Тема 4. Механизм функционирования рынка совершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Механизм функционирования рынка совершенной конкуренции



Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на таких элементах, как цена, спрос, предложение, конкуренция.

Рыночный спрос – это количество товаров, услуг, которое потребители могут купить при сложившихся ценах. Рыночное предложение – количество товаров и услуг, которые производители готовы поставить на рынок по той или иной цене.

Зависимость объема спроса от цен фиксируется законом спроса и представлена кривой с отрицательным наклоном. На спрос влияют и неценовые факторы: предложения и вкусы потребителей, доходы, цены на товары-заменители и дополняющие, потребительские ожидания.

Зависимость объема предложения от цен фиксируется законом предложения и описывается кривой с положительным наклоном. К неценовым факторам, оказывающим влияние на предложение, относятся: цены на производственные ресурсы, изменения в технологии производства, государственная политика в области налогообложения и субсидирования, структура рынка.

Под воздействие неценовых факторов кривые спроса и предложения могут сдвигаться на графике вправо или влево.

Взаимодействие спроса и предложения приводит к формированию равновесной цены, при которой величины спроса и предложения сбалансированы.

Реакцию спроса на изменение цен характеризует коэффициент эластичности спроса (ЕDP).

Q2 - Q1 Р1 - Р2 DQ DР

ЕDP = ---------: --------- = -----: -----, где

Q1 Р1 Q Р

DQ – изменение объема спроса;

DР – изменение цены.

В зависимости от величины данного коэффициента различают спрос единичной эластичности (ЕDP = 1), эластичный (ЕDP > 1), неэластичный (ЕDP < 1). В случае абсолютной неэластичности (ЕDP = 0) кривая спроса представляет линию, параллельную вертикальной линии оси; в случае абсолютно эластичного спроса (ЕDP = ∞) она параллельна оси абсцисс.

Эластичность предложения (ЕSP) показывает связь между изменениями в ценных на товар и объемах его предложения.

Задача 1

На рис.4.1 кривая спроса на товар «А» сдвинулась с D0 к D1. Какие события могли вызвать это движение?

Решение:

На сдвиг кривой спроса могли повлиять неценовые факторы: рост доходов, повышение цен на товары-субституты (заменители), снижение цен на дополняющие товары, инфляционные ожидания, изменения в предпочтениях потребителей, реклама товара.

Задача 2

На рис.4.2 кривая предложения товара А сдвинулась с S0 к S1. Какие факторы могли сдвинуть кривую?

Необходимо учитывать неценовые факторы, влияющие на предложение товара А. Ими могут быть: снижение цен на сырье, используемого при производстве товара, внедрение новых технологий, снижение налогов на прибыль.

Задача 3

Даны функции спроса и предложения товара:

QD = 900 – 100Р QS = -150 + 50Р

Определить цену и объем продаж.

Решение:

Равновесная цена и равновесный объем производства устанавливается при равенстве спроса и предложения. Составляем уравнение:

900 – 100Р = -150 + 50Р

150Р = 1050 Р = 7

Q = 900 – 100 ´ 7 = 200.

 

Задача 4

Как изменится равновесная цена на товар, если при прочих равных условиях цены на сырье повысятся? Показать на графике.

Решение:

Равновесная цена может меняться под воздействием неценовых факторов, вызывающих сдвиги кривых спроса и предложения.

Рост цен на сырье вызывает рост издержек на производство товара и снижение прибыли. Объемы производства сократятся. Кривая предложения сдвинется влево. Равновесная цена повысится.

Задача 5

В таблице 4.1 представлен объем спроса на мороженое при различных уровнях цены.

Таблица 4.1

Цена за порцию, долл. Объем спроса, тыс.порций Коэффициенты ценовой эластичности спроса
2,10    
1,80    
1,50    
1,20    
0,90    
0,60    
0,30    

Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности спроса для всех указанных интервалов цены. Полученные данные занесите в таблицу.

 

Решение:

Для нахождения коэффициентов ценовой эластичности спроса используем формулу:

Q2 - Q1 Р1 - Р2

ЕDP = ---------: ---------

Q1 Р1

Полученные данные сведем в таблицу 4.2.

Таблица 4.2

Цена за порцию, долл. Объем спроса, тыс.порций Коэффициенты ценовой эластичности спроса
2,10    
1,80    
1,50   1,67
1,20    
0,90   0,6
0,60   0,3
0,30    

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.009 с.)