Дебаты «Вопрос вопросов: почему не стало Советского Союза?» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дебаты «Вопрос вопросов: почему не стало Советского Союза?»



1. Экономические преобразования: а) курс на «ускорение». 1985-1986; б) эпоха «перестройки». 1987-1991; в) курс на создание «регулируемой рыночной экономики».

2. Политическое развитие страны: а) складывание идеи политической реформы; б) начало разрушения советской системы; в) национальные проблемы. Начало межнациональных конфликтов; г) Новоогаревский процесс и распад СССР.

3. Внешняя политика М.С. Горбачева: а) Новое политическое мышление; б) нормализация отношений с капиталистическими странами; в) распад социалистической системы; г) потеря традиционных сфер влияния в мире.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Горбачев М.С. Августовский путч. Причины и следствия. М., 1991

Хроника путча. Л., 1991.

1. Барсенков А.С. Реформы Горбачева и судьба союзного государства. 1985-1991. М., 2001.

2. Здравомыслев А.Г. Межрациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.

3. Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6.

4. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1994. От Горбачева до Ельцина. М., 1994.

5. Столяров К. Распад: от Нагорного Карабаха до Беловежской пущи. М., 2001.

Тема 17. Современная Россия

1. Социально- экономические преобразования (1991-1999): а) «Шоковая терапия». Приватизация; б) попытки корректировки курса реформ; в) финансовый кризис 1998 г. и устранение его последствий.

2. Политические изменения (1991-1999): а) реформирование государственного устройства в России ыв 1991- 1993г. Конституция РФ 1993 г.; б) политическая борьба во время выборов в Государственную Думу, Президента РФ, губернаторов и президентов субъектов федерации, мэров и глав администраций в 1995-1996 гг; в) противостояние Думы и правительства в 1997-1999 гг.; г) проблемы российской государственности. Чеченская война; д) становление отечественной многопартийности.

3. Внешняя политика России.

4. Смена российского руководства. В.В. Путин: а) укрепление российской государственности; б) экономические реформы; в) меры по модернизации системы образования, здравоохранения, социального обеспечения; г) усиление мер по борьбе с терроризмом; д) разработка новой внешнеполитической стратегии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Ельцин Б.Н. Записки Президента. М., 1994.

Конституция РФ. М., 2005.

Россия сегодня. Политический портрет в документах. Кн. 2. М., 1993.

1. Внешняя политика Российской Федерации. 1992-1999. М., 2000.

2. Глазьев С.Ю. и др. Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001 гг. М., 2003.

3. Зенькович Н. Борис Ельцин – разные жизни. В 2 т. М., 2006.

4. История экономического развития России / Под редакцией А.К. Шуркалина. М., 2000.

5. Кирсанов В.Н. Система многопартийности современной России (Очерк истории). М., 1995.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

Рабочая программа курса составлена в соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки успеваемости студентов, предполагающей организацию учебного процесса, при которой все знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения дисциплины, систематически оцениваются по 100-балльной шкале. Положение о рейтинговой системе предусматривает деление семестровой дисциплины на три модуля. Шкала перевода баллов в оценки:

- 60 баллов и менее - «неудовлетворительно»;

- от 61 до 75 баллов - «удовлетворительно»;

- от 76 до 90 баллов - «хорошо»;

- от 91 до 100 баллов - «отлично».

Максимальный балл за ту или иную работу студент получает, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного. Примерные критерии: полнота и логичность раскрытия вопроса, использование дополнительного материала, самостоятельность суждений отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу.

7.1. Темы для подготовки сообщений:

1. Языческие верования древних славян.

2. Брачная дипломатия Ярослава Мудрого.

3. Проблемы складывания феодальных отношений на Руси.

4. Центры объединения Руси: проблема лидерства.

5. Место Руси в европейском сообществе 2-ой половины XIII—XIV вв.

6. Проблема происхождения крепостного права в России.

7. Россия XVI в. глазами иностранцев.

8. Альтернативы политического развития России при Иване Грозном.

9. Опричнина на Руси: предпосылки, сущность, последствия.

10.Сибирская экспедиция Ермака.

11.Церковный раскол и его влияние на русскую культуру.

12.Петровские реформы и российское общество.

13.Положение сословий в России во второй четверти–конце XVIII в.

14.Начало промышленного переворота в России.

15.«Золотой век» русской культуры.

16.Реформа 1861 г. в современной исторической литературе.

17.Следствие и суд над декабристами.

18.Декабристы в тобольской ссылке.

19.Западники и славянофилы.

20.Россия в первой мировой войне.

21. Политические партии России в начале XX века.

22. Белогвардейская Россия.

23.Формирование однопартийной политической системы: предпосылки, особенности, последствия.

24.Военно-экономический потенциал страны накануне Великой Отечественной войны.

25.Источники и цена Великой победы.

26.Тыл в годы войны.

27. Диссидентское движение в СССР: причины, направления, этапы развития.

28. Августовские события 1991 г.

Рекомендации к выполнению заданий для самостоятельной работы:

Устное сообщение по актуальным проблемам курса истории готовится на основе публикаций ведущих исторических журналов страны («Отечественная история», «Российская история», «Вопросы истории» и др. – см. список рекомендованной литературы). Целью сообщения является знакомство студентов с новыми подходами к освещению фактов, явлений и процессов исторического прошлого, методикой научного поиска, расширение исторического кругозора.

Эссе – это очерк, освещающий события, явления и процессы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. Обязательным является грамотность и точность использования исторических фактов и терминов, четкость и доказательность основных положений работы, а также.личностное отношение автора к событиям.

При подготовке рецензии (статьи по истории страны) рекомендуется придерживаться следующей структуры:

1) Актуальность темы, её значение для изучения курса Отечественной истории;

2) Задачи, которые ставит перед собой автор статьи;

3) Источниковая база автора (например, законодательные источники, личная переписка и т.д.);

4) Структура статьи с указанием основных аспектов, о которых пишет автор;

5) Основные выводы с их аргументацией;

6) Ваше мнение относительно статьи и выводов автора.

При проведении сравнения исторических событий и явлений следует придерживаться следующего алгоритма:

1) Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения; 2) Определите черты сходства и различия; 3) Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этих этапах, а что осталось без изменений; 4) Сделайте все необходимые выводы из проведенного сравнения.

При изучении материала о войнах следует придерживаться следующего алгоритма:

1) Причина и характер войны: основные противоречия, приведшие к войне; подготовка к войне, соотношение сил; планы сторон; 2) Ход войны (основные этапы): повод к войне и ее начало; основные этапы и главные сражения; окончание войны, условия мира, итоги; 3) Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.

Презентация по выбранной теме должна включать не менее 15 слайдов, критериями оценки которых являются как содержательная сторона, так и соответствие ей визуальных образов, аудио- и видео-сопровождения.

При характеристике исторической личности необходимо учитывать следующее:

1) Исторические условия, в которых происходит деятельность личности; 2) Задачи, которые стремится решать исторический деятель, и методы их решения; 3) Интересы какого класса (страты) выражает исторический деятель; 4) Портрет: изображение, словесный (по воспоминаниям современников); описание черт характера (по воспоминаниям современников), значение его личных качеств; 5) Оценка результатов деятельности исторической личности.

При работе с историческим источником, прежде всего документом, необходимо помнить, что его анализ включает в себя две части: внешний (объем и оформление документа; место и время появления; структура (простая, сложная – разбит на разделы, главы, параграфы и т.д.); характер (мемуары, свод законов и т.д.) и внутренний (выяснение идейного содержания документа).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.011 с.)