Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Народ и народовластие. Понятие «народ» и его правовой статус. Конституционные основы народовластия и формы его проявления. Институты представительной и непосредственной демократии.
Общепризнанно, что главным источником и носителем власти в государстве является народ. Верховная власть народа вытекает из принципа народного суверенитета, который является первичным и обуславливает деятельность всех иных субъектов политической системы в интересах и во благо народа. Народ как главный субъект конституционно-правовых отношений закреплен в ст. 3 Конституции, где сказано: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ». Решения народа по своей юридической силе обладают верховенством над актами иных управомоченных субъектов. Это подтверждается и Конституцией Республики Беларусь, в которой сказано: «Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом» (ст. 77). Необходимо дать определение понятию «народ». В самом общем смысле народ – исторически сложившаяся социальная общность, находящаяся под юрисдикцией государственного образования, обладающего суверенитетом. Необходимо различать понятия «народ» и «нация», поскольку первое определяется территориальными пределами государства, а второе в первую очередь характеризуется общностью культуры, этнических черт и т.д. Тем не менее, в зарубежной литературе эти понятия иногда отождествляются. Однако в нашем случае понятие «народ» будет рассматриваться в самостоятельном контексте, отличном от термина «нация». Народ является самостоятельным субъектом конституционно-правовых отношений, что не свойственно для других отраслей права. Его статус определен, прежде всего, Конституцией Беларуси (верховенство власти, формы ее проявления), а также иными законодательными актами (например, Избирательный кодекс, Закон «О местном управлении и самоуправлении», Закон «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», Закон «О республиканских и местных собраниях» и др.). Народ проявляет свою власть через различные видовые формы демократии, которые отражены в ст. 37 Конституции: «Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами. В порядке, установленном законодательством, граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях».
Кроме того, в Конституции закреплено право отзыва депутата, право инициировать проведение референдума. Народ может быть инициатором изменения и дополнения Конституции, ее толкования, обладает правом законодательной инициативы, правом обращения в государственные органы, может обсуждать важнейшие вопросы государственной и общественной жизни. Д.М. Демичев предложил следующие формы проявления власти народа. В зависимости от конечного субъекта власть народа может осуществляться: - самим народом; - частью народа, проживающего на соответствующей территории; - избранными народом представителями; - сформированными народом органами. Он выделил три основные формы власти народа: государственная власть, общественная власть (например, домовые, дворовые комитеты) и смешанная общественно-государственная форма (органы местного самоуправления) [1]. В зависимости от форм волеизъявления народа общепринято выделять непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию. Как пишет Н.А. Богданова, непосредственная демократия исключает опосредующее звено при принятии решения народом. Это его прямое правление[2]. К формам непосредственной демократии относятся: референдум, выборы, отзыв, собрания граждан и другие предусмотренные законом формы. Причем некоторые из этих форм могут иметь как императивный, так и консультативный характер. Представительная демократия осуществляется через демократически избранных представителей (депутатов), которые должны следовать воле народа. ! Референдум – изучить самостоятельно. Рассмотреть следующие вопросы: понятие, значение, виды, конституционно-правовое регулирование.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 999; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.232 (0.005 с.) |