Государственное регулирование цен на товары 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование цен на товары



Влияние государства на процессы ценообразования в торговом обороте объясняется необходимостью обеспечения публичных инте­ресов.

~_- В юридической литературе под системой государственного регули­рования цен понимается совокупность органов федеральной исполни­тельной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, располагающих специальными полномочиями по регулированию хозяйственной деятельности, опре­деляемыми множеством нормативных актов1.

В Российской Федерации функции разработки и осуществления мер по проведению единой политики цен возложены на Правительст­во РФ. Ведущее место в данной сфере принадлежит Министерству экономического развития и торговли РФ, которое уполномочено раз­рабатывать предложения о совершенствовании ценового регулирова­ния в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), участвовать в согласовании, утверждении, регистрации цен и тарифов, а также в контроле за применением государственных регулируемых цен (тарифов).

Базовыми правовыми актами по регулированию цен является Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упоря-


дочению государственного регулирования цен (тарифов)»1 и приня­тое в его развитие одноименное постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 2392.

В соответствии с данными нормативными актами вся продукция, в отношении которой применяется государственное регулирование цен, разделена на два перечня.

В первый перечень входит продукция, цены на которую устанав­ливаются федеральными органами исполнительной власти. Это при­родный газ, нефтяной (попутный) и отбензиненный сухой газ, нефтя­ной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению), продукция ядерно-топливного цикла, электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организа­циями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, алмазное сырье, драгоценные камни, протезно-ортопедические изде­лия, водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепо­стью свыше 28%, производимая на территории РФ или ввозимая на таможенную территорию РФ, этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ.

Второй перечень включает в себя продукцию, государственное регулирование цен на которую осуществляется субъектами Россий­ской Федерации. В данный перечень входят газ природный, реали­зуемый населению и жилищно-строительным кооперативам, газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), электрическая и тепловая энергия (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой орга­низациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регули­руемую деятельность, — гарантирующих поставщиков электриче­ской энергии на розничные (потребительские) рынки электриче­ской энергии, тарифы (цены) на которую регулируются региональ­ными энергетическими комиссиями, топливо твердое, топливо печ­ное бытовое и керосин, реализуемые населению, торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назна­чения.

Цена — фундаментальная экономическая категория, которая представляет собой денежное выражение стоимости продукции, ра­бот, услуг.


 


' См.: Тен Л.Л. Государственное регулирование цен // Законодательство и эконо­мика. 2002. № 1 (213). С. 5.


J СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 859. 1 СЗРФ. 1995. № 11. Ст. 997.



Глава 7. Государственное регулирование торговли в РФ


§ 2. Государственное регулирование цен на товары 105


 


В коммерческой деятельности применяются различные виды цен. В зависимости от того, как определяются цены, они подразделяются на свободные и регулируемые1. Свободные (рыночные) цены — цены, ко­торые складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Переход на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, скла­дывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию, ра­боты и услуги, был закреплен Указом Президента РСФСР от 3 декаб­ря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен»2.

Регулируемые цены — цены, в отношении которых непосредствен­но применяются административно-правовые рычаги воздействия: фиксированные цены, минимальные, предельные цены и тарифы, предельные коэффициенты изменения цен, предельные уровни рен­табельности, предельные торгово-снабженческие надбавки, предель­ные надбавки к оптовым ценам3.

Фиксированные цены устанавливаются государством для хозяйст­вующих субъектов в виде строго определенных сумм на единицу или определенный объем (массу) товара.

Минимальные цены применяются в тех случаях, когда при сохране­нии относительно высокой нормы прибыли хозяйствующего субъекта имеется возможность снижения цены на товар, но государство не за­интересовано в расширении спроса на данный товар. Так, совмест­ным письмом Комитета РФ по торговле, Министерства экономики РФ, ГТК России, Департамента налоговой полиции РФ, Государст­венной налоговой службы РФ от 28 февраля 1996 г. установлены ми­нимальные цены на водку и ликеро-водочные изделия крепостью выше 28%, производимые на территории РФ или ввозимые на терри­торию РФ и реализуемые на внутреннем рынке Российской Федера­ции4. Минимальные цены на данную продукцию указаны в письме Минэкономики от 3 февраля 2000 г. «Об утверждении минимальных цен на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Рос­сийской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Рос­сийской Федерации»5.

Предельные цены устанавливают ценовой предел на товар, выше которого хозяйствующий субъект не вправе изменять цену.

1 См.: Коммерческое право / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой,
С. 427-438.

2 ВВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1878 (утратил силу).

3 См.: Тен А.Л. Указ. соч. С. 7-8.

4 Экономика и жизнь. 1996. № 14.

5 РГ. 2000. № 29.


Предельные коэффициенты изменения цен представляют собой оп­ределенные цифровые обозначения, кратно которым может быть из­менена цена или тариф. Иными словами, они определяют верхний и нижний пределы свободного усмотрения хозяйствующего субъекта по формированию цены на товар.

Предельные уровни рентабельности предназначены для регулиро­вания цены на товар с помощью ограничения нормы прибыли хозяй­ствующего субъекта.

Предельные торгово-снабженческие надбавки — метод государст­венного регулирования цен, применение которого допускает увеличе­ние стоимости приобретенного ранее для продажи товара лишь на ве­личину, определенную государством. Воздействие здесь осуществля­ется не стабилизацией рентабельности, а возможностями наращива­ния доходов. При этом рентабельность может расти, если продавец снижает издержки своей хозяйственной деятельности при сохране­нии прежнего предела торговой надбавки. Наиболее часто данный метод применяется в сфере розничной торговли продовольственными товарами.

Предельные надбавки к оптовым ценам — способ государственного регулирования цены, по которому продавец не вправе реализовать то­вар конечному потребителю по цене, превышающий цену предпри­ятия-производителя на установленный государством предел. Сущ­ность данного метода состоит в сокращении числа посредников меж­ду производителем и потребителем.

Примером государственного регулирования цен на товар с помо­щью установления предельных надбавок является постановление Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. № 782 «О государственном ре­гулировании цен на лекарственные средства»1. Процесс ценообразо­вания в отношении жизненно необходимых и важнейших лекарст­венных средств складывается: 1) из государственной регистрации предельных отпускных цен отечественных и иностранных производи­телей на данный товар; 2) из установления органами исполнительной власти субъектов РФ предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные средства.

Государственное регулирование цен может применяться для под­держки наиболее важных отраслей народного хозяйства и товаропро­изводителей, занятых в них. Так, в целях создания необходимых эко­номических условий для функционирования агропромышленного комплекса Федеральным законом от 14 июля 1997 г. «О государствен-

1 СЗ РФ. 2001. №47. Ст. 4448.


106 Глава 7. Государственное регулирование торговли в РФ


§ 3. Государственное регулирование безопасности товаров 107


 


ном регулировании агропромышленного комплекса»1 предусмотрено установление гарантированных цен на сельскохозяйственную продук­цию, сырье и продовольствие. Сущность применения данных цен со­стоит в обеспечении сельскохозяйственным товаропроизводителям получения доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. Гарантированные цены применяются в случае, если средние рыноч­ные цены на данную продукцию становятся ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству или при доплатах това­ропроизводителям в сфере агропромышленного производства в слу­чаях, предусмотренных Правительством РФ.

В зависимости от назначения различают оптовые и розничные цены. Оптовая цена — цена товара, продаваемого крупными партия­ми. Розничная цена — цена, по которой товар реализуется населению. Она складывается из оптовой цены и торговой наценки, необходимой для покрытия издержек и получения прибыли торгующими субъекта­ми. В связи с экономией на торговых издержках оптовая цена всегда ниже розничной.

В зависимости от сферы применения различают внутренние и мировые цены. Внутренние цены — цены товаров по сделкам во внут­реннем обороте. Мировые цены — свободные цены, применяемые по регулярным экспортным и импортным контрактам, которые заклю­чаются в важнейших центрах международной торговли на товары ве­дущих поставщиков, оплачиваемые в свободно конвертируемой ва­люте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.009 с.)