Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.



Поручение детям: Группа готовила материал о представителях разных национальностей в Курской области и родной школе, оформила это в виде презентации.

Оборудование: ИКТ; презентация; фрагмент из к/ф «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983); 6 надутых шаров одного цвета и 1 шар другого на палочках с записками; жетоны белого, зеленого, красного, синего цвета (по количеству детей, чтобы разделить обучающихся на группы); цветные таблички на столы; раздаточный материал «Лингвистический экскурс в понятие «толерантность», опросник «Черты толерантной личности»; на ватмане нарисовано дерево без листьев; листья для дерева разного цвета; клей; фломастеры; памятки «20 шагов к толерантности» (по количеству участников).

Форма: тренинг

Рекомендации по проведению мероприятия: Данный материал может использоваться на уроках обществознания как отдельный дополнительный материал или как часть изучения таких тем, как «Толерантность», «Социальный конфликт и пути выхода из него» и др.

Литература

1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.

2. Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003.

3. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

4. «50 сценариев классных часов». М.:Центр «Педагогический поиск», 2000.

5. «Тесты для подростков».М.: АСТ-Пресс книга, 2005.

6. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность

8. http://www.tolerance.ru/

9. http://www.46tv.ru/line/kursk/007532/

Ход мероприятия

На учительском столе разложены разноцветные жетоны, перевернутые цветной стороной вниз (это позволит разделить обучающихся на группы независимо от их желания и общения). Дети, входя в кабинет, берут жетоны и рассаживаются соответственно цвету за столы, заранее расставленные для четырех групп. Шары на столе в виде цветка стоят в вазе.

I. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу в знак пожелания доброго дня и хорошего настроения. А теперь давайте поздороваемся еще раз как люди из разных стран. У вас на столе лежит табличка, на которой написана страна и форма приветствия. Продемонстрируйте приветствие. (Красные жетоны – японцы (поклон, соединить ладони перед собой),голубые жетоны – европейцы (пожать руку), белые жетоны – эскимосы (трутся носами), зеленые жетоны – китайцы

(спрашиваете «Ты ел сегодня рис?» в ответ человек должен поклониться).

В такой необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу.

II. Введение в тему мероприятия.

А теперь мне нужны 6 помощников. Обратите внимание на шары: они не пустые, в них спрятаны записки с чертами личности, давайте хлопнем их и прочитаем (помощники хлопают шарики, зачитывают слова: «терпение», «чуткость», «снисходительность», «сопереживание», «доброжелательность», «доверие» и садятся на места).

Учитель: Скажите, каким словом можно объединить эти черты личности? (Ответы детей).

Учитель: Спасибо. Эту загадку поможет разгадать последний шар! (учитель хлопает шар и просит любого из детей прочитать слово на записке). Это слово «толерантность»! Сегодняшний классный час будет посвящен понятию толерантность.

III. Ход классного часа.

Слайд 1:

Учитель: Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.

Слайд 2:
Учитель: Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.
Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.

Учитель: Группе учащихся было дано задание: выяснить, представители каких национальностей проживают в Курской области и обучаются в нашей школе. Дадим им слово.

Результаты исследования учеников включены в презентацию. Слайд 3:

По итогам переписи, проведенной на территории Курской области в 2010 году, численность населения региона — 1 миллион 127 тысяч 81 человек. Среди них — представители 142 национальностей и народностей. Русских — 92% от общей численности; украинцев — 13,6 тысячи, или 1,2%; армян — 5,7 тысячи человек, или 0,5%; цыган — 2,2 тысячи, или 0,2%; белорусов -1,7 тысячи, или 0,2%; азербайджанцев -1,7 тысячи, или 0,2%; татар — 1,2 тысячи, или 0,1%; турок — 1,2 тысяч или 0,1%; молдаван — 1,1 тысячи, или 0,1%. (http://www.46tv.ru/line/kursk/007532/)

Слайд 4: На 1 сентября 2013 года обучающихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43 им. Г.К.Жукова» города Курска – 712.

Из них: русских – 679 человек, или 95%; узбеков – 2 человека, или 0,3%;

таджиков – 6 человек, или 0,8%; украинцев – 10 человек, или 1,4%; молдаван – 1 человек, или 0,2%; грузин – 4 человека, или 0,6%; белорусов – 5 человек, или 0,7%; евреев – 4 человека, или 0,6%; эфиоп – 1 человек, или 0,2%.

Учитель: Спасибо, ребята, за проделанную работу! Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские. Но разве можно представить Россию без таких людей, как Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков…
Учитель: Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
Давайте проведем лингвистический экскурс в понятие «толерантность». У вас на столах лежат материалы с выдержками из словарей разных языков. Познакомимся с ними.

Дети по очереди зачитывают (смотри приложение).

Учитель: В каждом из этих определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Вместе с тем каждое определение выражает сущность толерантности: терпимость к различиям между людьми, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и обязанности, не нарушая прав и свобод других людей. Толерантность означает уважение, принятие многообразных культур нашего мира, способов проявления человеческой индивидуальности.

Толерантность – это правило трех «П» Слайд 5:

Признание – способность видеть в другом другого и осознание его права быть другим, отличным от остальных;

Принятие – безусловное положительное отношение к таким отличиям;

Понимание – умение заглянуть в мир другого со своей точки зрения и его.

Учитель: А теперь я предлагаю вам оценить, толерантны ли вы, т.е. какими чертами толерантной личности вы обладаете. Для этого вам необходимо заполнить бланк опросника (смотри приложение). Перед вами 15 характеристик, свойственных толерантной личности. Выберите 5 черт, которые у вас наиболее выражены и поставьте напротив них «+», «0» -напротив тех черт, которые у вас наименее выражены (дети заполняют бланк опросника).

Учитель: Скажите, сложилось ли у вас представление о толерантной личности? Ответы детей

Есть ли качества, которых вам не хватает для того, чтобы считаться толерантными людьми? Ответы детей

Тренинг «Волшебная лавка»

Учитель: Сегодня у нас работает волшебная лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность. Напомню, с этими качествами вы только что встречались, работая с бланками опросника! Я выступаю в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Каждый из вас может приобрести одну или несколько «вещей», которых у вас нет. Это те качества, которые важны для толерантной личности, но отмечены «0» в опроснике.

Например, покупателю нужно «терпение». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем, в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Можно пригласить по 1 покупателю от каждой группы.

Учитель: В игре мы смогли с вами приобрести недостающие вам качества толерантной личности, а как же быть в жизни?

Ответы детей.

Учитель: Нужно воспитывать эти качества, прислушиваться к мнению других, развивать, заниматься самовоспитанием. Слайд 6: Человек толерантным не рождается, а становится!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.009 с.)