Методы словесного и наглядного (сенсорного) воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы словесного и наглядного (сенсорного) воздействия



Методы словесного воздействия на занимающихся обязательно и постоянно применяются в учебно-тренировочных занятиях. По назначению их можно объединить в следующие группы:

· методы рассказа, описания, объяснения, в которых слово ис­пользуется как средство передачи знаний;

· методы команды, распоряжения, указания, где происходит воз­действие словом в целях управления деятельностью занимающихся;

· методы разбора, замечания, словесной оценки, с помощью кото­рых анализируется и оценивается деятельность занимающихся.

Методы наглядного (сенсорного) воздействия по назначению спо­собствуют привлечению к процессу познания как можно большего числа сенсорных органов (органов чувств) человека. В процессе физического воспитания наибольший эффект достигается при использовании органов зрения, слуха и двигательных (кинестетических) ощущений.

Методы зрительной наглядности подразделяются на непосредст­венный показ движений, демонстрацию наглядных пособий с помощью современной оргтехники и зрительное ориентирование:

· непосредственный показ движений призван создавать общее це­лостное представление о новом двигательном действии, которым должны овладеть занимающиеся. Движения рекомендуется демонстрировать за­медленно, выразительно, выделяя отдельные положения тела остановками. Занимающимся должны быть созданы удобные условия для наблюдения - рациональное расстояние в плоскости основных движений и достаточная повторность показа;

· демонстрация наглядных пособий осуществляется с помощью диапозитивов, видеозаписей, различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела), многообразных схем, чертежей, графиков, рисунков, на которых можно создать зрительное представление о разучиваемых движениях и продемонстрировать особенности техники двигательного дей­ствия;

· зрительное ориентирование предполагает использование специ­ального оборудования, благодаря которому занимающиеся могли бы ори­ентировать свои движения во времени и пространстве. Для зрительного ориентирования применяются также сложные технические устройства, подающие световые сигналы о времени, направлении и скорости движе­ний. Например, загорание лампочек в различных местах специального щита для тренировки точности и быстроты бросания мяча в спортивных играх, использование светолидирующих устройств, регламентирующих быстроту и темп передвижения, и т.п.

Метод слуховой (звуковой) наглядности заключается в использо­вании звуков как сигналов, помогающих уточнять пространственные и временные характеристики движений. Заранее обусловленными звуко­выми сигналами можно подсказать момент главного усилия или начала какой-либо фазы движения, например, момент разгруппировки тела при прыжке в воду или сгибания тела при выполнении гимнастического эле­мента на снаряде.

С помощью звуковой наглядности хорошо усваивается ритм дви­гательных действий, который можно обусловить ("простучать") заранее или в процессе выполнения движения. Существуют различные звуколиде-ры, помогающие удерживать заданный темп движений. При использовании звуковых сигналов необходимо учитывать время двигательной реакции занимающихся и подавать сигналы с сответствующим опережением.

Методы и приемы двигательной наглядности направлены на орга­низацию восприятия занимающимися ощущений, поступающих от двига­тельного аппарата (от двигательного анализатора). Примером двигатель­ной наглядности является направляющая помощь при движениях - прину­дительное "проведение по движению", например, проведение преподава­телем руки занимающегося при обучении замаху во время метания мяча. Освоить движение помогает прием фиксации положений тела или его час­тей в отдельные моменты двигательного действия. Развитию двигательных ощущений соответствуют тренажеры, специально создаваемые для обучения различным видам физических упражнений.

4.5. Структура учебно-тренировочного занятия

 

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации ме­тодических принципов спортивной тренировки. Оно может состоять из четырех или трех частей.

Из четырех частей строятся занятия преимущественно со студен­тами, не имеющими спортивной квалификации. Такие занятия состоят из вводной, подготовительной (разминки), основной и заключительной час­тей.

Тренировочные занятия с квалифицированными спортсменами и самостоятельные занятия студентов состоят из трех частей, где две первые части объединяются в одну под названием вводно-подготовительная часть, или разминка. Можно рекомендовать следующее примерное рас­пределение времени по частям занятия:

· в первом случае вводная часть - 3...5 мин, подготовительная (разминка) - 20...25 мин, основная - 50...60 мин, заключительная - 5.. 10 мин, всего 90 мин;

· во втором - вводно-подготовительная часть (разминка) - 20...30 минут, основная часть - 55...60 минут, заключительная часть - 5...10 ми­нут, всего 90 минут.

Вводная часть занятия

 

Вводная часть сводится к организации занятия (построение), созданию у занимающихся рабочей обстановки и психологического на­строя на эффективное выполнение задач данного занятия.

Во вводной части объявляется рабочий план занятия, перед зани­мающимися ставятся конкретные задачи, создается четкое представление о содержании основной части, объеме, интенсивности и распределении тре­нировочных нагрузок.

Вводная часть занятия реализует методический принцип созна­тельности и активности.

4.5.2. Подготовительная часть занятия (разминка)

 

Разминка обеспечивает преодоление периода врабатывания орга­низма. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнитель­ного покоя в деятельное состояние, в состояние готовности к выполнению повышенных физических нагрузок, способствует реализации принципа постепенности.

К сожалению, многие студенты недооценивают значение раз­минки, стремятся или вообще ее не выполнять или выполняют небрежно с нарушением правил, а, следовательно, и объективных физиологических закономерностей периода врабатывания организма в более интенсивную двигательную деятельность.

Физиологический механизм действия разминки следующий: мед­ленный бег в начале разминки приводит к раскрытию большого количества капилляров в сердечной и в скелетных мышцах. При этом активизи­руется кровообращение и дыхание, температура внутренней среды орга­низма повышается на 0,5-1,0 °С, что способствует увеличению проницаемо­сти мембран легочных пузырьков (альвеол), повышению содержания эритроцитов в крови, повышенному кровоснабжению мышечных воло­кон и клеток всех других тканей. Одновременно повышается эффектив­ность обмена веществ, улучшается питание тканей кислородом и питатель­ными веществами, увеличивается снабжение организма энергетическими веществами, а также ускоряется вывод из клеток продуктов распада, об­разующихся в процессе их активной деятельности;

Разминка делится на две части - общую и специальную.

Общая (общеразогревающая) часть разминки решает задачу акти­визации (разогревания) опорно-двигательного аппарата и деятельности функциональных систем организма, особенно сердечно-сосудистой и ды­хательной. Для достижения этого применяется медленный бег (6... 15 мин) и выполняются гимнастические упражнения для всех групп мышц и всех частей тела (15...20 мин).

Специальная часть разминки направлена на повышение координа­ционных способностей, создание энергетической основы, подготовку ор­ганизма занимающихся к выполнению последующих, более сложных по координации движений и более интенсивной тренировочной нагрузки.

Специальная часть разминки на одном занятии может выполняться несколько раз, когда занимающиеся в основной части переходят к выпол­нению других групп (видов) физических упражнений.

Основная часть занятия

 

В основной части выполняются главные задачи, стоящие перед данным занятием. В зависимости от конкретных условий, места и времени данного тренировочного занятия по своей направленности оно может со­держать одну или несколько сторон спортивной подготовки. В случае сложной (комплексной) цели тренировочного занятия следует тщательно соблюдать запланированную последовательность как отдельных сторон подготовки, так и самих физических упражнений. Особое внимание тре­буется также в вопросах динамики физической нагрузки и характера слож­ности физических упражнений.

Например, с целью воспитания физических качеств тренировочные нагрузки рекомендуется планировать в следующем порядке: сначала вы­полняются упражнения на быстроту движений, затем на силу и в конце занятия на выносливость (гибкость воспитывается в процессе разминки).

Иногда эта последовательность может меняться в целях развития у занимающихся способности проявлять высокую работоспособность при различных состояниях утомления организма.

Основная часть занятия главным образом реализует педагоги-­
ческие принципы индивидуализации, доступности, последовательности, ди­
намичности.

 

Заключительная часть занятия

 

Заключительная часть направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма зани­жающихся в сравнительно спокойное состояние.

У студентов и отдельных преподавателей наблюдается снижение
внимания к проведению заключительной части занятия, что может вредно
отразиться на деятельности сердечно-сосудистой системы, т.к. резкий пе­
реход от активных движений к покою выключает действие мышечного
насоса и перегружает сердечную мышцу. В этом случае после занятия студенты могут испытывать дискомфортное состояние.

В заключительной части применяются медленный бег, ходьба, уп­ражнения на расслабление с глубоким дыханием и т.п. В конце заключи­тельной части рекомендуется провести анализ проделанной на занятии тренировочной работы, связать ее с выполнением задач на данном этапе тренировки, определить содержание самостоятельных занятий для каждого занимающегося и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.008 с.)