Перевозка товаров морским транспортом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевозка товаров морским транспортом



Регулирование отношений, возникающих в связи с морскими грузовыми перевозками, осуществляется на основе Кодекса торгово­го мореплавания РФ 1999 г.1 (далее по тексту — КТМ), а также между­народных морских обычаев.

Правила, установленные КТМ, распространяются на:

морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено междуна­родным договором РФ или законом;

суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река-море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внут­ренним водным путям при перевозках грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной опе­рации и при столкновении с морским судном.

Правила, установленные КТМ, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:

военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой служ­бы;

некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государст­ва.

Статья 115 КТМ предусматривает два вида договоров перевозки: 1) с условием предоставления всего судна или отдельных его помеще­ний (чартер); 2) без такого условия.

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места по­грузки груза, наименование места назначения или направления суд­на. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные усло­вия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтовате­лем или их представителями.

Договор морской перевозки груза должен быть заключен в пись­менной форме (ст. 117 КТМ). Наличие и содержание договора мор­ской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. Согласно ст. 119 КТМ,

1 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207 (с изм.).


15*


228 Глава 14. Правовое регулирование перевозки товаров


§ 3. Перевозка товаров морским транспортом 229


 


отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содер­жит ссылку на них.

Основным документом, при помощи которого оформляется пере­возка грузов в международном судоходстве, является коносамент. Ко­носамент — документ, подтверждающий принятие товара для мор­ской (или речной) перевозки и обязывающий перевозчика выдать то­вар законному владельцу. Коносамент является:

распиской, подтверждающей принятие к перевозке товара, обо­значенного на лицевой стороне этого документа;

контрактом на перевозку товара на оговоренных в нем условиях;

товарораспорядительным документом.

Существуют несколько видов коносамента:

коносамент на предъявителя, который предоставляет право каждо­му, кто является его владельцем, распоряжаться товаром. Применяет­ся крайне редко, поскольку не может гарантировать получение товара именно тем лицом, которому он действительно предназначен;

именной коносамент, выписываемый на конкретного получателя товара. Передача владения товаром другому лицу возможна только посредством специально оформленного заявления о переуступке (цессии);

ордерный коносамент, согласно которому перевозчик должен дос­тавить товар по указанию обозначенной стороны. Этот коносамент может передаваться получателем третьему лицу посредством индосса­мента, т.е. передаточной надписи на этом документе. Индоссамент может быть именным и на предъявителя;

бортовой коносамент, оформляемый на погруженный на борт суд­на груз;

коносамент на груз, принятый к отправке, который применяется, если товар сдан на склад для последующей отгрузки. В ряде случаев после отгрузки он заменяется на бортовой коносамент;

долевые коносаменты — деливери-ордера, выписываемые при не­обходимости выдачи грузополучателю части груза и представляющие собой фактически не коносамент, а распоряжение получателя капи­тану о выдаче части груза после предъявления оригинала коносамента на всю грузовую партию;

сквозной коносамент — документ, на основе которого грузы транс­портируются из порта погрузки в порт назначения двумя и более су­доходными линиями, действующими в соответствии с соглашением;

чистый коносамент, если перевозчик не сделал в нем замечаний относительно состояния перевозимого товара;


нечистый коносамент, если в нем сделаны соответствующие ого­ворки. В коносаменте должно быть указано, законодательным актам какой страны он подчиняется, юрисдикции какого суда подлежат споры.

В коносаменте также указываются район плавания, перевалка, погрузка, выгрузка, хранение, складирование, срок исковой давно­сти, правила осмотра груза, условия обращения с ним.

Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для обеспечения их пол­ной сохранности при перевозках, должны предъявляться для перевоз­ки в исправной таре и упаковке. Тара и упаковка, на которые уста­новлены государственные стандарты или для которых установлены технические условия, должны соответствовать им. Такие требования применяются и к предъявляемым отправителем контейнерам.

Отправитель обязан надлежащим образом маркировать груз и представлять перевозчику необходимые сведения о нем. Если груз требует особого обращения, отправитель обязан информировать пе­ревозчика о свойствах груза и порядке обращения с ним.

После приема груза для перевозки перевозчик по требованию от­правителя обязан выдать отправителю коносамент. Отправитель га­рантирует перевозчику достоверность данных, предоставленных для включения в коносамент, и несет ответственность за убытки, причи­ненные перевозчику вследствие недостоверности таких данных.

Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подпи­санным от имени перевозчика.

После того, как груз погружен на борт судна, перевозчик по тре­бованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором должно быть указано, что груз находится на борту определенного суд­на или судов, а также указываются дата или даты погрузки груза.

Если перевозчик или выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или считают, что данные коносамента не соответствуют фактически принятому грузу или погруженному грузу, то перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, кото­рая конкретно указывает на основания для предположений или от­сутствие разумной возможности проверки указанных данных. Если перевозчик или другое выдающее коносамент от его имени лицо не указывает в коносаменте внешнее состояние груза, то считается, что груз в хорошем внешнем состоянии.

Обязанности перевозчика:

перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его;



Глава 14. Правовое регулирование перевозки товаров


§ 4. Перевозка товаров воздушным транспортом 231


 


если принятый для перевозки груз в силу его свойства требует особого обращения и указания об этом содержатся в договоре мор­ской перевозки груза и на грузовых местах, перевозчик должен забо­титься о грузе в соответствии с такими указаниями;

перевозчик обязан подать судно в указанный в чартере порт по­грузки или в указанный фрахтователем порт в соответствии с усло­виями чартера;

при перевозке груза по чартеру перевозчик обязан в письменной форме уведомить фрахтователя или отправителя, если он указан фрахтователем, о том, что судно готово или будет готово в определен­ное время к принятию груза;

если фрахтователю предоставлено для перевозки груза все судно, перевозчик обязан по требованию фрахтователя отправить судно в плавание, если даже не весь груз погружен. Перевозчик в таком слу­чае сохраняет право на полный фрахт.

Обязанности фрахтователя (отправителя):

фрахтователь должен указать безопасный порт погрузки;

за задержку судна свыше контрсталийного времени фрахтователь возмещает перевозчику причиненные убытки, если задержка судна произошла по причинам, не зависящим от перевозчика;

отправитель должен своевременно передать перевозчику все тре­буемые в соответствии с портовыми, таможенными, санитарными или иными административными правилами касающиеся груза доку­менты и несет ответственность перед перевозчиком за убытки, при­чиненные вследствие несвоевременной передачи, недостоверности или неполноты таких документов;

перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон, при отсутствии соглашения — в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с уче­том конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом.

Каждая из сторон договора морской перевозки груза вправе отка­заться от его исполнения без возмещения другой стороне убытков при наступлении до отхода судна от места погрузки груза следующих обстоятельств:

военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза;

блокада места отправления или места назначения;

задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки груза;

привлечение судна для государственных нужд;


запрещение соответствующими властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назначения.

Прекращение договора морской перевозки груза вследствие невоз­можности его исполнения (ст. 157 КТМ). Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возмес­тить другой стороне вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места погрузки груза вследствие не зависящих от сторон обстоятельств:

судно погибнет или будет насильственно захвачено;

судно будет признано непригодным к плаванию;

погибнет индивидуально определенный груз;

погибнет груз, определенный родовыми признаками, после сдачи его для погрузки, и отправитель не успеет сдать другой груз для по­грузки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.01 с.)