Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального



СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Данещик Ю.С., магистрантка

(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)

Научный руководитель – Дроздова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент

Изучением проблемы формирования словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) занимались О.Е. Громова, Г.И. Жаренкова, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, В.И. Логинова, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович и др. [5]. В их исследованиях рассматривается в большей степени именное словообразование с использованием суффиксальных деривационных средств, в то время как образование глагольного класса представляет собой одно из звеньев словообразовательной системы русского языка и именно префиксация является главным, определяющим способом деривации в сфере глагольного класса. Кроме того, приставочные глаголы служат обширной базой для образования слов других лексико-грамматических классов – существительных и прилагательных. Именно глаголу в лингвистической литературе отводится центральная роль в организации синтаксических единиц, являющихся структурными элементами коммуникативной единицы – предложения.

Вследствие процессов компьютеризации и информатизации современного общества, позволяющих значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, а также индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи, наблюдается высокий интерес к использованию информационных технологий в качестве одного из средств логопедической работы. Мультимедийные презентации предоставляют широкие возможности в достижении учителем-логопедом определенных словообразовательных задач.

С целью выявления отношения учителей-логопедов к использованию информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в логопедической практике с дошкольниками проводилось анкетирование. В нём принимали участие 27 человек. По полученным результатам выявлено:

- 78% педагогов ответили, что у них нет возможности использовать ИКТ на занятиях, у 15% - есть такая возможность, и у 7% - не всегда есть;

- 78% учителей-логопедов не используют ИКТ на своих занятиях, 15% - иногда используют, 7% - используют регулярно;

- 67% анкетируемых уместным считают использование ИКТ на этапе закрепления материала, 15% - на этапе объяснения нового материала, 7% - подведения итогов (рефлексивном этапе), 11% - на организационном;

- наибольшее предпочтение учителя-логопеды отдают обучающим компьютерным играм (37%), далее – мультимедийным презентациям (22%), слайдшоу (22%), затем – компьютерным играм (19%);

- педагоги используют на занятиях следующие виды работ с применением ИКТ: демонстрация материала во время занятия на мониторе компьютера (ноутбука) – 19%, демонстрация материала во время занятия с использованием мультимедийного проектора – 7%, предлагаемые материалы используют в качестве домашнего задания родителям – 7%, самостоятельная работа детей на персональном компьютере – 4%, остальные (63%) - не используют;

- основными задачами использования ИКТ в работе учителя-логопеда видят: повышение мотивации у детей с нарушениями речи на логопедических занятиях (78%), развлекательная минутка (11%), повышение престижа логопедических занятий в глазах коллег и родителей (7%), обучение детей практическим умениям работы с компьютером (4%);

- учителя-логопеды, не использующие ИКТ на своих занятиях, объясняют это: неимением компьютера и других средств для занятия (67%), неимением достаточно знаний о теории и методике использования ИКТ (15%), неимением желания использовать ИКТ (11%), неумением работать с компьютером (7%);

- на вопрос о том, хотели бы анкетируемые использовать ИКТ на своих занятиях, 74% - ответили положительно, 15% - не могут определиться (не знают), 11% - не заинтересованы в данном виде работы.

В целом, отношение учителей-логопедов к использованию ИКТ на логопедических занятиях можно характеризовать как положительное (48% считают обязательным), только 22% - не видят необходимости, 19% - считают уместным использование ИКТ в рамках кружка и 11% - относятся положительно и предлагают использование ИКТ на занятиях выборочно.

Для формирования умения образовывать глаголы префиксальным способом у старших дошкольников с общим недоразвитием речи могут использоваться компьютерные мультимедийные презентации, которые с помощью анимации предоставляют возможность визуализации действия глаголов движения.

Программа PowerPoint 2003(2007), входящая в состав пакета офисных приложений MicrosoftOffice, позволяет самостоятельно создавать и демонстрировать компьютерные мультимедийные презентации. Компьютерная мультимедийная презентация – это последовательность слайдов, объединённых общей тематикой. Слайдами в PowerPoint называются страницы с визуальной информацией [4].

Использование мультимедийных презентаций на логопедических занятиях с дошкольниками сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного их обучения. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип фасциации (принцип привлекательности). Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счёт использования учителем-логопедом в ходе занятия мультимедиа презентации.

Применение на занятии компьютерных упражнений различного уровня сложности, проверочных игровых работ и других видов заданий позволит учителю-логопеду за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Занятия с использованием мультимедийных презентаций не только оживляет учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности старшего дошкольного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Дети с ОНР испытывают трудности в образовании префиксальных глаголов, не различают тех действий, которые представлены на картинках (в частности, глаголов движения). И данном случае мультимедийные презентации предоставляют широкие возможности в достижении учителем-логопедом определенных словообразовательных задач. С помощью анимированной картинки (глагола движения), представленной в мультимедийной презентации, детям будет понятнее значение того или иного глагола, которое обычная картинка не всегда способна адекватно отобразить.

Технология создания презентаций в программе MicrosoftPowerPoint не требует углубленных знаний и навыков программирования, доступно, при желании и наличии материальной базы, практически всем педагогам. Необходимые фото- и видеоматериалы можно найти в Интернете или собрать самостоятельно и с помощью родителей.

Применение презентаций на логопедических занятиях интересно большинству детей и, что немаловажно, самому педагогу. Как правило, процесс усвоения того или иного материала заключается в многократном повторении одних и тех же примеров, вызывающих у детей утомление и пресыщение однообразной деятельностью. Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры, что стимулирует ребёнка к выполнению задания. Правильно подобранные с учётом зоны актуального и ближайшего развития ребёнка задания дают ему возможность наглядно увидеть результат своих усилий, повысить самооценку, снизить неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность [1].

Создание учебной презентации для дошкольников с ОНР имеет ряд особенностей. Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам занятия на компьютере с дошкольниками 5-6 лет могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, поэтому просмотр и обсуждение презентации не могут длиться дольше этого времени. После занятий необходима небольшая гимнастика для глаз.

Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, логопед удерживает непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создаёт положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление [2].

Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий. Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занимались более одного ребёнка. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и групповых занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора и экрана, достаточно большого монитора и пр.

Предлагаемый лексический материал должен быть доступен как по семантике, так и по слоговой структуре. Входящие в презентацию задания должны способствовать развитию мотивации достижения, созданию ситуации успешности. Выяснено, что дети лучше воспринимают несколько коротких заданий, чем одно длинное. Удобно, если каждая презентация посвящена какой-то одной лексической теме.

Структура презентации может выглядеть следующим образом:

1) название;

2) информация для учителей-логопедов: цель презентации, для кого предназначена, на какой возраст рассчитана;

3) текстовый материал, представленный в сюжетной форме;

4) картинки с анимацией (и звуком), помогающие ребёнку образовать тот или иной префиксальный глагол.

Задания могут содержать упражнения на развитие памяти, зрительного восприятия, преобразование слов, согласование их в роде [1].

Таким образом, мультимедийные презентации могут выступать как альтернативное средство работы с дошкольниками, имеющими ОНР, не исключая традиционных приемов и форм работы, а дополняя и привнося разнообразие в их содержание.

 

Список цитированных источников:

1. Вренева, Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи // Логопед / Е.П. Вренева. – 2010. – №5. – С. 46–52.

2. Глушкова, Е.К., Леонова Л.А. и др. Гигиенические требования к занятиям дошкольников. // Информатика и образование. – 1990 – № 6. – С. 102–104.

3. Глушкова, Е.К. Компьютер в детском саду. // Дошкольное воспитание / Е.К. Глушакова, И.П. Леонова. – 1990. – №10 – С. 44–49.

4. Ланге, П. Мультимедиа как зеркало будущего информационного общества / П. Ланге, А. Барон. // СРЕДА. – 1996. – № 5–6. – С. 48–54.

5. Сулима, И.А. Формирование префиксального глагольного словообразования как структурно-смыслового компонента предложений и сочетаний слов у младших школьников с ЗПР: автореф. дис. …канд. пед. наук: 07.09.03 / И.А. Сулима,– М., 2001. – 22 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.005 с.)