Формирование и использование элементов экономического механизма хозяйствования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и использование элементов экономического механизма хозяйствования



 

Реализация возможностей определяется тем, в какой мере предприятие может сформировать различные элементы экономического механизма хозяйствования. Некоторые элементы предприятие может самостоятельно сформировать, другие же принимает во внимание. Рассмотрим каждый элемент экономического механизма и определим, каким образом предприятие может их использовать.

Системообразующий элемент "система цен и тарифов" реализуется предприятием через систему договорных отношений. Система договорных отношений является основным инструментом межхозяйственных отношений, и в его использовании предприятие играет активную роль. При административно-командной системе также заключались договоры между сельскохозяйственными предприятиями и государственными заготовительными организациями, но они имели формальный характер: цены на продукцию регламентировались государством, а количество поставляемой продукции должно было быть не меньше, чем государственный план продажи, предусмотренные санкции за несоблюдение договора не использовались.

При переходе к рыночной экономике значительно возросла роль договорных отношений. Договорами оформляются любого рода сделки (продажа продукции, долгов, земельных участков, материально-технических ресурсов и т.д.). Участники сделки берут на себя обязательства и согласовывают ответственность за невыполнение договорных обязательств.

Предприниматель, являясь агентом рынка, должен уметь договариваться с партнерами. Договорные отношения как элемент экономического механизма, наряду с системой цен и тарифов являются решающими элементами, определяющими возможность получения прибыли.

Целью договорных отношений является снижение риска предпринимательской деятельности, что достигается путем решения трех задач: выявление наиболее прибыльных каналов реализации, обеспечение гарантии своевременной оплаты (предоплата), определение круга надежных и постоянных партнеров, страхование риска.

В большинстве случаев риск невыполнения условий договоров предприятие принимает на себя. Иногда страхование рисков осуществляется путем выдачи гарантии со стороны районной или областной администрации.

Рыночный экономический механизм заставляет предприятие искать способы защиты от негативных последствий инфляции. В связи с сезонностью сельскохозяйственного производства в договорах целесообразно указывать, что продукция будет оцениваться по рыночным ценам на момент поставки. Такие контракты называются фьючерсными (договор с условием оплаты по будущим ценам). При этом договаривающиеся стороны связывают свои вмененные издержки с доходом, который они могли бы получить при хранении авансированных денег в банке.

В элементе "система планов" изменилась цель планирования. Вместо государственного плана продажи продукции используется рыночная форма формирования федерального и местного продовольственных фондов – государственный заказ, размещаемый с помощью договоров. Тем самым обеспечена свобода производственной деятельности предприятия. Сбалансированный план стал внутрихозяйственным рычагом, использование которого позволяет оценивать собственные возможности по производству продукции и получению прибыли. Однако форма и содержание таблиц остались без значительных изменений. В содержание планов введены разделы, отражающие план действия предприятия на рынке ресурсов и продукции.

Элемент "система анализа" формируется и осуществляется в основном на предприятии. Анализ хозяйственной деятельности предприятия интересует только руководителей и специалистов, а также инвесторов. При необходимости они могут обратиться за консультацией к специалистам государственных органов управления, аудиторских фирм или научных центров.

Хозрасчет как метод хозяйствования использовался и в то время, когда рыночные отношения были завуалированы и рынок не определял характер товарно-денежных отношений. Но всегда была и есть необходимость повышения эффективности производства путем снижения себестоимости продукции. Для этого нужно было специально устанавливать в заданиях структурным подразделениям ответственность за перерасход лимита затрат.

Хозрасчетные отношения означают осуществление контроля рублем. Структурные подразделения сами не выходят на рынок с произведенной продукцией, но при организации внутрихозяйственного расчета определяются цены на продукцию подразделений, хотя они имеют расчетный характер (рассчитываются на основе нормативной себестоимости) и применяются лишь внутри самого предприятия. Активная роль руководителей и специалистов предприятия в организации внутрихозяйственного расчета очевидна.

Данный элемент экономического механизма тесно коррелирует с элементами "система планов", "система цен" и активно используется для стимулирования производства продукции с наименьшими издержками.

Система стимулирования труда формируется исключительно руководителями и специалистами предприятия. Предприятие по своему усмотрению выбирает любую из применяемых на практике систем оплаты труда или создает собственную. Этот элемент также связан с системообразующим. Нормальные товарно-денежные отношения на уровне рядовых исполнителей предполагают денежную оплату труда. Диспаритет цен обусловил дефицит денег, и поэтому в общей сумме выплат значительно увеличилась доля натуральной оплаты труда. Но выданная продукция должна быть оценена по рыночным ценам.

Учеными рекомендованы и на ряде предприятий используются системы оплаты труда, учитывающие вклад каждого исполнителя в общий результат и устанавливающие зависимость уровня оплаты труда от конечных результатов: оплата труда на основе единой тарифной сетки, от хозрасчетного дохода по остаточному принципу, от валового дохода, по бестарифной системе, по трудодням.

При рыночной экономике предприятия (предприниматели) должны чутко реагировать на состояние рынка и принимать меры по адаптации к внешней экономической среде. Наиболее радикальными способами адаптации являются корректировка ассортимента товарной продукции и диверсификация производства. Рассмотрим суть этих способов.

 

21.5.2. Корректировка ассортимента товарной продукции

 

Один из способов максимизации прибыли – изменение ассортимента товарной продукции.

Особенность применения данного способа максимизации прибыли в сельском хозяйстве состоит в том, что существуют ограничения природного характера, обусловленные необходимостью рационального использования земли. Задача соблюдения севооборотов определяет нижний и верхний предел насыщения посевной площади различными культурами. Кроме того, имеются ограничения, которые не связаны с особенностями отрасли, – ограничения экономического характера.

В таблице 21.2 систематизированы параметры, которые ограничивают возможности корректировки ассортимента продукции.

Использование экономических факторов для корректировки ассортимента продукции ограничивается, прежде всего, наличием денег и ценами экономических ресурсов. Технологические ограничения обусловливают минимально необходимый и максимально допустимый размер отраслей.

 

Таблица 21.2. Факторы и ограничения при изменении ассортимента продукции

Группы факторов Факторы Ограничения
Технологические Площадь посева Минимально и максимально допустимые доли в севообороте; требование чередования культур; исключение переопыления сортов; агротехнические сроки отдельных работ и др.
Экономические Основные средства (тракторы и сельхозмашины) Оптимальная загруженность техники, в том числе специальной; цена основных средств
Семена Цена ресурса
Удобрения Цена ресурса
Рабочая сила Цена ресурса
Корма Цена ресурса

 

При недостатке ресурсов для производства всех видов продукции возникает необходимость реальной оценки получения минимального количества продукции, при котором обеспечивается самоокупаемость при производстве данного вида продукции (порога рентабельности). Для этого необходимо составить серии технологических карт по производству каждого вида продукции и построить таблицу безубыточных уровней урожайности сельскохозяйственных культур или продуктивности животных (табл. 21.3).

 


Таблица 21.3. Фрагмент таблицы "Безубыточные уровни урожайности озимой пшеницы"

 

В таблице 21.3 на пересечении строки затрат и столбца цены за единицу продукции показывается безубыточный уровень урожайности. В таблице область выше безубыточных уровней урожайности отмечена как область убытков, ниже – как область прибыли.

Для расчета безубыточного уровня выхода продукции можно использовать следующие формулы:

– зависимости количества продукции от ресурса Q(X);


общих TC(Q), средних AC(Q) и предельных MC(Q) издержек от количества продукции.

Из формул видно, что нахождение точки безубыточности сводится к решению уравнения AC(Q) = P относительно Q – количества продукции. Уравнение решается методом подбора значений. При этом нужно иметь в виду, что в области действительных чисел уравнение может иметь два решения: меньший корень уравнения – это безубыточный объем производства, а больший корень соответствует максимальной границе масштаба производства, после которой цена уже не покрывает издержки. Перерасход ресурсов наступает после точки максимума объема производства, описанного данными уравнениями. По достижении этой позиции попытка вложить дополнительные ресурсы без изменения технологии и организации производства ведет к их перерасходу и снижению объема производства.

Указанные формулы описывают поведение продукта и издержек в общем виде. Для каждого конкретного вида продукции эти формулы будут отличаться значениями коэффициентов (параметров уравнений). Практическое применение этих формул позволит избежать дискретности в вычислениях и будет способствовать повышению точности прогнозирования порога рентабельности, а также поможет в решении других задач, связанных с изучением поведения издержек.

После определения порогов рентабельности (минимального выхода продукции) по всем видам продукции руководителю предприятия необходимо принять решение о снижении убыточности производства одних видов продукции и повышении рентабельности других.

Это можно сделать, сократив посевную площадь культур или поголовье животных до минимально необходимого уровня, а высвобождаемые при этом ресурсы использовать тремя способами.

1. Высвобожденные ресурсы направить на повышение интенсивности производства рентабельных отраслей с целью повышения урожайности культур или продуктивности животных.

2. Увеличить площадь наиболее рентабельных сельскохозяйственных культур или поголовья сельскохозяйственных животных в допустимых пределах.

3. Высвобожденные ресурсы направить на уменьшение убытка от нерентабельных отраслей путем повышения интенсивности производства на меньшей площади.

 

Диверсификация производства

 

Диверсификация производства (от лат. diversus – разный и facere – делать) означает расширение ассортимента производимых видов продукции и видов предоставляемых услуг. По своей природе диверсификация является процессом, обратным специализации. Если специализация означает преимущественное производство отдельных видов продукции, то диверсификация означает увеличение числа наименований производимой продукции.

В сельском хозяйстве процесс диверсификации протекает по-особому: расширение ассортимента происходит не за счет освоения производства новых видов продукции, а за счет переработки производимой в собственном хозяйстве продукции и реализации готовых к потреблению продуктов питания.

По уровню эффективности производства цехи переработки продукции уступают крупным перерабатывающим предприятиям, но исключение посредников из цепочки "от поля до потребителя" позволяет получать дополнительную прибыль. Однако конкурентная борьба в данном сегменте рынка будет обостряться в связи с тем, что перерабатывающие предприятия принимают меры по улучшению обеспеченности себя сырьем. Например, сельскохозяйственным предприятиям предоставляется краткосрочный кредит при условии возврата его продукцией (товарный кредит), или создается ассоциация в составе сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.

Диверсификация производства на сельскохозяйственных предприятиях осуществляется не только путем переработки сельскохозяйственной продукции, но и путем организации промышленного производства, не связанного с сельским хозяйством (швейный цех, предприятие по ремонту тракторов и сельхозмашин, пункт автосервиса).

Основными аргументами в пользу диверсификации являются следующие:

– повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий путем увеличения ассортимента выпускаемой продукции;

– снижение степени риска получения убытка за счет выхода на рынок с многообразной продукцией;

– возможность ухода от диктата перерабатывающих предприятий, занимающих монопольное положение;

– повышение уровня рентабельности за счет реализации готовой продукции;

– возможность получения наличных денег при реализации продукции в собственной торговой сети.

 

Раздел VI



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.024 с.)