Зарубежный опыт проведения административной реформы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежный опыт проведения административной реформы



 

Рассмотрим сроки проведения административных реформ в мире:

1. Страны, которые проводили административную реформу и проводят ее до сих пор: Бразилия - с 1995 г. по настоящее время, Германия - с 1995 г. по настоящее время, Канада - с 1994 г. по настоящее время, Польша - с 1999 г. по настоящее время.

2. Страны, которые проводили административную реформу в течение определенного времени: США - 1992-2000 гг., Великобритания - 1979-1997 гг., Венгрия - 1994-2000 гг., Китай - 1982-2001 гг., Австралия - 1986-1996 гг., Нидерланды - 1991­1998 гг., Новая Зеландия - 1984-1990 гг., Финляндия - 1994-2000 гг., Чили - 1973-1994 гг., Южная Корея - 1995-2003 гг.

Как видим первые шаги по реформированию административной системы в постсоциалистических государствах были осуществлены еще в начале 90-х годов. Именно в этот период принимаются законы, которые отразили новую демократическую концепцию государственной власти и управления, закрепили постсоветские изменения в политической системе и создали правовую базу осуществления административных реформ. Реформы разрушили три главные монополии коммунистического государства: политическую монополию одной партии; принцип унитарности государственной власти и принцип единства государственной собственности.[11]

Во многих странах пересматривается роль исполнительных органов, в частности министерств, в системе государственного управления.

Еще с конца XIX в. система исполнительных органов власти западных стран обнаружила ограниченность своих возможностей в руководстве экономикой и в решении социальных проблем. Для помощи министерствам были созданы функциональные децентрализованные учреждения –независимые агентства в США, публичные корпорации в Великобритании, публичные учреждения во Франции и т.п. Децентрализованные структуры получали широкие управленческие полномочия и потому становились субъектами публичного права. Но в задачи децентрализованных учреждений входила и конкретная коммерческая, хозяйственная деятельность, потому они действовали и как субъекты частного права. Получая полномочия, предоставленные им по закону, они были свободны в выборе методов и форм своей деятельности, отвечали перед государственными органами лишь за законность своих действий. Они не подчинялись министерствам в своей текущей деятельности, но оценивались ими по конечным результатам.[12]

На протяжении всего двадцатого века министерства оставались основными, а децентрализованные учреждения – вспомогательными структурами государственного аппарата.

С середины XX в. многие государства в связи с усложнением управленческих задач и внедрением в государственное управление достижений научно-технической революции пересмотрели основные подходы к организации системы исполнительных органов власти. Наиболее перспективным был признан не отраслевой, а предметно-целевой принцип организации центральных органов управления. В результате для решения важнейших общественно-политических проблем (эффективного функционирования экономики, создания комфортной окружающей среды и т.п.) создавались суперминистерства. Новые органы объединяли работу бывших отраслевых министерств и экономили тем самым как финансовые, так и кадровые ресурсы. Изменялись функции министерств – главными становились координация и контроль, а не руководство.[13]

Наиболее радикальные структурные реформы проведены в таких странах как - Великобритания, Австралия, Новая Зеландия. В них создана трехступеньчатая система центрального управления: министерства – ведомства – децентрализованные структуры. Где министерствам отведены функции стратегического управления в соответствующей сфере; ведомствам, заключающим с министерствами договоры, организация выполнения конкретных программ, а децентрализованным структурам, которые могут быть как государственными, так и частными учреждениями, оказание гражданам и юридическим лицам публичные услуги. То есть, пересмотрев министерскую систему, эти страны отказались от классических централизованных вертикалей бюрократического типа.

При проведении административной реформы в Российской Федерации такая трехступенчатая структура центрального управления тоже была введена. Как известно, в системе федеральных органов исполнительной власти образованы: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Но в России они созданы как звенья единой управленческой вертикали, а в западных странах эта система объединяет не только централизованные органы, но и децентрализованные учреждения, а также частные структуры.

Таким образом, в настоящее время в западных странах уже определились основные условия эффективности структурных административных реформ:[14]

1. Комплексный характер, учитывающий сложность и взаимосвязанность различных звеньев и уровней управления;

2. Передача многих управленческих функций децентрализованным учреждениям, более эффективно работающим с конкретными клиентами на правах агента, оказывающего публичные услуги;

3. Перераспределение управленческих функций с учетом необходимости выделения уровня стратегического руководства областью или сферой управления.

Интересен также тот факт, что страны, проводящие реформы, стремятся к созданию «информационного государства», которое должно максимально использовать информационные технологии для повышения эффективности работы государственных учреждений. Использование компьютеров и Интернета позволяет предоставлять услуги населению непосредственно на дому. Благодаря современным информационным технологиям ведомства могут быстро обмениваться информацией, что значительно усиливает межведомственную координацию, синхронность и оперативность исполнения решений. Через сайты каждого министерства в Интернете распространяется информация об услугах, оказываемых потребителям, - как частным лицам, так и предприятиям (каталог услуг, распорядок работы, контакты, выдача бланков и пр.). На сайтах государственных органов размещаются нормативные правовые акты, электронные бланки, списки вакансий и условия конкурсов на их замещение и иная официальная информация. Составной частью деятельности по информатизации во многих странах является программа «Электронное правительство». Один из лидеров в этом направлении - Великобритания. Уже в 2000 году, в Великобритании, Интернетом пользовалось более 40% населения. Правительство Великобритании приняло масштабную программу модернизации и реконструкции государственного управления с использованием информационных технологий.[15]

Успех административных реформ в странах Запада напрямую связан с соответствующей институциональной средой, включающей в себя наличие хорошо функционирующей демократической административной традиции, сформированного гражданского общества и культуры участия; включенность в процессы генерации идей и контроля за их реализацией представительных институтов и органов местного самоуправления; эффективное функционирование рынка как механизма распределения средств в обществе; развитость коммерческого сектора; существование прочного фундамента системы государственного управления в виде отлаженной системы.[16]

Во многих странах административным процедурам посвящены специальные законы. Надо сказать, это акты прямого действия, которые очень детально регулируют взаимоотношения гражданина с государственным аппаратом. Первой страной, в которой впервые был введен такой закон - это Соединенные Штаты Америки. Произошло это в 1946 году. Затем в 1960-х годах были приняты законы об административных процедурах в западноевропейских странах.

В таких зарубежных странах как - ФРГ, Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, помимо с вышеуказанным законом, действуют законы об административном судопроизводстве, регулирующие производство по делам, вытекающим из публично-правовых отношений. Принятие этих законов свидетельствует о том, что в странах, проводящих административные реформы, большое внимание уделяется защите гражданина от действий (бездействия) государственных органов.[17]

Учитывая опыт проведения административных реформ за рубежом, необходимо помнить - что перед проведением каждой административной реформы на научной основе должны быть определены ключевые области и проблемы, подлежащие реформированию; принципы, этапы, материальные затраты; разработана концепция проведения реформы, а на ее основе - программа и календарный план мероприятий по реализации этой концепции.

Россия, наравне с другими государствами, решает сложные задачи совершенствования своего государственного аппарата, но нельзя забывать об опыте западных стран, стоит его учитывать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.005 с.)