Тема 1. 13. Мышление. Семинарское занятие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 13. Мышление. Семинарское занятие.



ПЛАН

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности.

2. Виды мышления:

• наглядно-действенное;

• наглядно-образное;

• словесно-логическое.

3. Мыслительные операции.

4. Формы мышления.

 

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

Абстракция — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объектана. составляющие его части или характеристики.

Гипотеза — предположение, проект решения задачи.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Интеллект — общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Мышление есть процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Разум (ум) — высшая форма теоретического освоения действительности, проявляющаяся в способности человека мыслить.

Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных?

2. Чем отличается наглядно-действенное мышление от наглядно-образного?

3. В чем отличие понятий от представлений и как они взаимосвязаны?

4. На примере изучения школьниками одного из разделов преподаваемого вами предмета установите, как происходит у них процесс формирования понятий.

 

Подумайте и дайте ответы на следующие вопросы.

• Какие понятия необходимо усвоить детям при изучении данного раздела?

• С чего надо начинать работу по формированию у детей понятий?

• Как организовать работу по выделению существенных признаков понятий?

• Какую роль при усвоении учениками новых понятий сыграли ранее сформированные представления и понятия? Каковы этапы усвоения новых понятий?

• Какие мыслительные операции будут способствовать усвоению школьниками изучаемых понятий?

 

Задание: Обозначить основные понятия, исходя из характеристик

мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

мыслительная операция расчленения сложного объектана. составляющие его части или характеристики.

предположение, проект решения задачи.

логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

 

логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

- процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

— вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

 

мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

— форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.006 с.)