Мотивация поведения личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация поведения личности



Под мотивацией понимается система побуждений человека, направ­ленных на достижение конкретных целей. Мотивация поведения дает ответы на вопросы: "Чего хочет человек?», "К чему он стремится?» и т.п. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирую­щих потребностей.

В основе поведения людей лежат потребности. Потребность — это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей.

Потребности человека разнообразны. В настоящее время выделяют материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и т. д.) и духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, при­обретении знаний, творчестве и т. п.)*.

Любая классификация потребностей условна. Все человеческие по­требности социально обусловлены. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность чело­века, его ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно примыка­ет система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система соотнесенная с потребнос­тями и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Так, например, потребность организма в витами­нах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией.

________________________________________________________________________

*См.: Психология. Под ред. Рудика П.А. М.,1974.

 

Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. «Мотив — это осознанное побуждение для определенного действия собственно и фор­мируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия»*.

В целях дифференцирования побудительных сил человека следует выделять его осознанные и неосознанные побуждения, то есть мотивы. Это имеет большое значение для оценки изучаемого лица. Осознанные побуждения реализуются после длительного обдумывания. Неосознан­ные побуждения реализуются автоматически на основе усвоенного лич­ностью прошлого опыта. Такие побуждения представляют собой сис­тему установок.

________________________________________________________________________

*Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1950, с.564.

 

Психологические установки

 

В психологии под установкой понимают психическое состояние чело­века как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействия внешней среды*.

________________________________________________________________________

*См.: Психология. Под.ред. Рудика П.А. М.,1974, с. 271.

 

Само слово «установка» происходит от латинского «аптус», имеющего значение: 1) физическое или умственное состояние подготовленности к действию; 2) поза человека в смысле моторного или умственного предрасположения.

В советской психологии теоретические положения установки создал грузинский психолог Д.Н. Узнадзе. В своем обобщающем труде «Экспе­риментальные основы психологии установки" он определяет установку как особое состояние психики, которое предваряет появление отдель­ных фактов сознания или предшествует им. Установка формируется в психике субъекта в результате предварительных опытов в виде изна­чальной реакции на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Характерной чертой установки, согласно Уз­надзе, является ее внесознательный психический процесс, оказываю­щий... решающее влияние на содержание и течение сознательной пси­хики»*.

________________________________________________________________________

* Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966, с. 149.

 

Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необхо­димые для этого его психические силы. Знание закономерностей прояв­ления установки — необходимое условие для оценки личности преступ­ника, потерпевшего и т.д. В установке в структурном плане выделяют три компонента: эмоции, убеждения и мнения, реакции и навыки. Эти компоненты эмоциональных, интеллектуальных и поведенческих под­структур определяют активность человека в окружающей его обстанов­ке. Установка во многом определяет все поведение человека. Она управ­ляет нашими реакциями в ответ на реакции собеседника: наше выраже­ние лица зависит от того, как в данный момент собеседник, с которым мы находимся в контакте, принимает нас. Содержательной стороной установки являются ценностные ориентации личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.006 с.)