Экономическая теория в системе наук, её предмет, цели и задачи, этапы её становления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая теория в системе наук, её предмет, цели и задачи, этапы её становления.



Экономическая теория в системе наук, её предмет, цели и задачи, этапы её становления.

 

 

Проблемы выбора и кривая производственных возможностей Понятие альтернативных затрат.

 

Существует 5 типов экономических систем: Традиционная, Административно-командная, Рыночная, Переходная, СмешаннаяВ экономически слаборазвитых странах существует традиционнаяэкономическая система. Этот тип экономической системы базируется наотсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладностиэкономики. Многоукладность экономики означает существование при даннойэкономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в рядестран натурально-общинные формы, Административно-командная система (централизованно-плановая) Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, иряде азиатских государств. Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности –государственная) собственность практически на все экономические ресурсы,монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах,централизованное экономическое планирование как основа хозяйственногомеханизма. Рыночная система Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства. Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений всфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами,которые обуславливают его сущность и отличают от других экономическихсистем. Эти принципы основываются на свободе человека, егопредпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Смешанная экономическая система Смешанной эк. системой мы можем назвать такую систему в которойперемешиваются свойства всех трёх вышеперечисленных систем вприблизительно равных пропорциях. Вообще если посмотреть на Россию, то мыувидим, что у нас собирают налоги – это из административно-команднойсистемы, большинство сажают картошку просто потому, что так надо – это изтрадиционной системы, частная собственность – это из рыночной системы. Нообычно (например США) страна больше придерживается принципов какой–то однойэк. системы (рыночной), хотя элементы других систем присутствуют. В такомслучае мы относим эк. систему к преобладающей (т.е. в США рыночная эк. Понятие переходной экономики. В первую очередь хочется определиться с самим понятием переходнойэкономики, в большинстве учебников это понятие определено как промежуточноесостояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования врезультате социально-экономических изменений. Определяющую роль в этихизменениях играет трансформация отношений собственности. Если переходнаяэкономика в России после 1917 г. формировалась на основе господствагосударственной собственности, то в 90-х гг. началось движение отгосударственной собственности к частной. Это движение не знает мировыханалогов. Впервые за всю цивилизацию мир стал свидетелем движения от«справедливого коммунизма» к «несправедливому», но свободному капитализму. Именно экономику 90-х годов можно называть «переходной экономикой».

 

Рыночная экономика: понятие, основные черты. Основные черты смешанной экономики. Сравнительные преимущества и недостатки рыночной экономики.

 

Сущность и функции денег (исторический и современные подходы). Формы денег.Особенности структуры денежной массы России.

 

Ценовой

2) неценовой: * качество

* мода, сезонность

* кол-во потребителей

* доходы потребителей

* инфляционные ожидания потребителей

* налоги

 

Исключения из правил закона спроса:

1) Товары Гиффена. Группа товаров у которой растет величина спроса при росте цены.

а) продукты первой необходимости

б) товары, без которых человек не может жить (например, лекарства)

 

2) Эффект сноба. Человек не желает покупать, то что покупают другие. Он покупает дорогие, недоступные многим другим покупателям товары. График такой же как у товаров Гиффена.

Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

ЭФФЕКТ ДОХОДА – изменение реального дохода потребителя вследствие изменения цены на потребляемые блага.

Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное количество благ, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается и он будет сокращать потребление почти всех благ. Это и есть эффект дохода, отражающий влияние изменения цены на величину спроса на блага, которое имеет место из-за влияния этого изменения на величину реального дохода потребителя.

Эффект дохода заключается в том, что снижение цены увеличивает реальный доход потребителя и он может покупать большее количество товара.

Эффект замещения — это когда снижение цены на продукт делает его более привлекательным для покупателя. ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ (ЗАМЕЩЕНИЯ) – замена одного блага другим, обусловленная изменением их относительных цен. Понижение цены блага вызывает рост объема спроса на него. Более низкая цена одного блага при неизменных ценах на другие блага повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить подешевевшим благом другие блага, оказавшиеся относительно более дорогими. Наоборот, если, например, цена какао растет, а цены остальных благ неизменны, то какао становится относительно дороже. В этом случае его будут покупать меньше, а чая купят больше.

Следует заметить, что эти два понятия (эффект дохода и эффект замещения) существуют не раздельно, а действуют в экономике совместно. Как известно, все блага на рынке могут быть ранжированы по степени качественности: нормальные, низкокачественные и товары Гиффена. Это когда потребляются нормальные товары, оба эффекта действуют в одном направлении, а потребитель по мере роста дохода увеличивает спрос на них. Каждый этап в снижении уровня рыночных цен вызывает все больший и больший спрос. Когда падают цены на рынке низкокачественных товаров, эффект дохода действует в обратном направлении от эффекта замещения. С одной стороны спрос на уцененный товар теоретически начинает возрастать. В то же время, когда цены снижаются, а доход остается неизменным, возникает эффект богатства, в результате чего потребители начнут отдавать предпочтение более дорогим товарам. Для товаров Гиффена эффект дохода перевешивает эффект замещения. Иными словами, когда начинают расти цены на товары первой необходимости во время дефицита, спрос на них не то что остается неизменным, он планомерно и быстрыми темпами растет. Такая реакция потребителя объясняется тем, что товары Гиффена по сути удовлетворяют первичные потребности, и их потребление не уменьшается даже с ростом цены. Например, если картофель или хлеб начинают дорожать, люди все равно продолжают их покупать, а в условиях кризисности вообще начинается ажиотаж.

 

Виды эластичности.

Выделяют следующие виды эластичности:

– эластичность спроса по цене;

– эластичность спроса по доходу;

– эластичность предложения по цене;

– перекрестная эластичность спроса по цене;

– точечная эластичность спроса;

– дуговая эластичность спроса;

– эластичность соотношения цен и заработной платы;

– эластичность технического замещения;

– эластичность прямой линии.

 

Эластичность может изменяться в зависимости

– от фактора времени,

– от групп населения,

– от наличия товаров-субститутов.

 

Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности — это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Коэффициент эластичности

(Точечной) эластичностью (коэффициентом эластичности) переменной y к x называется величина:

Данное значение определяет эластичность в конкретной точке. Эластичность постоянна только в рамках логарифмической (или степенной) модели зависимости. Во многих случаях (в том числе и для линейной модели зависимости) эластичность в разных точках отличается. Поэтому рассчитывают также среднюю (дуговую) эластичность как отношение процентных изменений y и x.

Иногда вместо и используют среднюю точку в интервале изменения их значений.

где

Преимуществом последнего способа является симметричность относительно знака изменения фактора.

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

· Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

· Незаметное для покупателя изменение уровня цен;

· Консерватизм покупателей во вкусах;

· Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

· Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена.

Товары с эластичным спросом по цене:

· Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)

· Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)

· Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

Товары с неэластичным спросом по цене:

· Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)

· Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)

· Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)

I. Понятие прибыли.

Главная цель любой фирмы -это получение максимальной прибыли.

Анализ природы издержек есть ключ к определению прибыли.

Прибыль - это разность между суммарной выручкой от реализации продукции (TR -total return) и суммарными издержками (TC -total cost)

Т.о., в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, установленной в договорном порядке, а выступает в качестве остаточного дохода. Современные экономисты трактуют прибыль как вознаграждение за выполнение функции предпринимателя, т. е. как доход от фактора предпринимательства. Прибыль как разница между объемом продаж и издержками имеет две формы: бухгалтерскую и экономическую.

Прибыль бухгалтерская -прибыль, равная разнице между суммарной выручкой фирмы и бухгалтерскими (внешними) издержками, связанными с их производством и реализацией.

Прибыль нормальная(или "нулевая экономическая прибыль") - минимальный уровень прибыльности, достаточный для того, чтобы владельцы предприятия считали для себя выходным продолжение занятий данным видом бизнеса. Альтернативная стоимость использования предпринимательской способности. Нормальная прибыль является частью неявных издержек.

Прибыль экономическая - разница между суммарной выручкой и альтернативными издержками.

Помимо этого выделяются такие понятия, как валовая прибыль, предельная и максимальная прибыль.

II. Источники экономическое прибыли:

Издержки фирмы Классификация издержек. Постоянные издержки (TFC), переменные издержки (TVC) и их графики. Определение общих издержек.

Понятие средних издержек. Средние постоянные издержки (AFC), средние переменные издержки (AVC), средние общие издержки (АТС), понятие предельных издержек (МС) и их графики.

Экономическая теория в системе наук, её предмет, цели и задачи, этапы её становления.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.021 с.)