Кафедра «СоциальнЫЙ менеджмент» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «СоциальнЫЙ менеджмент»



Кафедра «СоциальнЫЙ менеджмент»

 

М.Ю. КУСАКИН

 

 

Юридическая психология

Методические указания по выполнению контрольной работы

студентами заочной формы обучения специальности 030900.62 «Юриспруденция»

Санкт-Петербург


 

Одобрены на заседании кафедры «Социальный менеджмент», протокол № 3 от 18.10.2011 г.

 

 

Юридическая психология: Методические указания по выполнению контрольной работы студентами – заочниками специальности 030900.62 - «Юриспруденция». – СПб.: СПбГУСЭ, 2011.– 24 с.

 

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой курса «Юридическая психология» для студентов СПбГУСЭ всех форм обучения. Они содержат рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы, предлагаемую тематику, список рекомендуемой литературы.

 

 

Составители: канд. пед. наук, доцент М.Ю. Кусакин

 

Рецензент: канд. психол. наук, доцент Е.Ю. Шемякина

 

Ó Санкт-Петербургская государственный университет

сервиса и экономики

2011 г.

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 5

ТЕМЫ И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 7

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ КО ВСЕМУ КУРСУ 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ КО ВСЕМУ КУРСУ 13

ГЛОССАРИЙ 15

ПРИЛОЖЕНИЯ 23

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Юридическая психология» представляет собой дисциплину вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла, Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900.62 «Юриспруденция». Дисциплина «Юридическая психология» изучается студентами заочной формы обучения в первом и втором семестрах и базируется на знаниях, полученных в результате изучения дисциплин «Философия», «Социология». В свою очередь, «Юридическая психология» необходима для успешного освоения таких дисциплин как «Криминалистика», «Гражданский процесс», «Уголовный процесс».

Общая трудоемкость дисциплины «Юридическая психология» составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.

Процесс изучения дисциплины «Юридическая психология» направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-8: способность и готовность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

В результате изучения дисциплины «Юридическая психология» студент должен:

Знать:

- место и роль юридической психологии в системе научного знания (ОК-8);

- принципы и методы общей и юридической психологии (ОК-8);

- структуру и свойства личности (ОК-8);

- социально-психологические явления и правоотношения в группах и коллективах (ОК-8);

- психологию личности и поведения преступника, психологию преступных групп (ОК-8);

- психологические особенности производства следственных и иных действий в процессе осуществления предварительного следствия и судебного разбирательства (ОК-8);

- предмет, основания, поводы и особенности назначения судебно-психологической экспертизы (ОК-8).

Уметь:

- применять психологические знания в общении и профессиональной деятельности (ОК-8);

- применять методики самоконтроля и саморегуляции поведения (ОК-8);

- использовать психологические приемы и методы при проведении следственных и иных правоприменительных действий (ОК-8);

- выявлять и квалифицированно формулировать основания применения судебно-психологической экспертизы (ОК-8);

Владеть:

- понятийным аппаратом юридической психологии для анализа и систематизации информации, поиска новой информации, объяснения индивидуальных особенностей психики, своего влияния на отношения с другими людьми (ОК-8);

- знаниями диагностики личности участников правоотношений (ОК-8);

- приемами анализа преступной деятельности (ОК-8);

- навыками правомерного психологического воздействия на участников уголовного процесса (ОК-8).

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Контрольная работа является одной из составляющих учебной деятельности студента по овладению знаниями по курсу «Юридическая психология». Написание контрольной работы требует предварительного знакомства с рекомендуемой по теме литературой и составления плана того, что студент будет излагать.

Структура контрольной работы включает в себя следующие элементы: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список использованной литературы, приложения.

На титульном листе контрольной работы необходимо указать фамилию и инициалы студента, курс, номер специальности, дисциплину, тему контрольной работы (см. Приложение 1).

В оглавлении должно быть указано полное наименование всех разделов контрольной работы, включая план ее основной части, а также номера страниц, соответствующих началу каждой части.

Во введении дается обоснование выбранной темы, ее актуальности, а также формулируются проблемы, которые будут рассмотрены в основной части контрольной работы.

В основной части раскрывается содержание темы, которое должно соответствовать названию контрольной работы. Основная часть состоит из нескольких подпунктов, являющихся ее планом и отражающих логику изложения материала основной части контрольной работы.

В заключении излагаются общие выводы по теме контрольной работы, резюмирующие содержание основной части.

В работе должен быть приведен список использованной литературы, выполненный в соответствии с требованиями ГОСТ, с указанием фамилии, инициалов автора, название первоисточника, а также места и года издания произведения (образцы оформления первоисточников см. в Приложении 2). Список использованной литературы должен включать в себя 7-10 работ.

Приложения (факультативная часть, включаемая в работу только при необходимости; как правило, это документы, иллюстрации, анкеты и т.п.).

Оформление контрольной работы. Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с принятыми стандартами. Работа может быть написана от руки разборчивым почерком, либо напечатана. Текст должен быть расположен с одной стороны листа (формат А4). Объем контрольной работы – 12 - 15 страниц печатного или рукописного текста на листах формата А4 (без оглавления и списка использованной литературы) или 18 листов обычной тетради (текст на каждой странице).

В печатном варианте должны соблюдаться следующие требования к оформлению страницы: размер шрифта – 12; между строками 1,5 интервала; левое поле – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм. Абзацный отступ должен быть равен 5 – 6 знакам.

Заголовки сверху и снизу отделяются одним интервалом и печатаются заглавными буквами (возможен курсив или полужирный шрифт).

Каждую из частей, входящих в структуру контрольной работы (введение, основная и заключительная части), следует начинать с нового листа.

Все страницы должны быть пронумерованы. Общая нумерация страниц контрольной работы начинается с титульного листа, однако номер на нем не ставится. На всех остальных страницах порядковый номер размещается в центре нижнего поля или внизу страницы справа.

Помимо требований к общему оформлению контрольной работы и ее содержанию, важно отметить, что при проверке работы важную роль играют также такие факторы, как грамотность теста, логичность, последовательность изложения. Кроме того, следует аккуратно и внимательно отнестись к достоверности приводимых цитат (особенно в случае прямого цитирования), а также к точности библиографического описания источников и номеров страниц, на которые есть ссылки в тексте работы.

Работа должна быть сдана в сроки, указанные преподавателем.

В случае грубого несоответствия действительности этих данных контрольная работа может быть незачтена.

В случае если контрольная работа не будет зачтена, её необходимо доработать, учитывая все замечания рецензента. Исправления следует выполнять на отдельных листах как приложение к контрольной работе. Не исключается возможность, в случае необходимости, повторного выполнения всей контрольной работы. Новый вариант выполненной работы представляется на рецензирование вместе с первоначальным вариантом.

Типичные недостатки контрольных работ студентов

§ Работа выполнена не самостоятельно: текст контрольной работы полностью или частично переписан из учебников, учебного пособия, монографий, статей, скопирован из Internet-источников с нарушением порядка цитирования и норм авторского права. Такая работа не засчитывается; студенту необходимо выполнить контрольную работу по другой теме, согласовав ее с преподавателем.

§ Отсутствует один из разделов работы (содержание, введение, заключение, список литературы).

§ Описательный характер работы, невнятная формулировка цели и задач, избыточное цитирование, слабая аргументация.

§ Недостаточный объем контрольной работы.

§ Контрольная работа оформлена небрежно, безграмотно сформулированы предложения.

4. Темы и примерное СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ для студентов 1 курса

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ КО ВСЕМУ КУРСУ

 

Темы рефератов

1. Научные основы юридической психологии.

2. Ощущение и восприятие. Их роль и значение в профессиональной деятельности юриста.

3. Память. Учет юристом закономерности памяти участников процесса.

4. Мышление и воображение. Их роль в деятельности юриста.

5. Внимание в профессиональной деятельности юриста.

6. Состояние эмоциональной напряженности, их роль и значение в уголовном и гражданском процессе.

7. Способы преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.

8. Понятие и структура деятельности. Психологическая характеристика преступной деятельности.

9. Психология группового преступного поведения.

10. Общая социально - психологическая деятельность юриста.

11. Психологические и социальные свойства личности преступника, устанавливаемые по результатам осмотра места происшествия.

12. Психология обыска.

13. Психологическая сущность и задачи допроса.

14. Психология допроса малолетних свидетелей и потерпевших.

15. Психология допроса несовершеннолетних.

16. Психологические особенности организационно-управленческой деятельности юриста.

17. Психологические особенности судопроизводства.

18. Судебно-психологическая экспертиза: компетенция, организация, проведение.

19. Интуиция как форма творческого мышления. Характерные черты интуиции.

20. Пути преодоления конфликтов посредствам общения.

21. Выбор стиля поведения как средства предотвращения и/или преодоления конфликтов (конкуренция, уклонение, подчинение, компромисс, сотрудничество).

22. Системы психологической защиты: проекция, идентификация, рационализация.

23. Системы психологической защиты: отрицание, подавление, вытеснение.

24. Системы психологической защиты: отчуждение, замещение, сновидение, сублимация, катарсис.

25. Профессиональная деформация личности юриста: причины, способы преодоления.

Список ЛИТЕРАТУРЫ КО ВСЕМУ КУРСУ

Основная литература

11. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2005.

12. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. 6-е издание – СПб.: Питер, 2010.

13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб: Речь, 2007.

14. Зинченко В., Мещеряков Б. Большой психологический словарь. - М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009.

15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2010.

16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2011.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл: Academia, 2005.

18. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2010.

19. Машков В.Н. Дифференциальная психология человека. Учебное пособие – СПб.: Питер, 2008.

20. Психология человека в современном мире //Под редакцией А. Л. Журавлева, М. И. Воловиковой, Л. Г. Дикой, Ю. И. Александрова. -М.: Институт психологии РАН, 2009.

21. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Учебник – М.: 2007.

22. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник. 3-е издание – М.: Проспект, 2007.

 

Дополнительная литература

 

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую психологию. - М.: АСТ Астрель, 2010.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. и др. Психология памяти. Хрестоматия. -М.: АСТ Астрель, 2008.

3. Годфруа Ж.. Что такое психология.: В 2 т. – М.: Мир, 2004.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб: Речь, 2007.

5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2006.

6. Зинченко В., Мещеряков Б. Большой психологический словарь. - М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009.

7. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. - М., СПб.: Питер, 2007.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл: Academia, 2005.

9. Психические состояния//Сост и ред. Куликов Л. – СПб.: Питер, 2000.

10. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М., 2002.

11. Психология человека в современном мире //Под редакцией А. Л. Журавлева, М. И. Воловиковой, Л. Г. Дикой, Ю. И. Александрова. -М.: Институт психологии РАН, 2009.

12. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. – М.: Академический проект, 2009.

13. Фрейд З. Ошибочные действия: введение в психоанализ. – М.: АСТ, 2009.

14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб, 2003.

15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2009.

 

Интернет-ресурсы

 

1. http://www.ipras.ru/ - Институт психологии РАН.

2. http://www.spbpo.ru/ - Санкт-Петербургское психологическое общество.

3. http://www.psy.msu.ru/ - Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

4. http://www.psy.pu.ru/ - Факультет психологии Санкт-Петер6ургского государственного университета.

5. http://www.harvard.edu/ - факультет психологии Гарвардского университета (США).

6. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/ - Библиотека Гумер (раздел «Психология»)

 

ГЛОССАРИЙ

Агрессия - действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим.

Адаптация социальная - приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям.

Адекватный - соответствующий, подходящий для данных условий.

Амнезия - нарушение памяти.

Анализатор - сложная нейрофизиологическая система, представляющая собой органическую основу ощущений. Включает рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом, и специфические отделы последнего, перерабатывающие нервные импульсы. Понятие Анализатора предложил И. П. Павлов.

Анимизм - ложное воззрение, господствовавшее в родовом обществе и наделявшее природные объекты сверхъестественным "двойником" - душой.

Антиципация - мысленное предвосхищение и сознательное представление приемов, промежуточных и конечных результатов деятельности.

Антропоморфизм - перенесение присущих человеку свойств и особенностей на явления природы.

Аномия - падение престижа права, его низкая степень воздействия на поведение человека при дестабилизации.

Апперцепция - 1. зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общего содержания психической деятельности. 2. Акт перехода бессознательных психических состояний в отчетливо осознаваемые.

Ассоциация - 1. Связь психических явлений, формирующаяся по определенным законам. 2. Группа, межличностные отношения в которой опосредствованы личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Аффект - психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание. Прилагательное "аффективный" означает яркую эмоциональную окрашенность соответствующих психических явлений: аффективный тон, аффективное состояние, аффективная ассоциация.

Афферентный - центростремительный, идущий от периферии тела к центру. Аффартный нерв - волокно, проводящее нервный импульс от органов чувств к центральной нервной системе. Синоним - "чувствительный, антоним - "эфферентный".

Бихевиоризм - теоретическое и экспериментальное направление в психологии, порожденное механистическим подходом к человеку. Возникло в США во тором десятилетии XX в. и сводило круг психологических явлений, подлежащих научному изучению, к реакциям организма на внешние и внутренние воздействия - стимулы.

Версия - в деятельности правоохранительных органов обоснованное предположение о происхождении фактов.

Вина - причастность личности к совершению общественно опасного противоправного деяния.

Внутренняя речь - особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предикативностью, фрагментарностью и предельной свернутостью грамматической структуры; интериоризованная внешняя речь, первоначально предназначавшаяся для общения, а затем ставшая внутренним инструментом мышления и регуляции деятельности.

Внушение - внедрение в сферу психической деятельности помимо воли индивида, воздействие на его психику.

Возбудимость - способность живой системы быстро переходить из состояния физиологического покоя к деятельному под влиянием раздражения. Имеет в своей основе сложный комплекс физико-химических процессов, в наиболее отчетливой форме проявляется в нервной и мышечной тканях.

Генетический метод - способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших к высшим. Широко используется в советской психологической науке и является для нее одним из ведущих.

Движущие силы психического развития - совокупность внешних и внутренних условий, определяющих направление, содержание и уровень психического развития. Одной из основных движущих сил психического развития является разрешение постоянно воспроизводимого в процесса развития личности противоречия между ее потребностями, изменяющими деятельность, и реальными условиями их удовлетворения.

Диагностика криминалистическая - установление криминалисти-чески значимых особенностей состояния объекта.

Дедукция - логические вывод в процессе мышления от общего к частному. Антоним - "индукция".

Действие - относительно автономный элемент деятельности, направленный на достижение определенной осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Детерминизма принцип - философско-методологический принцип, согласно которому все в природе, в том числе и психические явления, порождается действие материальных причин и законов. Один из основных методологических принципов советской психологии. Детерминистическое объяснение в психологии предполагает поиск и анализ причин явлений в конкретных общественно-исторических условиях существования и жизнедеятельности человека.

Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием как высшей инстанцией внутренняя и внешняя активность, порождаемая потребностью. Направлена на познание, творческое воспроизведение и преобразование внешнего мира.

Доказательства судебные - фактические данные об обстоятельствах конкретного уголовного дела.

Долг - превращение социального требования, относящегося ко всем, в личную задачу конкретного лица.

Допрос - следственное действие, суть которого заключается в получении и закреплении передаваемых сведений.

Допроса тактика - система тактических приемов, которые направлены на получение правдивых показаний и разоблачение.

Зависть - негативное восприятие субъектом чьих-либо приобретеных благ, влияет на психику завидующего.

Идентификация - процесс, в ходе и результате которого индивид сознательно или бессознательно отождествляет себя с другими людьми на основе существующих между ними эмоциональных связей (эмпатии), действуя так, как если бы он был тем лицом, с которым данная связь существует.

Импульсивное - непроизвольное (действие), возникающее под воздействием ситуации и недостаточно контролируемое сознанием.

Индивид - психофизическое качество конкретного человека как природного существа.

Индифферентный - безразличный, не принимающий участия.

Индукция - 1. В нейрофизиологии - распространение вызванного раздражителем возбуждения за пределы первичного очага. 2. Логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Антоним - "дедукция".

Инстинкт - 1. Сложная врожденная форма безусловнорефлекторного реагирования на определенные стимулы внешней и внутренней среды; относительно независимый от научения комплекс приспособительного поведения. 2. Врожденный импульс к действию, сочетающийся со специфическим эмоциональным возбуждением.

Инсценировка преступления - его фальсификация, создание дезинформационной обстановки для правоохранительных органов.

Интериоризация - процесс превращения, преобразования внешних, реальных действий с предметами во внутренние, идеальные. Антоним - "экстериоризация".

Интровертированность - индивидуальная характерологическая особенность, встречающаяся у некоторых людей и проявляющаяся в необщительности, замкнутости, отсутствии достаточного интереса к другим людям и склонность к углубленному самоанализу. Антоним - "экстравертированность".

Интроспекция - изощренное самонаблюдение внутренних психологических состояний и процессов. Идеалистической психологией рассматривалась как единственный метод изучения психических явлений, якобы дающий возможность непосредственного проникновения в их сущность.

Интуиция - познавательное предчувствие, озарение, возникающее от высокого обобщения приемов познавательной деятельности.

Искупление - понесение справедливого наказания за совершенное преступление.

Исследование доказательств - установление содержания доказатель-ства, его достоверности и доказательственной ценности.

Истина - доказанность суждения, его соответствие действительности.

Катарсис - эмоциональное потрясение, зачастую связанное с глубоким раскаянием.

Комплекс неполноценности - стойкая уверенность субъекта в своих личностных дефектах.

Константность восприятия - относительное постоянство образов предметов, в частотности их формы, цвета и величины при заметных изменениях в физических условиях восприятия.

Коррупция - преступное поведение должностных лиц, использующих свое служебное поведение для личного обогащения.

Криминалистическая тактика - система научно обоснованных приемов организации предварительного и судебного следствия.

Лживость - систематическое, сознательное искажение истины для извлечения личных выгод.

Лидер - признание группой, преимущественных приоритетов за одним из ее членов с принятием им решения.

Личность - индивид как субъект социальных отношений.

Личность преступника - совокупность психических особенностей индивида, проявляющихся в характере совершенного им преступления.

Ложь - намеренное искажение действительности.

Манипулирование - идеологическое воздействие для изменения поведения людей, их жизненных позиций помимо их интересов.

Механизм преступления - совокупность системообразующих элементов преступления: предмет посягательства, мотивы, цели и способы.

Модальность - качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств, например зрительные, слуховые, тактильные и кинестезические ощущения.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет собой ее предметное воплощение.

Моторный - связанный с мышечно-двигательной системой организма.

Навык - способ выполнения действия, ставший в результате многократного инвариантного повторения частично автоматизированным, легко, быстро и точно реализуемым. Физиологическая основа навыка - динамический стереотип.

Наглядно-действенное мышление - мыслительный процесс, протекающий с участием реально выполняемых действия и операций с предметами и в качестве необходимого звена успешности включающий оперирование наглядными образами.

Невменяемость - неспособность лица нести ответственность за антиобщественные противоправные деяния в силу болезни.

Неврозы - психогенные нервно-психические расстройства, к числу которых относятся: истерия, неврастения.

Обвинение - содержится в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого к уголовной ответственности.

Обвиняемый - лицо, в отношении которого вынесено постановление о его привлечении к уголовной ответственности.

Общественный опыт - система знаний, умений и навыков, накопленная человечеством в процессе исторического развития и закрепленная в предметах культуры.

Оговор - показания, изобличающие лицо в совершении преступления, которого оно не совершало.

Оперативно-розыскная деятельность - разведывательно-поисковые мероприятия, осуществляемые специальными органами.

Оперативное наблюдение - негласная оперативно-розыскная деятельность, выраженная в скрытом наблюдении за объектом.

Опознание - следственное действие, состоящее в идентификации объекта по мысленному образу опознающего.

Опосредствование - определение вещей, понятий и явлений, раскрытие их сущности через отношение к другим вещам, понятиям и явлениям. Система специфических для коллектива межличностных отношений, например, определена опосредствованно через их связь и зависимость от содержания общественно ценной совместной деятельности.

Ориентировочная реакция - сложная, специфическая реакция организма на новизну ситуации. Проявляется в повышении чувствительности анализаторов и мобилизации энергетических ресурсов организма.

Освидетельствование - является разновидностью осмотра тела человека для установления следов преступления или особых примет.

Особые приметы - отличительные особенности объекта, пригодны для идентификации.

Ответственность - соответствие поведения личности долгу, обязанностям, подчиненность поведения личности, социальным нормам.

Перцептивный - относящийся к сфере восприятия.

Подозреваемый - им признается лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления.

Подсознательное - совокупность актуально неосознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение и содержание сознания.

Понятие - обобщающая мысль о предмете или явлении, выделяющая в нем ряд существенных и в совокупности специфических признаков.

Потребность - основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Правопорядок - форма общественного порядка, основанная на реализации системы правовых норм.

Проблемная ситуация - существующая в реальности или создаваемая в эксперименте ситуация, в которой перед индивидом - человеком или подопытным животным - возникают задачи, требующие интеллектуальной деятельности.

Привод - принудительное доставление в правоохранительные органы.

Психофизическая проблема - в более широком значении - проблема, касающаяся места и роли психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира; в более узком - вопрос о взаимоотношениях между психикой и физиологическими процессами, происходящими в организме.

Психофизический параллелизм - идеалистическая теория, утверждающая параллельное и независимое протекание психологических и физиологических процессов. Одна из разновидностей идеалистического решения психофизической проблемы.

Раздражимость - свойственная всем животным образованиям способность реагировать на внешние воздействия определенным комплексом функциональных и структурных изменений. Первичное проявление деятельности живой системы, воплощающее основное ее свойство - отражать воздействия внешней среды.

Раскаяние - признание своей вины и самоосуждение противоправного поведения, готовность нести заслуженное наказание.

Рефлексия - обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.

Розыск - деятельность правоохранительных органов, направленная на установление разыскиваемого обвиняемого.

Семантический - относящийся к смыслу и значению слов или выражений.

Сенсорный - чувственный, относящийся к органам чувств.

Словесно-логическое мышление - мыслительный процесс, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями без непосредственной опоры на материальные действия или данные чувственного опыта.

Совесть - способность индивида к нравственному самоконтролю, самооценке своих поступков.

Сознание - высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности в системе языковых значений.

Социометрия - совокупность стандартизированных методических приемов для количественной оценки и графического представления межличностных отношений типа симпатий в группах и коллективах.

Стимул - внешнее или внутреннее воздействие, вызывающее в рецепторе возбудительный процесс.

Страх - негативная острая эмоция, которая может возникнуть в обстановке реальной угрозы индивиду.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризющих динамическую сторону ее деятельности. В основе темперамента лежат типы высшей нервной деятельности, однако он зависит от социальных условий жизни человека.

Тест - стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить соответствие психологических качеств и способностей человека некоторым "нормам", полученным путем усреднения данных достаточно большой совокупности людей. Теоретически необоснованные тесты могут стать причиной серьезных ошибок, причинить значительный ущерб педагогической практике.

Тип высшей нервной деятельности - устойчивый комплекс свойств высшей нервной деятельности, определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы, но зависимый и от социальных условий жизнедеятельности человека.

Улики - косвенные доказательства, которые оцениваются правоохранительными органами наряду с другими доказательствами.

Уровень притязаний - характеристика личности, определяемая мерой трудности целей и задач, которые личность выбирает и ставит перед собой в той или деятельности.

Установка - внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей его действительности.

Фанатизм - основанная на слепой вере, крайняя степень приверженности субъекта к определенной идее или образу.

Фрейдизм - одно из наиболее распространенных реакционных направлений психологии XX века, противопоставляет человека обществу, основную роль в его поведении отводит подсознательным влечениям и инстинктам, дискредитирует ведущую роль сознания.

Функциональная система - нейродинамическое прижизненное новообразование, представляющее собой материальный субстрат высших психических функций и способностей человека.

Фоторобот - прибор для изготовления фотокомпозиционных портретов разыскиваемых, применяемый в работе правоохранительных органов.

Чувствительность - 1. Психологическая форма отражения живыми существами воздействия окружающей среды; проявление раздражимости по отношению к стимулам, не обладающим непосредственной биологической значимостью. 2. Способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Эгоцентрическая речь - речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней.

Экстериоризация - переход от внутреннего, умственного плана действий к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. Антоним - "интериоризция".

Экстравертированность - характерилогическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира, интересе к другим людям и несклонности к углубленному самоанализу. Антоним - "интровертированность".

Эмпатия - способность понимания психических состояний других людей и сопереживания им. Действенной формой эмпатии является эмоциональная идентификация.

Эффектор - мышца или железа, реагирующая на воздействие и адаптирующая к нему организм.

Эфферентный - центробежный, идущий от центра к периферии. Эфферентный нерв - волокно, проводящее нервные импульсы из центральной нервной системы к эффектору. Антоним - "афферентный".

 

Приложение 1

Министерство образования И НАУКИ Российской Федерации

Санкт-ПетербургскИЙ государственный университет сервиса и экономики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЮРИДИЧЕСКАЯ психология»

на тему:

 

Работу выполнил:

студент ___курса специальность________

_______________Ф.И.О.

Работу проверил:

доц. ___________Ф.И.О.

 

 

Санкт–Петербург

 

Приложение 2

 

Образцы оформления списка литературы

Монография

Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды. – М.: МОДЭК, 2011.

Статья в сборнике

Мей Р. Чтение характера//Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: БАХРАХ, 1997. – с. 598-601.

Статья в журнале

Петровский А. В. Теоретическая психология как основание "общей психологии" // Вопросы психологии.- 2000. - № 4. - С.3 – 10.

Ссылка на газету

Иванов Б.Р. Психологические проблемы самоактуализации личности// Психологическая газета. – 2010.- апрель. – с.9-10.

 

 

Кафедра «СоциальнЫЙ менеджмент»

 

М.Ю. КУСАКИН

 

 

Юридическая психология



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.233 с.)