Государство и личность: взаимная ответственность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и личность: взаимная ответственность



 

Бошукова Ю.А., студентка 2 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Петров А.П., кандидат юридических наук, доцент

 

«Защита прав и законных интересов ребенка обеспечивается комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, прокуратурой и судом, а также иными организациями, уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты прав и законных интересов детей», - определяет статья 3 Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка» [2].

Неотъемлемый признак правового государства - взаимная ответствен–ность государства и личности.

В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством, в правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы.

Эта идея была сформирована ещё в эпоху Просвещения И. Кантом: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

Содержание принципа взаимной ответственности предусматривает наличие двух аспектов: ответственность гражданина перед государством и ответственность государства перед гражданином.

В статье 2 Конституции Республики Беларусь закреплено: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией [1].

Ответственность государства перед гражданином – это своеобразный способ ограничения политической власти в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления.

Устанавливая в законодательной форме свободу личности, само государство не свободно от ограничений в собственных действиях, оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями и другими государствами.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей.

Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:

1) ответственность правительства перед представительными органами;

2) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением;

3) импичмент (процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц).

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств, взятых на себя государственными структурами могут быть:

1) референдумы;

2) опросы;

3) отчеты Президента, Премьер-министра, министров, депутатов перед избирателями.

В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов. Личность соглашается на определенные ограничения со стороны государства и обязуется подчиняться общим требованиям государства.

Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Виды юридической ответственности по отношению к личности, нарушившей правовые нормы:

- уголовная (применяется только за преступления; никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством);

- административная (наступает за совершение административного проступка на основе законодательства об административных правонарушениях и выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, административный арест, лишение специального права и т.п.);

- гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Полное возмещение вреда — основной принцип гражданско-правовой ответственности);

- дисциплинарная (применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины; для наложения взыскания должны быть затребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины; налагается администрацией предприятия, учреждения, организации; меры дисциплинарной ответственности — выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.);

- материальная (наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей).

Таким образом, реализация принципа взаимной ответственность государства и гражданина гарантирует существование подлинно правового государства, дает возможность государству и гражданину предъявлять взаимные требования, позволяет применять меры принуждения по отношению к субъектам, нарушающим установленный порядок.

Отношения между государством и личностью должны быть партнерскими и осуществляться на основе взаимной ответственности.

Формирование правового государства чрезвычайно сложный процесс, который в юридическом аспекте непосредственно связан с утверждением в законодательстве и практике организации и деятельности всех субъектов права соответствующих принципов: приоритет прав и свобод человека и гражданина, верховенство права, разделение властей, взаимная ответственность государства и гражданина и др. Только их полное и точное соблюдение и исполнение в своей совокупности даст положительные результаты, которые будут соответствовать конституционным положениям.

 

Список цитированных источников:

1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. № 2875- XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996 г., 17.10.2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО “ЮрСпектр”, Нац. центр правовой информ. – Минск, 2011.

2. О правах ребенка: Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 г. № 2570-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО “ЮрСпектр”, Нац. центр правовой информ. – Минск, 2011.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА

 

Воронова Е.П., студентка 4 курса

(г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова»)

Научный руководитель – Башаркина Е.А., кандидат педагогических наук,

доцент

 

Одной из самых острых проблем современного общества является приверженность большого числа людей к злоупотреблению спиртными напитками.

Проблема употребления алкоголя подростками очень актуальна в наши дни. Во всём мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. Как свидетельствуют различные данные, происходит неуклонное «омоложение» этих социальных девиаций. Более чем 50 % подростков впервые пробуют алкоголь в возрасте 14-16 лет, 10 % — в 17-19 лет. До 14 лет в первый раз приобщаются к алкоголю более 30 % подростков [1].

В связи с этим во многих странах мира, а также в Республике Беларусь все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди молодёжи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков молодёжью, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем подростками.

Проведенные еще в советское время исследования Ба­баяна Э.А, М.X. Гонопольского М.Х, показали, что к 8-му клас­су успевали узнать вкус спиртного примерно 70 % мальчиков и 30 % девочек.

Наиболее широко пьянство распространено среди педагогически запущенных подростков и несовер­шеннолетних правонарушителей. Такие подростки начина­ют пить особенно рано, пьют систематически, в результате чего у многих из них к юношескому возрасту формируется алкоголизм.

Как показывают результаты исследований (Буторина Н. Е., Личко А. Е., Рубиной Л. П.), чем больше подростковая группа склонна к правонарушениям, тем сильнее в ней процветает пьянство.

Исследованием различных аспектов данной проблемы занимались многие ученые: Галагузова М.А., Кошкина Е.А., Стрелец О.П. (педагогические и со­циальные аспекты подросткового алкоголизма), Личко А.Е, Москаленко В.Д. (психо­логические аспекты ранней алкоголизации подростков), Золотников А.Г., Левин Б.М., Пятницкая И.Н. (причины и последствия ранней алкоголизации подростков).

Основными причинами ранней алкоголизации подростков являются:

1. Педагогическая неграмотность родителей.

Существуют предрассудки и заблуждения о целебном действии алкоголя. Среди родителей бытует представление, что употребление небольших доз спиртного в раннем детстве предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте.

2. Отрицательные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Родители злоупотребляют спиртными напитками, распивают спиртное в присутствии детей. В состоянии алкогольного опьянения могут предлагать спиртное своим детям. Дети адаптируются к данной ситуации, спокойно ее воспринимают, приобщаются к алкоголю.

3. Пьющие родственники и их устойчивые алкогольные традиции.

В укоренении алкогольной традиции роковую роль играет воспитание подростков в семьях в усло­виях систематического употребления спиртных напитков с угощением подростков. Биологическими исследованиями доказано, что сам алкого­лизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей[3].

В качестве основных причин алкоголизма у подростков Егоров А.Ю. называет следующие пять. [2]:

1) Неблагополучие семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений - важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания. Выделяют несколько типов семей, в которых подросток начинает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семьях:

1. конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. В таких семьях искажается восприятие близких.

2. десоциализированные семья, ведущий аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. Такая семья активно формирует у детей агрессивно-оборонительное отношение к внешнему миру, так как все время находится в постоянном конфликте с окружающим ее социумом. В таких семьях отсутствует контроль за подростком.

2 ) Ухода от проблем и самоутверждение. Одна из причин алкоголизма подростков - усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна.

3) П сихологические особенности личности. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у подростка часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожденная аномалия, заболевание психики и т.д.) у подростка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

4. Времяприпровождение. Подростки, не посещающие внешкольные детские и юношеские учреждения, не участвующие в деятельности общественных организаций, испытывают избыток свободного времени. Объединенные в компании, незанятые полезной деятельностью, подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки.

5) «Позитивная» реклама. Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. Социологи считают, что примеры пьющих актеров, а в основном, они играют положительные роли, наиболее действенная форма вовлечения подростков в пьянство.

Многие исследователи среди причин, способствующих формированию пьянства у подростков, выделяют недостаточность антиалкогольного воспитания в школе, ошибочное представ­ление об истинных свойствах алкоголя, терпимость общест­ва к пьянству подростков, высокооплачиваемость неквали­фицированного труда, не стимулирующего подростков к профессиональному росту и образованию, и др.

Социально-педагогическая поддержка подростков должна быть направлена на разрушение определенных негативных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Социально – педагогическая поддержка осуществляется путем формирования у подростка интереса к кружкам, спорту; формирование основ правовой культуры подростка. Также необходима работа по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры, взаимоотношений между членами семьи.

Главным условием эффективной профилактики подросткового алкоголизма является информирование подростка (родителей, социального окружения) о проблеме и последствиях. Разработаны технологии профилактики алкоголизма среди детей и подростков. Эти технологии могут использовать в своей практической работе педагоги образовательных учреждений, психологи, социальные работники. Например, информационные и образовательные технологии являются основными в профилактике алкоголизма. Информационные технологии позволяют демонстрировать видеоматериалы, профилактические ролики, электронные материалы отражают позитивный опыт профилактики подросткового алкоголизма, для их последующего анализа, обсуждения, осуществления воспитательного воздействия на подростках, склонных к употреблению спиртных напитков. Мотивационные и терапевтические технологии представляет собой комплексное лечебное воздействие с помощью психологических средств на психику больного, на его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде. Психотехнологии являются основой любой программы социальной профилактики алкоголизма, и они играют большую роль в реабилитации больных.

Все профилактические мероприятия делятся на три типа: первичная, вто­ричная и третичная профилактика [4].

Первичная, или социальная профилактик направлена на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды.

Первичная профилактика подросткового алкоголизма состоит в предупреждении негативного влияния алкогольных обычаев микросоциальной среды, формирование у подростков таких нравственных и гигиенических убеждений, которые бы исключали и вытесняли саму возможность любых форм злоупотребления спиртными напитками.

Вторичная профилактика подросткового алкоголизма состоит в выявлении групп подростков, наиболее склонных к алкоголизму, и больных, максимально ранней формы алкоголизма; представлена полным и комплексным осуществлением лечебных мероприятий, оздоровлением микросоциальной среды, применением всей системы мер воспитательного воздействия в семье.

Третичная профилактика подросткового алкоголизма направлена на предупреждение прогрессирования заболевания и его осложнений, реализуется в противорецидивной, поддерживающей терапии, в мероприятиях по социальной реабилитации подростков.

Все мероприятия по профилактике подросткового алкоголизма могут быть подразделены на два ведущих направления [4]:

1) Корригирующее на правление, определяющее разрыв звеньев развития алкоголизации от алкогольных обычаев до признаков алкогольной болезни.

2) Компенсирующее направление, определяющее формирование у подростков таких нравственных качеств, которые противодействуют возникновению социальных отклонений в их сознании, деятельности и поведении.

Педагоги, организующие и осуществляющие профилактическую работу по профилактике подросткового алкоголизма должны быть личностно заинтересованы в ожидаемых результатах. Данная работа должна иметь психолого – педагогическое сопровождение и научную поддержку.

 

Список цитированных источников:

1. Гуревич, И.Н. Уровень и модели употребления алкоголя подростками / И.Н. Гурвич // Мир детства. - 2002. - №2. - С. 24-31.

2. Егоров, А.Ю. Рано начинающийся алкоголизм / А.Ю. Егоров. - М., 2002. - 50-54 с.

3. Иванец, Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения / Н.Н.Иванец. – М., 1999.-108 с.

4. Сирота, Н.А., Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков // Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М., 2001. - 187 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.034 с.)