Тема 12. Студенческое самоуправление как форма развития обучающейся молодежи. Правовая защита обучающейся молодежи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Студенческое самоуправление как форма развития обучающейся молодежи. Правовая защита обучающейся молодежи.



Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение «студент», «студенчество», «студенческое самоуправление».

2. Раскройте историю развития студенчества в России.

3. Что является целью и задачами студенческого самоуправления?

4. Какие права на образование гражданина РФ закреплены в Конституции РФ?

5. Дайте характеристику основных положений в части прав молодежи, которые закреплены в законе РФ «Об образовании».

 


Перечень вопросов к экзамену по дисциплине

  1. Молодежь как социально-демографическая общественная группа: подходы к определению, возрастная стратификация, факторы, влияющие на становление молодежи. Характеристики социального статуса молодежи.
  2. Понятия: «молодежь», «поколение», «молодость», «молодежная политика», «молодежная программа».
  3. Проблемы современной молодежи в России.
  4. Тенденции социального положения и развития молодежи.
  5. Демографические аспекты молодежи.
  6. Медико – биологические аспекты молодежи.
  7. Психологические характеристики молодежи.
  8. Социокультурные особенности молодежи.
  9. Изучение социальных проблем молодежи: мировая практика, зарубежный опыт (психоаналитическое направление, структурно-функциональное, культурологическое направление).
  10. Изучение социальных проблем молодежи: отечественный опыт (направления исследований, отечественные специалисты).
  11. Социализация молодежи.
  12. Программа «Молодежь России», разработчики, цели, задачи.
  13. Государственная молодежная политика: содержание понятия, цели, субъекты и объекты молодежной политики, принципы государственной молодежной политики.
  14. Направления реализации государственной молодежной политики: нормативная база, виды.
  15. Направления реализации государственной молодежной политики: содействие предпринимательской деятельности молодежи.
  16. Направления реализации государственной молодежной политики: государственная поддержка молодой семьи.
  17. Направления реализации государственной молодежной политики: гарантированное предоставление социальных услуг. Социальная служба для молодежи.
  18. Направления реализации государственной молодежной политики: поддержка талантливой молодежи.
  19. Направления реализации государственной молодежной политики: формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи.
  20. Направления реализации государственной молодежной политики: поддержка деятельности молодежных и детских объединений.
  21. Направления реализации государственной молодежной политики: содействие международным молодежным обменам.
  22. Меры по реализации государственной молодежной политики.
  23. Правовое обеспечение государственной молодежной политики в г. Курске и Курской области.
  24. Структура органов по делам молодежи г. Курска и области.
  25. Международные документы и организации в области молодежной политики.
  26. Молодежь на рынке труда: факторы низкой конкурентоспособности. Группы молодежи на рынке труда: возрастная стратификация, отличительные особенности.
  27. Молодежь и безработица. Понятие и виды безработицы, особенности молодежной безработицы: фрикционная, структурная (профессиональные приоритеты молодежи), циклическая, безработица ожидания.
  28. Уровень и структура молодежной безработицы, виды дискриминации молодежи на рынке труда. Социальные последствия безработицы для молодежи.
  29. Студенческое самоуправление: цель, задачи, функции.
  30. Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи. Меры по решению проблем занятости молодежи: классификация, содержание.
  31. Проблемы молодежи в сфере предпринимательской деятельности. Система содействия молодежному предпринимательству: система мер, содержание. Организационно-правовая форма структур содействия молодежному предпринимательству. Основные функции и задачи региональной структуры содействия молодежному предпринимательству.
  32. Опыт социальной работы с молодежью за рубежом.
  33. Динамика ценностных ориентаций молодежи: виды ценностей и ранжирование ценностей современной молодежи.
  34. Правовая культура молодежи. Модели развития правовой культуры.
  35. Правовая культура молодежи. Модели развития правовой культуры. Модель прерывистого развития. Структурные элементы правовой культуры. Факторы формирования правового сознания молодежи.
  36. Формы проявления деформированного правосознания молодежи. Факторы, обусловливающие девиацию правового сознания современной российской молодежи.
  37. Понятие правового нигилизма. Формы проявления правового нигилизма в молодежной среде современной России.
  38. Факторы, влияющие на формирование правового нигилизма в молодежной среде. Кризис правосознания. Молодежные субкультуры. Формирование нового типа правовой культуры. «Яппи».
  39. Направления преодоления деформации правового сознания молодежи.
  40. Понятие девиантного поведения, основные виды. Формы проявления девиантного поведения молодежи.
  41. Характеристика и предупреждение пьянства, алкоголизма и наркомании. Факторы и предупреждение пьянства и алкоголизма. Наркомания, признаки наркомании, профилактика наркомании.
  42. Понятие девиантного поведения, основные виды. Формы проявления девиантного поведения молодежи. Криминологическая характеристика и предупреждение проституции. Причины обуславливающие проституцию, негативные последствия, виды ответственности. Мероприятия воздействия на проституцию.
  43. Криминологические особенности преступности несовершеннолетних.
  44. Криминологическая характеристика особенностей личности несовершеннолетних преступников: возрастные категории, особенности психики, образовательный уровень, семья, бытовое окружение, досуг, особенности правового сознания.
  45. Причины и условия преступности несовершеннолетних.
  46. Предупреждение преступности несовершеннолетних: основные направления, субъекты (специализированные учреждения и неспециализированные субъекты), меры индивидуальной профилактики, воспитательные колонии.
  47. Ювенальная юстиция для несовершеннолетних, ювенальное право: международные организации, мировая практика, особенности наказания лиц молодежного возраста в зарубежных государствах.
  48. Молодежь и семейные отношения: основные тенденции брачно-семейных отношений молодежи.
  49. Гражданский брак и зарегистрированный брак: показатели привлекательности для молодежи, преимущества и недостатки.
  50. Проблемы молодых семей, противоречия демографического и семейно-брачного поведения молодежи. Направления государственной поддержки молодой семьи.
  51. Молодежь в сфере высшего образования. Ценность образования для молодежи. Доля учащейся молодежи как один из показателей качества жизни населения (ИРЧП). Тенденции в образовательной сфере молодежной среды.
  52. Содействие международным молодежным обменам как один из способов повышения квалификация и получения образования. Гарантии государства в обеспечении прав молодежи на получение образования в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
  53. Досуг подростков и молодежи: особенности, тенденции, виды, причины недостаточного проведения молодежного досуга. Формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи. Поддержка деятельности молодежных и детских объединений.
  54. Предмет, цель, задачи курса «Проблемы социальной работы с молодежью».
  55. Возникновение первых союзов молодежи в России.
  56. Создание Российского Коммунистического Союза Молодежи. Роль ВЛКСМ в становлении государственной молодежной политики.
  57. Молодежные субкультуры. Научные подходы к изучению молодежных культур.
  58. Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы.
  59. Права молодежи на образование.
  60. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ».

 

Темы докладов и рефератов

1. Проблемы социализации молодежи.

2. Ценностные ориентации современной молодежи.

3. Молодежная субкультура: понятие, типология, особенности.

4. Феномен работающего студента.

5. Молодежное предпринимательство в России.

6. Проблема трудоустройства молодых специалистов.

7. Молодежное движение и молодежные объединения в современной России.

8. Основные тенденции современной молодежной миграции.

9. Религиозные секты и молодежь.

10. Молодежная политика в армии.

11. Сексуальная культура российской молодежи.

12. Студенческая семья как объект социальной работы.

13. Состояние, проблемы и перспективы образования в России.

14. Молодежь в системе социальной стратификации.

15. Наркотическая и алкогольная зависимость в юности: технологии социальной работы.

16. Проституция как социальная проблема.

17. Молодежный суицид.

18. Проблема реабилитации молодых людей – участников локальных военных конфликтов.

 


 

Ситуационные задачи для самоподготовки:

Задача №1.

Однажды ученик шестого класса Ваня Белов на глазах всей улицы прошел по карнизу третьего этажа и, появившись в окне класса, сказал: «Разрешите войти?»

В другой раз он объявил голодовку…Ему показалось, что учительница несправедливо поставила двойку одному из учеников. Он требовал ее исправления.

В третий раз он запер «математичку» в учительской перед контрольной, чтобы спасти своего друга, который был слаб по математике. Свой поступок он объяснил проявлением чувства коллективизма.

Вопросы:

1. Какие возрастные особенности подростков проявились в поступках Вани Белова?

2. 2. Можно ли утверждать, что Ваня правильно понимает чувство коллективизма? Назовите возможные причины ложнопонятых им понятий коллективизма, героизма, смелости и других качеств.

3. Являются ли подобные негативные поступки характерной чертой для подростков?

4. Как бы вы поступили в подобных ситуациях, реагируя на действия ученика?

 

Задача №2.

По мнению психологов, самосознание катастрофически отстает от сознания. Даже двенадцатилетний подросток, если сердится, объясняет это тем, что его кто-то рассердил, если совершил плохой поступок, то в этом опять-таки виноват кто-то, но не он сам. И только в четырнадцать-шестнадцать лет юноша или девушка начинают по-настоящему глубоко размышлять о себе, о своих поступках, растет их самоконтроль.

Вопросы:

1. Как социальный работник может использовать эти выводы психологов в своей практической работе?

2. Всегда ли и всякий взрослый, сложившийся человек умеет строго спрашивать с самого себя и в мелочах, и в главном? Образуется ли это умение автоматически, с возрастом? Приведите примеры.

3. Объясните применительно к изложенному, смысл широко известного изречения классика о том, что человек познает себя, смотрясь как в зеркало, в другого человека.

 

 

Задача №3

У нее нет настоящей, близкой подруги, с которой можно было бы посоветоваться, потолковать по душам. И она считает, что виновата в этом сама. Всех сторонится, всех дичится из-за собственной застенчивости, робости. На школьные вечера она не ходит потому что ей кажется будто все относятся к ней с какой-то обидной жалостью. У нее ведь такой крупный недостаток: поминутно смущается и краснеет, а ребята хохочут. Некоторые даже пользуются этим недостатком и называют ее не по имени, а «это та девчонка, которая краснеет?».

Вопросы:

1. Как помочь девочке избавиться от своего недостатка?

2. Можно воспитанием окончательно устранить застенчивость, робость, неуверенность у мальчиков и девочек, склонных сильно преувеличивать как свои недостатки, так и свои достоинства? Ка и в какой форме это лучше делать?

 

Задача №4.

Посмотрела недавно по телевизору передачу и не могу прийти в себя. Детей (да, детей 15-16 лет), пусть больных венерическими заболеваниями, но все равно- девчонок, показывали на весь экран в упор, да еще имя, фамилия полностью. Да как же так можно? А как журналистская этика? И, наконец, самое главное: где наша человечность? Или мы перед этими девчонками ни в чем не виноваты? Я понимаю, что авторы этой передачи, да и других, где показывают юных проституток или иных провинившихся людей, преследуют самые благие цели. Но думают ли они при этом о судьбе тех конкретных живых людей, подчас даже детей, которых делают «героями» передач? По-моему, после такого позора те же девчонки не только не исправятся, а вообще махнут на себя рукой. Должно быть и право на стыд.

Вопросы:

1. Проанализируйте описанную ситуацию и попытайтесь ответить на вопросы, поставленные автором письма.

2. К какой нравственной категории вы отнесете такие качества, как стыд, скромность, милосердие, честность. С каких лет надо воспитывать общечеловеческие нравственные качества.

3. Разработайте рекомендации для социальных работников и воспитателей, как вести половое воспитание мальчиков и девочек с учетом их возраста.

 

Задача №5.

Есть дети, которые с большой охотой берутся за всякое дело, записываются во все кружки и секции. Но так же быстро и охотно оставляют начало дело, не доведя его до конца. В результате школьник везде побывал, все перепробовал, но мало знает, еще меньше умеет и ничего не хочет, все ему надоело.

Вопросы:

 

1. Объясните возможные причины неустойчивости интереса к избранному дулу у некоторых учащихся.

2. Предположите, каким может сформироваться такой молодой человек или девушка как личность, и объясните ущербность такой личности в обществе, семье.

Задача №6.

К специалисту социальной работы обратилась за помощью студентка 1-го курса РГСУ. Сирота. Живет в общежитии. Учеба дается плохо. Со сверстниками отношения плохие. Преподавателей боится.

Вопросы:

1. Определите основную проблему данной ситуации.

2. В чем, прежде всего, должны заключаться действия специалиста социальной работы при общении с этой девушкой?

3. Какие способы решения проблем этой студентки вы можете предложить?

 

 

Задача №7.

Мне 21 год. Замужем 2 года. Муж работает в военной организации. Я тоже работаю, дома не сижу. Живем небогато, но всего хватает. Иногда случаются в семье неурядицы, но, в общем, все у меня довольно хорошо.

Но, как бывает, беда подкралась незаметно. При очередном медобследовании у меня обнаружили гепатит С. Откуда что взялось, представления не имею! Никогда не наркоманила. Больше всего меня бесит, когда врачи задают мне вопрос: «Где вы заразились?» Ну откуда я знаю! Никто мне не сказал: «Приготовьтесь, сейчас вы заразитесь!»

Я пролечилась в больнице, прошла курс терапии. Денег ушло очень много. Но жить-то надо! Я хочу жить!

Вопросы:

1. Укажите вид проблемы.

2. Какова роль социального работника в решении данной проблемы.

3. Какие социальные службы могут помочь в решении проблемы?

 

Тестовые задания по предмету

 

  1. Укажите несколько правильных ответов.

Современные проблемы российской молодежи:

  1. сокращение количества молодых людей;
  2. ухудшение состояния здоровья детей и подростков;
  3. маргинализация молодежи;
  4. высокая безработица молодежи;
  5. рост преступности среди молодых людей;
  6. огромное желание получить образование.

 

  1. Укажите правильный ответ.

Цель курса «Проблемы социальной работы с молодежью»:

  1. изучение форм работы с детьми, утративших родительское попечение;
  2. дать студенту целостное теоретическое представление основных методов сбора информации, используемых в социальной работе;
  3. формирование у студентов управленческого мышления, повышение уровня управленческой культуры;
  4. изучение организационно-правовых основ, структур, реформ государственной молодежной политики и социальной работы с молодежью, динамики перспектив развития социальных служб для молодежи.

 

  1. Укажите правильный ответ.

Определение: «Молодежь – это…»

1. социально-демографическая группа, специфические, социальные и психологические черты, которые обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессами становления их духовного мира, спецификой положения в социальной структуре общества;

2. реально существующая совокупность людей, характеризующаяся едиными признаками;

3. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и отношений между ними.

 

  1. Укажите правильный ответ.

Возрастной этап молодежи:

  1. 0-3 лет;
  2. 3-6 лет;
  3. 7-13 лет;
  4. 14-30 лет;
  5. 30-40 лет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.052 с.)