долг (внутренний и внешний);

e) платежно-торговый баланс страны;

f) экспортно-импортные операции.

3. Социальные и экологические проблемы:

a) занятость, безработица, миграционные процессы;

b) социальная защита и социальное обеспечение;

c) образование;

d) здравоохранение;

e) охрана окружающей природной среды.

Особняком стоит государственный сектор экономики, являющийся одновременно и объектом, и инструментом государственного регулирова­ния.

Под субъектом государственного регулирования экономики обычно понимается само государство, хотя есть основания считать такую точку зрения весьма упрощенной. На современном этапе развития эффектив­ность государственной экономической политики прямо зависит от глубины национального общественного согласия и масштабов привлечения к управлению социально-экономическими процессами общественных орга­низаций, различных ассоциаций, профессиональных союзов и т.п.

Государственное регулирование экономики предполагает обоснование и достижение определенных целей, которые взаимосвязаны между собой и образуют многоуровневую систему. Исходя из функций государства, мож­но выделить следующие уровни целей:

I. Глобальный уровень. На этом высшем уровне формулируется глав­ная цель национального социально-экономического развития - непрерыв­ный рост благосостояния общества в целом и каждого его члена в отдель­ности.

II. Генеральный уровень. Ему соответствуют цели, достижение кото­рых в комплексе позволит приблизиться к достижению глобальной цели. Они носят интегрированный макроэкономический характер и являются ключевыми индикаторами "правильности" социально-экономического раз­вития.

III. Стратегический уровень. На этом уровне генеральные цели кон­кретизируются до стратегических, которые неразрывно связаны с конкрет­ными объектами госрегулирования. Стратегические цели также связаны между собой. Их состав не должен быть неизменным - его необходимо интерпретировать с учетом изменений экономической и политической ситуации в стране, социальных приоритетов, степени "зрелости" экономического развития страны и т.д.

Говоря о методологии государственного регулирования экономики, прежде всего имеют в виду соответствующие теоретические модели. В на­стоящее время нет устоявшейся и однозначной классификационной систе­мы моделей такого рода - ученые формулируют ее по-разному. Тем не ме­нее, экономисты-исследователи дифференцируют модели по двум главным критериям - степени вмешательства государства в экономику и характеру такого вмешательства.

А. Шишов выделяет три модели госрегулирования национальной эко­номики: классическую; кейнсианскую и институционально-социальную.

Классическая модель предполагает минимальное вме­шательство государства в экономику. В соответствии с классической кон­цепцией государство должно мягко воздействовать на "правила естествен­ной игры" экономических субъектов, вытекающие из законов рынка. Од­нако оно должно жестко реагировать на отклонения отдельных участников от "естественных правил": уход от конкуренции; стремление к монополизации рынка; покушение на чужую собственность и другие. Для этого го­сударство использует силовые институты - суд, налоговые органы, поли­цию, армию.

Кейнсианская модель, наоборот, предполагает активное и, по возможности, максимально допустимое вмешательство государства в экономику с целью минимизации ее циклических колебаний, приводящих к потерям ресурсов и продуктов всеми участниками рынка. По мнению Дж. М. Кейнса и его последователей, одной из функций государства (пра­вительства) является слежение за состоянием параметров рынка. Любое воздействие, нарушающее равновесие, должно быть зарегистрировано и, на базе встроенных стабилизаторов, направлено на траекторию равновес­ного сбалансированного роста.

Основоположником теории государственного регулирования эконо­мики можно по праву считать выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883 - 1946). С 1930-х гг. мировая экономическая наука разви­валась под сильным влиянием его учения, получившего название кейнсианство. Кейнсианство приобрело мировую славу из-за своей главной по­литико-экономической установки - обоснования необходимости государст­венного регулирования хозяйственных процессов.

 

Джон Мейнард Кейнс окончил Кембриджский университет и в 1908 г. стал профессором кафедры политэкономии названного университета. Он имел фундаментальные знания не только в области экономики, но и математики, а также логики. Его учителями были А. Маршалл и А. Пигу, видные представите­ли неоклассической школы. Кейнс удачно сочетал научную деятельность с бизне­сом и политикой. С 1929 г. успешно работал на руководящих должностях в фи­нансовой системе Великобритании и Банке Англии, за что получил титул лорда. Главным его научным трудом является книга "Общая теория занятости, процента и денег", изданная в Нью-Йорке в 1936 г. Концепция Кейнса была положена в основу правительствен­ных мер по выводу экономики США из кризиса начала 1930-х гг., реализованных президентом Ф. Рузвельтом. После успешного опыта США, концепцию Кейнса приняли почти все ведущие страны Запада.

 

Концепция Кейнса сложилась после мирового экономического кризи­са 1929-1933 гг. и содержала важный вывод о невозможности саморегуляции рыночного хозяйства. В ней акцентировалось внимание на решении двух проблем, характерных для периодов кризиса: проблемы спроса и про­блемы безработицы. Именно на решении этих проблем должно сосредото­читься государство, чтобы выйти из экономического кризиса наиболее безболезненно и уменьшить размеры социально-экономических потрясений в будущем. На рис. 1 изображена общая схема стимулирования спроса по Кейнсу.


 

 

Рис. I. Кейнсианская концепция стимулирования спроса

 

Институционально-социальная модель предусматривает реа­лизацию трех функций государства путем его исторически обусловленного оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества через си­ловые, экономические и социальные институты (факторы). Реализация этих функций государством должна обеспечивать минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя тем самым сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы. Данная модель является наиболее сложной из всех трех.

 

3. Этапы изменения роли государства в развитии экономики. Эволюция методов государственного регулирования.

Роли государства:

1. Институт политической власти. С древнейших времен до Средневековья. Предпосылка возникновения данной роли — появление частной собственности и классов. Государство как институт политической власти появилось в период возникновения частной собственности и классов. Одним из главных признаков формирования государственной орга­низации явилось выделение из общества особого слоя людей, выпол­няющих управленческие функции и наделенных особыми правами и властными полномочиями. Так, постепенно складывалась система го­сударственного принуждения, а регулятором взаимоотношений лю­дей являлись уже не обряды и обычаи, а право

2. Государство как ночной сторож. (15-16вв — сер. 19в.) Роль государства ограничивалась выполнение функций, связанных с обеспечением безопасности граждан, сохранности их имущества и защитой прав собственности и созданием необходимой правовой базы для экономических отношений.

3. Институт макроэкономического регулирования. В материальном производстве стали происходить существенные изменения. Они были связаны с увеличением масштабов производства, технологии производственного процесса и номенклатуры выпускаемых изделий.

В этот момент изменилась роль государства в экономике и государство стало активно вмешиваться в течение экономических процессов; происходит расширение экономических фун­кций государства: усиление концентрации и централи­зации производства, усложн ение экономических связей и обострение социальных проблем. Государство начи­нает активно вмешиваться в регулирование экономики.

Постепенное расширение экономических функций государства с конца XIX в. проходит три этапа.

1) от первой мировой войны до Великой депрессии 1929—1933 гг. В этот период государство начинает активно вмешиваться в регулирование эко­номических процессов, пытаясь ограничить монополистические тенден­ции, со здавая государственный сектор в экономике. Однако это вмеша­тельство ограничивается в основном отраслями военного пр оизводства. В остальных отраслях господствовали частнокапиталистические методы хозяйствования.

2) от мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. до второй мировой войны. В этот период в исто­рии общества возникает система постоянного и активного участия го­сударства в управлении рыночным хозяйством. Развиваются государ­ственные формы антициклического регулирования экономики, а так­же элемент ы планирования. Такая политика получила выражение в увеличении государственной собственн ости, росте объема государствен­ного бюджета, который стал использоваться не только на содержание госаппарата, но и для финансирования государственной и частной де­ятел ьности. Наряду с бюджетно-налоговой для регулирования макро­экономических пропорций государство активно использует денежно-кредитную политику, н аправленную на стимулирование капиталовло­жений, решение социальных проблем.

3) после второй мировой войны до середины 50-х гг. В отличие от предыдущего этапа этот этап характери­зуется тем, что антициклическая политика дополняется системой мер по стимулированию темпов экономического роста. В этот период госу­дарство принимает самое активное участие в развитии ключе вых отрас­лей промышленности, создании эк ономической и социальной инфра­структуры. Этот этап подготовил необходимую материальную почву для следующего этапа, который получил название «золотого века капита­лизма».

 

Период: конец 19 — сер. 20 вв.

4. Социалистическое государство. Период: сер. 1950-сер 1970гг. Государство активно регулирует социально-экономическое положение граждан и развивает экономические основы на всех территориях страны. Главными целями страны являются полная занятость, стабильность цен и равновесие платежного баланса страны.

5. Эффективное государство. Период: сер. 50Х гг.-настоящее время. В этот период государство отказывается от реализации ряда социальных программ и перекладывает решение многих социальных проблем на другие хозяйственные субъекты. За государством осталось решение тех проблем, которые рынок сам по себе решить не мог: социальное равенство, оборона и т.д.

6. Глобализация и формирование «баланса интересов». Процесс глобализации как новая форма или новый этап в развитии современного мирового хозяйства в конце XX в. имеет свои особенно­сти:

1) основа глобализации — интернационализация произ­водства, институциональной формой которого выступают транснацио­нальные корпорации (ТНК). Хотя выход капитала за национальные рамки начался еще в начале XX в., однако сегодня он значительно усилился. Сегодня международное производство и соответствующая ему международная торговля по своему содержанию преимущественно не меж-, а внутриотраслевая торговля, основанная на внутриотраслевой специализации отдельных стран.

2) стремительный рост финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных), которые ока­зывают большое влияние на сферу торговли и производства. Причем если еще недавно финансовые рынки обслуживали реальный сектор эко­номики, то сегодня эта сфера приобрела самостоятельное значение, что привело к резкому возрастанию числа финансовых спекуляций.

3) регионализация эконо­мической деятельности (например, Западная Европа, США и Латинс­кая Америка и др.). На базе этого возникают широкие замкнутые эко­номические пространства, в рамках которых снимаются какие-либо препятствия для торговли, свободного передвижения капитала и лю­дей.

4) глобализация воздействует на культуру, мораль, жизненные ценно­сти, искусство. В системе глобальной экономики находятся телевиде­ние, видеопроизводство, издательская деятельность.

Все перечисленные тенденции оказывают существенное влияние на функционирование институтов гражданского общества, отчасти разру­шая их. Выход капитала за национальные рамки и функционирование его в мировом масштабе, пренебрежения национальными границами ведут к тому, что государство как средство достижения общественного компромисса внутри страны постепенно разрушается. Соответственно меняются и его экономические функции.

С одной стороны, международный капитал не может подчиняться какому-то одному национальному правительству. По своей природе он интернационален и его развитие неизбежно сопровождается формиро­ванием соответствующего мирового правительства в виде международ­ных экономических и финансовых институтов. С другой стороны, в мировом масштабе еще не сложились такие механизмы, которые про­тивостояли бы узкоэгоистическим интересам мирового капитала и по­зволили бы учесть при выработке экономических решений и стратегии международных финансовых институтов интересы всех социальных групп, представленных в тех или иных странах. То есть «баланс интере­сов», который в конечном счете был достигнут благодаря созданию институтов гражданского общества внутри отдельных стран и благода­ря чему государства большинства стран превратились в «социальные государства», сегодня вследствие глобализации существенно подорван. Это и является, на наш взгляд, одной из главных причин перехода в конце XX в. в большинстве стран от политики «социального государ­ства» к политике «эффективного государства».

Переход к политике «эффективного государства» — это пример на­рушения «баланса интересов» под воздействием глобализации. Глоба­лизация экономической жизни в том виде, как это было представлено выше, существенно усилила позиции капитала не только в масштабе мирового хозяйства, но и внутри стран. И такому усилению неспособ­но противодействовать даже самое сильное государство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.058 с.)