Коррекционно-развивающей работы по развитию произвольного внимания в процессе игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-развивающей работы по развитию произвольного внимания в процессе игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью



 

Направления работы Содержание работы Цель
  Формирование эмоционального контакта с взрослым  
  1. Д/и «Ладушки»
  2. Д/и «Иди ко мне»
  3. Д/и «Возьми шарик»
 
Вызвать эмоциональный отклик у ребенка.  
  Формирование эмоционального отношения к игре       1. Д/и «Найди свое место» 2. Д/и «Найди свою игрушку» 3.Д/и «На прогулке»       Вызвать эмоциональный отклик у ребенка    
Выполнение действий по словесной инструкции   1. Д/и «Идите ко мне – бегите ко мне». 2. Д/и «Возьми, положи, брось» 3. Д/и «Возьми, кати» Учить детей выполнять действия по словесной инструкции
Развитие зрительного внимания   1. Д/и «Будь внимателен» 2. Д/и «Мишка спрятался» 3. Д/и «Чего не стало?» 4.Д/и «Клетчатая таблица» 5. Д/и «Стоп» 6. Д/и «Догони и поймай букву» 7. Д/и «Выведи друзей из лабиринта» 8. Д/и «Найди различия» 9. Д/и «Не пропусти цифру» 10. Д/и «Сделай также» 11. Д/и «Найди нужные фигуры» 12. Д/и «Выбери быстро» 13. Д/и «Нелепые картинки» 14. Д/и «Веселые человечки» 15. Д/и «Раскрась правильно» 16. Д/и «Ломаная линия» 17. Д/и «Найди сходство» 18. Д/и «Распутай линии» 19. Д/и «Найди спрятанные слова» 20. Д/и «Найди пропущенные числа» 21. Д/и «Бессмысленные слова» 22. Д/и «Несуществующие слова» 23. Д/и «Обратный счет» 24. Д/и «Угадай, что спрятано» 25. Д/и «Ряды слов» Развивать у детей зрительное внимание
Развитие слухового внимания   1. Д/и «Что слышно?» 2. Д/и «Покормим птичку» 3. Д/и «На прогулке» 4. Д/и «Разные слова» 5. Д/и «Где постучали» 6. Д/и «Буквы алфавита» 7. Д/и «Печатная машинка» 8. Д/и «Повтори» 9. Д/и «В алфавитном порядке» 10. Д/и «Цифры» 11. Д/и «Слушай и считай» 12. Д/и «Арифметический диктант» 13. Д/и «Бывает-не бывает» 14. Д/и «Слово – не воробей» 15. Д/и «Найди смысл» 16. Д/и «Рыба, птица, зверь» Развивать у детей слуховое внимание
Развитие подражания 1. Д/и «Птички» 2. Д/и «Зеркало» 3. Д/и «Прокати мяч» Учить детей выполнять действия по подражанию
Развитие подражания движениям 1. Д/и «Обезьянка» 2. Д/и «Веселый Петрушка» 3. Д/и «Куклы пришли в гости» Учить детей подражать мелким движениям
Выполнение движений по образцу 1. Д/и «Зеркало» 2. Д/и «Обезьянка» 3. Д/и «Домики для матрешек» Учить детей выполнять движения по образцу
Подражание действиям взрослого с предметом 1. Д/и «Прокати мяч» 2. Д/и «Покатай мишку (куклу, зайку)» 3. Д/и «Спрячь матрешку» Учить детей подражанию действиям взрослого с предметом
Воспроизведение образцов из двух частей   1. Д/и «Ловкий мишка» 2. Д/и «Сделай гриб» 3. Д/и «Стул для матрешки» Учить детей воспроизводить образец из двух частей
Соотношение форм предметов с помощью целенаправленных проб 1. Д/и «Спрячь игрушку» 2. Д/и «Чей домик?» 3. Д/и «Найди окошко» Учить детей соотносить формы предметов с помощью целенаправленных проб
Выбор форм по образцу 1. Д/и «Найди свой стул» 2. Д/и «Найди свою пару» 3. Д/и «Бегите ко мне» Учить детей выбирать формы по образцу
Выбор объемных форм по плоскостному образцу   1. Д/и «Магазин» 2. Д/и «Найди форму в предмете» 3. Д/и «Найди похожею» Учить детей выбирать объемные формы по плоскостному образцу
Соотнесение действий рук с величиной предметов   1. Д/и «Спрячь шарик в ладошках» 2. Д/и «Спрячь игрушки» 3. Д/и «Опусти шарик в коробку» Учить детей соотносить действия рук с величиной предметов  
Соотнесение предметов по длине, высоте   1. Д/и «Зеркало» 2. Д/и «Обезьянка» 3. Д/и «Домики для матрешек» Учить детей соотносить предметы по длине, высоте
Определение предметов различной величины по зрительному соотнесению 1. Д/и «Лото» 2. Д/и «Где какие?» 3. Д/и «Пирамидки» 4. Д/и «Улица» 5. Д/и «Полянка» 6. Д/и «Построим дома» Учить детей определять предметы различной величины по зрительному соотнесению
  Узнавание предметов по словесному описанию 1. Д/и «Сделаем книжку» 2. Д/и «Угадай, о чем я рассказала» 3. Д/и «Загадки» Учить детей узнавать предметы по словесной инструкции
  Различение цвета, ориентировка по их однородности и неоднородности при наложении     1. Д/и «Цветные кубики» 2. Д/и «Найди цветок для бабочки» 3. Д/и «Привяжи ленточки к шарикам»   Учить детей различать цвета, ориентироваться по однородности и неоднородности при наложении
  Развитие тактильно-двигательного внимания       1. Д/и «Найди свою игрушку в мешочке» 2. Д/и «Чья это конура?» 3. Д/и «Холодно-тепло-горячо» 4. Д/и «Выведи друзей из лабиринта» 5. Д/и «Взвешивание на ладони» 6. Д/и «Переставь предметы» Развивать у детей тактильно-двигательное внимание и восприятие  
  Подбор к одному образцу несколько объектов, выделяя их среди других 1. Д/и «Протолкни «все такие» 2. Д/и «По грибы» 3. Д/и «Кто где живет»   Учить детей подбирать к одному образцу несколько объектов и выделять их среди других
Вычленение основного признака группировки по образцу   1. Д/и «Цвет и форма» 2. Д/и «Разложи игрушки в свои домики» 3. Д/и «Принеси такие же» Учить детей вычленять основной признак и группировать их по образцу
Соединение частей в целое по представлению   1. Д/и «Сделай целое» 2. Д/и «Нарисуй целое» 3. Д/и «Найди свою игрушку» Учить соединять части в целое

 

Качественный анализ:

В процессе формирующего эксперимента в течение 1 половины учебного года нами была апробирована программа коррекционно-развивающей работы по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью в процессе игровой деятельности. Все проведенные коррекционно-развивающие занятия развивают внимание ребенка, компенсируют первичные нарушения и корригируют вторичные отклонения. Кроме специально организованных занятий работа по коррекции вторичных отклонений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста проводилась и в повседневной жизни, в процессе режимных моментов. Эта работа проводилась в увлекательной игровой форме, особенно с тем ребенком, который плохо освоил материал занятий.

Вначале дети показывали низкий уровень сформированности произвольного внимания, не проявляя должного интереса к играм, часто отвлекались, выполняли задания некачественно. Для преодоления имеющихся вторичных отклонений в развитии и с целью развития устойчивого произвольного внимания, нами использовались специальные методы и приемы: замедленный темп обучения, многократное повторение задания, обучающая помощь, проведение занятий в игровой форме, с помощью дидактических игр и игровых упражнений; опора на сохранные положительные личностные качества и сохранные анализаторы.

Все задания предлагались детям в виде игр, игровых упражнений и заданий. Для детей мы создавали постоянную ситуацию успеха, в которой они себя чувствовали более непринужденно, увереннее.

Дети показали положительные результаты в процессе коррекционно-педагогической работы. Они проявляли устойчивый интерес и с удовольствием занимались предложенной деятельностью. В конце экспериментального исследования дети стали лучше ориентироваться в заданиях, использовать обучающую помощь, начали осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание, даже стали проявлять адекватные эмоциональные реакции на ситуации успеха и неудачи.

Таким образом, специально организованное обучение помогло выявить положительную динамику в развитии произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью в процессе игровой деятельности.

 

 

3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента

 

После проведения обучающего эксперимента и реализации программы коррекционно–развивающей работы по развитию произвольного внимания у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста был проведен сравнительный анализ результатов исследования. В контрольном эксперименте использовались те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента:

Методика № 1. «Исследование зрительного гнозиса» (цветовой и предметный

гнозис);

Методика № 2. «Исследование временного восприятия»;

Методика № 3. «Исследование зрительного внимания»;

Методика № 4. «Исследование слухового внимания»;

Методика № 5. «Исследование произвольного внимания».

Критерии оценки:

Высокий уровень (16-18 б.) – дети справляются с заданием самостоятельно.

Средний уровень (11- 15 б.) – дети справляются с заданием с обучающей помощью воспитателя.

Низкий уровень (0- 10 б.) – дети не справились с заданием даже с обучающей помощью воспитателя.

По итогам повторной диагностики составлена сводная таблица результатов исследования, которая представлена в таблице 9.

 

Таблица 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.011 с.)