Рынок в системе общественного производства: природа и функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок в системе общественного производства: природа и функции.



Рынок- экономические отношения, основанные на купле-продаже товаров по свободным ценам, что возможно только в условиях частной собственности и конкуренции.

Рынок возник одновременно с товарным производством и является его обязательным и важным элементом.

Условия возникновения рынка – те же, что и условия возникновения товарного производства:

Ø специализация работников на основе разделения труда;

Ø экономическая обособленность товаропроизводителей.

· Свободный обмен ресурсами

Формирование рынка произошло с углублением разделения труда и переходом от натурального к товарному производству. Развитие товарно-денежных отношений привело к созданию в структуре общественного производства рынка как конкретной формы товарного обращения.

1. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и товарно-денежных отношений.

2. В „Экономикс”: рынок – это место, где осуществляется покупка и продажа товаров, где взаимодействуют покупатели и продавцы. Это – суть рынка как экономического явления.

 

3. Рынок как экономическая категория – это совокупность экономических отношений, которые возникают в сфере обращения в связи с реализацией товаров.

4. Рынок как система экономических отношений своим ядром имеет отношения собственности. В процессе покупки-продажи происходит реализация отношений собственности.

Рыночные отношения регулируются законами рынка:

Ø законом стоимости;

Ø законами спроса и предложения;

Ø законом конкуренции;

Ø законами денежного обращения.

Современный рынок – один из главных элементов сложной системы хозяйствования, в которой переплетаются рыночные механизмы и многочисленные регулирующие институты.

Функции рынка

1. Технико-экономическая – обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства и опосредует связь между производством и потреблением.

2. Регулирующая – сигнализирует о нарушении необходимых пропорций между объемом общественных потребностей в определенных товарах и объемом их производства, а, следовательно, о необходимости перераспределения ресурсов и труда между отраслями и видами производства.

3. Стимулирующая – стимулирует производство тех товаров, которые необходимы потребителю. Посредством конкуренции рыночные отношения активно влияют на уровень затрат на производство товаров, стимулируют научно-технический прогресс, оказывают содействие более полному удовлетворению потребностей потребителей.

4. Контролирующая – с помощью рынка осуществляется контроль со стороны потребителей за производством товаров; именно на рынке устанавливается, насколько нужен обществу произведенный продукт. Акт реализации товара (его продажа) означает, что произведена не просто потребительная стоимость (полезная вещь), а стоимость, что затраты труда на производство товара являются общественно необходимыми.

Субъекты рынка: государство, предприятие, население.

Объекты рынка: продукты труда, рабочая сила, ценные бумаги, природные ресурсы.

6.Товар и деньги как элемент рыночной системы.

Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена.

Свойства товара:

-потребительская стоимость- полезность вещи, её свойства, благодаря которым она может удовлетворять какие-либо потребности человека и делает эту вещь потребительной стоимостью.

-меновая стоимость- количественное соотношение, пропорция, в которой потребительные стоимоси одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода.

Деньги-главное средство обмена в рыночной экономике между покупателем и продавцом.

Деньги определяются как любой товар, который служит в качестве средства обращения счетной единицы и средства сохранения стоимости.

Деньги выступают всеобщим измерителем ценности товара.

Формы денег:

- наличные;

-кредитные – долговые обязательства.

Более сложный вид-чек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.005 с.)