Теоретические и методологические основы логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и методологические основы логистики



ЛОГИСТИКА

ЧАСТЬ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

А.Н. Кузяшев

 

УФА 2010

 

 

Разработал: А.Н. Кузяшев, к.э.н., доцент кафедры управления и информатики

ИЭИУ Академии ВЭГУ

 

 

Печатается по решению

Редакционно-издательского

Совета Академии ВЭГУ

 

КУРС: ЛОГИСТИКА

 

 

Часть 1. Теоретические и методологические основы логистики.

 

 

Рассмотрены задачи, тенденции и основные этапы развития логистики. Уделено внимание функциям и операциям логистического управления. Обсуждены концепции, принципы логистического управления и метологические аспекты логистики. Рассмотрены вопросы логистических систем и их элементов, объекты логистического управления на предприятии. Особое внимание уделено информационному обеспечению логистического управления. Раскрыты понятия логистики, материального потока, логистической цепи и управления, управления запасами, логистического менеджмента, продвижения товара, логистических операций, эшелонированной макрологистической системы, принципа общих затрат, глобальной оптимизации и логистической координации и интеграции, модели, иерархичности, эмерджентности и структурированности и другие.

 

 

Для студентов ИЭИУ Академии ВЭГУ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 4

ЛИТЕРАТУРА.. 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР. 7

1. ЗАДАЧИ, ТЕНДЕНЦИИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ.. 7

1.1. Определение, основные понятия и задачи логистики. 7

1.2. Исторические предпосылки и этапы развития логистики. 9

1.3. Место логистики в современных методах управления экономической деятельностью.. 13

2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОПЕРАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ.. 18

2.1. Логистические функции и операции. 18

2.2. Логистическая миссия и логистическая среда фирмы.. 23

2.3. Логистический менеджмент в системе менеджмента фирмы.. 24

2.4. Взаимодействие логистического менеджмента с маркетингом.. 28

3. КОНЦЕПЦИЯ И ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ... 31

3.1. Концептуальные положения логистики. 31

3.2. Определения и объекты исследования логистики. 32

3.3. Важнейшие требования логистики. 36

3.4. Основные функции и структуры логистического управления
на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. 38

3.5. Логистическое управление как источник повышения конкурентоспособности. 42

4. МЕТОДОЛОГИЯ ЛОГИСТИКИ, ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ.. 46

4.1. Методология и научная база логистики. 46

4.2. Экономико-математическое моделирование в логистике. 48

4.3. Логистические системы: понятия, основные черты, классификация. 52

4.4. Риски и страхование в логистических системах. 56

5. ОБЪЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 60

5.1. Материальные потоки и их параметры.. 60

5.2. Финансовые потоки в логистике: понятия, классификация, схемы движения. 65

6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ.. 69

6.1. Информационные потоки в логистике. 69

6.2. Источники информации в логистике. 74

6.3. Логистические информационные системы.. 76

6.4. Принципы построения информационных систем логистического управления. 81

6.5. Современные информационные технологии логистического управления. 83

6.6. Методы идентификации и хранения данных в логистическом управлении. 86

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 92

ГЛОССАРИЙ.. 101


ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Задачи, тенденции и этапы развития логистики. Предмет, структура и содержание дисцип­лины «Логистика». Цели и задачи дисциплины. Роль и значение дисциплины в подготовке специалистов в области менеджмента. Предпосылки развития логистики. Исторические этапы становления логистики как науки. Связь логистики с другими дисциплинами и областями знаний. Главные тенденции и перспективы развития логистики. Место логистики в современных методах управления экономической деятельностью. Понятие логистики как направления научно-практиче­ской деятельности. Уровни логистческого управления. Функциональные области логистики.

Основные функции и операции логистического управления. Логистические операции и функции. Классификация логистических операций. Базисные логистические функции. Ключевые логистические функции. Поддерживающие логистические функции. Понятие логистической операции. Основные характеристики логистических операций. Факторы, влияющие на объем логистических операций и функций. Логистическая миссия и логистическая среда фирмы. Правило «семи R» или логистический микс. Факторы внешней (макрологистической) среды фирмы. Факторы внутренней (микрологистической) среды фирмы. Логистический менеджмент на фирме, его место и роль в системе менеджмента фирмы. Особенности логистического менеджмента.

Концепция и принципы логистического управления экономической деятельностью. Концептуальные положения логистики. Основные понятия и критерии логистики. Важнейшие требования логистики. Принципы логистики. Основные функции и типовые структуры логистиче­ского управления на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. Декомпозиция логи­стики. Задачи логистики на макро- и микроуровнях. Объекты, контролируемые макро- и микроло­гистикой. Логистическое управление как источник повышения конкурентоспособности. Логисти­ческие решения: уровни, сроки действия и реализации. Типовые процессы организации производ­ственно-сбытовой деятельности. Источники экономической эффективности логистического управления процессами производственно-сбытовой деятельности различных типов.

Методология логистики, логистические системы и их элементы. Методология и научная база логистики. Основные методологические принципы логистики. Сущность и основные прин­ципы системного подхода. Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем. Экономико-математическое моделирование в логистике. Понятие модели в логистике. Принципы построения моделей. Классификационная структура моделей логистических систем. Логистические системы: понятие и основные черты. Классификация логистических систем. Структура логистических систем. Государственная поддержка функционирования логи­стических систем. Риски и страхование в логистических системах. Анализ логистических систем. Этапы и методы системного логистического анализа. Основные требования к формированию логистических систем.

Объекты логистического управления на предприятии. Материальные потоки и их пара­метры. Понятие материального потока. Взаимосвязь потоков и запасов. Виды материальных пото­ков. Финансовые потоки в логистике. Понятие финансового потока. Классификация финансовых потоков. Общая схема движения финансовых потоков. Источники образования финансовых потоков.

Информационное обеспечение логистического управления. Основные понятия информа­ционного обеспечения логистики. Информационные системы в логистике. Виды информационных систем. Принципы построения информационных систем для логистического управления. Уровни иерархии информационных систем в логистике. Организационная структура логистической информационной системы. Современные информационные технологии логистического управ­ления. Интегрированные информационные системы. Методы идентификации и хранения данных в логистическом управлении. Технология автоматизированной идентификации и штрихового коди­рования. Маркировка грузового пакета машиночитаемым кодом. Перспективные методы иденти­фикации. Структура ввода, хранения и использования данных в логистике. Информационные потоки в логистике. Роль информационной поддержки логистического менеджмента. Понятие информационного потока. Классификация информационных потоков. Показатели и характери­стики информационных потоков. Взаимодействие информационных и материальных потоков. Источники, интегрирующие информационные потоки в процессе выполнения различных функций управления. Типовые элементы информационного потока.

 

 


ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Аникин Б.А. Логистика: Учебник для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: Инфра-М, 2008.

* 2. Аникин Б.А. Практику по логистике: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд. – М.: Инфра-М, 2008.

3.Гаджинский А.М. Логистика. – М.: Дашков и Ко, 2004.

4. Козловский В.А., Кобзев В.В., Савруков Н.Т. Логистический менеджмент: Конспект лекций. – СПб.: Политехника, 1999.

*5. Логистика / Под ред. Б.А. Аникина. 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.

*6. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина, В.И. Сергеева. –
М.: ИНФРА-М, 2000.

*7. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

*8. Чудаков А.Д. Логистика: Учебник. – М.: РДЛ, 2001.

Дополнительная

1. Белоусов А.Г., Стаханов Д.В., Стаханов В.Н. Коммерческая логистика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. (Серия «Учебники XXI века»).

2. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок. – СПб.: Питер, 2003.

3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Системный анализ в логистике. – М.: Экзамен УМО, 2004.

5. Николайчук В. Заготовительная и производственная логистика. – СПб.: Питер, 2001. (Серия «Ключевые вопросы»).

6. Практикум по логистике: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2003.

7. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – 2-е изд., испр. и доп. –
М.: Инфра-М, 2000.

8. Саркисов С.В. Управление логистикой. – М.: Дело, 2004.

9. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. –
СПб.: Союз, 2003.

10. Степанов В.И., Попов В.А. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: Доброе слово, 2001.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

Определения и объекты исследования логистики

Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является матери­альный поток. Информационные, финансовые, сервисные потоки (так называемые потоки, сопут­ствующие материальному) рассматриваются в подчиненном плане как генерируемые иссле­дуемым материальным потоком.

Определение логистики обычно дается в широком и узком смысле. В широком смысле логи­стика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связан­ных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо– или макроэко­номической системе для достижения поставленных перед ней целей. В узком смысле (с позиций бизнеса) логистика – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий дости­жению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.

Очевидно, что формой существования материальных потоков должно быть движение конкретных видов продукции (материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции) в процессах закупок, производства и сбыта. Поэтому материальный поток можно определить как находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции, связанные с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, затаривание, пере­возка продукции, ее сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.). Под материальными ресур­сами (МР) мы будем понимать предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназ­наченные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства. Незавершенное производство (НП) – это продукция, не закон­ченная производством в пределах данного предприятия. Готовая продукция (ГП) – это продукция, полностью прошедшая производственный цикл на данном предприятии, полностью укомплек­тованная, прошедшая технический контроль, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику).

Логистической операцией назовем любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпо­зиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникно­вением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информаци­онных, финансовых, сервисных потоков. Логистической функцией будем называть обособ­ленную совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.

Логистические операции с материальными потоками в сфере обращения представляют собой операции погрузки, разгрузки, транспортировки, комплектации, складирования, распределения, затаривания.

Логистические операции с материальными потоками в сфере производства сводятся к размещению заказов, управлению складированием, выбору оборудования, продуцентов и постав­щиков, планированию и диспетчированию производственного процесса, учету и управлению запасами.

Логистические операции с информационными потоками сводятся к созданию информаци­онных систем и осуществлению в рамках этих систем действий по сбору, хранению, обработке и передаче информации, сопутствующий материальным потокам, инициирующей эти потоки и управляющей ими.

Логистические операции с финансовыми потоками сводятся к проведению стоимостного анализа на всех этапах экономической деятельности, к составлению бюджетов для всей программы и для ее отдельных миссий и операций с материальными и информационными пото­ками, а также к контролю расходов и запасов, выраженных в денежной форме.

При рассмотрении логистических операций нельзя пройти мимо того общеизвестного обстоя­тельства, что операции с входными или выходными материальными потоками отличаются от таких же операций, выполняемых внутри логистической системы. Суть этих отличий заклю­чается в том, что на входе и выходе экономической системы происходит передача права собствен­ности на товар, каковым являются грузоединицы входных и выходных материальных потоков, а также передача страховых рисков. Внутри же системы при всех преобразованиях, передачах собственником остается то же самое юридическое лицо. Операции без передачи права собствен­ности принято называть односторонними, а с передачей права собственности – двусторонними.

Логистические операции могут быть также подразделены на внешние и внутренние. Внешние операции обеспечивают понимаемые в широком смысле процессы снабжения, взаимодействие с поставщиками и внешними продуцентами, а также распределение готовой продукции.

Классификация логистических операций приведена в табл. 3.

Таблица 3

Таблица классификации логистических операций

Одним из наиболее важных в логистике является понятие логистической системы. Логисти­ческая система (ЛС) – это сложная организационно завершенная (структурированная) эконо­мическая система, которая состоит из элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.

Логистическая система обладает определяющими свойствами, характерными для любой системы, но применительно к задачам логистики эти свойства приобретают конкретизированный характер.

1. Целостность и членимость. Элементы логистической системы должны работать как единое целое, что и является основополагающей концепцией логистического подхода. Без логи­стической системы эти элементы обладают лишь потенциальной способностью к объединению и совместной работе. Однако именно вследствие этой потенциальной способности в результате логистического подхода подобные разрозненные элементы объединяются в единое целое.

2. Взаимосвязанность элементов. Между элементами логистической системы существуют вполне определенные связи как организационного (в том числе договорного) характера, так и технологические и производственные. Элементы, образующие логистическую систему, должны быть связанными друг с другом и взаимообусловливать свое поведение в более значительной степени, чем с элементами, оказавшимися вне этой системы.

3. Организованность совокупности элементов. Потенциальные возможности элементов логи­стической системы образовывать взаимосвязи и объединяться в единое целое воплощаются в реальной системе, если к этим элементам будут применены определенные организующие воздей­ствия. Эти воздействия должны упорядочить связи между элементами и организовать их в неко­торую целостную структуру.

4. Интегративные качества. Это свойство заключается в том, что логистическая система как единое целое проявляет качества, которыми составляющие ее элементы по отдельности не обла­дают. Для этого свойства есть емкое выражение: «Эффект суммы превышает сумму эффектов». Применительно к логистической системе такое свойство является наиболее характерным, потому что эта система должна быть способна поставить нужное изделие в нужное время в нужное место в нужном количестве с наибольшей достигаемой эффективностью. Каждый из элементов матери­альных или информационных потоков, объединяемых в логистическую систему, сам по себе решить эту задачу не в состоянии.

Для логистических систем одним из основных факторов, оправдывающих использование подобной концепции организации и управления, является их способность гибко реагировать и учитывать изменения в рыночной и производственной ситуациях. К числу таких изменений усло­вий внешней среды могут относиться изменения спроса на те или иные товары и услуги, выход из строя технологического оборудования, изменения транспортных тарифов, ввод в строй или вывод из строя тех или иных транспортных каналов, изменения в процентных ставках по кредитованию и т.п.

Поэтому логистическая система представляет собой некоторую производственную систему с обратной связью. Это позволяет корректировать ее функционирование по отклонениям от желае­мого результата. Эта система является также адаптивной. Иными словами, характер выполняемых логистических операций изменяется по ходу функционирования системы под воздействием изме­няющихся внешних условий. Характерной особенностью таких систем являются развитые связи, позволяющие собирать и использовать информацию о текущем состоянии внешней среды.

Любая логистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Звеном логистической системы (ЗЛС) называется некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логи­стическими операциями или функциями.

Звенья логистической системы могут быть трех основных типов: генерирующие, преобра­зующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых указанные три основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях логистической системы материальные (информационные, финансовые) потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т.п. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия-поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, биржи, банки и другие финансовые учреж­дения, предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи и т.д.

Логистическая цепь (то есть цепь, по которой проходят материальный и информационный потоки, начиная от получения исходных компонентов и до передачи готовой продукции потре­бителю) представляет собой линейно упорядоченную совокупность физических и/или юриди­ческих лиц. К таким элементам логистической цепи могут относиться поставщики, продуценты, производственные подразделения, промежуточные, входные и выходные склады, транспортные фирмы, распределительные сети и т.д. В звеньях логистической цепи в соответствии с ходом технологического процесса преобразования входного материального потока в выходной последо­вательно выполняются логистические операции над элементами соответствующих материальных и информационных потоков. Логистические цепи создаются последовательностью взаимосвя­занных производственных подразделений и подразделений сферы обращения.

Логистические цепи стремятся создавать с соблюдением модульного принципа в управлении. При этом учитываются два, казалось бы, взаимоисключающих принципа: сотрудничества и кооперации, с одной стороны, и конкуренции – с другой. Здесь возникает возможность исполь­зовать свободные ресурсы участников логистической цепи для того, чтобы сглаживать колебания условий внешней среды. Гибкость образующейся логистической цепи позволяет специальными разовыми поставками (через созданную при этом сеть каналов распределения и транспортировки) сглаживать пики потребления. Неизбежные риски при этом существенно снижаются.

Информационные связи между отдельными модулями, образующими логистическую цепь, реализуются с помощью совокупности современных средств обработки и передачи информации. Обычно это компьютеризованные системы сбора и обработки информации. Для их построения используются локальные вычислительные сети (ЛВС), в которых обеспечивается сквозная (то есть по всей логистической цепи) передача и обработка информации и двусторонний выход на внеш­ние сети (например, в Интернет). Формат и структура передаваемых и обрабатываемых данных при этом должны регламентироваться с целью обеспечения их совместимости и увязки.

Сами модули логистической цепи могут строиться по иерархическому принципу. Это означает, что наряду с отдельными производственными, складскими, транспортными и т.п. ячейками, формируются их группы, образующие целые производства, транспортные, складские и другие системы. Создаются также такие крупные элементы логистической цепи, как группы предприятий различного профиля.

Общая структура логистической цепи приведена на рис. 11.

– материальные потоки; – информационные потоки

 

Рис. 11. Общая структура логистической цепи

3.3. Важнейшие требования логистики

Логистика способствует повышению эффективности работы фирмы при соблюдении следующих требований:

• поддержание связи логистики с корпоративной стратегией;

• совершенствование организации движения материальных потоков;

• поступление необходимой информации и современная технология ее обработки;

• эффективное управление трудовыми ресурсами,

• налаживание тесной взаимосвязи с другими фирмами в области выработки стратегии;

• учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей;

• определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повы­шения рентабельности;

• тщательная разработка логистических операций.

Целесообразно дать более детальную характеристику указанным требованиям.

1. Связь логистики с корпоративной стратегией. Общепризнано, что все аспекты логисти­ческих операций должны быть непосредственно связаны со стратегическим планом корпорации или фирмы. Это первое и самое главное условие достижения высоких прибылей от применения логистики. Руководители, применяющие логистику на своих предприятиях, уже по-другому подходят к совершенствованию управления движением материальных потоков и всей деятель­ности фирм. В своей деятельности менеджеры фирм постоянно задаются вопросом: обеспечивают ли логистические операции конкурентоспособность компании на рынке? Одним из наиболее общепринятых подходов к завоеванию рыночных позиций руководство фирм считает макси­мальное приближение к потребителю при обеспечении должного качества продукции и логисти­ческих операций. Специалисты в области логистики разработали схему управления, которая предусматривает непосредственные связи логистической деятельности с корпоративной страте­гией (рис. 12).

 

 

Рис. 12. Схема операций при выработке стратегии корпорации

 

2. Совершенствование организации движения материальных потоков. Это требование призывает к такой организации логистических операций, которая дала бы возможность контроли­ровать все функции по выполнению задач, связанных с закупкой, транспортировкой, склади­рованием, хранением запасов и сбытом под эгидой единого коммерческого подразделения. Другими словами, все логистические функции должны быть объединены под соответствующим контролем централизованного и децентрализованного руководства с учетом того, что эффек­тивные решения легче принять, если специальное подразделение отвечает за все тесно связанные между собой логистические операции.

3. Поступление необходимой информации и современная технология ее обработки. Выпол­нение данного требования в логистических системах позволяет фирмам извлекать немалую выгоду. Поэтому успешно функционирующие логистические подразделения рассматривают компьютеризацию как важный источник реализации потенциальных возможностей логистики в деле повышения прибыли. Используя сети электронного обмена данными с потребителями, например, можно повышать конкурентоспособность и долю рынка. Творчески применяя модели на базе ЭВМ, можно также повышать качество обслуживания клиентуры.

Рассматривая должную степень информационного обеспечения как одно из важных условий получения прибыли, компании все активнее стали инвестировать капитал в информационные системы управления, соответственно уменьшая затраты на более привычные и традиционные системы, что немедленно сказывается на результатах работы фирм. Например, вкладывая средства в усовершенствование систем обработки информации, связывающей администрацию, подразде­ления логистики, поставщиков, компании добиваются резкого сокращения уровня запасов сырья (иногда в 15-20 раз).

4. Эффективное управление трудовыми ресурсами играет решающую роль в наладке меха­низма управления материальными потоками. Те фирмы, которые считают квалифицированные кадры самым важным своим ресурсом, могут рассчитывать на эффективное функционирование логистической системы. Вот почему руководство фирм придавало и придает огромное значение вопросам подбора рабочей силы, ее профессионального обучения и подготовки. В последние годы это уже стандартная практика.

5. Тесная взаимосвязь с другими фирмами по выработке стратегии также является одним из требований совершенствования логистики. Благодаря его реализации компании устанавливают тесное сотрудничество со своими партнерами по хозяйственным связям (брокерами, постав­щиками, оптовыми фирмами, потребителями и т.д.). Не меньшее значение стало придаваться координации деятельности внутренних подразделений фирм (производственных отделов, отделов продаж, закупки, маркетинга и т.д.). Опыт подтверждает, что наибольших успехов в увеличении прибыли добиваются как раз те фирмы, в которых установлены прочные связи с внешними и внутренними участниками коммерческих отношений.

6. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей. На основе практического опыта фирмы пришли к выводу, что лучше всего логистические операции, такие как транспор­тировка, складирование и другие, поддаются оценке со стороны учетно-калькуляционных подраз­делений или иных структурных органов, которые результаты деятельности измеряют полученной прибылью. Такую тактику успешно применяют некоторые американские фирмы. Одной из них, сумевших упрочить свои финансовые позиции, является «Ксерокс корпорейшн». Обеспечивая обслуживание по индивидуальным заказам, эта фирма получила существенную прибыль при сбыте продукции. При этом логистические структуры фирмы гарантируют тот уровень сервиса, который требуют руководители производственных подразделений.

7. Определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повы­шения рентабельности является одним из элементов стратегической политики фирм. Для выяв­ления оптимального уровня качества обслуживания определяют дополнительные доходы, достиг­нутые от предоставления высококачественного сервиса, и измеряют отношение прибыли, полу­ченной от него, к затратам, связанным с поддержанием таких уровней. Кроме того, разрабаты­вается ориентированная на рынок программа с указанием уровней логистического обслуживания, из которой видно, как планируется обслуживать потребителей услуг по различным классам (табл. 4), устанавливаемым в зависимости от их доли в объеме продаж, а также срока выполнения заказа.

Таблица 4

Программа обслуживания потребителей

Класс потребителей услуг Доля потребителей в объеме продаж, % Уровень обслуживания, %
А Б В Г Д 60 20 15 3 2 95-98 90-95 90-95 85-90 85-90

 

8. Тщательная разработка логистических операций, как уже отмечалось, – одно из основных требований к логистике, способствующее значительной экономии затрат. В ходе такой разработки фундаментальные проблемы (например, стратегии предпринимательства) увязываются с «малыми» вопросами. Но сделать это возможно лишь при углублении знаний и приобретении всем руководящим составом фирмы большого опыта работы.

Американские специалисты Д. Бушер и Г. Тиндол считают, что выполнение фирмами выше­указанных восьми требований гарантирует взаимосвязь логистики с маркетингом и производ­ством, обеспечивает не только высококачественное проведение всех логистических операций, но и создание эффективного, с низкими издержками сервиса для покупателей, будет содействовать росту прибыли на активы в рассматриваемой сфере деятельности, т.е. повышению конкуренто­способности фирм.

3.4. Основные функции и структуры логистического управления
на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях

Логистика как концептуальный подход позволяет рассматривать с единых позиций матери­альные и информационные потоки различного уровня.

В зависимости от принятого уровня рассмотрения и от степени детализации логистических операций принято различать макрологистику и микрологистику.

Система макрологистики функционирует над несколькими предприятиями или фирмами. Это, как правило, крупная система управления материальными потоками. Она объединяет для достижения единой цели разнородные производственные и торговые предприятия, транспортные и посреднические фирмы. Объединяемые системой макрологистики предприятия и фирмы разли­чаются по своей специализации, масштабам, форме собственности, ведомственной принадлеж­ности, географическому размещению и могут даже относиться к разным государствам. В послед­нем случае система макрологистики решает специфические задачи юридического и экономи­ческого характера, связанные с различиями в транспортном и промышленном законодательстве, таможенными барьерами и др.

В общем случае макрологистика должна решать следующие задачи:

– анализ рынка поставщиков и потребителей;

– выработка концепции распределения и потребления;

– выбор структуры складирования и мест размещения складов;

– выбор видов транспорта;

– организация транспортного процесса;

– определение рациональных направлений движения материальных потоков;

– выбор пунктов поставки сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих;

– выбор схемы доставки и распределения готовой продукции;

– создание общей информационной системы, включая единые формы представления и коди­рования информации и методы ее образования, хранения, переработки и использования.

Микрологистика решает вопросы управления материальными потоками с целью оптими­зации экономической деятельности внутри одного предприятия или фирмы. В этом смысле решаемые с ее помощью вопросы являются локальными. Сами же системы микрологистики могут входить в системы макрологистики как структурные составляющие подсистемы. Системы микро­логистики могут создаваться и функционировать также в рамках самостоятельных производст­венных или торговых предприятий, либо территориальных торговых и производственных комплексов, не выходя за их пределы.

В пределах одного предприятия микрологистика решает следующие задачи:

– планирует и контролирует уровни входных запасов;

– планирует и контролирует уровни промежуточных запасов;

– планирует и контролирует уровни запасов готовой продукции;

– планирует, управляет реализацией и контролирует перемещение изделий в процессе произ­водства внутри промышленных предприятий;

– управляет выполнением транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ.

Между микрологистикой и макрологистикой имеется еще одно фундаментальное различие.

Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые пред­приятия. Взаимодействие между ними базируется на товарно-денежных отношениях и регламен­тируется соответствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу.

Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функциональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, подчиненные его администрации. Взаимодействие между ними базируется на бестоварных отношениях и регламентируется в административном порядке. Административные воздействия на эти службы и подразделения в условиях микроло­гистики должны производиться с такой целью, чтобы обеспечить эффективность экономического функционирования данного предприятия или фирмы в целом.

Структура функций макро- и микрологистики приведена на рис. 13.

Рис. 13. Структура функций логистики на макро- и микроуровнях

 

В рамках макрологистических инфраструктур принято выделять три варианта (рис. 14).

 

Рис. 14. Структуры различных вариантов связей в макрологистике

 

1. Макрологистические системы с прямыми связями (рис. 14 а) – это логические системы, в которых материальный поток движется от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителям без каких-либо посредников.

2. Эшелонированная макрологистическая система (рис. 14 б) – это логическая система, в которой материальные потоки от поставщиков сырья и других компонентов к произво­дителю, а от него к потребителям движутся через посредников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 985; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.1 с.)