Вопрос 13: аграрная реформа. Буржуазные реформы 1860-1870 гг. Развитие сельск. Хоз. В северо- западной части бел. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 13: аграрная реформа. Буржуазные реформы 1860-1870 гг. Развитие сельск. Хоз. В северо- западной части бел.



Причины и подготовка крестьянской реформы. Отмену крепостного права в Российской империи обусловили две главные причины: существование крепостничества сдерживало экономическое развитие государства; возрастание антикрепостнического движения, прежде всего среди крестьянства, угрожало мощным социальным взрывом. В правительственных кругах понимали, что реформу лучше провести «сверху», иначе можно дождаться от мены крепостничества «снизу». Новое правительство России во главе с императором Александром II начало подготовку к отмене крепостного права. Сначала подготовка крестьянской реформы велась втайне от широких кругов общественности. В январе 1857 г. был создан Тайный комитет «для обсуждения мер по упорядочению быта помещичьих крестьян». Члены комитета спорили насчет условий отмены крепостного права. Одни предлагали «остзейский» вариант, т.е. освобождение крестьян без земли; другие хотели, чтобы царь взял инициативу на себя и даровал свободу крестьянам от своего имени; некоторые считали, что условия освобождения крестьян должны разработать помещики. Реформу было решено начинать с западных губерний. Во-первых, местные помещики были значительно больше, чем помещики других районов России, втянуты в товарно-денежные отношения, что обусловливалось близостью к западноевропейскому рынку. Во-вторых, введение в 1840-е гг. обязательных инвентарей в местных помещичьих хозяйствах привело помещиков Беларуси к осознанию быстрой и неизбежной потери ими своей власти над крестьянами и, рассчитывая на более выгодные для себя условия отмены крепостничества, они должны были первыми отозваться на предложение правительства. В-третьих, для самодержавия оппозиционно настроенное польское дворянство представляло политическую опасность, поэтому необходимо было как можно скорее лишить его возможности использовать крестьянские волнения в своих национальных интересах. 20 ноября 1857 г. Александр II подписал и направил рескрипт (предписание) генерал-губернатору Виленской, Ковенской и Гродненской губерний В.И. Назимову об учреждении из представителей местных помещиков трех губернских комитетов и одной общей комиссии в Вильно для подготовки местных проектов улучшения быта помещичьих крестьян. Немного позже подобные комитеты были созданы и в других губерниях России. В рескрипте ничего не было сказано об отмене крепостного права, но 21 ноября 1857 г. в «Дополнительном отношении» недвусмысленно объяснялось, что главным в «улучшении быта помещичьих крестьян» является отмена крепостного права. Именно принятие этих двух документов сделало необратимым процесс подготовки к отмене крепостного права по всей империи, а их опубликование легализировало обсуждение проблемы. Стало понятно, что крепостное право доживает последние годы. Преобладающее большинство дворянских комитетов во всех губерниях России высказалось за освобождение крестьян без земли, однако такой вариант уже не отвечал требованиям времени, не мог дать желаемого эффекта и был отклонен правительством. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и утвердил все законодательные акты (их было 17), которые касались отмены крепостного права, но опубликованы эти документы были только 5 марта 1861 г. Права крестьян. Уставные грамоты и выкупные акты. В Манифесте и общих положениях были законодательно закреплены все общие для крестьян личные и имущественные права, права общественного управления, государственные и земские повинности. Главным звеном в законодательных актах реформы были личные права крестьян. В Манифесте подчеркивалось, что отмена крепостного права являлась результатом добровольной инициативы «шляхетского дворянства». В соответствии с Манифестом бывшие помещичьи крестьяне объявлялись лично свободными и получали ряд гражданских прав: заключать от своего имени различные гражданские и имущественные соглашения, открывать торговые и промышленные предприятия, переходить в другие сословия. Общие положения вводили новую систему управления деревней. Она была основана на выборности нижних служебных лиц. Крестьяне, жившие на земле одного помещика, составляли сельскую громаду (общину). Первой инстанцией по урегулированию отношений между крестьянами и помещиками являлись мировые посредники, избравшиеся из местных дворян и утверждавшиеся сенатом. Главной обязанностью мировых посредников было участие в составлении уставных грамот - нормативных актов, где определялись поземельные отношения крестьян и помещиков. На составление и подписание уставных грамот отводилось 2 года. Для непосредственного проведения реформы на местах создавались специальные органы - уездные мировые съезды и губернские по крестьянским вопросам учреждения, деятельность которых контролировали губернаторы.

Свой полевой надел земли крестьяне выкупали в собственность. Правила выкупной операции были одинаковыми для всей России. Выкупная сумма за крестьянский надел определялась так, чтобы, положив ее в банк под 6% годовых, помещик мог ежегодно получать доход, равный годовому оброку с этого надела. В результате такой операции крестьяне становились должниками государства. На протяжении 49 лет надо было вернуть долг в виде выкупных платежей, куда включались еще и проценты за заем. За этот период крестьянам приходилось выплачивать до 300% одолженной суммы.

Реформирование государственной деревни в Беларуси. Отмена крепостного права в 1861 г. не затронула государственных крестьян. С 1857 г. в государственной деревне шла реформа, которую проводил министр государственного имущества граф М.Н. Муравьев. Он начал свою реформу с административных изменений, ликвидировав сельское самоуправление и оставив в деревне только старост, подчинявшихся волостным властям, а те - чиновникам от казны. Окружное управление было ликвидировано только в Минской губернии как эксперимент, а в других губерниях оставлено до конца реформы. После поверочной люстрации все земли начали объединяться в сплошные просторы, стали появляться арендные фермы, сдававшиеся в аренду с торгов преимущественно представителям высших сословий. Пересматривались принципы начисления оброка на крестьян и допускалась замена их натуральными повинностями в пользу арендаторов. Наделы крестьян уменьшались, а их угнетение усиливалось. Оброчные платежи и подати оказались выше на 19% по сравнению с первой люстрацией. Недовольство аграрными мероприятиями толкало государственных крестьян на борьбу с арендаторами и государством. В восстании 1863-1864 гг. в Польше, Литве и Беларуси участвовало большинство арендаторов. Этот момент стал решающим в судьбе государственной деревни. В соответствии с законом 1867 г. государственные крестьяне переводились с оброка на выкуп и становились владельцами своих наделов.

Значительные изменения в осуществление крестьянской реформы в Беларуси внесло восстание 1863-1864 гг. Указ от 1 марта 1863 г. вводил обязательный выкуп крестьянских наделов в Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской губерниях и в инфлянтских поветах Витебской губернии. Крестьяне переставали быть временнообязанными и становились собственниками земли, выкупные платежи снижались на 20%. 2 ноября 1863 г. этот указ был распространен на всю Витебскую и Могилевскую губернии. 9 апреля 1863 г. В Беларуси были созданы уездные комиссии для проверки и исправления уставных грамот. Согласно циркулярам от 18 октября 1863 г., обезземеленным в 1846-1856 гг. крестьянам выделялся трехдесятинный семейный надел и в полном объеме возвращалась земля, отобранная у них с 1857 г. Сделанные правительством уступки улучшили положение крестьян западных губерний, особенно по сравнению с другими регионами России, и создали более благоприятные условия для развития капитализма в Беларуси и Литве.

Буржуазные реформы:

Необходимо отметить, что в Беларуси эти реформы осуществлялись со значительными ограничениями, вызванными мерами, принятыми правительством в связи с восстанием.

Судебная реформа. Из всех реформ самой радикальной являлась судебная. Объявлялись несменяемость судей, независимость суда от администрации, состязательность и гласность судебного процесса. При рассмотрении уголовных дел предусматривалось участие в судебном процессе присяжных заседателей, которые независимо от судей выносили решение, виновен подсудимый или нет. Для юридической помощи подсудимым был создан институт присяжных поверенных (адвокатов), которые не находились на государственной службе и не зависели от правительства. Процесс предварительного следствия передавался от полиции судебным следователям. Значительно сократилась система судопроизводства. Первой инстанцией стал мировой суд с единственным судьей, второй - уездный съезд мировых судей, потом шли окружные суды (в губерниях) и судебные палаты (объединяли несколько губерний). Для всех судов империи существовала единственная апелляционная инстанция - Сенат. Мировые судьи должны были избираться на уездных земских собраниях и в городских думах. Члены судебных палат и окружных судов утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. Надзор за деятельностью судебных заведений осуществляли прокуроры, подчинявшиеся непосредственно министру юстиции. Вместе с тем судебная реформа оставила волостной суд для крестьян (по гражданским и мелким уголовным делам), духовный суд (консисторию) по делам духовенства и военные суды для военных. Высшие государственные чины подлежали Высшему криминальному суду. В Беларуси судебная реформа началась только в 1872 г., с введением мировых судов. Поскольку в Беларуси отсутствовали земства, то мировые судьи, в отличие от центральных губерний России, тут не выбирались, а назначались министром юстиции по рекомендации местной администрации. Окружные суды, судебные палаты, присяжные заседатели и присяжные поверенные появились в западных губерниях только в 1882 г. Состав присяжных заседателей также утверждался властями. Все это было отголоском восстания 1863—1864 гг. - самодержавие не доверяло местным помещикам, среди которых были сильны пропольские настроения. Земская реформа. Земская реформа, объявленная 1 января 1864 г., предусматривала создание в уездах и губерниях выборных учреждений для управления местным хозяйством, народным просвещением, медицинским обслуживанием населения и другими делами неполитического характера. В Беларуси в связи с событиями 1863-1864 гг. правительство не осмелилось вводить выборные учреждения. Политика недоверия местным помещикам продолжалась до 1911 г., когда в восточных губерниях Беларуси были созданы земства, и то согласно специальному выборному закону. Городская реформа. С опозданием на 5 лет в Беларуси была проведена городская реформа (принята в 1870 г.). Она провозглашала принцип всесословности при выборах органов городского самоуправления - городской думы и городской управы во главе с городским головой. Право выбирать и быть избранными в городскую думу имели горожане с 25-летнего возраста, которые платили городские налоги. Рабочие, служащие, интеллигенция, составлявшие основную массу населения городов, не имели возможности участвовать в городском самоуправлении, поскольку не платили налоги в городскую казну.

Военная реформа. Реформирование армии в России началось в 1862 г., когда были созданы 15 военных округов. и сокращены сроки службы: в сухопутном войске до 7 и на флоте до 8 лет. В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, исходящий из принципов судебной реформы 1864 г. В соответствии с ним вводились три судебные инстанции —полковой, военно-окружной и главный военный суд. На время войны создавался Главный полевой военный суд. Решения военных судов подлежали утверждению полкового и окружного военачальников. Вместе с тем в российской армии еще продолжал действовать сословный принцип комплектования войска, и только закон 1874 г. ввел всеобщую воинскую повинность. Все мужчины с 20-летнего возраста должны были служить в армии (кроме коренного населения Средней Азии, Казахстана, Сибири и Севера). В сухопутных войсках срок обязательной службы понижался до 6 лет, службы в запасе - до 9 лет, на флоте -соответственно до 7 и 3 лет. Вводились льготы для людей, имевших образование. Те, кто окончил высшие учебные заведения, служили 6 месяцев, гимназии - 1,5 года, городские училища - 3, начальные школы - 4 года.

Школьная реформа. Реформирование школьной системы, которое началось в 1864 г., также носило буржуазный характер. Школа провозглашалась всесословной, увеличивалось число начальных школ, вводилась преемственность различных ступеней обучения. В отличие от центральных губерний России в Беларуси не было земских школ и общественность не допускалась к управлению народным образованием. Для Беларуси и Литвы были разработаны специальные «Временные правила для народных школ». В соответствии с ними в каждой губернии открывались дирекции народных училищ из числа чиновников, которые осуществляли наблюдение за работой школ, принимали на работу и увольняли учителей, давали разрешение на открытие новых школ. Общее среднее образование давали семилетние гимназии, подразделявшиеся на классические и реальные. В классических гимназиях в основу обучения было положено преподавание так называемых классических языков - греческого и латинского, а также гуманитарных дисциплин. Реальные гимназии увеличивали объем преподавания математики и природоведения за счет древних языков. Выпускники классических гимназий получали право поступать без экзаменов в университеты. Тем, кто окончил реальные гимназии, доступ в университеты был ограничен. Они могли поступать в высшие технические учебные заведения. В 1871 г. реальные гимназии были преобразованы в шестиклассные реальные училища, в которых резко сокращалось преподавание общеобразовательных дисциплин и расширялось изучение прикладных, технических наук. Выпускники этих училищ уже не могли поступать в технические институты без экзаменов, а прием их в университеты был запрещен.

Цензурная реформа. Новый цензурный устав, принятый в 1865 г., значительно расширил возможности печати. Отменялась предварительная цензура для произведений объемом 10 печатных листов и более, а для переводов - 20. Издания меньших объемов подлежали предварительной цензуре. Крупным периодическим изданиям дозволялось выходить без предварительной цензуры, но только при внесении большого денежного залога. При этом органы власти имели право контроля й применения различных санкций к нарушителям закона о печати - от денежных взысканий до закрытия «неблагонадежных» газет и журналов. Однако это касалось прежде всего центральных изданий и издательств. Буржуазные реформы 1860-1870-х гг., начиная с отмены крепостного права, привели к значительным переменам в политической жизни России. Был сделан шаг вперед по пути преобразования феодальной монархии в буржуазную. Вместе с тем реформы несли в себе пережитки феодализма, были непоследовательными и ограниченными. Большие отличия реформ в Беларуси от других регионов России, а также сроки проведения придавали им еще более ограниченный и непоследовательный характер, делали социально-экономическую ситуацию в белорусских губерниях сложной и противоречивой.

Развитие с/х: Характеристика землевладения в Беларуси. Реформа 1861 г., проведенная в интересах помещиков, обусловила «прусский» вариант развития капитализма в сельском хозяйстве России. В Беларуси его черты были более выразительными, так как тут преобладало помещичье землевладение. Малоземелье крестьян усугублялось чересполосицей. Очень часто крестьянские наделы размещались не в одном месте, а в нескольких, могли находиться среди помещичьих угодий. В западных губерниях чересполосица была распространена больше, чем во внутренних районах России. Она сдерживала введение рациональной системы земледелия, препятствовала интенсификации сельского хозяйства. Переход к капиталистическому земледелию в Беларуси происходил постепенно. На смену крепостничеству сначала пришла смешанная система хозяйства, в которой уживались феодальные и капиталистические формы хозяйствования. Феодальные черты в сельском хозяйстве проявлялись в виде отработок. Отработочная система была наиболее распространена в Витебской и Могилевской губерниях. Ее сущность заключалась в обработке помещичьей земли инвентарем крестьян, которые получали за это от помещика земельные угодья в аренду. В Виленской, Гродненской и Минской губерниях помещики широко использовали труд наемных рабочих (годовых, срочных, поденных), которые обрабатывали землю инвентарем помещика. Это была уже капиталистическая форма хозяйствования. Однако и здесь отработки занимали значительное место. После реформы 1861 г. сельское хозяйство Беларуси все шире втягивалось в рыночные отношения. Развитие капитализма в Беларуси происходило под непосредственным влиянием общероссийского рынка. По сравнению с центральными промышленными губерниями, значительной частью Украины, Польшей и Прибалтикой Беларусь отставала в промышленном развитии и оставалась главным образом сельскохозяйственным районом. Однако по уровню развития капитализма в сельском хозяйстве она шла впереди многих регионов России. Этому содействовало, в частности, географическое положение Беларуси, через территорию которой проходили стратегические и торговые пути в Польшу, Прибалтику, Западную Европу. Быстрее складывались капиталистические отношения в Виленской, Гродненской и Минской губерниях, где преобладало подворное землепользование. Эти губернии находились в более благоприятном положении относительно рынка сбыта сельскохозяйственной продукции по сравнению с Витебской и Могилевской губерниями. В 1890-е гг. главной отраслью в сельском хозяйстве Беларуси стало молочное животноводство. Вторым важным направлением специализации помещичьих хозяйств Беларуси было винокурение, которое носило торговый характер. От продажи спирта помещики получали крупные доходы. С середины 1860-х гг. в помещичьих хозяйствах интенсивно развивалось свиноводство. В Минской и Гродненской губерниях заметного развития достигло тонкорунное овцеводство. Еще одним направлением специализации помещичьего хозяйства являлось производство технических культур. Первое место среди них занимал картофель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.008 с.)