Проблемы института семьи в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы института семьи в Республике Беларусь



НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Ивашкевич Ю.М., студентка 3 курса

(г. Минск, Белорусский государственный университет)

Научный руководитель – Русакович А.В., кандидат исторических наук, доцент

 

Институт семьи в Беларуси в настоящее время вызывает определенное беспокойство. Это вызвано, прежде всего, низкими репродуктивными установками у молодых людей, которые считают относительно ранее наличие детей в семье важнейшим фактором бедности, ограничения профессионального роста, активной социальной жизни, отказа от многих потенциальных возможностей. Большинство вступивших в брак не имеют своего жилья. В связи с этим, только у 70% молодых семейных пар ожидаемое число детей соответствует желаемому, а в 2007 г. средний возраст матери при рождении ребенка составил 26,6 лет (при рождении первого ребенка – 24,2, последующих детей – 29,6 лет). Высока доля рождения детей вне зарегистрированного брака – в настоящее время это каждый четвертый-пятый ребенок. Причем, 41,1% - у матерей моложе 20 лет (от всех родившихся у матерей этого возраста), 28,5% - у женщин 35-39 лет, 35,15 – у матерей 40-44 лет.

Низкий уровень рождаемости связан также с массовым распространением однодетной семьи и, следовательно, высокой долей первенцев среди родившихся детей. В 2007 г. в Беларуси их доля составила 57,7%, тогда как в США первенцы составляют 40% всех родившихся, в Швеции – 45%, в России – около 60%.

Однако есть в этом процессе и положительная тенденция для нашей страны. В 2007 г. на 11,3% увеличилось количество детей, рожденных вторыми, на 15,4% - третьими. Практически такая же доля их наблюдается в России, Украине, Польше, Румынии, Франции. В таких странах, как ФРГ, Греция, Чехия, Швейцария, Ирландия этот показатель выше.

Суммарный коэффициент рождаемости по Беларуси наиболее высокий в Брестской и Гродненской областях, где он выше 1,4 ребенка на одну женщину. Самые низкие показатели – в городе Минске (1,11) и Витебской области (1,21). Региональная дифференциация обусловлена прежде всего уровнем экономического развития регионов, развитостью социальной инфраструктуры, культурно-религиозными особенностями и традициями.

Значительной проблемой является высокий уровень разводов, что приводит к воспитанию детей в неполных семьях, в которых возникает целый ряд экономических, морально-психологических и социальных проблем, неблагоприятно влияющих на здоровье членов семьи. Возрастает в последнее время и смертность мужчин в возрасте от 20 до 49 лет. В 2007 г. она превысила смертность женщин в 3,7-4 раза.

Не всегда существует возможность достойного материального обеспечения детей. Так, по данным Детского Фонда ООН (Юнисеф) среди домохозяйств из двух человек (в том числе одного родителя и ребенка) 57,9% имеют в своем составе экономически активных членов, среди состоящих из 3-х человек – 94%. В 2007 г. за чертой малообеспеченности находилось 207,4 тыс. домохозяйств, в настоящее время этот показатель возрос. Таким образом, для одиноких родителей одной из самых актуальных задач является наличие работы и сохранение работоспособности.

Уровень заболеваемости зависит от многих разнообразных факторов: распространенного образа жизни, общей и санитарно-гигиенической культуры, демографической ситуации, экологического состояния окружающей среды, условий работы и проживания, эффективности учреждений здравоохранения, достижений медицинской науки. К сожалению, в начале XXI века наблюдается рост первичной заболеваемости, среди которой наиболее удельный вес занимают болезни органов дыхания (51,3%), особенно возросли психические расстройства, новообразования, болезни системы кровообращения, костно-мышечной системы, инфекционные и паразитарные травмы и отравления и др.

Социально острой проблемой для Беларуси продолжает оставаться пьянство, алкоголизм и наркомания. За 2000-2006 гг. заболеваемость алкоголизмом и алкогольными психозами выросла у мужчин на 75,6%, а у женщин – увеличилась на 41,4%, токсикоманией – с 215 больных на 100 тыс. населения в 2000 году до 572 больных в 2006 году.

Таким образом, основными факторами, отрицательно влияющими на здоровье населения, являются психоэмоциональные перегрузки, нестабильность экономической ситуации, возрастающая алкоголизация населения, экологическое неблагополучие, рост цен на продовольствие и лекарственные препараты и др.

Следует отметить, что остается проблема обеспеченности детскими дошкольными учреждениями, особенно в сельской местности, значительно уменьшилось число внешкольных учреждений, обеспечивающих воспитание и обучение детей.

Подводя итоги выше сказанному, хотелось бы отметить, что к объективным и субъективным причинам неблагополучия семьи, прежде всего, относятся нестабильный экономический уровень жизни населения; наличие правовых пробелов в законодательстве в области брака и семьи; низкая обеспеченность молодых семей жильем; недостаточная престижность в стране института брака; негативные тенденции в социуме, выражающиеся в росте алкоголизма, наркомании, правонарушений; индивидуализация жизни как социально-психологическая тенденция; нерациональное распределение между супругами домашних обязанностей и участия в воспитании детей, низкий уровень личностных установок и знаний о брачно-семейных отношениях, отсутствие общей семейной цели и цели в воспитании детей; наличие вредных привычек, состояние физического и психологического здоровья родителей и детей.

 

 

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

Искарадова В.С., студентка 5 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Циркунова Н.И., старший преподаватель

 

Проблема мотивов выбора профессии всё больше и больше привлекает к себе наше внимание. Что понимать под мотивами деятельности человека: свойство ли это или состояние личности, внутреннее или внешнее побуждение к действию, или же мотив представляет собой единство перечисленных факторов? [1, с. 121] Чаще всего в психологической литературе встречается следующее определение мотива.Мотив – это совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих деятельность личности и определяющих её направленность [1, с. 204].

Вопрос мотивов выбора профессии по праву занимает центральное место в решении проблемы профессиональной ориентации.

Для выявления мотивов выбора профессии нами была составлена анкета и проведено исследование на базе Витебского государственного университета им. П.М. Машерова, и на базе Витебского государственного медицинского университета. В качестве респондентов выступили студенты – психологи 1 – го, 3-го и 5-го курсов и студенты-медики 1-го, 3-го и 6-го курсов.

Результаты нашего исследования по выявлению мотивов выбора профессии оказались следующими.

Для студентов-психологов доминирующими мотивами выбора профессии явились: желание помочь людям справиться с психологическими тяготами жизни, сделать их счастливее; стремление овладеть престижной профессией; интерес к проблемам психологии; надежда обрести оптимальные условия для саморазвития, личностного роста; романтика профессии; стремление разрешить личные психологические проблемы, помочь себе. Следует отметить следующую особенность, что у студентов 1-го курса ведущими мотивами выбора профессии явились: интерес к проблемам психологии 18%; надежда обрести оптимальные условия для саморазвития, личностного роста 11%. Для 3-го курса - интерес к проблемам психологии 24%; надежда обрести оптимальные условия для саморазвития, личностного роста 19%; стремление овладеть престижной профессией 14%; стремление разрешить личные психологические проблемы, помочь себе 14%. Для студентов 5-го курса - стремление овладеть престижной профессией 31%; желание помочь людям справиться с психологическими тяготами жизни, сделать их счастливее 13%.

Незначительное количество опрошенных, указали, что выбор профессии оказался случайным или связан с романтикой профессии; стремлением разрешить личные психологические проблемы, помочь себе.

В ходе проведённого нами исследования, такая же картина по мотивам выбора профессии обнаружилась и у студентов-медиков.

Ведущими мотивами выбора профессии у них явились: стремление овладеть престижной профессией; интерес к проблемам медицины; желание помочь людям справиться с их болезнями; надежда обрести оптимальные условия для саморазвития, личностного роста.

У студентов первого курса, доминирующими оказались мотивы: желание помочь людям справиться с болезнями 39%; интерес к проблемам медицины 34%. Ведущие мотивы у студентов 3-го курса: желание помочь людям справиться с болезнями 46%; интерес к проблемам медицины 45%; стремление овладеть престижной профессией 29%. Для студентов 6-го курса: желание помочь людям справиться с болезнями 42%; интерес к проблемам медицины 40%, стремление овладеть престижной профессией 25%.

Для нашего исследования важным было выявить удовлетворённость содержанием обучения студентов – психологов и студентов – медиков.

Удовлетворены содержанием обучения на факультете 95% студентов-психологов 1-го курса, не удовлетворены - 5%. Не удовлетворены 58% студентов-психологов 3-го курса, удовлетворены 42%. Не удовлетворены содержанием обучения на факультете 72% студентов-психологов 5-го курса, удовлетворены лишь 28%.

Удовлетворены содержанием обучения на факультете 83% студентов-медиков 1-го курса, не удовлетворены - 17%.

Удовлетворено 82% студентов-медиков 3-го курса, не удовлетворены 18%.

Не удовлетворены содержанием обучения на факультете 52% студентов-медиков 6-го курса, удовлетворены 48%. Как мы видим, независимо от специальности, более удовлетворены содержанием обучения студенты 1 и 3 курсов, не удовлетворены студенты выпускных курсов.

Результаты нашего исследования обнаружили связь между мотивами выбора профессии и степенью удовлетворенности содержанием обучения в ВУЗе.

Мотивами выбора профессии студентами-психологами, удовлетворёнными содержанием обучения в ВУЗе являются: интерес к проблемам психологии (студенты 1-го и 3-го курса); надежда обрести оптимальные условия для саморазвития, личностного роста (студенты 3-го курса); стремление овладеть престижной профессией (студенты 5-го курса).

Мотивами выбора профессии студентами не удовлетворённымисодержанием обучения в ВУЗе являются: стремление разрешить личные психологические проблемы, помочь себе (студенты 3-го и 5-го курса); так сложились обстоятельства (студенты 1-го курса).

Мотивами выбора профессии студентами-медиками удовлетворёнными содержанием обучения в ВУЗе являются: интерес к проблемам медицины (студенты 1-го, 3-го и 6-го курса); надежда обрести оптимальные условия для саморазвития, личностного роста (студенты 3-го и 6-го курс).

Мотивами выбора профессии студентами, неудовлетворёнными содержанием обучения в ВУЗе являются: стремление справиться со своими заболеваниями, помочь себе (студенты 3-го и 6-го курса); так сложились обстоятельства (студенты 1-го курса).

Мы считаем, что у студентов, удовлетворённых содержанием обучения, сформировано более чёткое представление о собственном профессиональном Я, оно полнее и адекватнее. И скорее всего ожидания таких студентов к концу их обучения будут оправданы, в отличие от студентов не удовлетворённых содержанием обучения на факультете.

Можно предположить о том, что студенты, не удовлетворённые содержанием обучения, не ориентированы на психологическую и медицинскую деятельность, и при возможности изменили бы выбор на другую профессию. Однако необходимо отметить тот факт, что студенты – психологи 5-го курса и студенты – медики 6-го курса не удовлетворены содержанием обучения, и поскольку это представление за время обучения не изменилось, то это должно быть поводом для размышления о содержании и качестве учебного процесса.

Мотивы выбора профессии оказывают своё влияние не только на профессиональное самоопределение, но и на её устойчивость. Критериями устойчивости, как указывает в своём исследовании Н.В Кузьмина [2, с. 92] является поступление в данное учебное заведение в случае повторного выбора профессии.

Повторно осуществили бы выбор профессии 79% студентов-психологов 1-го курса, 58% - студентов 3-го курса, 33% - студентов 5-го курса. Не повторили бы свой выбор 21% студентов-психологов 1-го курса, 42% студентов 3-го курса и 67% - 5-го курса.

Таким образом, мы видим, что выбор профессии наиболее устойчив у студентов 1-го и 3-го курсов.

Схожая тенденция наблюдается и у студентов-медиков:

Повторно осуществили бы выбор профессии 90% студентов 1-го курса, 86% - студентов 3-го курса, 38% - студентов 6 –го курса. Не повторили бы выбор профессии 10%- студентов 1-го курса; 14% - студентов 3-го курса; 62% - студентов 6-го курса.

Можно отметить, что выбор профессии устойчив у большинства наших испытуемых. Наиболее устойчив он у студентов 1-го и 3-го курсов.

Это свидетельствует о том, что выбор профессии был осознан.

Но необходимо отметить, что у студентов – психологов 5-го курса и у студентов – медиков 6-го наблюдается обратная тенденция. Возможно, это связано с тем, что студенты старших курсов реальнее осознают свою роль как специалиста и предъявляют повышенные требования к своим знаниям, умениям и навыкам.Также можно предположить о том, что на протяжении обучения студенты разочаровались в своём выборе профессии.

Как отмечает Э. Ф.Зеер на основе мотивов выбора профессии у студентов формируются и мотивы будущей профессиональной деятельности. [3, с. 248]

Об особенностях мотивации последующей трудовой деятельности можно судить на основе анализа того, какие критерии являются наиболее значимыми для будущей профессии.

Студенты-психологи не зависимо от курса считают, что их профессия очень важна для общества (32%); интересна сама по себе (32%); высоко оплачивается (27%); делает человека самостоятельным и независимым (12%); создаёт условия для творчества (5%); большой отпуск (5%); способствует достижению видного положения в обществе (5%).

В свою очередь, студенты-медики также указали на то, что выбранная ими профессия очень важна для общества (52%); интересна сама по себе (19%); делает человека самостоятельным и независимым (17%); высоко оплачивается (10%); способствует достижению видного положения в обществе (2%).

Мы видим, что на медицинском и психологическом факультетах предпочтение отдается мотиву, который основывается на полезности выбранной профессии для общества. Студенты осознают необходимость приносить пользу людям, связанную с общественной установкой на значимость профессиональной деятельности. Важным для них является удовлетворение потребности в самореализации и получение определенных материальных благ.

Как утверждает И. В. Вачков, на выбор профессии влияют различные факторы. У студентов-психологов, независимо от курса обучения основными факторами выбора профессии являются:фактор «собственное решение (60,3%), что свидетельствует о правильности выбора профессии, фактор «газеты, радио, телевидение» (7%). На фактор «пожелание родителей» указали (6,3%) опрошенных; «личный пример человека, работающего в этой области» (9%). Стоит отметить, что около (9%) испытуемым «было совершенно безразлично, куда идти».

У студентов-медиков, можно отметить похожую картину основных факторов выбора профессии. Итак, независимо от курса обучения основным, наиболее важным фактором выбора профессии являетсяфактор «собственное решение» (44,6%), что свидетельствует о правильности выбора профессии. Немаловажным при выборе профессии оказался фактор «газеты, радио, телевидение» (5,6%). На фактор «пожелание родителей» указали (6,6%) опрошенных; «личный пример человека, работающего в этой области» (18,3%). Стоит отметить, что около (10%) испытуемым «было совершенно безразлично, куда идти.

По полученным нами данным, 75% испытуемых положительно относятся к профессии психолога, 25%- отрицательно.

У студентов – медиков независимо от курса обучения, положительное отношение к профессии врача наблюдается у 69%, отрицательное – у 31%.

Это говорит о том, что испытуемые на протяжении своего обучения не разочаровались в выбранной профессии, поскольку в основном у всех студентов выбор профессии – это собственное решение, у них отмечается интерес к психологии и медицине. И в будущем они намерены посвятить себя профессии.

В ходе исследования, мы увидели, что положительное отношение к избранной профессии оказывает влияние на уверенность студентов в получении к концу обучения необходимых знаний, умений и навыков для успешной деятельности.

Необходимо отметить тот факт, что 47% студентов-психологов считают, что к концу обучения смогут получить необходимые знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности. Однако 53% отметили, что к концу обучения необходимые знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности они получить не смогут. Возможно, это связано с тем, что 90 % студентов, независимо от курса обучения хотели бы иметь более практикоориентированную подготовку.

В свою очередь, 82% студентов – медиков также считают, что к концу обучения смогут получить необходимые знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности. Около 28% студентов считают, что к концу обучения не смогут получить необходимые знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности. Это также может быть связано с тем, что многие студенты хотели бы иметь больше клинических предметов, больше практической деятельности.

Результаты проведённого исследования показывают важность своевременного выявления компонентов профессиональной деятельности студентов: мотивов выбора профессии, отношения к профессии, удовлетворённость своим профессиональным выбором и уровнем получаемых знаний.

Таким образом, мотивы выбора профессии влияют на отношение к профессии, на удовлетворенность образованием и профессиональным выбором.

 

Список цитированных источников:

1. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - Т.2– М.:Педагогика,2003 -859с.

2. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя / Н.В. Кузьмина. - М., 1990. - 356 с.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер.- Екатеринбург, 2003. - 244 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.074 с.)