Действия властей во время пожароопасного периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действия властей во время пожароопасного периода



Пожарная катастрофа в лесах Европейской России развивалась постепенно. В апреле МЧС дало успокоительный прогноз по ЦФО. В мае-июне информация о первых крупных пожарах скрывалась или преуменьшалась, в результате чего июльская катастрофа стала для руководства Рослесхоза, Минсельхоза, МЧС и страны в целом неожиданностью.

С весны Рослесхоз, МЧС, региональные власти «не видели» пожаров, даже когда они подступали к населенным пунктам (как это было в мае и июне в Ивановской, Иркутской, Владимирской, Рязанской областях), занижали масштабы и угрозы. На Центральной авиационно-технической базе авиации и ПРО ВМФ в окрестностях Коломны (Московская обл.), на территории которой находится 115 га леса, в 2009 г. была полностью сокращена Военная команда противопожарной защиты и спасательных работ (в т.ч. 3 пожарных автомобиля с экипажами). В июле 2010 г. только в Московской области Рослесхоз сократил 500 специалистов (четверть всего штата по Московской области).

8 апреля МЧС утверждал, что «может мобилизовать на борьбу с лесными пожарами более 90 тысяч человек»: «МЧС России начало подготовку к сезону лесных и природных пожаров. В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций вызванных лесными и торфяными пожарами создана оперативная группировка сил и средств МЧС России, в которую входят более 90 тысяч человек, 16 тысяч единиц техники и 15 воздушных судов. В соответствии с прогнозом, параметры пожароопасного сезона 2010 года ожидаются выше среднемноголетних, в том числе выше параметров 2009 года… Предварительный прогноз показывает, что лесопожарный период в весенне-летний сезон 2010 года будет неблагоприятным на территориях Сибирского федерального округа…, Дальневосточного ФО... На других пожароопасных территориях Приволжского, Центрального (выделено Комиссией), Южного ФО обстановка ожидается на уровне среднемноголетних значений...» (сайт МЧС, 8 апреля 2010 г.). 18 мая Рослесхоз заявил, что готов к пожарам, «все под контролем». Эти и подобные официальные заявления не были обоснованными. Не были обоснованы и обещания ряда губернаторов справиться с надвигающимися пожарами своими силами. «…надо было на день-два раньше массово поднять авиацию и направить федеральные силы в Нижегородскую, Воронежскую и Рязанскую области, несмотря на успокаивающие доклады субъектов (выделено Комиссией) Российской Федерации» (из выступления С. Шойгу 7 сентября в Государственной думе).

23 июня глава Рослесхоза А. Савинов на встрече с В. Путиным оценивая три года действия Лесного кодекса (2006 г.) отметил, «б ыло правильно заложено — это передача субъектам Федерации полномочий по использованию, охране лесов, лесовосстановлению, …большая часть субъектов свои полномочия довольно успешно освоили... в лес приходит хозяин, и там, где он нормальный арендатор, там меньше "черных" лесорубов, меньше воровства, там лучше поставлены вопросы, связанные с охраной и защитой " (ТАСС, 2010).

Видимо, только 27-28 июля Президент и Правительство стали относиться к быстро распространяющимся по Европейской части страны лесо-торфяным пожарам как к серьезной проблеме.

30 июля Президентом РФ и премьер-министром было принято решение об изменении своих рабочих графиков с тем, чтобы больше времени уделять мерам по борьбе с природными пожарами в Центральной части страны и ликвидации их последствий (www.vz.ru/2010/7/31/4212109).

30 июля под эгидой Правительства была создана межведомственная группировка по борьбе с пожарами общей численностью более 166 тыс. человек и более 25 тыс. единиц техники (с участием МЧС, МВД, Минобороны и др. ведомств). В начале августа были сформированы 39 региональных и федеральный (под руководством С. Шойгу) штаб для управления и координации усилий по борьбе с пожарами. В районы лесных пожаров было направлено 535 оперативных групп (общая численность более 3,0 тыс. человек) и более 250 групп для ведения наземной и авиационной разведки.

30 июля. Президент РФ Д.А. Медведев лишил Минсельхоз и Россельхознадзор полномочий по лесному контролю и надзору и передал их Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхозу) и переподчинил последний напрямую правительству (фактически восстановлено существовавшее ранее самостоятельное федеральное лесное ведомство — Федеральная служба лесного хозяйства, ликвидированная В. Путиным 17 мая 2000 г.).

2 августа. Указ Президента РФ N 966 " Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности ", по которому режим чрезвычайной ситуация введен в Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях, а также в республиках Мордовия и Марий Эл, и указ о запрещении хозяйственной деятельности и доступа граждан на ряд территорий в этих субъектах России.

2 августа. Премьер-министр провел совещание с губернаторами Воронежской, Новгородской, Самарской, Московской, Рязанской, Владимирской областей, а также главой Мордовии.

3 августа. Председатель Правительства подписал постановление N 595 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах» (такой документ должен был существовать еще 2 года назад).

3 августа. Встреча Президента РФ с министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на которой главе МЧС поручено разработать программу создания новых современных пожарных частей и материально-технического переоснащения существующих (на новые материально-технические объекты, спецтранспорт и самолёты должны быть зарезервированы отдельные средства).

3 августа. Президент РФ подписал распоряжение, разрешающее прием помощи от иностранных государств для тушения природных пожаров.

5 августа. Рабочая встреча с председателем Правительства по материально-техническому переоснащению органов пожарной безопасности и мерам, по решению социальных проблем пострадавших от пожаров.

Начиная с 6 августа, по данным МЧС, в стране ежесуточно тушили пожаров больше, чем их возникало. В общей сложности было ликвидировано почти 8 тыс. очагов на общей площади более 400 тыс. га.

10 августа. Председатель Правительства РФ принял участие в тушении двух лесных пожаров в Рязанской области, сбросив на них 24 тонны воды с самолета МЧС Бе-200, и посетил пострадавший от лесного пожара поселок Криуша.

12 августа. Приказ по Рослехозу №314 с запретом контактов со СМИ (в том числе по лесным пожарам) без предварительного согласования.

12 августа. Указ Президента РФ N 1007 «О дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности» с возложением персональной ответственности за ликвидацию и предупреждение пожаров на высших должностных лиц Республики Мордовии, Московской, Нижегородской и Рязанской областей.

20 августа. Распоряжение Правительства РФ № 1400-р о финансовой помощи бюджетам регионов, пострадавших от лесных пожаров (Республике Мордовия, Белгородской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Курской, Липецкой, Московской, Пензенской, Рязанской, Свердловской, Тульской и Ульяновской областям).

20 августа. На заседании Президиума Правительства В. Путин объявил об отставке руководителя Рослесхоза А. Савинова. Ранее в ответ на заявление А. Савинова о пожарах, что «все находится под контролем», Путин сказал: «Такой контроль никого не устраивает».

24 августа. Приказом по МПР создана рабочая группа Минприроды по экологическому мониторингу обводнения торфяников Подмосковья.

27 августа. Президент поручил Правительству провести инвентаризацию лесного законодательства.

4 сентября. Президент РФ поручил Генеральному прокурору выяснить причины неготовности властей ряда субъектов Федерации к вновь возникшим пожарам.

6 сентября. Генеральный прокурор РФ поручил проверить, как региональные власти использовали данные информационной системы дистанционного космического мониторинга лесных пожаров Рослесхоза, а муниципальные власти исполняли требования законодательства по устройству противопожарных минерализованных полос, созданию условий для организации добровольной пожарной охраны, своевременному оповещению населения о чрезвычайной ситуации, участию граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, водоснабжению жилых территорий, в том числе противопожарному, оснащению территорий общего пользования достаточным количеством средств тушения пожаров и противопожарным инвентарем, принятию мер к локализации пожаров и спасению людей и имущества.

7 сентября. Государственная Дума на первом осеннем пленарном заседании рассмотрела итоги лесных пожаров лета 2010 г. и приняла постановление " О ситуации, связанной с аномальными природными явлениями лета 2010 года". В докладе на пленарном заседании Государственной Думы С. Шойгу сообщил (news.wood.ru/?id=33644), что удалось отстоять от огня более 4,6 тыс. населенных пунктов с населением более 500 тыс. человек, федеральные ядерные центры в Сарове и Снежинске, Нововоронежскую АЭС, а также объекты энергетики, транспорта, социальные учреждения (это противоречит тому, что 17 августа в записке в Правительство МЧС говорило об успешной защите от огня 280 населенных пунктов (Шойгу, 2010в). На этом же заседании сообщалось (Пономарев, 2010), что в стране 32 тыс. поселков с 37 млн. жителей не имеют пожарных расчетов.

Из имеющейся информации ясно, что региональные власти до начала июля (федеральные — до последней декады июля) не смогли или не сумели адекватно реагировать на имеющуюся информацию о катастрофическом развитии пожаров.

Минздравсоцразвитие и региональные органы власти оказалось неготовым к оказанию дополнительной помощи населению при пожарной катастрофе. В задымленных городах в больницах из-за отсутствия кондиционеров прекращались плановые операции, в торговой сети в регионах задымления практически полностью исчезли маски, кислородные подушки, кислородные баллоны, некоторые жизненно важные медицинские препараты. Повсеместно наблюдался спекулятивный рост цен на вентиляторы и кондиционеры: они продавались зачастую в 10-20 раз дороже, чем до начала пожаров.

 

Состояние информации

Доступная официальная информация о природных пожарах 2010 г., их площадях и нанесенном ущербе противоречива. Официальная статистическая информация (равно как и информация, на основании которой принимаются решения) до сих пор продолжает основываться на данных наземных наблюдений. По-видимому, существующая системы охраны и защиты лесов неспособна к сбору адекватной и оперативной информации о масштабах пожаров, поскольку собираемые наземными службами данные, положенные в основу статистической информации о горимости лесов, оказываются заниженными.

Даже существующая информация из регионов собирается нерегулярно, обобщенные данные не достаточно точно отражают и площади, и динамику ситуации. Существует устойчивое многократное расхождение между официальными данными о площадях пожаров и данными, полученными в результате космического мониторинга. Отличие этих данных в последние годы достигает 10 раз (в США это различие не превышает 10%, в Канаде — 20%). С 1996-2000 по 2005-2009 гг., по данным дистанционного мониторинга, площади пожаров на покрытых лесом землях выросли с 3 700 до 10 600 тыс. га в год, т.е. почти в 3 раза (что выше, чем рост по данным наземных наблюдений).

В 2010 г. продолжалась практика занижение числа пожаров субъектами Федерации. В 2008 г. Рослесхоз сообщал «Дистанционный мониторинг лесных пожаров Рослесхоза показал, что девять субъектов Российской Федерации (Калужская, Тверская, Омская, Иркутская, Тюменская, Амурская области, Приморский и Забайкальский края, Республика Бурятия) искажают реальную картину. На начало мая в Приморском крае официальные данные почти в два раза расходятся с результатами аэрокосмического мониторинга: 215 заявленных возгораний против 382 пожаров, зафиксированных спутником. Площадь, пройденную огнем, регион обозначил в 34 тысячи га, тогда как реальная цифра составила 70 тысяч га.» (Рослесхоз, 2008). По данным Рослесхоза, в 2009 г. в Омской области отличие реальной информации от данных, представленных региональной администрацией в статистическую службу, составляло более 12 раз (Гиряев, 2009).

На основании статистики лесных пожаров за 2006-2007 гг., вывод о растущей опасности массовых пожаров опубликовали в 2008 г. сотрудники Института прикладной математики им. Келдыша РАН: " После ввода в действие нового Лесного кодекса и фактической ликвидации лесничеств и "Авиалесоохраны" как единой структуры, любой достаточно засушливый год может стать катастрофическим. Необходимо признать, что подразделения МЧС, по всей видимости, не готовы к тушению лесных пожаров в большом объеме, так как не обладают ни соответствующей техникой, ни средствами мониторинга, ни знаниями " (http://www.ng.ru/economics/2010-08-04/1_katаstrofa.html).

Ситуация с лесными пожарами в Европейской России в 2010 г. начала развиваться по катастрофическому сценарию еще в апреле-мае, но органы государственной власти республики Мордовия, Московской, Ивановской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской областей скрывали и искажали данные о реальном положении дел. Так, массовые возгорания начались в Мордовии в мае-июне, но только когда в июле огонь подступил к Дубровлагу (Зубово-Полянский район) и Федеральному ядерному центру в Сарове, власти признали наличие проблемы.

С самого начала пожарного сезона МЧС представляло недостоверную информацию о ситуации с пожарами на природных территориях (что стало одной из причин слишком позднего принятия мер по их тушению), поскольку источников информации о ситуации с лесными пожарами на землях многих категорий просто не существует. Официальная информация МЧС часто не соответствовала реальной. Заявления МЧС и ряда глав регионов о полной готовности к пожарам весной 2010 г., а также неоднократные «победные» заявления вводили в заблуждение и население, и руководство страны. Роспотребнадзор и МЧС делали не соответствующие действительности заявления об отсутствии пожаров на загрязненных радионуклидами территориях.

Более того, после «окрика» руководства МЧС был закрыт сайт Рослесозащиты – один из немногих официальных сайтов, который показывал относительно объективную и актуальную информацию о масштабах и угрозах.

В начале августа, еще до закрытия сайта Рослесозащиты, организованным атакам «хакеров» подверглись два независимых сайта, которые давали реальную информацию о масштабах трагедии: 5 августа сайт «Виртуальная Выкса» (www.wyksa.ru), координатора общественной борьбы с лесными пожарами в Выксунском районе Нижегородской области (самый пострадавший от огня в июле 2010 г. муниципалитет), 9 августа — сайт Лесного форума Гринпис (www.forestforum.ru).

Минздравсоцразвития и региональные органы власти не давали своевременную информацию о влиянии задымления на здоровье и о действенных защитных мерах. Обращает внимание, что подробную информацию о медицинских последствиях и мерах защиты от задымления распространило не Минздравсоцзащиты, а Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения из Брюсселя (ВОЗ, 2010). В Москве, по некоторым данным, Департаментом здравоохранения правительства города распространялась рекомендация медицинским учреждениям не общаться со СМИ.

Рослесхоз в 2010 г. усилил информационную закрытость: был ликвидирован сайт Мослесхоза и ряда других территориальных органов; ликвидирована «горячая линия» Рослехоза; в разгар пожарной катастрофы было прекращено размещение на сайте Рослесхоза оперативной информации о лесных пожарах и закрыт доступ к старой информации. За «несанкционированное» общение с журналистами 20 августа 2010 г. был уволен зам. начальника управления охраны и защиты лесов В. Костин.

Несмотря на то, что на федеральном уровне МЧС позиционируется как координатор борьбы с природными пожарами, обычными были случаи, когда дежурный пожарной части в поселке или районе не знал, куда следует обращаться жителям для получения помощи в тушении природных пожаров.

Недостаточно эффективно была организована информация о природных пожарах на уровне районных муниципальных образований: информация о важных мероприятиях чрезвычайного положения (запрет посещения лесов, запрет хозяйственной деятельности в лесах) редко оперативно доводилась до населения.

Источником достоверной информации о пожарах, их причинах и последствиях были в основном неправительственные общественные организации (WWF России, Гринпис России и ряда других). В частности, именно общественными организациями были подняты вопросы о роли изменения климата в увеличении числа и площади пожаров, об угрозе пожаров на территориях, загрязненных радионуклидами.

 

Экономический ущерб

Материальный ущерб от пожаров (затраты на борьбу и помощь погорельцам) МЧС оценивала к 19 августа в 12 млрд. руб. Это не включает оценку ущерба движимому и недвижимому имуществу, погибшему в огне. По данным МЧС, выведено из строя свыше 2700 пожарных автомобилей, более 250 км рукавных ходов и линий были повреждены огнем и не подлежат восстановлению. По данным Минрегиона, на 25 августа объем материальной помощи пострадавшим составляет 7,7 млрд. руб. По сообщениям газеты «Коммерсантъ», на 21 августа общие государственные расходы на тушение пожаров составили 19 млрд. руб. (http://mynews-in.net/news/economy/2010/08/21/1949924.html).

Нет обобщенных данных по закупкам противопожарного оборудования и техники федеральными ведомствами и регионами (только МЧС закупило противопожарного оборудования на несколько миллиардов рублей).

Нужны специальные инвентаризационные и проектные работы, чтобы определить величину ущерба, вызванного полной и неполной гибелью древостоев разного возраста, разного состава и продуктивности, а также оценить предстоящие расходы на проведение работ по возобновлению леса на гарях и на последующий уход за молодыми лесами. Только в Нижегородской области ущерб, нанесенный лесному фонду в результате лесных пожаров, составляет (по предварительной оценке) 2,8 млрд. руб. (в т. ч. затраты на тушение – 1 млрд.). По оценкам Центра охраны дикой природы, если исходить из средних стоимостей погибшей древесины и необходимых лесовосстановительных работ (около 750 тыс. руб. на га), то общий экономический ущерб от лесных пожаров к 13 августа мог достигнуть 10 трлн. руб. (375 млрд. долларов). Расходы по уходу за лесными культурами в первые 5-10 лет составляют не менее 20 тыс. руб на га (конкретная сумма этих расходов будет зависеть от решений, на какой площади будут восстанавливаться насаждения за счет посадки леса).

Ущерб, нанесенных популяциям растений и животных, занесенных в федеральную и региональные Красные книги, а также популяциям хозяйственно ценных животных и растений еще только предстоит определить. По экспертным оценкам, такой ущерб исчисляется десятками миллионов рублей. Так, например, в Нижегородской области погибло более половины журавлей, гнездившихся на торфяниках, пострадавших во время пожаров. Ущерб охотничьему хозяйству мог составить, по оценкам экспертов, десятки миллионов рублей.

Нет данных по экономическим потерям, связанным с нарушением авиационного сообщения (из-за отсутствия видимости повсеместно временами закрывались аэропорты), где ущерб должен составить многие десятки миллионов рублей. Только 2 августа московские аэропорты «Домодедово» и «Внуково» не смогли принять более 40 и отправить около 20 самолетов из-за сильного задымления воздуха.

Нет данных по затратам, связанным с эвакуацией людей и имущества (в том числе закрытием большого числа летних детских лагерей).

Нет данных по оценке прекращенной или отложенной производственной деятельности. Так, например, на несколько дней с 4 августа из-за задымления цехов был остановлен автомобильный завод Volkswagen в Калужской области.

Нет данных о расходы на восстановление утраченных и пришедших в негодность техники и имущества (только по МЧС этот ущерб составят около 3 млрд. рублей; Шойгу, 2010б). Стоимость сгоревшего военного имущества на базе ВМФ в поселке Щурово в Коломенском районе Московской области (13 хранилищ с авиационным имуществом различного назначения, техника на 17 открытых площадках) по одним данным составила 6 млрд. руб., по другим — до 200 млрд. руб. (РСН, 2010).

 

Экологический ущерб

При лесо-торфяных пожарах 2010 г. в атмосферу поступило огромное количество взвешенных частиц («черный углерод»), “парниковые” и химически активные газы (окись углерода, оксиды азота, диоксид серы), органические соединения (аммиак, формальдегид, фенолы, бенз(а)пирен, альдегиды, диоксины) и другие соединения. По данным со спутников НАСА «Терра» и «Аква», мощные потоки горячего воздуха и дым от крупного лесного пожара на границе Рязанской и Нижегородской областей (в 10 км восточней Елатьмы), поднимался до высоты 12 км и попал в стратосферу вызвав образование облака-пирокумулюса (что обычно происходит только при извержении вулканов).

По данным Национального космического агентства США (NASA) (www.jpl.nasa.gov/news/news.cfm?release=2010-265), еще 24 июля концентрация угарного газа (один из парниковых газов, влияющих на климат Земли) в результате пожаров в Центральной России на высоте 5,5 км была несущественной. 27 июля его концентрация в районе Москвы превысила 120 частей на млрд., к 10 августа концентрация угарного газа от пожаров в Центральной России и Сибири превысила 160 частей на млрд. и образовала единую полосу от Москвы до Пекина, а ее южная граница проходила в Иране и Афганистане. Облако дыма от лесных и торфяных пожаров накрыло всю Центральную европейскую часть РФ. Особенно сильному задымлению подверглись Нижний Новгород, Рязань, Саратов, Тамбов, Тверь, Владимир, Чебоксары, Новочебоксарск, Москва и города восточного Подмосковья.

Трудно определить стоимость основных экосистемных услуг, которые предоставляли сгоревшие леса (поглощение двуокиси углерода, выделение кислорода, защита почв и водоемов и др.). В результате пожаров ухудшится санитарное состояние выживших древостоев, увеличится глубина промерзания почвы (в связи с ликвидацией лесной подстилки), усилится поверхностный сток и водная эрозия на больших территориях, повысится вероятность наводнений при выпадении обильных осадков и быстром снеготаянии.

В результате лесных и торфяных пожаров в РФ в 2010 г., по оценке гео-биоцентра Мюнхенского университета (Германия), в атмосферу планеты было выброшено от 30 до 100 млн. тонн двуокиси углерода. Эмиссия СО2 от лесных пожаров будет наблюдаться и в последующие годы за счет разложения биомассы, которая повреждена огнем, но не сгорела). По экспертным оценкам, общий выброс углекислоты от пожаров 2010 г. может составить 400 млн. тонн (эквивалентно 18% годовых антропогенных выбросов парниковых газов в России).

Пожары 2010 г. внесут вклад в потепление Арктики: часть («черного углерода»), попавшей в атмосферу в результате этих пожаров, отложится на снегу и льдах Арктики, чем вызовет их более интенсивное таяние.

Прим. На долю сажи («черного углерода»), которая возникает в результате неполного сгорания биомассы (в т.ч. от природных пожаров) и горючих ископаемых, по расчетам, приходится до 30% потепления Арктики.

Пожары 2010 г. оказали влияние на региональную погоду: при действии крупных пожаров или многих небольших пожаров в регионах формировались устойчивые области высокого давления, сопоставимые по масштабам с атмосферными барическими системами. Циклоны обходили эти участки, формируя в местах пожаров еще более сухую и теплую погоду.

 

Ущерб здоровью населения

Интенсивное задымление (иногда видимость не превышала 30-50 м) затронуло все регионы ЦАО. Многие вещества, находящиеся в дыме от торфо-лесных пожаров, наносят ущерб здоровью населения.

По данным Минздравсоцразвития в июле 2010 г. число смертей по России в годовом исчислении выросло на 8,6% (в январе-июне смертность сокращалась). В некоторых из охваченных пожарами и/или задымлениями регионах смертность в июле 2010 г. (по сравнению с июлем 2009 г.) выросла более значительно:

  • в Москве — на 50,7%;
  • Ивановской обл. – 18,3%
  • Московской и Тульской обл. – 17,3%
  • Республике Татарстан – 16,6%
  • Рязанской обл. – 13,5%
  • Ульяновской обл. — 13%
  • Тамбовской обл. – 11,1%
  • Липецкой обл. — 9%
  • Республике Мордовия – 6,8%.

 

При этом в целом за январь-июль смертность в России снизилась на 0,3%, а в ряде областей с высокой температурой, но без интенсивного задымления, смертность в июле снижалась или увеличивалась незначительно (в Белгородской области +2,6%, в Кировской области +1,1%, в Воронежской области +0,7%, в Волгоградской области –4,4%, в Ставропольском крае –3,6%).

В Московской области госпитализация детей летом 2010 г. увеличилась на 17%. Увеличилась обращаемость по поводу сердечно-сосудистых заболеваний и бронхиальной астмы. В г. Тольятти (Самарская обл.) в дни сильного задымления число вызовов скорой помощи увеличивалось до 1,5 раз (от 600-650 до 1060 в сутки) (ECO-HR, 2010).

По данным Департамента здравоохранения Правительства Москвы, на 9 августа 2010 г. дополнительная ежедневная смертность от аномально-высокой температуры и задымления в Москве достигала 320-340 человек. Вызовы «скорой помощи» и число обращений к врачам увеличились на 20%. Общее число госпитализаций увеличилось на 10%, госпитализаций детей — на 17%. Основные поводы обращений — сердечно-сосудистые патологии, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, проблемы с лёгкими. В больницах были были запрещены плановые хирургические операции.

Прим. По данным ВОЗ (ВОЗ, 2010) дым от природных пожаров вызывает раздражение глаз и дыхательных путей, бронхит, обострение астмы снижает функции легких, что может стать причиной преждевременной смерти. Даже при краткосрочном пребывании в задымленной зоне природного пожара мелкодисперсные частицы (диаметром до 2,5 мкм), проникая глубоко в дыхательные пути, вызывают различные нарушения здоровья, обостряют предшествующие заболеваниия, повышают смертность). Даже у здоровых людей твердые частицы вызывают расстройства функции легких и воспалительные изменения в легочной ткани, оказывают неблагоприятное влияние на иммунную систему. Окись углерода, поступая через легкие, препятствует транспорту кислорода к органам и тканям. Группами риска при задымлении являются больные респираторными заболеваниями, болезнями сердечно-сосудистой системы, пожилые люди, дети, беременные женщины, курящие.

Острые последствия задымления включают в т.ч.:

• повышение смертности;

• рост острых респираторных заболеваний среди детей;

• рост числа госпитализаций в связи с сердечно-легочной патологией;

• рост числа обращений в отделения скорой медицинской помощи/амбулаторные учреждения.

Хронические последствия включают:

• рост частоты случаев астмы и других респираторных заболеваний;

• снижение ожидаемой продолжительности жизни (ВОЗ, 2010).

Экстраполируя выше приведенные даные смертности по Москве на все пострадавшие территории Европейской части, можно предположить, что дополнительная смертность от сочетания аномально высокой температуры с задымлением в июле-августе могла составить 45-60 тыс. человек.

Прим. Результатом недельного задымления Москвы от лесо-торфяных пожаров в 2002 г. стала дополнительная смертность 600 человек.

Прим. Наиболее подробные данные по влиянию длительного задымления от лесных пожаров на здоровье населения есть для Хабаровского края. После четырех месяцев задымления в 1998 г. в течение двух лет наблюдался устойчивый рост заболеваемости в Комсомольске-на-Амуре по многим классам болезней. Возвращение к до-пожарному уровню произошло лишь через четыре года. В начальной стадии задымления обнаружилось заметное снижение уровня Т-лимфоцитов у детей и беременных, позже — у пожилых и взрослых. У детей отмечен рост заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями, болезнями органов дыхания (в т.ч. аллергическим ринитом и бронхиальной астмой), заболеваемости функциональными расстройствами желудка, гастритами и дуоденитами, болезнями системы кровообращения (особенно резко возросло — анемиями). За 4 года до периода аномального задымления встречаемость ВПР выросла на 28%, а за 4 года после 1998 г. — на 64%. Среди подростков и взрослого населения в 1998-2002 гг. также отмечен рост заболеваемости после задымления в 1998 г., в том числе по болезням, по которым до этого шло снижение заболеваемости. После 1998 г. стала расти смертность населения (к 2002 г. на 33,8%), которая до того снижалась. В 1998 г. в крае, по сравнению с 1997 г., резко (в 1,4-4 раза) возросло поступление на стационарное лечение по поводу цереброваскулярной патологии (Десятов, 2005).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.502 с.)