Лекция 1. Понятие и механизм управления качеством. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Понятие и механизм управления качеством.



 

Последние десятилетия развития промышленности характеризуются повышенным вниманием к качеству выпускаемой продукции. Выпуск продукции высокого качества рассматривается во всех странах мира как одно из важнейших условий развития национальной экономики.

Это связано с тем, что в настоящее время выживаемость фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность зависит от двух показателей – уровня цены и уровня качества продукции, причем качество постепенно выходит на первое место, опережая по своей значимости показатели производительности труда и экономии всех видов ресурсов.

Повышение качества продукции – характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира.

Конкурентоспособность – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей.

При этом понятие конкурентоспособность применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям.

1.1. Конкурентоспособность предприятия – его способность сохранять ирасширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качеству продукции, так и по отношению к производителям – конкурентам.

Будучи тесно взаимосвязанными, категории конкурентоспособности товара и предприятия имеют существенные различия:

1) конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а в основе исследования конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени, который соответствует периоду функционирования предприятия;

2) конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции и его производственно – технический потенциал;

3) анализ уровня конкурентоспособности предприятия осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара – прерогатива потребителя.

По своей структуре конкурентоспособность предприятия значительно сложней конкурентоспособности продукции, т.к. объём её приложения - вся производственно-экономическая деятельность предприятия.

1.2. Конкурентоспособность продукции – это его относительная характеристика, которая отражает отличие данной продукции от продукции конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

¾ полезностью (качество, эффект от использования);

¾ определяющими затратами потребителя (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию);

¾ конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание).

Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в CCI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.

1.3. Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество - совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные потребности. Международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.

Можно выделить 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствами продукции:

1. Показатели назначения (классификационные показатели, функциональные показатели, конструктивные показатели, показатели состава и структуры).

2. Показатели надежности (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость).

3. Эргономические показатели, характеризуют систему «человек-изделие». (Эргономика изучает человека и его деятельность в условиях современного производства).

4. Эстетические показатели.

5. Показатели технологичности (трудоёмкость, материала и фондоёмкость).

6. Показатели стандартизации и унификации.

7. Патентно-правовые показатели.

8. Экологические показатели (уровень вредных воздействий на окружающую среду).

9. Показатели безопасности.

10. Экономические показатели т.е. затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции.

Поскольку на качество влияет множество факторов, то главная задача заключается в выделении основных факторов для обеспечения контроля и управления качеством продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.005 с.)