Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра «СоциальнЫЙ менеджмент»Стр 1 из 2Следующая ⇒
Кафедра «СоциальнЫЙ менеджмент»
М.Ю. КУСАКИН
Юридическая психология Методические указания по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения специальности 030900.62 «Юриспруденция» Санкт-Петербург
Одобрены на заседании кафедры «Социальный менеджмент», протокол № 3 от 18.10.2011 г.
Юридическая психология: Методические указания по выполнению контрольной работы студентами – заочниками специальности 030900.62 - «Юриспруденция». – СПб.: СПбГУСЭ, 2011.– 24 с.
Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой курса «Юридическая психология» для студентов СПбГУСЭ всех форм обучения. Они содержат рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы, предлагаемую тематику, список рекомендуемой литературы.
Составители: канд. пед. наук, доцент М.Ю. Кусакин
Рецензент: канд. психол. наук, доцент Е.Ю. Шемякина
Ó Санкт-Петербургская государственный университет сервиса и экономики 2011 г. Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 5 ТЕМЫ И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 7 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ КО ВСЕМУ КУРСУ 12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ КО ВСЕМУ КУРСУ 13 ГЛОССАРИЙ 15 ПРИЛОЖЕНИЯ 23
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Юридическая психология» представляет собой дисциплину вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла, Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900.62 «Юриспруденция». Дисциплина «Юридическая психология» изучается студентами заочной формы обучения в первом и втором семестрах и базируется на знаниях, полученных в результате изучения дисциплин «Философия», «Социология». В свою очередь, «Юридическая психология» необходима для успешного освоения таких дисциплин как «Криминалистика», «Гражданский процесс», «Уголовный процесс». Общая трудоемкость дисциплины «Юридическая психология» составляет 3 зачетные единицы или 108 часов. Процесс изучения дисциплины «Юридическая психология» направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-8: способность и готовность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. В результате изучения дисциплины «Юридическая психология» студент должен: Знать: - место и роль юридической психологии в системе научного знания (ОК-8); - принципы и методы общей и юридической психологии (ОК-8); - структуру и свойства личности (ОК-8); - социально-психологические явления и правоотношения в группах и коллективах (ОК-8); - психологию личности и поведения преступника, психологию преступных групп (ОК-8); - психологические особенности производства следственных и иных действий в процессе осуществления предварительного следствия и судебного разбирательства (ОК-8); - предмет, основания, поводы и особенности назначения судебно-психологической экспертизы (ОК-8). Уметь: - применять психологические знания в общении и профессиональной деятельности (ОК-8); - применять методики самоконтроля и саморегуляции поведения (ОК-8); - использовать психологические приемы и методы при проведении следственных и иных правоприменительных действий (ОК-8); - выявлять и квалифицированно формулировать основания применения судебно-психологической экспертизы (ОК-8); Владеть: - понятийным аппаратом юридической психологии для анализа и систематизации информации, поиска новой информации, объяснения индивидуальных особенностей психики, своего влияния на отношения с другими людьми (ОК-8); - знаниями диагностики личности участников правоотношений (ОК-8); - приемами анализа преступной деятельности (ОК-8); - навыками правомерного психологического воздействия на участников уголовного процесса (ОК-8).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ. Контрольная работа является одной из составляющих учебной деятельности студента по овладению знаниями по курсу «Юридическая психология». Написание контрольной работы требует предварительного знакомства с рекомендуемой по теме литературой и составления плана того, что студент будет излагать.
Структура контрольной работы включает в себя следующие элементы: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список использованной литературы, приложения. На титульном листе контрольной работы необходимо указать фамилию и инициалы студента, курс, номер специальности, дисциплину, тему контрольной работы (см. Приложение 1). В оглавлении должно быть указано полное наименование всех разделов контрольной работы, включая план ее основной части, а также номера страниц, соответствующих началу каждой части. Во введении дается обоснование выбранной темы, ее актуальности, а также формулируются проблемы, которые будут рассмотрены в основной части контрольной работы. В основной части раскрывается содержание темы, которое должно соответствовать названию контрольной работы. Основная часть состоит из нескольких подпунктов, являющихся ее планом и отражающих логику изложения материала основной части контрольной работы. В заключении излагаются общие выводы по теме контрольной работы, резюмирующие содержание основной части. В работе должен быть приведен список использованной литературы, выполненный в соответствии с требованиями ГОСТ, с указанием фамилии, инициалов автора, название первоисточника, а также места и года издания произведения (образцы оформления первоисточников см. в Приложении 2). Список использованной литературы должен включать в себя 7-10 работ. Приложения (факультативная часть, включаемая в работу только при необходимости; как правило, это документы, иллюстрации, анкеты и т.п.). Оформление контрольной работы. Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с принятыми стандартами. Работа может быть написана от руки разборчивым почерком, либо напечатана. Текст должен быть расположен с одной стороны листа (формат А4). Объем контрольной работы – 12 - 15 страниц печатного или рукописного текста на листах формата А4 (без оглавления и списка использованной литературы) или 18 листов обычной тетради (текст на каждой странице). В печатном варианте должны соблюдаться следующие требования к оформлению страницы: размер шрифта – 12; между строками 1,5 интервала; левое поле – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм. Абзацный отступ должен быть равен 5 – 6 знакам. Заголовки сверху и снизу отделяются одним интервалом и печатаются заглавными буквами (возможен курсив или полужирный шрифт). Каждую из частей, входящих в структуру контрольной работы (введение, основная и заключительная части), следует начинать с нового листа. Все страницы должны быть пронумерованы. Общая нумерация страниц контрольной работы начинается с титульного листа, однако номер на нем не ставится. На всех остальных страницах порядковый номер размещается в центре нижнего поля или внизу страницы справа. Помимо требований к общему оформлению контрольной работы и ее содержанию, важно отметить, что при проверке работы важную роль играют также такие факторы, как грамотность теста, логичность, последовательность изложения. Кроме того, следует аккуратно и внимательно отнестись к достоверности приводимых цитат (особенно в случае прямого цитирования), а также к точности библиографического описания источников и номеров страниц, на которые есть ссылки в тексте работы.
Работа должна быть сдана в сроки, указанные преподавателем. В случае грубого несоответствия действительности этих данных контрольная работа может быть незачтена. В случае если контрольная работа не будет зачтена, её необходимо доработать, учитывая все замечания рецензента. Исправления следует выполнять на отдельных листах как приложение к контрольной работе. Не исключается возможность, в случае необходимости, повторного выполнения всей контрольной работы. Новый вариант выполненной работы представляется на рецензирование вместе с первоначальным вариантом. Типичные недостатки контрольных работ студентов § Работа выполнена не самостоятельно: текст контрольной работы полностью или частично переписан из учебников, учебного пособия, монографий, статей, скопирован из Internet-источников с нарушением порядка цитирования и норм авторского права. Такая работа не засчитывается; студенту необходимо выполнить контрольную работу по другой теме, согласовав ее с преподавателем. § Отсутствует один из разделов работы (содержание, введение, заключение, список литературы). § Описательный характер работы, невнятная формулировка цели и задач, избыточное цитирование, слабая аргументация. § Недостаточный объем контрольной работы. § Контрольная работа оформлена небрежно, безграмотно сформулированы предложения. 4. Темы и примерное СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ для студентов 1 курса ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ КО ВСЕМУ КУРСУ
Темы рефератов 1. Научные основы юридической психологии. 2. Ощущение и восприятие. Их роль и значение в профессиональной деятельности юриста. 3. Память. Учет юристом закономерности памяти участников процесса. 4. Мышление и воображение. Их роль в деятельности юриста. 5. Внимание в профессиональной деятельности юриста. 6. Состояние эмоциональной напряженности, их роль и значение в уголовном и гражданском процессе. 7. Способы преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста. 8. Понятие и структура деятельности. Психологическая характеристика преступной деятельности. 9. Психология группового преступного поведения. 10. Общая социально - психологическая деятельность юриста. 11. Психологические и социальные свойства личности преступника, устанавливаемые по результатам осмотра места происшествия.
12. Психология обыска. 13. Психологическая сущность и задачи допроса. 14. Психология допроса малолетних свидетелей и потерпевших. 15. Психология допроса несовершеннолетних. 16. Психологические особенности организационно-управленческой деятельности юриста. 17. Психологические особенности судопроизводства. 18. Судебно-психологическая экспертиза: компетенция, организация, проведение. 19. Интуиция как форма творческого мышления. Характерные черты интуиции. 20. Пути преодоления конфликтов посредствам общения. 21. Выбор стиля поведения как средства предотвращения и/или преодоления конфликтов (конкуренция, уклонение, подчинение, компромисс, сотрудничество). 22. Системы психологической защиты: проекция, идентификация, рационализация. 23. Системы психологической защиты: отрицание, подавление, вытеснение. 24. Системы психологической защиты: отчуждение, замещение, сновидение, сублимация, катарсис. 25. Профессиональная деформация личности юриста: причины, способы преодоления. Список ЛИТЕРАТУРЫ КО ВСЕМУ КУРСУ Основная литература 11. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2005. 12. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. 6-е издание – СПб.: Питер, 2010. 13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб: Речь, 2007. 14. Зинченко В., Мещеряков Б. Большой психологический словарь. - М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009. 15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2010. 16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2011. 17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл: Academia, 2005. 18. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2010. 19. Машков В.Н. Дифференциальная психология человека. Учебное пособие – СПб.: Питер, 2008. 20. Психология человека в современном мире //Под редакцией А. Л. Журавлева, М. И. Воловиковой, Л. Г. Дикой, Ю. И. Александрова. -М.: Институт психологии РАН, 2009. 21. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Учебник – М.: 2007. 22. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник. 3-е издание – М.: Проспект, 2007.
Дополнительная литература
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую психологию. - М.: АСТ Астрель, 2010. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. и др. Психология памяти. Хрестоматия. -М.: АСТ Астрель, 2008. 3. Годфруа Ж.. Что такое психология.: В 2 т. – М.: Мир, 2004. 4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб: Речь, 2007. 5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2006. 6. Зинченко В., Мещеряков Б. Большой психологический словарь. - М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009. 7. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. - М., СПб.: Питер, 2007. 8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл: Academia, 2005. 9. Психические состояния//Сост и ред. Куликов Л. – СПб.: Питер, 2000. 10. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М., 2002. 11. Психология человека в современном мире //Под редакцией А. Л. Журавлева, М. И. Воловиковой, Л. Г. Дикой, Ю. И. Александрова. -М.: Институт психологии РАН, 2009.
12. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. – М.: Академический проект, 2009. 13. Фрейд З. Ошибочные действия: введение в психоанализ. – М.: АСТ, 2009. 14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб, 2003. 15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2009.
Интернет-ресурсы
1. http://www.ipras.ru/ - Институт психологии РАН. 2. http://www.spbpo.ru/ - Санкт-Петербургское психологическое общество. 3. http://www.psy.msu.ru/ - Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова 4. http://www.psy.pu.ru/ - Факультет психологии Санкт-Петер6ургского государственного университета. 5. http://www.harvard.edu/ - факультет психологии Гарвардского университета (США). 6. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/ - Библиотека Гумер (раздел «Психология»)
ГЛОССАРИЙ Агрессия - действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим. Адаптация социальная - приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям. Адекватный - соответствующий, подходящий для данных условий. Амнезия - нарушение памяти. Анализатор - сложная нейрофизиологическая система, представляющая собой органическую основу ощущений. Включает рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом, и специфические отделы последнего, перерабатывающие нервные импульсы. Понятие Анализатора предложил И. П. Павлов. Анимизм - ложное воззрение, господствовавшее в родовом обществе и наделявшее природные объекты сверхъестественным "двойником" - душой. Антиципация - мысленное предвосхищение и сознательное представление приемов, промежуточных и конечных результатов деятельности. Антропоморфизм - перенесение присущих человеку свойств и особенностей на явления природы. Аномия - падение престижа права, его низкая степень воздействия на поведение человека при дестабилизации. Апперцепция - 1. зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общего содержания психической деятельности. 2. Акт перехода бессознательных психических состояний в отчетливо осознаваемые. Ассоциация - 1. Связь психических явлений, формирующаяся по определенным законам. 2. Группа, межличностные отношения в которой опосредствованы личностно значимым содержанием совместной деятельности. Аффект - психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание. Прилагательное "аффективный" означает яркую эмоциональную окрашенность соответствующих психических явлений: аффективный тон, аффективное состояние, аффективная ассоциация. Афферентный - центростремительный, идущий от периферии тела к центру. Аффартный нерв - волокно, проводящее нервный импульс от органов чувств к центральной нервной системе. Синоним - "чувствительный, антоним - "эфферентный". Бихевиоризм - теоретическое и экспериментальное направление в психологии, порожденное механистическим подходом к человеку. Возникло в США во тором десятилетии XX в. и сводило круг психологических явлений, подлежащих научному изучению, к реакциям организма на внешние и внутренние воздействия - стимулы. Версия - в деятельности правоохранительных органов обоснованное предположение о происхождении фактов. Вина - причастность личности к совершению общественно опасного противоправного деяния. Внутренняя речь - особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предикативностью, фрагментарностью и предельной свернутостью грамматической структуры; интериоризованная внешняя речь, первоначально предназначавшаяся для общения, а затем ставшая внутренним инструментом мышления и регуляции деятельности. Внушение - внедрение в сферу психической деятельности помимо воли индивида, воздействие на его психику. Возбудимость - способность живой системы быстро переходить из состояния физиологического покоя к деятельному под влиянием раздражения. Имеет в своей основе сложный комплекс физико-химических процессов, в наиболее отчетливой форме проявляется в нервной и мышечной тканях. Генетический метод - способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших к высшим. Широко используется в советской психологической науке и является для нее одним из ведущих. Движущие силы психического развития - совокупность внешних и внутренних условий, определяющих направление, содержание и уровень психического развития. Одной из основных движущих сил психического развития является разрешение постоянно воспроизводимого в процесса развития личности противоречия между ее потребностями, изменяющими деятельность, и реальными условиями их удовлетворения. Диагностика криминалистическая - установление криминалисти-чески значимых особенностей состояния объекта. Дедукция - логические вывод в процессе мышления от общего к частному. Антоним - "индукция". Действие - относительно автономный элемент деятельности, направленный на достижение определенной осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме. Детерминизма принцип - философско-методологический принцип, согласно которому все в природе, в том числе и психические явления, порождается действие материальных причин и законов. Один из основных методологических принципов советской психологии. Детерминистическое объяснение в психологии предполагает поиск и анализ причин явлений в конкретных общественно-исторических условиях существования и жизнедеятельности человека. Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием как высшей инстанцией внутренняя и внешняя активность, порождаемая потребностью. Направлена на познание, творческое воспроизведение и преобразование внешнего мира. Доказательства судебные - фактические данные об обстоятельствах конкретного уголовного дела. Долг - превращение социального требования, относящегося ко всем, в личную задачу конкретного лица. Допрос - следственное действие, суть которого заключается в получении и закреплении передаваемых сведений. Допроса тактика - система тактических приемов, которые направлены на получение правдивых показаний и разоблачение. Зависть - негативное восприятие субъектом чьих-либо приобретеных благ, влияет на психику завидующего. Идентификация - процесс, в ходе и результате которого индивид сознательно или бессознательно отождествляет себя с другими людьми на основе существующих между ними эмоциональных связей (эмпатии), действуя так, как если бы он был тем лицом, с которым данная связь существует. Импульсивное - непроизвольное (действие), возникающее под воздействием ситуации и недостаточно контролируемое сознанием. Индивид - психофизическое качество конкретного человека как природного существа. Индифферентный - безразличный, не принимающий участия. Индукция - 1. В нейрофизиологии - распространение вызванного раздражителем возбуждения за пределы первичного очага. 2. Логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Антоним - "дедукция". Инстинкт - 1. Сложная врожденная форма безусловнорефлекторного реагирования на определенные стимулы внешней и внутренней среды; относительно независимый от научения комплекс приспособительного поведения. 2. Врожденный импульс к действию, сочетающийся со специфическим эмоциональным возбуждением. Инсценировка преступления - его фальсификация, создание дезинформационной обстановки для правоохранительных органов. Интериоризация - процесс превращения, преобразования внешних, реальных действий с предметами во внутренние, идеальные. Антоним - "экстериоризация". Интровертированность - индивидуальная характерологическая особенность, встречающаяся у некоторых людей и проявляющаяся в необщительности, замкнутости, отсутствии достаточного интереса к другим людям и склонность к углубленному самоанализу. Антоним - "экстравертированность". Интроспекция - изощренное самонаблюдение внутренних психологических состояний и процессов. Идеалистической психологией рассматривалась как единственный метод изучения психических явлений, якобы дающий возможность непосредственного проникновения в их сущность. Интуиция - познавательное предчувствие, озарение, возникающее от высокого обобщения приемов познавательной деятельности. Искупление - понесение справедливого наказания за совершенное преступление. Исследование доказательств - установление содержания доказатель-ства, его достоверности и доказательственной ценности. Истина - доказанность суждения, его соответствие действительности. Катарсис - эмоциональное потрясение, зачастую связанное с глубоким раскаянием. Комплекс неполноценности - стойкая уверенность субъекта в своих личностных дефектах. Константность восприятия - относительное постоянство образов предметов, в частотности их формы, цвета и величины при заметных изменениях в физических условиях восприятия. Коррупция - преступное поведение должностных лиц, использующих свое служебное поведение для личного обогащения. Криминалистическая тактика - система научно обоснованных приемов организации предварительного и судебного следствия. Лживость - систематическое, сознательное искажение истины для извлечения личных выгод. Лидер - признание группой, преимущественных приоритетов за одним из ее членов с принятием им решения. Личность - индивид как субъект социальных отношений. Личность преступника - совокупность психических особенностей индивида, проявляющихся в характере совершенного им преступления. Ложь - намеренное искажение действительности. Манипулирование - идеологическое воздействие для изменения поведения людей, их жизненных позиций помимо их интересов. Механизм преступления - совокупность системообразующих элементов преступления: предмет посягательства, мотивы, цели и способы. Модальность - качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств, например зрительные, слуховые, тактильные и кинестезические ощущения. Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет собой ее предметное воплощение. Моторный - связанный с мышечно-двигательной системой организма. Навык - способ выполнения действия, ставший в результате многократного инвариантного повторения частично автоматизированным, легко, быстро и точно реализуемым. Физиологическая основа навыка - динамический стереотип. Наглядно-действенное мышление - мыслительный процесс, протекающий с участием реально выполняемых действия и операций с предметами и в качестве необходимого звена успешности включающий оперирование наглядными образами. Невменяемость - неспособность лица нести ответственность за антиобщественные противоправные деяния в силу болезни. Неврозы - психогенные нервно-психические расстройства, к числу которых относятся: истерия, неврастения. Обвинение - содержится в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого к уголовной ответственности. Обвиняемый - лицо, в отношении которого вынесено постановление о его привлечении к уголовной ответственности. Общественный опыт - система знаний, умений и навыков, накопленная человечеством в процессе исторического развития и закрепленная в предметах культуры. Оговор - показания, изобличающие лицо в совершении преступления, которого оно не совершало. Оперативно-розыскная деятельность - разведывательно-поисковые мероприятия, осуществляемые специальными органами. Оперативное наблюдение - негласная оперативно-розыскная деятельность, выраженная в скрытом наблюдении за объектом. Опознание - следственное действие, состоящее в идентификации объекта по мысленному образу опознающего. Опосредствование - определение вещей, понятий и явлений, раскрытие их сущности через отношение к другим вещам, понятиям и явлениям. Система специфических для коллектива межличностных отношений, например, определена опосредствованно через их связь и зависимость от содержания общественно ценной совместной деятельности. Ориентировочная реакция - сложная, специфическая реакция организма на новизну ситуации. Проявляется в повышении чувствительности анализаторов и мобилизации энергетических ресурсов организма. Освидетельствование - является разновидностью осмотра тела человека для установления следов преступления или особых примет. Особые приметы - отличительные особенности объекта, пригодны для идентификации. Ответственность - соответствие поведения личности долгу, обязанностям, подчиненность поведения личности, социальным нормам. Перцептивный - относящийся к сфере восприятия. Подозреваемый - им признается лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления. Подсознательное - совокупность актуально неосознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение и содержание сознания. Понятие - обобщающая мысль о предмете или явлении, выделяющая в нем ряд существенных и в совокупности специфических признаков. Потребность - основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние, выражающее их зависимость от конкретных условий существования. Правопорядок - форма общественного порядка, основанная на реализации системы правовых норм. Проблемная ситуация - существующая в реальности или создаваемая в эксперименте ситуация, в которой перед индивидом - человеком или подопытным животным - возникают задачи, требующие интеллектуальной деятельности. Привод - принудительное доставление в правоохранительные органы. Психофизическая проблема - в более широком значении - проблема, касающаяся места и роли психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира; в более узком - вопрос о взаимоотношениях между психикой и физиологическими процессами, происходящими в организме. Психофизический параллелизм - идеалистическая теория, утверждающая параллельное и независимое протекание психологических и физиологических процессов. Одна из разновидностей идеалистического решения психофизической проблемы. Раздражимость - свойственная всем животным образованиям способность реагировать на внешние воздействия определенным комплексом функциональных и структурных изменений. Первичное проявление деятельности живой системы, воплощающее основное ее свойство - отражать воздействия внешней среды. Раскаяние - признание своей вины и самоосуждение противоправного поведения, готовность нести заслуженное наказание. Рефлексия - обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния. Розыск - деятельность правоохранительных органов, направленная на установление разыскиваемого обвиняемого. Семантический - относящийся к смыслу и значению слов или выражений. Сенсорный - чувственный, относящийся к органам чувств. Словесно-логическое мышление - мыслительный процесс, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями без непосредственной опоры на материальные действия или данные чувственного опыта. Совесть - способность индивида к нравственному самоконтролю, самооценке своих поступков. Сознание - высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности в системе языковых значений. Социометрия - совокупность стандартизированных методических приемов для количественной оценки и графического представления межличностных отношений типа симпатий в группах и коллективах. Стимул - внешнее или внутреннее воздействие, вызывающее в рецепторе возбудительный процесс. Страх - негативная острая эмоция, которая может возникнуть в обстановке реальной угрозы индивиду. Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризющих динамическую сторону ее деятельности. В основе темперамента лежат типы высшей нервной деятельности, однако он зависит от социальных условий жизни человека. Тест - стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить соответствие психологических качеств и способностей человека некоторым "нормам", полученным путем усреднения данных достаточно большой совокупности людей. Теоретически необоснованные тесты могут стать причиной серьезных ошибок, причинить значительный ущерб педагогической практике. Тип высшей нервной деятельности - устойчивый комплекс свойств высшей нервной деятельности, определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы, но зависимый и от социальных условий жизнедеятельности человека. Улики - косвенные доказательства, которые оцениваются правоохранительными органами наряду с другими доказательствами. Уровень притязаний - характеристика личности, определяемая мерой трудности целей и задач, которые личность выбирает и ставит перед собой в той или деятельности. Установка - внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей его действительности. Фанатизм - основанная на слепой вере, крайняя степень приверженности субъекта к определенной идее или образу. Фрейдизм - одно из наиболее распространенных реакционных направлений психологии XX века, противопоставляет человека обществу, основную роль в его поведении отводит подсознательным влечениям и инстинктам, дискредитирует ведущую роль сознания. Функциональная система - нейродинамическое прижизненное новообразование, представляющее собой материальный субстрат высших психических функций и способностей человека. Фоторобот - прибор для изготовления фотокомпозиционных портретов разыскиваемых, применяемый в работе правоохранительных органов. Чувствительность - 1. Психологическая форма отражения живыми существами воздействия окружающей среды; проявление раздражимости по отношению к стимулам, не обладающим непосредственной биологической значимостью. 2. Способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия. Эгоцентрическая речь - речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Экстериоризация - переход от внутреннего, умственного плана действий к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. Антоним - "интериоризция". Экстравертированность - характерилогическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира, интересе к другим людям и несклонности к углубленному самоанализу. Антоним - "интровертированность". Эмпатия - способность понимания психических состояний других людей и сопереживания им. Действенной формой эмпатии является эмоциональная идентификация. Эффектор - мышца или железа, реагирующая на воздействие и адаптирующая к нему организм. Эфферентный - центробежный, идущий от центра к периферии. Эфферентный нерв - волокно, проводящее нервные импульсы из центральной нервной системы к эффектору. Антоним - "афферентный".
Приложение 1 Министерство образования И НАУКИ Российской Федерации Санкт-ПетербургскИЙ государственный университет сервиса и экономики КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЮРИДИЧЕСКАЯ психология» на тему:
Работу выполнил: студент ___курса специальность________ _______________Ф.И.О. Работу проверил: доц. ___________Ф.И.О.
Санкт–Петербург
Приложение 2
Образцы оформления списка литературы Монография Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды. – М.: МОДЭК, 2011. Статья в сборнике Мей Р. Чтение характера//Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: БАХРАХ, 1997. – с. 598-601. Статья в журнале Петровский А. В. Теоретическая психология как основание "общей психологии" // Вопросы психологии.- 2000. - № 4. - С.3 – 10. Ссылка на газету Иванов Б.Р. Психологические проблемы самоактуализации личности// Психологическая газета. – 2010.- апрель. – с.9-10.
Кафедра «СоциальнЫЙ менеджмент»
М.Ю. КУСАКИН
Юридическая психология
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.233 с.) |