Основные субъекты производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные субъекты производства.



Факторы производства существуют не сами по-себе, а находятся в собственности субъектов экономики. В рамках национальной экономики выделяют три основных группы субъектов:

1) домашние хозяйства,

2) фирмы

3 ) государство (правительство).

Домашние хозяйства – это отдельные люди и целые семьи. Они предоставляют фирмам ресурсы, а на вырученные деньги приобретают у фирм продукты.

Фирмы – это организации, концентрирующие и использующие ресурсы для производства продуктов в целях получения прибыли.

На деньги от продажи домохозяйствам продуктов они приобретают у них ресурсы. Таким образом, фирмы организуют предложение продукции, а домашние хозяйства - спрос на нее. С другой стороны, домохозяйства осуществляют предложение ресурсов, а фирмы – представляют спрос на нее.

Активную роль в рыночной экономике играет государство. Которое собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует их на закупку товаров у фирм и на социальные выплаты.

Домашние хозяйства а России не полностью выполняют свои функции:

1) они во-многом имеют натуральный характер(работа на садовых, дачных участках, самоуслуги на дому), что отвлекает часть предложения ресурсов и часть спроса на продукты с рынка.

2) у них очень ограничено предложение фактора капитал, а предложение фактора земля практически отсутствует (из-за отсутствия частной собственности на землю). Из-за этого они предъявляют ограниченный спрос на рынке.

ТЕМА 5. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И ПОРЯДКОВЫЙ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПОЛЕЗНОСТИ. В современном обществе человек работник участвует в производстве какого-то одного товара, получает за это денежные доходы (зарплату, прибыль), на которые выменивает все необходимые для жизни продукты. Одним из объектов изучения ЭТ является то, как потребители распределяют свой денежный доход (потребительский бюджет) между различными продуктами под воздействием различных факторов, т.е. потребительское поведение (или выбор).

Важнейшее значение для объяснения потребительского поведения имеет сформулированный в конце 19 в. представителями австрийской школы политической экономии (Менгер, Бем-Баверк) психологический закон предельной полезности, согласно которому субъективная ценность каждой дополнительной единицы блага в потреблении (т.е. его предельная полезность – «MU» «marginal utility»), и соответственно, желание человека обладать благом, уменьшается по мере увеличения количества блага в потреблении. В связи с этим общая полезность блага («TU» «total utility») по мере увеличения его количества в потреблении растет, но не в той пропорции, в которой увеличивается его количество. В австрийской теории полезность измеряется в баллах. Закон предельной полезности можно проиллюстрировать на следующем аналитическом примере:

Кол-во блага в потреблении (шт.) MU (баллов) TU (баллов)

1 4 4

2 3 7 (4+3)

3 2 9 (7+2)

4 1 10 (9+1)

5 0 10 (10+0)

Эти же зависимости можно изобразить графически:

общая –зеленая, предельная - красная

На основе понятия предельной и общей полезности можно сформулировать общий закон потребительского поведения: человек стремится таким образом распределить свой бюджет между различными благами, чтобы сумма их общих полезностей была максимальной. Рассмотрим аналитический пример. Пусть человек потребляет всего два блага – А и Б. Их предельные и общие полезности имеют следующие значения:

Количество блага в потреблении MU и ТU блага А MU и ТU блага Б

1 4 4 6 6

2 3 7 5 11

3 2 9 4 15

4 1 10 3 18

5 0 10 2 20

6 0 10 1 21

7 0 10 0 21

Потребительский бюджет составляет 12 руб. в день, цена 1 ед. А равна 3 руб., 1 ед. Б – 1 руб. Вопрос: как потребитель распределит свой бюджет между различными количествами благ А и Б, руководствуясь приведенными выше данными. Перебрав различные сочетания количеств А и Б, удовлетворяющие бюджетному ограничению в 12 руб., можно установить, что максимальная сумма общих полезностей соответствует набору из 2 А и 6 Б, т.к. их суммарная полезность будет равна 28 баллам (7+21). Набор из 3 А и 3 Б также стоит 12 руб., но его суммарная полезность равна 24 баллам (9+15).

Можно установить правило максимизации потребительской полезности, основанное на использовании значений предельной полезности и цен. Максимальная суммарная полезность от потребительского бюджета достигается при таких количествах различных благ в потреблении, когда отношения их предельных полезностей к ценам равны. МU1/Р1=МU2/Р2=МU3/Р3 и т.д. И на самом деле, в наборе из 2 А и 6 Б, обладающем максимальной суммарной полезностью, отношения предельных полезностей благ к их ценам равны: 3 балла/3 руб.=1 балл/1 руб.

Объяснение поведения потребителей, основанное на использовании балльных оценок полезности, носит название кардиналистского варианта теории потребительского поведения. Ординалистский вариант теории потребительского выбора объясняет поведение потребителей без использования количественных оценок полезности. Считается, что потребителю достаточно установить наборы (корзины) благ, обладающие для него одинаковой суммарной полезностью, а также уметь различать порядки суммарной полезности. Например, одинаковой суммарной полезностью обладают наборы из 6 А и 1 Б, из 2 А и 2 Б, из 1 А и 3 Б. Суммарной полезностью более высокого порядка обладают наборы из 6 А и 2 Б, 2 А и 4 Б, 1 А и 6 Б. Комбинации благ А и Б, обладающие одинаковой суммарной полезностью, графически изображаются с помощью «кривых безразличия».

Для того, чтобы определить, какую комбинацию выберет потребитель, необходимо использовать такой инструмент анализа, как «бюджетная линия». Точки этой линии отражают наборы благ А и Б, которые могут быть приобретены на определенную сумму денег при определенных ценах на товары А и Б. Большему бюджету при одинаковых ценах соответствует параллельная бюджетная линия, находящаяся справа от исходной. В случае, когда бюджет равен 6 руб., и при цене А 1 руб., а Б – 2 руб. бюджетная линия будет пересекать координатные оси в точках 0-6 и 3-0. Точка касания бюджетной линии с кривой безразличия и характеризует потребительский выбор. При данном бюджетном ограничении и ценах потребитель выберет набор из 2 А и 2 Б.

Спрос на товар – это обеспеченное деньгами желание потребителей приобретать определенное количество товаров по определенным ценам. Величина спроса – это количество товаров, которое потребители желают приобрести по данной цене. Экономисты-теоретики установили, что при прочих равных условиях люди желают приобретать тем больше какого-то товара, чем ниже на него рыночная цена. Эта зависимость называется «закон спроса». Графически он изображается в виде кривой, имеющей отрицательный наклон.

Кривая спроса может быть построена для одного потребителя (кривая индивидуального спроса), и для всей совокупности потребителей данного товара (кривая рыночного спроса) путем суммирования величин их спроса при различных уровнях цены.

Кривая спроса имеет отрицательный наклон по следующим причинам:

1) В силу эффекта дохода. Снижение цены на какой-то из приобретаемых товаров делает человека богаче. Он имеет возможность распределить экономию бюджета между всеми приобретаемыми товарами, и в том числе, увеличить потребление данного товара.

2) В силу эффекта замещения. Часть приобретаемых человеком товаров связана друг с другом в потреблении. Эта связь бывает двух видов: а) когда товары заменяют друг друга в потреблении, т.е. товары, близкие по качеству, например, кукурузное и подсолнечное масло, разные марки сигарет, пива и т.д. Это товары-субституты, и б) когда товары дополняют друг друга в потреблении, например, фотоаппараты и фотопленка, автомобили и бензин. Это – товары-комплименты. При снижении цены на товар-субститут человек в силу экономического принципа будет стремиться заменить им товары – его субституты. Так, если человек потреблял по 2 бутылки пива в день разной марки, но одинаковой цены и примерно одинакового качества, то при снижении цен на пиво одной марки человек перейдет полностью к потреблению пива этой марки.

3) Кривая рыночного спроса имеет отрицательный наклон также и потому, что по мере снижения цены на товар его потребление могут позволить себе все более и более бедные слои населения.

Отрицательный наклон кривой спроса может быть объяснен и на основе обоих вариантов теории потребительского поведения. Вернемся к примеру кардиналистского варианта теории потребительского выбора. Какое количество товаров А и Б приобретет человек при снижении цены товара Б с 3 руб. до 2 руб. Согласно правилу максимизации потребительской полезности это такие количества, при которых отношения их предельных полезностей к ценам одинаковы. Это количества в 6 А и 3 Б, где 1 балл/1 руб.=2 балл/2 руб. (6*1+3*2=12 руб.). Вывод: при снижении цены потребитель увеличивает потребление подешевевшего товара.

Тот же вывод можно получить и из графической модели ординалисткой теории потребительского выбора. Пусть цена Б снизилась до 1 руб. Тогда новая бюджетная линия пересечет линию А в точке 0-6, а линию Б – в точке 6-0. Новая бюджетная линия пройдет по касательной с кривой безразличия ТU2 в точке, соответствующей набору в 2 А и в 4 Б. Мы видим, что при снижении цены товара Б его количество в потреблении увеличивается.

Величина спроса на товар зависит не только от цены на него, но и от ряда других, так называемых неценовых условий, которые при построении кривой спроса предполагались неизменными (рассматривались как прочие равные). Изменение этих условий в графической модели спроса отражается как сдвиг кривой спроса вправо или влево. Величина спроса на товар зависит от следующих неценовых условий:

1) Величина дохода потребителей;

2) Цены на товары-субституты и товары-комплименты;

3) Вкусы потребителей;

4) Ожидания потребителей, например, инфляционные, налоговые и др.

5) Прочие.

Рост доходов, рост цен на товары-заменители, снижение цен на товары-субституты, мода на товар, ожидание роста цен трактуются как правосторонний сдвиг кривой рыночного спроса, обратные тенденции – как левосторонний сдвиг кривой спроса.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Экономическая теория изучает не только направления зависимости изменения величины спроса от изменений ее факторов, и стремится дать ей количественное выражение, для чего используются коэффициенты эластичности. Коэффициент эластичности представляет собой отношение процентного изменения величины спроса (в числителе) к процентному изменению фактора.

Δ Q / Q

Общая формула: Е = -----------------

Δ X / X

где Δ – изменение, Q – величина спроса, X – фактор спроса (цена, доход и пр.)

Различают коэффициенты эластичности спроса по цене, эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене представляет собой отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению рыночной цены на товар. Если снижение цены на 20 % привело к росту величины спроса также на 20 %, тогда коэффициент эластичности равен 1. Если коэффициент эластичности спроса по цене больше единицы, т.е. процентное снижение цены приводит к большему процентному изменению величины спроса, то спрос называется эластичным. Если к меньшему – то неэластичным. Эластичный спрос по цене бывает на предметы роскоши (драгоценности, меха и т.д.). Неэластичный спрос – на предметы первой необходимости (хлеб, молоко, одежда и т.д.). Различают также абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос. При абсолютно неэластичном спросе изменение цены не влияет на величину спроса, при абсолютно эластичном незначительное изменение цены приводит к сколь угодно большому увеличению величины спроса. Типы эластичности спроса по цене иллюстрируются с помощью кривых спроса различного наклона: Единичная эластичность характеризуется кривой спроса с 45-градусным наклоном, более пологая кривая характеризует эластичный спрос, более крутая – неэластичный, горизонтальная кривая – абсолютно эластичный, вертикальная – абсолютно неэластичный спрос.

Коэффициент эластичности спроса по доходу представляет собой отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению дохода потребителей. Здесь различают отрицательную или положительную эластичность. Отрицательная эластичность характерна для низкокачественных товаров (маргарина, дешевые сорта колбасы и сигарет). Величина спроса на них падает по мере роста доходов, т.е. благосостояния населения. Положительная эластичность характерна для обычных товаров. Эластичность по доходу больше 1 характерна для товаров длительного пользования (автомобилей, домов и т.д.).

Коэффициент перекрестной эластичности спроса представляет собой отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены на другой товар. Он больше нуля для товаров-субсистутов, так как рост цены на товар-субститут ведет к росту величины спроса на данный товар, и меньше нуля – для товаров-комплиментов, так как рост цены на товар-комплимент вызывает снижение величины спроса на данный товар.

ИЗДЕРЖКИ.

Часть 1. Издержки и предложение товара

С технической стороны, для изготовления любого продукта требуются три типа предметов: 1) люди, 2) объекты природы (земная твердь, окружающий воздух, верхний слой земли, т.е. почва, полезные ископаемые в недрах земли, ветер, атмосферные осадки и т.д.) и 3) продукты прошлого человеческого труда, которые выступают в двух видах: а) средства труда (здания, сооружения, машины, оборудование и т.д.) и б) предметы труда (сырье и материалы, полуфабрикаты и т.д.). По-другому типы предметов называются факторами производства (производственными ресурсами) труд, земля и капитал соответственно.

Соотношение между ними, которое необходимо для изготовления какого-то продукта за определенное время, называется производственной функцией. Например, для изготовления 1 ед. продукции А в день нужно 10 чел. рабочих, 5 ед. оборудования, 20 ед. материалов какого-то типа, производственное помещение площадью 100 кв. м и т.д.

Чтобы увеличить объем производства, необходимо увеличить объемы применения соответствующих факторов производства, однако в силу различных причин для изменения объемов применения различных факторов требуется разное время. Так, для увеличения помещений и количества оборудования необходимо время на их строительство и изготовление, из-за их высокой стоимости расходуется значительное время на поиск денежных средств для их приобретения и т.д. Наименее мобильные во времени факторы производства называют постоянными ресурсами. Относительно быстро могут быть увеличены объемы применения таких факторов производства, как рабочая сила и предметы труда (сырье и материалы им т.д.). Наиболее мобильные во времени факторы производства называют переменными ресурсами.

В зависимости от мобильности факторов во времени в деятельности фирмы различают три периода:

1) Кратчайший, в течение которого нельзя увеличить объемы применения никаких факторов производства.

2) Краткосрочный, в течение которого можно увеличить объемы использования только переменных ресурсов.

3) Долгосрочный, в течение которого можно увеличить объемы использования и постоянных ресурсов.

Возникает вопрос, можно ли увеличить объем производства только путем увеличения объемов использования переменных ресурсов (рабочих, предметов труда), когда количество постоянных ресурсов (оборудования, помещений и т.д.) остается неизменным, т.е. в краткосрочном периоде. Наука и практика отвечают на него утвердительно. Давно установлена зависимость объема производства от объемов применения переменных ресурсов при неизменном количестве постоянных ресурсов. Постепенное (с нуля) увеличение объемов применения переменных ресурсов характеризуется вначале возрастающей отдачей (приростом выпуска)¸ затем – постоянной, затем – снижающейся, и, наконец, нулевой и даже отрицательной отдачей. Эта зависимость называется законом убывающей отдачи. Рассмотрим этот закон на примере фирмы, которая использует только два типа ресурсов: 1) труд (людей) и 2) капитал в виде машин и оборудования. Переменным является фактор труд. Объем применения машин и оборудования остается неизменным. Прирост выпуска в результате увеличения количества работников на единицу называется предельным продуктом труда (МР – marginal product).

Количество рабочих (L), чел.              
Объем выпуска (Q), штук              
Предельный про- дукт труда (MP), штук              

Эта зависимость может быть изображена графически

 

Причины, по которым объем выпуска ведет себя соответствующим образом, состоят в следующем: один рабочий не может произвести ничего, так как некоторые участки работ могут требовать совместного труда двух рабочих, двое рабочих могут осуществить весь производственный процесс, но из-за отсутствия специализации и необходимости перехода от одной работы к другой производительность фирмы крайне незначительна, включение 3-го и 4-го рабочих приводит к резкому росту объемов производства, которое выходит на уровень полного использования оборудования. Пятый рабочий может быть использован только на вспомогательных работах, в связи с чем производство возрастает незначительно. Наконец, шестому рабочему вообще нечего делать, и его использование не приведет к росту выпуска. Седьмой рабочий будет только мешать остальным, что приведет к снижению выпуска.

Как было показано выше, в краткосрочном периоде фирма может выбрать разные объемы выпуска при разных объемах использования переменных ресурсов. Однако фирма выбирает те объемы, которые приносят максимальную прибыль. Для их определения нужно знать цены на ресурсы и продукт. Пусть оборудование привлекается на условиях аренды, стоимость которой составляет 1 руб. в день. Зарплата рабочих также составляет 1 руб. в день. Цена 1 шт. продукции – 0,9 руб. Чтобы определить объем производства, приносящий максимальную прибыль, можно подсчитать объемы выручки и денежные издержки при разных уровнях производства и использования труда. Продолжим уже начатую таблицу.

1. Количество рабочих (L), чел.              
2.Объем выпуска (Q), штук              
3. Выручка, руб., при Р=0,9 руб.     1,8 5,4   9,9 9,9
4.Переменные издержки, руб.              
5. Постоянные издержки, руб.              
6.Суммарные из-держки, руб. (4+5)              
7. Прибыль, руб. (3-6) -1 -2 -1,2 1,4   3,9 2,9

Как мы видим, при данных ценах на продукт и ресурсы объем выпуска, приносящий максимальную прибыль, составляет 10 ед. продукции при использовании 4 рабочих.

Возникает вопрос, какой объем выпуска будет оптимальным, если цена на продукт возрастет до 1,2 руб.? Сравним выручку и затраты при данном предположении.

Выручка, руб.     2,4 7,2   13,2 13,2
Суммарные издержки, руб.              
Прибыль, руб. -1 -2 -0,6 3,2   7,2 6,2

Как мы видим, при повышении цен на продукцию фирмы увеличивают ее производство, так как это приносит более высокую прибыль.

Таким образом, мы пришли к обоснованию закона предложения, как индивидуального, так и рыночного (суммарного предложения всех производителей данного вида продукции). Предложение – это желание и возможность производителей производить определенные количества товаров по определенным ценам. Величина предложения – это количество товаров, которое производители желают произвести и продать по данной цене. Закон предложения формулируется следующим образом: при повышении цены на продукцию производители при прочих равных условиях желают производить и продавать тем больше продукции, чем больше ее цена. Этот закон графически иллюстрируется с помощью кривой предложения, которая имеет положительный наклон.

Для характеристики количественной зависимости изменения величины предложения от изменения цены также применяются коэффициенты эластичности, выражающие отношение процентного изменения величины предложения к процентному изменению цены. По аналогии с эластичностью спроса по цене выделяют: а) предложение единичной эластичности (Е=1), эластичное предложение (Е>1), б) неэластичное предложение (Е<1), в) абсолютно неэластичное предложение (Е=0, вертикальная кривая) и г) абсолютно эластичное предложение (Е=беск., горизонтальная кривая).

 

На эластичность предложения влияет фактор времени. В кратчайшем периоде при росте цен фирмы не успевают расширить производство. В этом случае кривая предложения является вертикальной линией (абс. неэластична). В краткосрочном периоде, когда фирма успевает изменить лишь объем применяемых переменных ресурсов, кривая предложения приобретает классический наклонный вид. В долгосрочном периоде кривая предложения является очень эластичной, т.е. небольшой рост цены приводит очень большому росту выпуска, что указывает на отсутствие такой преграды для увеличения выпуска, как неизменный объем постоянных ресурсов.

Величина рыночного предложения зависит не только от цены на товар, но и от других, так называемых неценовых условий, которые при построении исходной кривой предложения рассматривались как неизменные. Это следующие условия:

1)Применяемые технологии;

2) Цены на ресурсы;

3) Налоги и дотации;

4) Ожидания продавцов;

5) Цены на другие товары;

6) Число производителей товара;

7) Прочие факторы.

При росте цен на ресурсы, росте налогов, росте цен на другие товары, которые могут производить фирмы данной отрасли, объем рыночного предложения снижается, что отражается как левосторонний сдвиг кривой предложения.

При применении более эффективных технологий, снижении цен на ресурсы, снижении налогов, ожиданиях будущего роста цен предложение растет, что трактуется как правосторонний сдвиг кривой рыночного предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.051 с.)