А. Глазунов. Шестая симфония 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Глазунов. Шестая симфония



Переложение для фортепиано в 4 руки.

Лето 1897 года.

Первое издание: Leipzig: M.P. Belyayev, 1897[144].

 

 


[1] См.: Автографы С.В. Рахманинова: В фондах ГЦММК имени М.И. Глинки. Каталог-справочник / Сост. Е. Бортникова. – М.: ГЦММК, 1955; 2-е изд., доп. / Сост. Е.Е. Бортникова, Ф.А. Красинская, М.Г. Рыцарева. Ред. М.Г. Рыцарева. – М.: Сов. композитор, 1980; A Catalogue of the Compositions of S. Rachmaninoff: by Robert Threlfall and Geoffrey Norris. – London: Scholar Press, 1982; David Batler Cannata. Rachmaninoff's changing view of symphonic structure. – NY, 1992. Его же: Rachmaninoff and the Symphony. – NY, 1999. При составлении нижеследующего (по необходимости краткого в отношении научных комментариев) полного списка известных на сегодняшний день консерваторских произведений, были тщательно исследованы рукописные фонды, хранящие нотные автографы С. Рахманинова: ГЦММК, Библиотека Конгресса США (Вашингтон), Британская библиотека, РНБ, НИИ искусствознания (Санкт-Петербург), РГАЛИ, Библиотека МГК им. П.И. Чайковского и другие. Также были изучены издаваемые в свое время «Отчеты Московской консерватории» за 1885 – 1892 годы; Архив Московской консерватории (РГАЛИ, ф. 2099, оп. 1); Экзаменационные работы студентов Московской консерватории (ГЦММК, ф. 91). Теоретические работы профессоров – учителей С. Рахманинова: Аренский А.С. Краткое руководство к практическому изучению гармонии. – М., 1891; Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки. Ч. 1-2. – М., 1893-1894. Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма. [1887-1906]. – Лейпциг, 1909. Учение о каноне [1901-1915]. – М., 1929. Среди современных научных трудов: Бобылев Л.Б. История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях (1862-1917). – М.: Московская консерватория, 1992. Архивные исследования нотного и других фондов, проводимые заново в настоящее время, осуществляются в связи с процессом издания Полного академического собрания сочинений С.В. Рахманинова.Русское Музыкальное Издательство (РМИ). Автор научной разработки – В.И. Антипов. Издательские принципы – Д.А. Дмитриев.

 

 

[2] См.: Сергей Рахманинов: Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном. – М.: Радуга, 1992. – С. 39. Сочинению Этюда Fis-dur предшествовали Импровизации для фортепиано, публично исполняемые С. Рахманиновым с 10-летнего возраста, несомненно, развивавшие творческое воображение юного музыканта. См. там же. – С. 26.

[3] Автограф трех ноктюрнов был подарен композитором Н.С. Звереву. Ныне хранится в ГЦММК, ф. 18, № 731. Впервые они были изданы под ред. И.Ф Бэлзы: М.: Музгиз, 1949. Опубликованы также в издании: Полное собрание сочинений. Для фортепиано. Т. 3.: Ч. 1 / Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1950.

[4] См.: Пресман М.Л. Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов. (Памяти профессора Московской консерватории Н.С. Зверева) // Воспоминания о Рахманинове. В 2-х томах / Ред.- сост. З.А. Апетян. Изд. пятое, дополненное. М.: Музыка, 1988. – Т. 1. – С. 156.

[5] См. ее факсимильное воспроизведение: Rachmaninoff¢s Reccollections, told to Oscar von Riesemann. London: George Allen & Unwin Ltd., 1934. Сохранились задачи по гармонии, выполненные С. Рахманиновым. Рукопись хранится в одной архивной ед. хр. с Ноктюрнами (См.). В указателе «Автографы С.В. Рахманинова» (см. примеч. 1) задачи по гармонии значатся как «наброски не установленных произведений» (С. 14 указателя).

[6] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 75-78. Первое издание: Рахманинов С. Полное собрание сочинений. Для фортепиано / Под ред. П.А. Ламма. Т. 1. – М.; Л.: Музгиз, 1948.

[7] Сочиненные через год после самостоятельных «Трех ноктюрнов», данные «Четыре пьесы» обнаруживают освоение композитором первых «азов» в области гармонии, музыкальной фактуры, голосоведения, музыкальной формы, полученных на первом году обучения у А.С. Аренского.

[8] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 74. В указателе «Автографы С. Рахманинова в ГЦММК» (см. примеч. 1) атрибутируется как «Запись музыкальной мысли». (C. 20 указателя). Не издано.

[9] Автографы хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 70. Шестиголосный хор «Deus Meus» впервые издан в сб.: Рахманинов С.В. Три хора без сопровождения. – М.: Музыка, 1972. «Canon» до настоящего времени остается не опубликованным. Сохранились рукописи, содержащие контрапунктические упражнения: ГЦММК, ф. 18, № 118.

[10] Автограф первого квартета хранится в ГЦММК, ф. 18, № 62. В рукописи имеется добавление партии контрабаса для исполнения струнным оркестром. См. о первом исполнении: С. Рахманинов. Литературное наследие: в 3 т. / ГЦММК им. М.И.Глинки; сост.ред., авт. вступ. ст. З.А. Апетян. Т. 1. – М.: Сов. композитор. – М., 1978. – С. 502.

Первое издание: М.: Музгиз, 1947 / Под ред. Г.В. Киркора и Б.В. Доброхотова.

[11] Автограф Концерта c-moll хранится в ГЦММК, ф. 18, № 37. Не опубликован. См. факсимильное воспроизведение 1-3 страниц автографа в статье: Брянцева В.Н. Рукописи первого и второго фортепианных концертов С.В. Рахманинова // Из архивов русских музыкантов. – М.: Гос. муз. изд., 1962. – С. 121-138. (Утраченный нотный текст репризы поддается творческой реконструкции).

[12] Автограф ко времени его издания находился в редакции журнала «Советская музыка». Впервые был опубликован под ред. И. Ямпольского в качестве Нотного приложения к данному журналу: 1949, № 1. В настоящее время автограф вновь утрачен.

[13] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 852. Первое издание: М.: Музгиз, 1949, под названием «Романс».

[14] Автограф утрачен. Первое издание: NY.: The Composers Press Inc., 1947 / Под ред. М. Альтшулера. В России Melodie для виолончели и фортепиано не издавалась.

[15] Пьесы были сочинены для Веры, Людмилы и Натальи Скалон. Вальс написан на тему Натальи Скалон. Ее рукой тема записана на нотной странице, ставшей позднее титульным листом черновика Фуги d-moll. См. факсимильное воспроизведение в издании, указанном в примеч. 20. Автограф Вальса хранится в ГЦММК, ф. 18, № 2127. Рукописная копия Романса хранится в ГЦММК, ф. 18, № 2128. Первое издание: Рахманинов С.В. Две пьесы для фортепиано в шесть рук: I. Вальс. II. Романс. – Л.: Гос. муз. изд., 1948. Данные пьесы не были сочинены в качестве учебного задания, однако, помимо желания сочинить и посвятить пьесы сестрам Скалон, композитор поставил перед собой и собственно творческую, достаточно сложную задачу создания развитого по фактуре ансамбля для фортепиано в шесть рук. С этой задачей он блистательно справился.

[16] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 107. Первое издание: Полное собрание сочинений. Для фортепиано. Т. 3. Ч. 2 / Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1950.

[17] Автограф: в настоящее время известен развернутый, но не завершенный эскиз Вальса. Хранится в ГЦММК, ф. 19, № 42 (л. 6 об. – 7, 10-17). Не издан. См. об этом автографе: Наумов А.А. В мире музыкальных рукописей Рахманинова: Новые поступления, поиски, находки // Новое о Рахманинове. – М.: Дека-BC, 2006. – С. 179-180. Там же, на последней странице сборника (С. 232) опубликован факсимиле фрагмент Вальса. В указанной статье эскиз атрибутируется как «Фрагмент неизвестного симфонического произведения». Однако жанровая принадлежность (Вальс, в его первичном, салонном значении), а также исполнительский состав (для фортепиано в 4 руки – в частности, отмечена фортепианная аппликатура), не вызывают сомнений. Поскольку в автографе эскиза Вальса заметны исправления в сторону облегчения музыкальной фактуры, можно предположить, что Вальс предназначался для кого-нибудь из домашнего окружения С. Рахманинова, например, для сестер Н.А. и С.А. Сатиных. В данном Вальсе впервые зазвучали интонации из более позднего романса «Весенние воды» (1896 год, ор. 14, № 11). – См. указанное факсимильное воспроизведение. К лету 1890 года также относится начало работы С. Рахманинова (при содействии А. Зилоти) над 4-х ручным переложением балета «Спящая красавица» П. Чайковского. Автограф переложения утрачен. Первое издание переложения: М.: П. Юргенсон, 1891 (октябрь). Обстоятельства этой работы изложены в комментариях в кн.: С. Рахманинов. Литературное наследие: в 3 т. / ГЦММК им. М.И.Глинки; сост.ред., авт. вступ. ст. З.А. Апетян. Т. 1. – М.: Сов. композитор, 1978. – С. 508-510.

[18] С.И. Танеев провел лишь два занятия, которые, тем не менее, существенно продвинули вперед понимание С. Рахманиновым строения фуги. См.: Рахманинов С.В. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном. – М.: Радуга, 1992. – С. 48.

[19] Автографы перечисленных двух канонов и двух фуг хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 118. В указателе «Автографы С.В. Рахманинова» (см. примеч. 1) не атрибутированы. Издан только Канон e-moll. См.: Полифонические пьесы русских композиторов / Под ред. П. Лукьянченко. Вып. 3. - М.: Музыка, 1983.

[20] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 105. Первое издание: Рахманинов С.В. Фуга d-moll. Для фортепиано (1891) / Подготовка текста и комментарии В.И. Антипова. – М.: РМИ, 2002.

[21] Известна запись экспозиции и коды экзаменационной фуги, сделанная композитором по памяти специально для факсимильного воспроизведения в кн.:Rachmaninoff’s Recollections, told to Oskar von Riesemann. – London.: George Allen & Unwin Ltd, 1934.

[22] Записан в автографе Фуги d-moll. См. примеч. 20.

[23] Первый курс инструментовки (1889 – 1890 учебный год) был посвящен творческому освоению музыки для камерных ансамблей. Сочинение собственно оркестровой музыки начиналось на втором году изучения этой музыкальной дисциплины (1890 – 1891). Дата на титульном листе автографа Скерцо: «5 – 25 февраля 1888 г.», исправленная не установленным лицом на «1887 г.», как её ни трактовать, не может считаться верной. Скерцо не могло быть написано ранее осени 1890 года, когда С. Рахманинов, в рамках курса инструментовки, приступил к освоению оркестровой музыки. Профессиональным музыкантам известна сложность этого предмета, и встречающиеся в исследованиях указанные неверные даты лишь свидетельствуют об излишней доверчивости авторов к датировкам в первоисточниках. Автограф Скерцо хранится в ГЦММК, ф. 18, № 28. Первое издание: Рахманинов С. Скерцо. Для оркестра / Под ред. П. Ламма. – М.; Л.: Гос. муз. изд., 1947. По поводу Скерцо см. также далее: 1891 – 1892 уч. год. Симфония d-moll. К этому же времени (осень 1890 года), вероятнее всего, относится

задание по инструментовке для деревянных духовых Трио из III части Сонаты Бетховена № 4, Es-dur, ор. 7. Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 57. Не издан. В указателе «Автографы С.В. Рахманинова в ГЦММК» (см. примеч. 1) данная рукопись не значится.

[24] См. письма С. Рахманинова к Н.Д. Скалон от 2 и 9/10 октября 1890 года. – С. Рахманинов. Литературное наследие: в 3 т. / ГЦММК им. М.И.Глинки; сост.ред., авт. вступ. ст. З.А. Апетян. Т. 1. – М.: Сов. композитор. – М., 1978. – С. 154, 155.

[25] Оркестровая партитура Сюиты d-moll утрачена. Автограф редакции для фортепиано хранится в ГЦММК, ф. 274, № 68. Первое издание: Рахманинов С.В. Сюита d-moll. Редакция для фортепиано / Подготовка текста и комментарии В.И. Антипова. – М.: РМИ, 2002. Возможно, в 1 и 2 частях Сюиты была использована музыка ранее сочинявшегося «Манфреда».

[26] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 108. Первое издание: Рахманинов С.В.Полное собрание сочинений. Для фортепиано. Т. 4. Ч. 1 / Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1951.

[27] Датировки начала и завершения работы над Первым концертом fis-moll см. в письмах С. Рахманинова: к Н.Д. Скалон от 26 марта 1891 года и к М.А. Слонову от 20 июля 1891 года. См.: С. Рахманинов. Литературное наследие…Т. 1. – С. 167, 178. В течение следующего года композитор продолжал работать над редактированием концерта перед сдачей его в печать. Автографы, в том числе неопубликованных первых вариантов, и авторизованные копии концерта хранятся: ГЦММК, ф. 18, № 31 – 34, 1051. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1892 (Для двух фортепиано в 4 руки); См.: «Договоры С. Рахманинова с К. Гутхейлем». Хранятся в РГАЛИ, ф. 2743 (П.А. Ламм), оп. 1, № 337. В этом же Договоре указаны «Алеко» и ор. 2 (Прелюд и Восточный танец для виолончели и фортепиано). Первое издание партитуры Первого концерта в Первой редакции: М.: Музыка, 1971. Как известно, в 1917 году Первый концерт был существенно переработан композитором.

[28] Первая редакция романса остается неопубликованной. Вторая редакция была включена С. Рахманиновым в цикл «Шесть романсов» ор. 4.

[29] Автограф данного цикла из Шести романсов хранится в ГЦММК, ф. 18, № 1135. Первое издание (кроме первой редакции романса «В молчаньи ночи тайной»): С. Рахманинов. Вокальные произведения, неопубликованные автором / Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1947. (Романсы представлены в издании в разрозненном виде). В последующих изданиях перечисленные романсы также не собраны воедино в одном цикле.

[30] Автограф: в настоящее время известен развернутый, но незавершенный эскиз романса. Хранится в ГЦММК, ф. 19, № 42 (л. 17 об. – 19 об), № 37 (л. 3). Не издан. См. об этом автографе в статье, указанной в примеч. 17. Там же дается факсимиле романса (С. 230).

[31] Год «1891» указан самим С. Рахманиновым в списке его произведений в письме к Б.В. Асафьеву от 13 апреля 1917 года. См.: Литературное наследие…Т. 2. – М. Сов. композитор, 1980. – С. 94. Автограф ор. 2 утрачен. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1892.

[32] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 79. Первое издание: Рахманинов С. Полное собрание сочинений. Для фортепиано. Т. 1 / Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1948.

[33] Тема взята из сборника Ю.Н. Мельгунова «Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями изданные». Вып. 1. – 1879. Автограф ко времени первого издания находился у И.П. Шишова. В настоящее время автограф утрачен. Обработка издана под ред. И.П. Шишова. – М., Л.: Музгиз, 1944.

[34] Автограф 1 части симфонии хранится в ГЦММК, ф. 18, № 30. Первое издание: Рахманинов С. Юношеская симфония / Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1947. (Название «Юношеская» дано издателями). Композитор намеревался в качестве II части включить в Симфонию d-moll сочиненное ранее Скерцо d-moll. П.А. Ламм, высказавший данное справедливое предположение, все же отказался издавать Allegro и Скерцо d-moll в качестве двух частей единого цикла.

[35] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 29. Первое издание: Рахманинов С. Князь Ростислав. Симфоническая поэма для большого оркестра / Под ред. П.А. Ламма. – М.;Л.: Гос. муз. изд., 1947.

[36] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 58. Первое издание: Рахманинов С. Элегическое трио / Под ред. Б.В. Доброхотова. – М.: Музгиз, 1947.

[37] Автографы хранятся: ГЦММК, ф. 18, № 23 (Монолог Бориса), № 24 (Монолог Пимена), № 141 (Монолог Арбенина). Первое издание: Рахманинов С. Вокальные произведения, неопубликованные автором / Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1947.

[38] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 25. Не опубликован.

[39] Автографы хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 26. Хор «Песня соловья» не опубликован. «Хор духов» впервые издан: Рахманинов С.В. Три хора без сопровождения. – М.: Музыка, 1972.

[40] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 119. В рамках учебного процесса данное произведение правомерно рассматривать как творческое задание на сочинение оперной арии. (См. предыдущие сочинения, относящиеся к февралю 1892 года и представляющие собой творческое предварительное освоение оперных музыкальных жанров). Во всяком случае, его интонационная связь с каватиной Алеко из вскоре последовавшей одноименной оперы С. Рахманинова представляется несомненной. Первое издание, уже в качестве первого номера в цикле Шесть романсов, ор. 4: М. А. Гутхейль, 1893.

[41] О работе над оперой см. письма С. Рахманинова к Н.Д. Скалон от 18 февраля, 23 марта и 30 апреля 1892 года, а также комментарии к ним: С. Рахманинов. Литературное наследие…Т. 1. – С. 186-189, 512-513. Автографы «Алеко» хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 1, 3, 5, 6, 54, 55. Авторизованные копии: № 2, 4. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1892 (клавир); М.: Музгиз, 1953 (партитура).

[42] Отзыв Ц. Кюи («Новости и биржевая газета», 1897, 17 марта), текст которого приводится в монографиях и исследованиях о С.В. Рахманинове, ныне может представлять интерес разве что в отношении личности самого рецензента. Очевидно, что Ц. Кюи почти нескрываемо «компенсировал» критическими статьями свое вполне убогое (в сравнении с его великими современниками) композиторское дарование. Так, его известная статья о премьере оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, написанная еще в 1874 году, стала прямым, по своему беспрецедентным предательством своего друга и собрата по перу, а также самого дела «Могучей кучки». Что касается рецензии на премьеру Первой симфонии С.В. Рахманинова, то она предстает как безнаказанное публичное глумление над сочинением композитора. Неизменно холодный тон в ответах С.В. Рахманинова на более поздние письма к нему от Ц. Кюи свидетельствует об отсутствии у композитора справедливого чувства удовлетворения за нанесенную ему обиду.

[43] См., например, в кн.: Келдыш Ю.В. Рахманинов и его время. – М.: Музыка, 1973. – С. 149.

[44] См. письмо С.В. Рахманинова к А.В. Затаевичу от 4 ноября 1897 года: Литературное наследие: в 3 т. / ГЦММК им. М.И.Глинки; сост.ред., авт. вступ. ст. З.А. Апетян. – М.: Сов. композитор, 1978-1980. – Т. 1. – С. 270.

[45] См.: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 545. Одновременно, нельзя не отметить и многое положительное в творческом плане, приобретенное С.В. Рахманиновым в процессе овладения дирижерской профессией и в работе с певцами.

[46] См. письмо С.В. Рахманинову к М.А. Слонову от 24 июля 1894 года: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 236. См. также: Жуковская Е.Ю. Воспоминания о моем учителе и друге С.В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т., ГЦММК им. М.И. Глинки; сост.-ред., примеч. и предисл. З.А. Апетян.– 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 1. – С. 311.

[47] Тщательные научные исследования нотного и других фондов, проводимые заново в настоящее время, осуществляются в связи с процессом издания Полного академического собрания сочинений С.В. Рахманинова.Русское Музыкальное Издательство (РМИ). Автор научной разработки – В.И. Антипов. Издательские принципы – Д.А. Дмитриев. Опубликованы следующие тома и произведения:

Серия V. Произведения для фортепиано:

Том 16.2: Пьесы. – Пьесы-фантазии ор. 3, Салонные пьесы ор. 10, Шесть музыкальных моментов ор. 16. – М.: РМИ, 2007. (Во вступительной статье тома 16.2 дана новая научная трактовка произведений 1890-х годов, а также опубликованы реконструкции неизвестных первоначальных авторских замыслов ряда произведений);

Т. 17: 24прелюдии. Прелюдия ор. 3, № 2; 10 прелюдий ор. 23, 13 прелюдий ор. 32. – М.: РМИ, 2007;

Т. 18: Этюды-картины: Ор. 33 (1-я и 2-я редакции), ор. 39. – М.: РМИ, 2007;

Фуга d-moll (1891). Первое издание. – М.: РМИ, 2007;

Сюита d-moll для оркестра (1891): Редакция для фортепиано. Первое издание. – М.: РМИ, 2007. Подготовка текстов, вступительные статьи и комментарии указанных изданий В. Антипова.

[48] Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его сочинений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Б.В. Асафьев. С.В. Рахманинов. В кн.: Воспоминания о Рахманинове: в 2 т., ГЦММК им. М.И. Глинки; сост.-ред., примеч. и предисл. З.А. Апетян.– 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т.2. – С. 375. См. также письмо С.В. Рахманинова Б.В. Асафьеву от 13 апреля 1917 года в кн.: Литературное наследие: в 3 т. / ГЦММК им. М.И.Глинки; сост.ред., авт. вступ. ст. З.А. Апетян. – М.: Сов. композитор, 1978-1980. – Т. 2. – М., 1980. – С. 94. В автографе цикла Пьесы-фантазии ор. 3 датировки отсутствуют. Прелюдия cis-moll была впервые исполнена С.В. Рахманиновым 26 сентября 1892 года. См.: Концерты на электрической выставке. – Артист, 1892. Кн. 11. – С. 172.

Автограф цикла «Пьесы-фантазии» ор. 3 хранится в ГЦММК, ф. 18, № 180-184. Первое издание: M: А. Гутхейль, 1892. Названия произведений даются также на французском языке согласно издательской практике того времени.

[49] См. письма С.В. Рахманинова к М.И. Чайковскому от 13 мая и от 14 октября 1893 года. – Литературное наследие. – Т. 1. – С. 215-216, 228.

[50] О достаточно сложной истории формирования сборника Шесть романсов ор. 4 см.: Воспоминания о Рахманинове: в 2 т., ГЦММК им. М.И. Глинки; сост.-ред., примеч. и предисл. З.А. Апетян.– 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 1. – С. 450. Автографы романсов «Утро» и «Не пой, красавица» утрачены. Автографы романсов «О нет, молю, не уходи», Уж ты, нива моя» (в двух редакциях – первая редакция не опубликована), «Давно ль, мой друг» хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 119, 122, 123. Автограф романса «В молчаньи ночи тайной» (в двух редакциях – первая редакция не опубликована) хранится в ГЦММК, Ф. 18, № 1135. Первое издание Шести романсов ор. 4: М.: А.Гутхейль, 1893.

[51] Три указанных романса, отличающиеся единством стиля, отмеченного тонкой импрессионистичностью гармонии, не были включены С.В. Рахманиновым в какой-либо сборник и остались неопубликованными при жизни композитора. Автографы хранятся, соответственно данному перечню: ГЦММК, ф. 18 № 136, 139, 140. Датировки в автографах отсутствуют. Первое издание: С. Рахманинов. Вокальные произведения, неопубликованные автором / Под ред. П.А. Ламма. – М., Л.: Музгиз, 1947. Дата сочинения романсов 2 и 3 – 1893 год – аргументированно дается П.А. Ламмом. Что касается датировки романса «Опять встрепенулось ты, сердце» - 1890 год, данной П.А. Ламмом, то она требует дополнительной аргументации, поскольку в романсе заметны поиски новых средств звуковой выразительности в сравнении с консерваторскими произведениями композитора. Отсутствие посвящений данных романсов кому-либо является косвенным свидетельством в пользу появления их, как правило, уже после создания С.В. Рахманиновым своих произведений, перед сдачей их в печать.

[52] О работе над Первой сюитой С.В. Рахманинов впервые сообщил в письме к Н.Д. Скалон от 5 июня 1893 года. См.: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 218. Автографы хранятся: ГЦММК, ф. 18, № 110 (полный автограф); ф. 18, № 64 (добавленные фрагменты нотного текста). Датировки в автографах отсутствуют. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1893. Здесь и далее датировки первых изданий произведений в издательстве «А. Гутхейль» даются на основании договоров С.В. Рахманинова с этим издательством. Договоры хранятся в РГАЛИ, Ф. 2743 (П.А. Ламм), оп.1, ед. хр. 337. Второе издание: М.: А. Гутхейль, 1897 (с добавленными фрагментами нотного текста).

[53] Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 376. Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 114. Датировка в автографе отсутствует. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1893.

[54] Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 376. Автограф партитуры утрачен. В ГЦММК хранится авторизованная копия: ф. 18, № 38. Там же (№ 39) хранится автограф первых шести страниц партитуры. Композитором сделано переложение для фортепиано в 4 руки. Автограф переложения хранится в ГЦММК, ф. 18, № 40. Первое издание партитуры и переложения: М.: Юргенсон, 1894.

[55] Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 376. Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 71. В автографе проставлена дата «1893». Первое издание: С. Рахманинов. Три хора без сопровождения. – М.: Музыка, 1972.

[56] Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 377. Автограф романса «Дитя, как цветок, ты прекрасна» хранится в ГЦММК, ф. 18, № 124. Автографы остальных пяти романсов утрачены. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1893.

[57] Дата проставлена в автографе. Хранится в ГЦММК, ф. 18, № 60 (партитура); № 1025 (авторизованные корректурные листы); № 61 (отрывок из 1 части). Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1894 (Первая редакция); там же, 1907 (Вторая редакция).

[58] Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 377. Автографы пьес № 1, 2, 3, 5 хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 85-86. Автографы пьес № 4, 6, 7 утрачены. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1894.

[59] Дата указана в автографе. Авторская рукопись хранится в ГЦММК, ф. 18, № 106. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1894.

[60] Какие-либо источники нотного текста не обнаружены. См. об этом произведении в письме С.В. Рахманинова к М.А. Слонову от 24 июля 1894 года. – Литературное наследие. – Т. 1. – С. 236. Возможно, музыкальный материал из «Дон Жуана» был включен в последующие сочинения композитора.

[61] Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 377. См. также о начале работы над «Цыганским каприччио» в письме С.В. Рахманинова к М.А. Слонову от 2 августа 1892 года, а также о завершении работы в письме к нему же от 24 июля 1894 года: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 197-198; 236-237. Автограф партитуры «Цыганского каприччио» утрачен. С.В. Рахманиновым сделано переложение для фортепиано в 4 руки. Автограф переложения хранится в ГЦММК, ф. 18, № 41. Первое издание партитуры и переложения: М.: А. Гутхейль, 1895.

[62] Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 377. Автограф партитуры утрачен. Эскизы и отрывок из первой части хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 44, 45, 46. Первое издание партитуры под ред. А.В. Гаука по сохранившимся копиям оркестровых партий: М., Л.: Музгиз, 1947. Издана также под редакцией И. Иордан и Г. Киркора с учетом указанных эскизов и отрывка: М.: Музыка, 1977. Рахманиновым сделано переложение партитуры для фортепиано в 4 руки. (Дата в автографе переложения: «1895 г.»). Автограф переложения хранится в ГЦММК, ф. 18, № 42. Первое издание переложения: С. Рахманинов. Полное собрание сочинений для фортепиано. – Т. 3, ч. 3 / Под ред. П.А. Ламма. – М.: Музгиз, 1950.

К осени (18 октября) 1895 года относится коллективное сочинение, известное под названием «Импровизации» А.С. Аренского, С.В. Рахманинова, А.К. Глазунова и С.И. Танеева. Автографы хранятся: Ф. 38 (Аренский), № 96; ф. 18 (Рахманинов), № 948; ф. 48 (Глазунов), № 68; ф. 85 (Танеев), № 66. Это коллективное сочинение давно и хорошо известно в научном обиходе по следующим изданиям: С.И. Танеев: Личность. Творчество и документы его жизни. К 10-летию со дня его смерти: 1915 – 1925. – М., Л.: Музсектор, 1925 (приложение); Полное собрание сочинений для фортепиано. – Т. 3, ч. 1 / Под ред. П.А. Ламма. – М., Л.: Музгиз, 1950. Отдельные уточнения по поводу «импровизаций» имеются в статье А.А. Наумова (см. примеч. 27).

[63] Даты указаны С.В. Рахманиновым в автографах романсов, а также в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 377. Автографы романсов хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 125. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1896.

[64] См. аргументированную датировку Хоров ор. 15 (1895 год), данную З.А. Апетян: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 455-456. Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 64. Первое издание: хоры 1, 2, 3 и 4 – журнал «Детское чтение»: Д. Тихомиров, 1895 год, № 1, 3, 6, 10. Хор 5 – там же, 1896 год, № 1. Все шесть хоров были изданы: М.: «П. Юргенсон», 1896.

[65] Дата приводится по дневниковой записи С.И. Танеева, свидетельствующей о работе С.В. Рахманинова над Вторым квартетом. См.: Танеев С.И. Дневники: В трех книгах. 1894-1909. Книга первая. 1894-1898 / под ред. Л.З. Корабельниковой. – М.: Музыка, 1981. – С.148. Автограф, представляющий собой развернутый карандашный эскиз, хранится в ГЦММК, ф. 18, № 63. Первое издание: Рахманинов С.В. Два неоконченных квартета / под ред. Г.В. Киркора и Б.В. Доброхотова. – М.: Музгиз, 1947.

[66] Даты указаны С.В. Рахманиновым в автографе романсов, а также в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. Т. 2. – С. 377. В автографе проставлена дата: «1896». Первое издание: М.: «П. Юргенсон», 1897.

[67] См. аргументированную датировку в кн.: Брянцева В.Н. С.В. Рахманинов. М.: Сов. композитор, 1976. – С. 270. Дата в автографе (очевидно, окончательной редакции): «12 ноября 1899 г.». Хранится в ГЦММК, Ф. 18, № 72. Первое издание: М., Л.: Гос. муз. изд., 1950.

[68] Дата указана в автографе. Хранится в ГЦММК, ф. 18, № 90. Запись в автографе: «Delmo», которую можно трактовать как посвящение, по-разному комментируется исследователями. В монографии В.Н. Брянцевой посвящение расшифровывается как Lelmo и связывается с именами двух соучеников С.В. Рахманинова по классу фортепиано у Н.С. Зверева: Лели Максимова и Моти Пресмана. См.: Брянцева В.Н. С.В. Рахманинов. – М.: Сов. композитор, 1976. – С.267. В последние годы возникла новая трактовка записи посвящения, возникшая после интервью, данного внуком композитора, А.Б. Рахманиновым. Имеется в виду Елена Морисовна Даль, родственница Н.В. Даля. См. об этом: Ноллан В.В. Новая личность в рахманиноведении // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Тезисы IV международной конференции. 25 января, 2008 года. – Часть I. Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2008. – С. 12-13. См. также: Наумов А.А. В мире музыкальных рукописей Рахманинова…// Новое о Рахманинове. – М.: Дека-BC, 2006. – С. 176. Первое издание Пьесы-фантазии g-moll: С.В. Рахманинов. Две пьесы для фортепиано / Под ред. Г. Киркора. – М., Л.: Гос. муз. изд., 1949.

[69] Дата указана в автографе. Хранится в ГЦММК, ф. 18, № 91 (полный беловой автограф); ф. 18, № 90 (эскизы). Первое издание: Полифонические пьесы русских композиторов / Под. ред. П. Лукьянченко. – Вып. 2. – М.: Музыка, 1980.

[70] Перед заглавием С.В. Рахманинов написал: «Нет! Не умерла моя муза, милая Наташа. Посвящаю тебе мой новый романс». Данный романс представляет собой, по сути, признание Наталье Сатиной, пусть и выраженное в жанре шутливого музыкального письма-посвящения. См. датировку романса: Жуковская Е.Ю. Воспоминания о моем учителе и друге С.В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 1. – С. 294-295. Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 142. Первое издание: С. Рахманинов. Вокальные произведения, неопубликованные автором / Под ред. П.А. Ламма. – М., Л.: Музгиз, 1947. Напомним, что еще ранее композитор посвятил Наталье Сатиной романс «Не пой, красавица, при мне» (1893 год).

[71] О начале работы над хором см.: Жуковская Е.Ю. Воспоминания о моем учителе и друге С.В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 1. – С. 311. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1901.

[72] О начале работы над романсом см.: Жуковская Е.Ю. Воспоминания о моем учителе и друге С.В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. Т. 1. – С. 311. Дата окончания указана в автографе. Хранится в ГЦММК, ф. 18, № 126. Первое (отдельное) издание: М.: А. Гутхейль, 1890. Переиздан там же в 1902 году, в рамках цикла романсов ор. 21, под номером 1.

[73] Дата проставлена в автографе. Хранится в ГЦММК, ф. 18, № 92. Первое издание: Полн. собр. соч. для фортепиано. – Т. 3, ч. 1 / Под ред. П.А. Ламма. – М., Л.: Музгиз, 1950.

[74] Дата проставлена в автографе. Хранится в ГЦММК, ф. 18, № 133. Первое издание: Сборник произведений современных русских композиторов. – Т. II. – М.: П. Юргенсон, 1904.

[75] Три части Второй сюиты были завершены к февралю 1901 года. См. письмо С.В. Рахманинова А.Б. Гольденвейзеру от 17 февраля 1901 года. – Литературное наследие. – Т. 1. – С. 304. Сюита была завершена и впервые исполнена с А.Б. Гольденвейзером 24 апреля 1901 года. См.: Танеев С.И. Дневники: В трех томах. – Т. 2. М.: Музыка, 1982. – С. 253-254. Автограф Второй сюиты хранится в ГЦММК, ф. 18, № 111 (полный автограф); ф. 18, № 112 (эскизы, очевидно, относящиеся к 1900 году); ф. 18, № 113 (корректурный экземпляр с поправками автора). Первое издание: М.: А, Гутхейль, 1901.

[76] Эскиз занимает одну нотную страницу. Дата проставлена в автографе. Хранится в ГЦММК, ф. 18, № 53. Не опубликован.

[77] См. письмо С.В. Рахманинова к С.В. Смоленскому от 30 июня 1897 года, в котором композитор выражает признательность С.В. Смоленскому за присланный им текст Литургии святого Иоанна Златоуста. См.: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 263. Как известно, этот замысел был осуществлен С.В. Рахманиновым позже, «30 июля 1910 года». Автограф Литургии хранится в ГЦММК, ф. 18, № 67. К лету 1897 года (см. об этом в указанном письме С.В. Смоленскому) относится работа С.В. Рахманинова над переложением для фортепиано в 4 руки Шестой симфонии А. Глазунова. Переложение было впервые издано: Leipzig: M.P. Belyayev, 1897. Автограф переложения С.В. Рахманинова утрачен.

[78] См. письма С.В. Рахманинова А.Б. Гольденвейзеру от 18 июня 1898 года, 14 августа 1898 года, а также свидетельство А.Б. Гольденвейзера: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 276, 278, 543. Возможно, к данному периоду относятся эскизы Второго концерта (Хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 48). Вторая и третья части концерта были завершены «осенью 1900» года. (Даты указаны С.В. Рахманиновым в в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 378). 2 декабря, 1900 года, 2 и 3 части концерта были впервые исполнены композитором в Москве, в Зале Российского благородного собрания, с оркестром под управлением А.И. Зилоти. Первая часть была завершена к 23 апреля 1901 года – дате первого исполнения Второго концерта в трех частях для 2-х фортепиано в 4 руки на вечере у А.Б. Гольденвейзера. См.об этом: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 563. Полный автограф партитуры Второго концерта (содержащей также переложение для второго фортепиано оркестровых голосов) хранится в ГЦММК, ф. 18, № 47.

[79] См. письмо С.В. Рахманинова к М.И. Чайковскому об опере на шекспировский сюжет от 28 июля 1898 года. – Литературное наследие. – Т. 1. – С. 277. Название трагедии «Ричард II» указано в кн.: Sergei Rachmaninoff: a Lifetime in Music: by Sergei Bertensson and Jay Leyda. With the assistance of Sophia Satina. – New York University Press, 1956. – P. 82.

[80] Первое упоминание об опере Франческа да Римини см. в письме С.В. Рахманинова М.И. Чайковскому от 28 августа 1898 года: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 279-280. О желании продолжить работу над оперой С.В. Рахманинов пишет М.И. Чайковскому в письме от 14/27 июня 1900 года. См. там же. – С. 296. В июле 1900 года была написана сцена Паоло и Франчески (2-я картина). Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 379. Опера была завершена летом 1904 года (см. авторскую дату там же). Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 14 (партитура), № 15 (клавир), № 17 (эскизы, возможно, относящиеся к концу 1890 годов).

[81] Автограф эскиза Прелюдии d-moll хранится в ГЦММК, ф. 18, № 90. Прелюдия была завершена в 1903 году в качестве № 3 в цикле 10 прелюдий ор. 23.

[82] Научные исследования нотного и других архивных фондов, проводимые заново в настоящее время, осуществляются в связи с процессом издания Полного академического собрания сочинений С.В. Рахманинова.Русское Музыкальное Издательство (РМИ). Автор научной разработки, в том числе архивоведческой и текстологической – В.И. Антипов. Издательские принципы – Д.А. Дмитриев. Опубликованы следующие произведения:

Серия V. Произведения для фортепиано:

Том 16.2: Пьесы. – Пьесы-фантазии ор. 3, Салонные пьесы ор. 10, Шесть музыкальных моментов ор. 16. – М.: РМИ, 2007. (Во вступительной статье тома 16.2 дана новая научная трактовка произведений 1890-х годов, а также опубликованы реконструкции неизвестных первоначальных авторских замыслов ряда произведений);

Т. 17: 24прелюдии. Прелюдия ор. 3, № 2; 10 прелюдий ор. 23, 13 прелюдий ор. 32. – М.: РМИ, 2007;

Т. 18: Этюды-картины: Ор. 33 (1-я и 2-я редакции), ор. 39. – М.: РМИ, 2007;

Фуга d-moll (1891). Первое издание. – М.: РМИ, 2007;

Сюита d-moll для оркестра (1891): Редакция для фортепиано. Первое издание. – М.: РМИ, 2007. Подготовка текстов, вступительные статьи и комментарии указанных изданий В. Антипова.

[83] Фалес // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / ред., вступ. статья А.Ф. Лосева; пер. М.Л. Гаспарова. – М.: Мысль, 1979. – С. 74.

[84] Автографы Сонаты для фортепиано и виолончели, ор. 19 хранятся в ГЦММК, ф. 18 (С. Рахманинов), № 115 (полная беловая рукопись); № 116 (развернутый эскиз). В автографе имеются неопубликованные варианты отдельных фрагментов текста. Датировка первого издания дается согласно Договору С. Рахманинова с фирмой А. Гутхейль от 13 декабря 1901 года. – См.: Договоры С. Рахманинова с А. Гутхейлем: РГАЛИ, ф. 2743 (П. Ламм), № 337. Следует обратить внимание именно на данную последовательность в названии инструментов: «Для фортепиано и виолончели». Эта последовательность указана самим композитором в автографе и первом, прижизненном издании. Соната для фортепиано и виолончели С. Рахманинова была высоко оценена его профессором по Московской консерватории А.С. Аренским, подчеркнувшем ее важность для дальнейшего развития творческого пути С. Рахманинова. – См. в воспоминаниях М.Е. Букиника: «Аренский не переставал гордиться своим учеником, восхищаясь его недавно написанной Виолончельной сонатой, и говорил, что это произведение есть поворотный пункт в даровании Рахманинова и что теперь можно ждать от него великих вещей». // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т., ГЦММК им. М.И. Глинки; сост.-ред., примеч. и предисл. З.А. Апетян. – 5-е изд., доп. – М.:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.063 с.)