Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные представления о процессе обучения и его мотивации в зарубежной психологииСтр 1 из 6Следующая ⇒
Тренинг причинных схем В зарубежной психолого-педагогической науке существуют различные подходы к определению обучения как взаимодействия двух деятельностей — учебной деятельности учащихся и профессиональной деятельности учителя. Один из них заключается в том, что учение — это усвоение знаний, умений и навыков. В соответствии с этим подходом учитель демонстрирует учащимся правильные ответы, учащиеся их имитируют (т. е. воспроизводят, повторяют и усваивают), а учитель при этом подкрепляет яусиливает эти правильные ответы с помощью самых разных средств, обеспечивая прочность усвоения знаний, умений и навыков. Представители другого подхода исходят из того, что ученик — это своего рода пассивное воспринимающее устройство, которое учитель наполняет знаниями, информацией примерно так же, как наполняют водой пустой стакан из полного кувшина. И наконец, третий подход заключается в том, что ученик—активный субъект, находящийся в процессе постоянного активного взаимодействия со своим окружением, Задача учителя при этом заключается в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для этого взаимодействия, или, образно говоря, построить сцену для спектакля, дать актерам сценарий, костюмы и декорации, а не контролировать каждое ихслово, каждый шаг и жест. Сразу же скажем, что в своей каждодневной работе учителя, как правило, не придерживаются какого-то одного из этих подходов. Однако если первые два из них в какой-то степени обеспечены научными психологическимизнаниями, описывающими процессы и закономерности формирования знаний, умений и навыков, процессы трансляции, восприятия и воспроизведения информации, то третий подход в научных исследованиях представлен относительно слабо. Совершенно недостаточно представлен этот подход в психолого-педагогической литературе для учителя. Вот почему, даже если тот или иной учитель внутренне склонен к восприятию своих учеников как субъектов учения, он в принципе не представляет, что с этим благородным убеждением делать на практике. Профессиональная подготовка учителя в педвузе дает ему некоторые представления о том, как формировать навыки, как передавать учащимся знания, но она не дает никаких сведений о том, как побуждать и увеличивать «субъектность» ученика.
Конечно, в педагогических институтах и на курсах повышения квалификации учителей сейчас бее больше ибольше говорится об активном обучении, о мотивации учения. Однако парадокс состоит в том, что сами эти знания преподаются, как правило, в пассивной форме — либо по схеме «формирования знаний, умений и навыков», либо по схеме «трансляции информации». Поэтому, даже если учителя и обладают некоторыми знаниями о том, что такое мотивация, они не могут найти этому правильного применения в своей практической работе. Так происходит ещеи потому, что мотивация —это и не навык, и не информация. Другими словами, мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыки чистописания, нельзя мотивации и научиться, как таблице умножения, ее можно лишь стимулировать, развивать, повышать и т. п. Все направления и программы мотивационного тренинга в зарубежнойпедагогической психологии исходят из данного понимания природы мотивации поведения, т. е. из представлений об изначальной активности человека как субъекта поведения и учения. Основная задача главы IIIзаключается в том, чтобы познакомить советского читателя с некоторыми современными зарубежными подходами к формированию или тренингу {а точнее, активизации) мотивации учебной деятельности учащихся1. Однако, прежде чем перейти к описанию этих подходов, необходимо сделать два вводных замечания. Прежде всего надо подчеркнуть, что западная психология в целом (и психология мотивации в частности) отличаетсягораздо большим плюрализмом, чем отечественная психологическая наука. Поэтому каждое из описываемых нами направлений характеризуется особыми теоретическими посылками и экспериментальными фактами, особыми понятиями и терминами. К такому многообразию читателю непросто привыкнуть. Второе замечание заключается в том, что западная психология в отличие от отечественной гораздо менее описательна. Знание законов организации научного эксперимента, культура научного мышления, исследовательская установка—-важные условия правильного понимания читателем фактов и закономерностей в данной области. Здесь, так же как и в любой другой науке, нет легких путей к знаниям.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.005 с.) |