Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классическая модель макроэкономическогоСтр 1 из 26Следующая ⇒
РАВНОВЕСИЯ. ЗАКОН СЭЯ
Прежде чем остановиться на подробном рассмотрении современной (базовой) модели "совокупный спрос - совокупное предложение", необходимо уяснить суть данных понятий, а также рассмотреть некоторые модели совокупного спроса и совокупного предложения, предшествовавшие современному теоретическому подходу к данной проблеме. Совокупный спрос - это реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительства изъявляют готовность купить при любом возможном уровне цен. Такой объем будет зависеть от многих факторов. В то же время существует закономерность, проявляющаяся в том, что при прочих равных условиях чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства пожелают приобрести потребители, предприятия, правительства внутри страны. То же самое относится и к зарубежным предприятиям. И наоборот, с ростом цен совокупный спрос при прочих равных условиях имеет тенденцию к снижению. Иначе обстоит дело с совокупным предложением, включающем реальный объем национального производства, который будет произведен внутри страны при различных уровнях цен. Одновременно более высокие уровни цен будут являться дополнительным стимулом для производителей в производстве новых партий товара, а снижение цен при прочих равных условиях вызовет сокращение производства товаров. Таким образом проявляется прямая зависимость объема национального продукта и уровня цен. Данная тенденция в рыночных условиях проявляется и в настоящее время. Представители различных экономических школ по-разному в историческом аспекте подходили и сейчас подходят к анализу этой проблемы и практическим рекомендациям по ее решению. Это, в частности, относится к классическому и неоклассическому, а также кейнсианскому направлениям в экономической теории. Классическое направление в экономической теории зародилось еще в XVI! в. и продолжало развиваться, достигнув расцвета в XVII! - начале XIX вв. Его главными представителями являются Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1825), Томас Мальтус (1/бй-1834), Джон Стюарт Милль (1806-1873). Все они англичане, т.е. представители наиболее развитой в промышленном отношении страны того периода.
Для этих экономистов и их последователей [неоклассика Альфреда Маршалла (1842-1924) - английского экономиста, родоначальника неоклассической школы в экономической теории] характерным являлся в основном микроэкономический анализ, но как у классиков, так и у неоклассиков были исследования проблем более широкого плана. Хотя сам термин - макроэкономика - ими еще не применялся. Представители классического направления, однако, упоминали и об общеэкономическом равновесии, но рассматривали его лишь в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции. Эту проблему наиболее детально рассматривал французский экономист Жан-Батист Сэй (1762-1832), который также выступал с позиций свободной конкуренции. Он обосновал тезис о том, что предложение товаров создает свой собственный спрос. В экономическую теорию и практику это положение вошло под названием закона Сэя. Им обосновывалось, что в условиях свободной конкуренции произведенный объем продукции на национальном рынке автоматически обеспечивает доход, который равняется стоимости всех созданных товаров. И сами владельцы дохода заинтересованы, по определению Сэя, в приобретении именно материальных благ, а не денег. Последние только упрощают процесс обмена товарами. Представители классической школы обосновали положение, что экономическое равновесие на национальном рынке в условиях свободной конкуренции обеспечивается на основе проявления и реализации таких категорий, как заработная плата, ее уровень, процентная ставка, уровень цен, движение капитала и труда на соответствующих рынках. Одновременно они были противниками вмешательства государства в экономические дела хозяйствующих субъектов, отстаивая принцип "luissez faire", т.е. режима естественной свободы. А у Адама Смита это еще и обоснование действия "невидимой руки" - конкуренции на основе преследования каждым индивидом своих целей, собственной выгоды. Для представителей классической школы характерным является и то, что естественная цена товара, т.е. его стоимость, зависит от издержек на его производство, включая затраты труда. Тем самым они положили начало теории трудовой стоимости. Рыночная же цена зависит к тому же от многих внешних рыночных факторов. "Естественная цена, - писал А.Смит, - как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров. Различные случайные обстоятельства могут иногда держать их на значительно более высоком уровне и иногда несколько понижать их по сравнению с нею. Но каковы бы ни были препятствия, которые отклоняют цены от устойчивого центра, они постоянно тяготеют к нему'".
Данное замечание является очень важным для современного рассмотрения проблем совокупного спроса и совокупного предложения, в частности, анализа так называемого классического (вертикального) отрезка кривой совокупного предложения, т.е. уяснения проблемы роста цен на товары при одновременном сохранении неизменного объема производства в условиях полной занятости, когда с ростом цены на производимые товары возрастает и оплата труда. И это при невмешательстве государства в конкретную деятельность экономических субъектов. На основных положениях классической теории в области рыночного равновесия основывают свои теоретические построения сторонники неоклассического направления. Последнее возникло в конце XIX - начале XX вв. и господствовало, воспевая свободную конкуренцию, до 30-х гг. XX столетия. Неоклассики стали заниматься многоаспектным анализом регулируемой рыночной экономики, используя в этих целях построение различных экономических моделей, в которых широко использовались такие экономические категории, как спрос и предложение, ценовой механизм, экономические ресурсы; предложили "теорию несовершенной конкуренции", ее зависимости от степени монополизации экономики. Вслед за А.Маршаллом среди известных неоклассиков следует назвать англичанку Джоан Робинсон (1903-1983), самую известную в мире женщину-экономиста, а также Эдварда Чемберлина
1Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1931. С. 63.
(1899-1967) - американского экономиста. Хотя Джоан Робинсон в экономической литературе в ряде случаев относят к неокейнсианцам, так как она при разработке теории несовершенной конкуренции критически относилась к совершенной конкуренции, считая, что рыночный механизм "совершенной" конкуренции не обеспечивает равновесие капиталистической системы. В силу этого требуется воздействие государства, профсоюзов, других экономических институтов на микро- и макроэкономические процессы. Тем самым она стала предшественницей концепции неоклассического синтеза, с позиций которого написан и широко известный в нашей стране учебник "Экономикс: Принципы, проблемы и политика", авторами которого являются американские профессора Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.005 с.) |