Экспертная оценка качества продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспертная оценка качества продукции



Экспертные методы совместно с методами, основанными на измерениях или расчетах, и самостоятельно применяются для решения следующих задач:

1) оценивание показателей с помощью органов чувств (органолептическое);

2) определение номенклатуры показателей качества;

3) определение коэффициентов весомости показателей;

4) выбор базовых образцов для оценки уровня качества.

Экспертное оценивание осуществляют экспертные комиссии,

включающие рабочие группы.

Экспертное оценивание качества продукции осуществляется в четыре этапа.

На первом подготовительном этапе осуществляется формирование целей оценки и формирование рабочей и экспертной групп.

На втором этапе работы осуществляется выбор методов, способов и процедур оценивания. Он выполняется рабочей группой. Рабочая группа учитывает особенности оцениваемой продукции, установленные сроки

выполнения работы, ее трудоемкость, области возможного использования

полученных результатов.

Для получения суждений экспертов используются методы опроса.

Методы опроса экспертов делятся на групповой и индивидуальный. При групповом - совместно опрашивается вся группа или ее часть. При индивидуальном - осуществляется опрос каждого эксперта отдельно.

Процедуры опроса экспертов включают интервьюирование, |11мчирование и смешанное анкетирование.

При интервьюировании суждение эксперта выявляется в процессе свободной беседы в рамках определенного плана. Интервьюирование применяется при опросах, когда порядок вопросов и их содержание зависят от характера ответов на предыдущие вопросы.

При анкетировании эксперт заполняет карту опроса, отвечая на содержащиеся в ней вопросы. Анкетирование применяется при заочном способе индивидуального опроса.

Пи смешанном анкетировании эксперт заполняет карту опроса, получая все необходимые разъяснения от лица, проводящего опрос.

Третий этап работы осуществляется экспертной группой, члены и порой выражают свои суждения в соответствии с установленными на втором этапе методами, способами и процедурами.

На четвертом, заключительном этапе работы экспертной комиссией осуществляется обработка экспертных суждений и оформляется экспертное заключение.

Задача органолептического оценивания качества возникает тогда, когда нужно оценить сенсорно воспринимаемые свойства продукции, такие как вкус продукта питания, цвет ткани, различимость шрифта, соответствие моде одежды.

В этом случае задача заключается в создании шкалы порядка, в которой может быть осуществлена оценка. Обычно роль такой шкалы выполняет балльная шкала оценок.

Балльная шкала служит для назначения оцениваемому свойству количественных характеристик, являющихся мерой этого свойства.

Основной характеристикой балльной шкалы является диапазон — количество градаций, которое включает шкала, то есть количество оценочных точек. В то же время масштаб, то есть разность между баллами, (оответствующими двум соседним градациям, не имеет значения. Например, шкала с высшей оценкой в 5 баллов с градациями через 0,5 о.шла имеет тот же диапазон, что и шкала с высшей оценкой в 100 баллов с градациями через 10 баллов. Если в этих шкалах не используется 0, то все они являются 10-балльными.

Число градаций применяемой шкалы определяется исходя из характера решаемой задачи с учетом опыта по оценке качества аналогичной продукции, количества участвующих в работе экспертов, требуемой


точности результата и возможностей качественного описания количественных градаций.

Для экспертного оценивания качества продукции, как правило, используются шкалы с нечетным числом градаций, в которых имеется средний уровень. Наиболее предпочтительными являются шкалы с пятью и семью градациями качества по оцениваемому свойству, причем количество градаций может совпадать (вариант 1) или не совпадать (вариант 2) с количеством баллов.

Выбор одного из двух приведенных вариантов (таблица 4.1 и 4.2) или иного варианта шкалы оценок осуществляется рабочей группой на втором этапе работы экспертной комиссии. На третьем этапе эксперты дают свою балльную оценку качества продукции. На четвертом этапе рабочая группа обрабатывает экспертные оценки.

Таблица 4.1 - Вариант 1
Градация Балл Качественная оценка
    отличное качество
    хорошее качество
    среднее качество
    плохое качество
    очень плохое качество
Таблица 4.2 - Вариант 2
Градация Балл Качественная оценка
    очень высокое качество
    высокое качество
    выше среднего качество
    среднее качество
    ниже среднего качество
    низкое качество
    очень низкое качество

 

 


 

Необходимость определения весомости различных показателей качества возникает при выборе ограниченной совокупности показателей осуществления сопоставительной оценки качества с использованием метода средневзвешенного показателя. Определение номенклатуры показателей качества может осуществляться тремя способами. Первый способ - выбор некоторого (заранее неизвестного) числа существенных в каком-то смысле показателей из заданного исходного списка. Второй способ - формирование списка существенных показателей («с чистого листа»). Третий способ - выбор из заданного списка определенного числа существенных, «весомых», показателей (при установленном их количестве).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.006 с.)