Раздел V. Практические приложения социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел V. Практические приложения социальной психологии



Введение к разделу — вопрос о возможных приложениях социально-психологического знания имеет две стороны: с одной стороны, это проблема прикладного исследования, соединяющего фундаментальные положения науки и сферы возможного использования ее результатов; с другой — это проблема практической работы социального психоло­га, представляющей собой особый вид его деятельности. Эти две сто­роны требуют раздельного обсуждения.

Тема 15. Основные направления прикладных исследований и практи­ческой социальной психологии

Цель:

- ознакомиться с основными направлениями практического применения социально- психологического знания

 

Производство. История исследований психологических проблем производства в отечественной и зарубежной социальной психологии. Доктрина «человеческих отношений».

Проблемы формирования производственного коллектива. Значение межличностных отношений в производственном коллективе. Социаль­но-психологические аспекты производственных конфликтов.

Психологический климат производственного коллектива; методи­ки его исследования. Адаптация нового члена коллектива. Отношение к труду и изучение мотивов трудовой деятельности.

Трудовой коллектив и «команда».

Управление. Традиции социальной психологии в анализе проблем управления. Качества руководителя; подбор персонала; его аттестация; понятие «управленческой команды».

Соотношение стиля руководства и эффективности деятельности подразделения. Разрешение конфликтов в системе управления.

Выявление роли и форм обратной связи для оптимизации деятель­ности руководителя. Восприятие нововведений.

Современные проблемы психологии бизнеса.

Развитие организаций. Концепция организационного развития в современной социальной психологии. Роль психолога в создании «куль­туры организации» (оптимальное использование технологий, разви­тие коммуникаций, разрешение конфликтов, повышение возможнос­тей организации адаптироваться к изменяющимся условиям).

Работа с персоналом организации; содержание профессии «менед­жер по персоналу». Повышение роли каждого члена организации в принятии решений.

Психолог в организации как «агент изменений».

Школа. Задачи школьного психолога (психологическое просвеще­ние, профилактика, консультирование, психодиагностика, психокор­рекция). Необходимость сотрудничества со специалистами по возраст­ной, педагогической и клинической психологии.

Работа по совершенствованию межгрупповых отношений в школь­ном коллективе (учащиеся, учителя, родители). Проблемы педагоги­ческого общения. Сочетание методов индивидуального и группового консультирования.

Массовая коммуникация и реклама. Специфика коммуникативного процесса в средствах массовой информации.

Функции массовой коммуникации и критерии ее эффективности.

Исследование основных компонентов процесса массовой комму­никации. Отношения коммуникатора и аудитории. Роль социальных установок аудитории в восприятии сообщения. Методы анализа содер­жания текстов. Оценка средств пропагандистского воздействия.

Специфика социально-психологических аспектов рекламы. Проблема имиджа. Роль психолога как консультанта при разработке средств воз­действия рекламного сообщения.

Социально-психологические особенности устного выступления пе­ред аудиторией.

Служба семьи. Социально-психологическая характеристика внут-рисемейных отношений (значение эмоциональных основ). Проблема удовлетворенности браком. Семейные роли. Внутрисемейные конфликты (между супругами, между родителями и детьми). Роль психологичес­кого консультирования для их преодоления.

Психологические причины разводов. Роль социального психолога в программах семейного воспитания. Подготовка молодежи к вступле­нию в брак. Служба содействия одиноким людям.

Психологические проблемы репродуктивного поведения.

Этическая сторона прикладных исследований и практической ра­боты психолога в области семейных отношений.

Все научные исследования правомерно разделять на фундаментальные и прикладные. При этом фундаментальные исследования ориентированы на формулирование наиболее общих принципов и закономерностей изучаемого явления, а целью прикладных исследований является непосредственное решение практической задачи.

Особенности прикладного исследования заключаются в том, что:

- используется специфический вид гипотез, источником которых являются практические соображения;

- организуется непосредственно по заказу конкретного социального института или организации;

- научные термины излагаются в общедоступной форме;

- в прикладном исследовании обязательно указываются направления и зоны практического использования результатов;

- критерием эффективности прикладного исследования является степень решения конкретной практической задачи.

Показателями эффективности прикладного исследования в социальной психологии являются:

1) экономический выигрыш от внедрения социально-психологических рекомендаций;

2) рост членов группы в социальном или профессиональном плане;

3) минимизация дистанции между формулированием проблемы и ее разрешением

Частным случаем прикладного исследования является организационная диагностика. Организационная диагностика это сбор информации об организации от ее членов с целью выявления проблем, к которым могут относиться внутренние противоречия в обследуемом объекте (по вертикали и по горизонтали), различные трудности (ресурсные конфликты, срыв поставок), неопределенность целей, должностных обязанностей.

Выделяют следующие виды организационной диагностики: по времени проведения – предварительную и текущую; по широте охвата объекта – общую и специальную. Предварительная диагностика, как правило, проводится еще до заключения договора о консультировании. Ее целью является выявление проблем, определение «уязвимых мест» организации и составление программы будущей работы. Предварительная диагностика обычно бывает общей, т.е. охватывает всю организацию в целом. Текущая диагностика проводится в течение всего процесса консультирования организационного развития. Как правило, текущая диагностика охватывает часть организации и является специальной.

Анализ специальной отечественной и зарубежной литературы показывает, что при организационной диагностике может быть задействован большой спектр методов. Наибольшей популярностью в подобных исследованиях пользуются опросные методы (анкетирование и интервьюирование), специальные социально-психологические методы (социометрия, рейтинг и др.), личностные тесты (Айзенк, 16 PF), диагностика интеллектуальной сферы (CFT) а также активные методы: ситуационно-ролевые игры, тренинг и другие. Также в последнее время в практике оргконсультирования все чаще применяется опросник Майерс-Бриггс, в основе которого лежит типология личностей по Юнгу. С его помощью можно отнести обследуемого человека к одному из основных психотипов и с определенной вероятностью предсказать поведение и профессиональную успешность оптанта.

В современном обществе оказывается очень важной специальная психологическая служба в школе.

Основные задачи психологической службы в школе это обеспечение развития здоровой личности, коррекция ее развития в процессе социализации, оценка способностей школьников, профессиональная ориентация, минимизация конфликтных ситуаций с помощью:

- психологического консультирования;

- психологического просвещения;

- психодиагностики;

- психокоррекции.

Социальная психология оказывает также помощь в области профилактики противоправного поведения, в частности, в профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями.

При активном участии социальных психологов также разрабатываются механизмы проведения допроса, методы реадаптации и ресоциализации личности после возвращения из мест заключения.

Большое значение имеет психологический анализ политической жизни.

Возможными направлениями психологической работы в политических структурах являются:

- участие психологов в разработке и принятии решений;

- анализ динамики общественного мнения и поиск оптимальных путей воздействия на установки и настроения граждан;

- создание положительного образа лидера и окружающих его людей для достижения успеха проводимой политики;

- создание психологических портретов оппонентов и политических партнеров.

Характеристика приведенных выше основных направлений прикладных исследований в социальной психологии показывает практическую значимость и громадный потенциал этой науки.

 

15.2. Задания для самостоятельной работы студентов

1. Вопросы для повторения.

Ответьте (устно) на вопросы:

1) Что является показателем эффективности практического социально-психологического исследования? Показать на конкретных примерах.

2) Какие методы используются в организационной диагностике?

3) Какие методы диагностики вы использовали бы для оценки степени управляемости сотрудника?

 

Литература: основная 1, 3, 5, 7, 12, 15,; дополнительная: 2, 47, 16.

 

15.3. Практическое занятие №6

Тема: Самостоятельное применение социально- психологических знаний

Содержание занятия: составление и решение задач по социальной психологии (индивидуально, в парах, в мини- группах, дискуссия)
Темы контрольных работ по социальной психологии

1. Динамика социальных представлений

2. Психология общественного сознания

3. Проблема социального влияния

4. Проблема социальной памяти

5. Психология межличностных конфликтов

6. Социально-психологический тренинг как форма психологической помощи

7. Развитие компетентного общения

8. Психотерапевтический потенциал педагогического общения

9. Социальное восприятие и социальное познание

10. Атрибутивные процессы в социальном познании

11. Особенности социальной категоризации

12. Психология массового общения

13. Массовая коммуникация как общение больших социальных групп

14. Восприятие коммуникатора как фактор коммуникативного воздействия

15. Диагностика коммуникативной компетентности

16. Консультирование организационного развития

17. Невербальное поведение как показатель искренности

18. Социально-психологический анализ социальных представлений в сфере экономики

19. Проблема организационной культуры в социальной психологии организации

20. Социально-психологические методы диагностики организаций

21. Процесс и механизмы делового общения

22. Специфика профессионального общения в деятельности:

а) управленца;

б) врача;

в) педагога;

г) психолога-консультанта;

д) юриста.

23. Обратная связь в межличностном общении

24. Социально-психологические проблемы введения суда присяжных в России

25. Роль этнических стереотипов в межличностном восприятии

26. Проблема идентификации индивида с социальной группой

27. Адаптация к инокультурному окружению

28. Тренинг межкультурной адаптации

29. Мотивационные аспекты психологического благополучия-неблагополучия человека в современном обществе

30. Технология манипуляции

31. Социально-психологический климат организации: критерии оценки и способы измерения

32. Технология социально-психологического теста

33. Качественные методы в маркетинговых исследованиях и исследованиях средств массовой информации (СМИ)

34. Возможности проективных техник в маркетинговых исследованиях

35. Сравнение возможностей вербальных и невербальных методов в прикладных исследованиях СМИ

36. Психологические аспекты маркетинга

37. Социально-психологические особенности российского потребителя (зрителя, читателя, покупателя)

38. Причины популярности-непопулярности СМИ у рекламодателей

39. Психологические критерии эффективности рекламы

40. Психологическая идентичность личности

41. Эвристические методы генерации идей

42. Феномен лидерства в неформальных группах

43. Возрастные особенности общения в школьном классе

44. Содержание и структура ценностных представлений в подростковом возрасте

45. Социально- психологические характеристики совместной деятельности

46. Психология политики

47. Психология социальных изменений

48. Психология власти

49. Политическая социализация

50. Проблема самоопределения в раннем юношеском возрасте

51. Представления о безработице и ее последствиях у разных возрастных групп

52. Структура ценностей и представление о будущем у старшеклассников

53. Проблемы реализации женщин в условиях социальной нестабильности

54. Феномен самоотношения личности

55. Социально-психологическое обеспечение кадрового аудита

56. Социально-психологические проблемы управления персоналом

57. Деловая игра в кадровом консультировании

58. Социально-психологические проблемы антикризисного управления

59. Социально- психологические методы оценки управленческого персонала

60. Психология потребительского поведения

61. Методы исследования потребительского поведения

62. Использование проективных методов в исследованиях общественного мнения, маркетинговых исследованиях и исследованиях СМИ

63. Социально- психологические исследования массовой коммуникации

64. Фокус-группа как исследовательский метод

65. Формирование имиджа: стратегия PR и рекламы

66. "Я-концепция" подростка и его социальное окружение

67. Проблемы социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений

68. Проблема идентичности в социальной психологии

69. Содержание ценностных ориентаций молодежи и образ социального мира

 

Примечание: возможно написание работы на смежную тему при условии предварительного согласования темы с преподавателем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.04 с.)