По направлениям 080200 «Менеджмент», 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По направлениям 080200 «Менеджмент»,



А.В. Мешков

А.А. Симонина

Микроэкономика

Учебное пособие

По направлениям 080200 «Менеджмент»,

Бизнес-информатика

Санкт-Петербург

Тема 1. Микроэкономика: предмет, объект и метод.

Микроэкономика - составляющая часть экономикс (экономической теории).

Экономикс – общественная наука, изучающая такие способы применения ограниченных экономических ресурсов которые обеспечивают наиболее полное удовлетворения безграничных потребностей общества.

непосредственным предметом микроэкономики является поведение отдельных экономических субъектов (фирм, домашних хозяйств, общественных организаций, государства)

Главная задача экономических субъектов – осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов требует делать выбор с целью решения следующих вопросов:

- что производить и в каком объеме?

- каким образом производить избранные виды продукции?

- кто получает то, что произведено?

- какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой для будущего?

Современная микроэкономика изучает, как решаются вышеназванные четыре основных вопроса. Она даёт представление о движении цен на конкретные виды товаров и услуг, рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в процессе производства, в актах обмена на рынке.

Объект микроэкономики – экономическое поведение людей, которое закрепляется в соответствующих институтах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство.

Метод микроэкономики. В зависимости от подхода к исследованию поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими фактами и отвечает на вопрос: что есть или может быть?

Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет какие условия экономики желательны или нежелательны и отвечает на вопрос: что должно быть?

Основные методы изучения реальной действительности позитивной микроэкономической теории следующие:

- предельный анализ. Этот метод призван исследовать то, каким образом каждая дополнительная операция, совершаемая за период (например, продажа дополнительной единицы продукции в день) влияет на цель, к которой стремиться, согласно поведенческой предпосылке, человек.

- функциональный анализ, предполагающий такую последовательность исследования: в начале выявляется типичное качество явления, затем устанавливают факторы, влияющие на это качество. И наконец, определяется способ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством – функция.

- равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояния относительной стабильности экономической системы, т.е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния.

 

Нормативный подход широко используют в моделировании экономических процессов и явлений т.е. исследование объектов познания осуществляется не непосредственно, а косвенно, путем моделей.

Экономическая модель состоит из предпосылок, которые служат для установления связей между экономическими переменными. Модели используют для получения выводов из теории (при помощи логики, графических построений и математики), что позволяет выявить последствия предпосылок для явления, которое теория стремиться объяснить.

 

Тема 2. Основы анализа спроса и предложения.

 

Тема 4. Издержки производства.

Тема 5. Фирма в условиях совершенной конкуренции.

Максимизация прибыли фирмы.

 

Общий доход фирмы (ТR) представляет собой сумму средств от реализации всей произведенной продукции (Q) по рыночной цене (Р):

 

TR=P*Q

 

Предельный доход (MR) представляет собой приращение общего дохода при выпуске и реализации дополнительной единицы продукции. Его можно получить путем деления прироста общего дохода (∆ ТR) на изменение объема выпуска продукции:

 

MR=∆TR / ∆TC

 

Общая прибыль (П) образуется как разница между полученным доходом (ТR) и общими затратами:

 

П= TR – ТС.

 

Предельная прибыль (МП) – это приращение общей прибыли при увеличении объема производства и продаж на 1единицу. Она представляет собой разность предельного дохода (МR) и предельных затрат (МС):

 

МП= МR – МС.

 

Чтобы достичь максимальной прибыли фирма должна наращивать объем выпуска до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными затратами т.е. до тех пор пока его предельная прибыль не упадет до нуля и общая прибыль перестанет расти.

В случаи, когда MR=MC фирма уже не может ничего более прибавить к своей прибыли и размер последней достигает своего максимума. Если продолжить наращивать производство далее, то предельный доход окажется меньше предельных издержек, а прибыль начнет падать. Следовательно MR=MC является условием максимизации прибыли. При совершенной конкуренции все выпускаемые единицы продукции продаются по одной цене, поэтому выручка от реализации дополнительной единицы продукта (MR) будет равна рыночной цене (Р). Для конкурентной фирмы условие максимизации прибыли можно записать так:

 

MR=Р=МС

 

Точка пересечения кривой МС с горизонтальной линией Р является точкой равновесия конкурентной фирмы в коротком периоде.

 

Рис.14 Равновесие в коротком периоде.

Вертикальный отрезок ЕК между кривой средних затрат (АТС) и точкой равновесия (Е) показывает величину средней прибыли (АП):

 

АП=П/Q=Р-АТС

 

Общая прибыль (П) равна средней прибыли умноженной на выпуск продукции и измеряется площадью прямоугольника Р1ЕКN:

 

П=(Р-АТС)*Q

 

3.Точка безубыточности, точка прекращения производства и кривая предложения конкурентной фирмы.

 

Когда цена (Р) больше чем средние общие издержки производства (АТС) фирма получает прибыль (П). Если цена упадет до уровня минимально возможных АТС, экономическая прибыль упадет до нуля. При этой цене фирма становится безубыточной, она лишь покрывает свои экономические издержки.

Точкой безубыточности фирмы является точка минимума средних общих затрат (min АТС). Если Р= min АТС фирма будет только окупать свои общие затраты, работая на уровне самоокупаемости. Если цена становится ниже min АТС и фирма становится убыточной она будет продолжать производить, пока её общий доход (TR) превышает переменные затраты (VC). Если TR>VC то постоянные затраты (FC) хотя бы частично окупаются, поэтому можно сократить убытки, продолжая производство. В случае же прекращения производства убытки вырастут до уровня FC. Следовательно, условием продолжения производства фирмы терпящей убытки являются:

 

TR>VC;

P*Q>AVC*Q;

P>AVC.

 

Если же цена падает до уровня минимально возможных средних переменных затрат (min АVС) фирма вынуждена закрыться т.к. сократить убытки путем продолжения производства больше не удается.

 

Точка прекращения производства это минимум кривой АVС.

Рис.15 Точка В, минимум кривой АТС – точка безубыточности

точка С, минимум кривой АVС, точка прекращения производства.

 

Цена, которую фирма получает за свой продукт должна превышать АVС на выпуск продукции, для которого Р=МС, иначе фирма прекратит производство. Поэтому кривая предложения конкурентной фирмы это часть кривой МС, расположенная выше кривой АVС.

 

4. Равновесие конкурентной фирмы и отрасли в длительном периоде.

 

Отрасль – это группа фирм, производящих однородный продукт. В длительном периоде все экономические ресурсы мобильны, поэтому в отрасль могут вступать новые фирмы, если прибыль в ней выше по сравнению с другими отраслями. Приход новых фирм в отрасль увеличивает отраслевое предложение и приводит к снижению рыночной цены. Когда цена упадет до min АТС типичной фирмы новые фирмы перестанут переходить в эту отрасль т.к. типичная фирма не получает экономической прибыли и является лишь безубыточной. Наоборот, если фирмы получают прибыль ниже нормальной, то они начинают уходить из отрасли, отраслевое предложение сокращается и рыночная цена растет. Когда цена вырастет до min АТС типичной фирмы уход фирм прекратится. Таким образом в долгосрочном периоде точкой равновесия конкурентной фирмы становится точка минимума долгосрочных средних общих затрат (точка безубыточности).

Парадокс прибыли заключается в то, что конкурентная фирма может быть прибыльной или убыточной только определенное время, в долгосрочном плане она всегда становится безубыточной, т.е. не может получить больше, чем нормальную прибыль.

 

Тема 7

Модель картеля.

 

Если в отрасли функционирует большое количество фирм, они не могут договориться между собой об уровне цены. Но в олигополистической отрасли несколько фирм могут прийти к соглашению о совместной стратегии и тактике в отношении установления цены и объема продаж. Тайное соглашение между фирмами-олигополистами о разделе отраслевого рынка, установлении единой цены на продукцию отрасли, об объемах поставок продукции на рынок каждой фирмой (квотах) называется картелем. В случае создания картеля фирмы- олигополисты действуют как монополия. Чтобы картельное соглашение работало, необходимо, чтобы число фирм- участниц картеля было небольшим, отсутствовала конкуренция по качеству, т.е. фирмы производили бы однородную продукцию и их производственные мощности были бы примерно одинаковы.

В результате создания картеля цена на рынке повышается, а объем продаж снижается. Чтобы эта цена удержалась на рынке, необходимо, чтобы каждая фирма-участник картеля строго соблюдала свою квоту поставок продукции. Однако, если одна из фирм продаст больше продукции, чем предусмотрено ее квотой, по монопольно высокой цене, она получит значительно больший доход, чем если бы соблюдала квоту. Но если и другие участники картеля примут решение об увеличении поставок на рынок сверх квоты, монопольная цена рухнет и картель прекратит свое существование. Существуют и другие причины разрушения картеля: тайное соглашение противоречит антитрестовскому законодательству, и велика вероятность его раскрытия. Кроме этого, выгодность картеля основывается на высоком спросе. Как только спрос перестает расти и начнет снижаться, фирмы будут вынуждены сокращать производство. Недоиспользование производственных мощностей приведет к росту издержек и падению прибыли.

 

Теория Коуза

Рональд Коуз исследовал связь между установлением прав собственности, их обменом и эффективностью.

Теорема Коуза утверждает, что при ничтожно малом уровне трансакционных издержек отрицательные внешние эффекты могут быть интерналтзованы путем установления правительством прав собственности на ресурсы и разрешения свободно обменивать эти права. Неважно, кому передаются права собственности. Если разрешен свободный обмен правами, итоговое распределение ресурсов будет одним и тем же.

Трансакционные издержки – издержки установления и обмена правами собственности.

Отрицательные внешние эффекты возникают если права собственности на ресурс ни за кем не закрепленные. Если, например водные ресурсы никому не принадлежат фирмы могут сбрасывать отходы в реки и озера бесплатно. Граждане, которым наносится ущерб в результате сброса отходов претендуют на использование водоёмов в альтернативных целях. Если государство установит право собственности на водоём для третьих лиц внешний эффект будет устранен. Они смогут вступить в переговоры с фирмами-загрязнителями и добиться сокращения сброса отходов. Однако это возможно лишь при таком количестве заинтересованных сторон, при котором трансакционные издержки малы, проще говоря число участников не должно быть слишком велико.

Например, два предприятия используют один и тот же ресурс, допустим озеро во взаимоисключающих целях: одно – для сброса отходов, другое – для разведения рыб. Неважно кто из них получил первым право на использование озера. Важно само достижение договора о компенсации: тот кто получил выигрыш, платит за причиненный ущерб другому. Тогда загрязняющий озеро завод сократит чрезмерное производство, компенсируя потери прибыли пострадавшему рыбозаводу. Последний же за счёт компенсации сможет увеличить выпуск рыбной продукции по сравнению с преддоговорной ситуацией.

Главный вывод теоремы Коуза заключается в том, что если возможно чёткое определение прав собственности на ресурсы проблема внешних эффектов решается путем добровольных переговоров о купле-продаже данных прав. Роль государства сводится лишь к установлению «правил игры» при обмене правами собственности на ресурсы.

 

Общественные блага

 

Чистое частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть оценена и продана. Покупка частного блага принесет полезность только покупателю и не приведет к возникновению положительных и отрицательных эффектов для кого-либо ещё.

Чистое общественное благо – это такое благо которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того платят они за него или нет. Невозможно получение полезности от обеспечения общественным благом единственного потребителя. Чистое общественное благо приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо. Национальная оборона – пример чистого общественного блага. Если границы государства охраняются ради одного человека, одновременно получают пользу и каждый гражданин.

Чистые общественные блага имеют две особенности:

1.Свойство не избирательности в потреблении. Это означает, что при данном объёме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других.

2.Они не обладают исключительностью в потреблении. Это означает, что потребители не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Фактически невозможно взимать плату за право потребления такого блага с индивидуальных его потребителей. Поэтому рыночная система общественные блага либо вообще не производит либо производит в недостаточном количестве. В большинстве случаев общественные блага производятся и поставляются государством за счет налогов собираемых со всего населения.

Кривая рыночного спроса на частное благо представляет собой горизонтальную сумму кривых индивидуального спроса.

Рис.39 Кривые индивидуального и рыночно спроса на частное благо.

Кривая совокупного спроса на общественное благо строится путем вертикального суммирования кривых индивидуального спроса. необычный характер построения кривой совокупного спроса на общественное благо объясняется тем, что одно и то же количество приносит пользу многим потребителям.

Предположим, что спроса на какое то общественное благо предъявляют три потребителя. Полезность от каждой единицы общественного блага они выражают в величине налога, который готовы заплатить за выпуск и эксплуатацию этого блага. Точка на кривой совокупного спроса получается путем сложения суммы налога, который готов заплатить каждый потребитель при данном объеме блага.

Рис.40 Кривые индивидуального и совокупного спроса на общественное благо.

 

На практике определить спрос на общественное благо довольно сложно. Дело в том, что существуют стимулы не предоставлять информацию о своей предельной полезности от общественного блага. Потребители получают выгоду от общественного блага независимо от того вносят ли они вклад на покрытие его издержек или нет. Этот факт побуждает людей вносить вклад меньший, чем получаемая ими предельная полезность. Они делают это в надежде, что другие внесут сумму, достаточную для производства необходимого количества данного блага. Такое явление получило название проблемы «безбилетника».

 

 

А.В. Мешков

А.А. Симонина

Микроэкономика

Учебное пособие

по направлениям 080200 «Менеджмент»,

Бизнес-информатика

Санкт-Петербург



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.029 с.)