Законодательное обеспечение национальной безопасности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательное обеспечение национальной безопасности.



Законодательное обеспечение национальной безопасности осуществляют органы представительной (законодательной) власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, федеральные законы формируют правовые, организационные, экономические, территориальные и иные основы обеспечения национальной безопасности России.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Согласно статье 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почётные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно статье 72 Конституции РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Федеральные законы принимает Государственная Дума.

Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Согласно статье 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Согласно статье 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации также относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Принятый федеральный закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности ведёт мониторинг законодательства Российской Федерации о национальной безопасности. Комитет видит свои задачи в содействии совершенствованию законодательства о национальной безопасности Российской Федерации, развитии военного законодательства, содействии финансирования в полном объёме государственного оборонного заказа, повышения уровня жизни и социальной защищенности военнослужащих, в активном участии по вопросам своего ведения в укреплении международного и межпарламентского сотрудничества, установлении взаимовыгодного военно-технического сотрудничества[31].

Аналогичную деятельность ведёт в пределах своих полномочий Комитет Государственной Думы по безопасности[32].

Согласно статье 74 Конституции РФ субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне предметов ведения Российской Федерации и её полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из этого вытекает, что полномочия субъектов Российской Федерации в сфере законодательного обеспечения национальной безопасности носят достаточно ограниченный характер и локализацию в переделах территории соответствующего субъекта Федерации. При этом действует непреложный конституционный принцип: законы и иные правовые акты, принимаемые в субъектах Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Решение кадровых вопросов.

Конституция РФ, федеральные законы уделяют значительное внимание вопросам государственной кадровой политики. Это имеет под собой серьёзные основания, в том числе связанные с обеспечением безопасности государства, защитой его конституционных основ.

Конституция РФ (статья 81) устанавливает требования к кандидату на должность Президента РФ: Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет, определяет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Близкие требования формулирует Конституция в отношении кандидатов в депутаты Государственной Думы: депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (статья 97, ч. 1 Конституции РФ).

Согласно статье 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся:

- дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

Согласно статье 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся:

- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов.

Соответствующие законы РФ формулируют требования к кандидатам на перечисленные выше должности.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» формулирует требования к кандидату на должность Председателя Правительства Российской Федерации: им может быть только граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Аналогичные требования закон предъявляет к заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министрам[33].

Федеральный закон устанавливает также требования к кандидату на должность высшего должностного лица – руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Лишаются права на замещение должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) граждане Российской Федерации:

а) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

в) которым в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предъявлено обвинение в совершении преступления;

г) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и (или) 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию);

д) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

е) отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну[34].

Эти требования – «буква закона». А дух закона таков: лица, замещающие государственные, муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, в том числе командиры Вооружённых Сил Российской Федерации, иных вооружённых формирований системы национальной безопасности, сотрудники правоохранительных органов, должны быть не просто гражданами Российской Федерации, но патриотами России, принимая присягу, действительно соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации.

Государство законами формулирует вполне понятные основания освобождения должностных лиц от занимаемых ими постов. Эти основания могут иметь в том числе и криминальный характер: нарушение законов, превышение должностных полномочий, ущемление прав и свобод личности, уголовное преступление.

Не является исключением из общего правила и высшее должностное лицо – Президент Российской Федерации. Согласно статье 93 Конституции РФ Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации. Основанием для принятия такого решения может служить только выдвинутое Государственной Думой обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённое заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Федеральные законы устанавливают основания и процедуры досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица – руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации[35], главы муниципального образования и главы местной администрации[36]. В состав этих оснований входят:

- вступления в отношении должностного лица в законную силу обвинительного приговора суда;

- его выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

- утрата им гражданства Российской Федерации, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

- иные основания.

Для высшего должностного лица – руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации такими основаниями также могут быть:

- отрешение его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

- отрешение его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.54.128 (0.029 с.)